Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»
– Владыка, позвольте задать вопросы, которые поступили нам к началу эфира. Елена из Омска спрашивает: «Мне кажется, что на моего зятя наложено проклятие. В 1996 году в декабре умер отец. Через шесть лет у него в декабре умирает дочь, через шесть лет умирает моя внучка. Мы молимся, мы церковные, но зять в храм не ходит. Как нам быть? Действительно ли это может быть порча?»
– Мы должны смотреть на все эти события более глубоко, потому что смерть не есть что-то новое, страшное; она есть, мы должны к ней готовиться. Если Господь сделал так, что человек умер в молодом возрасте, то это воля Божия, мы не должны смотреть на это как на проклятие. Да, это последствие грехопадения прародителей, из-за которого человек получил смерть. Господь Своими страданиями избавил нас от той смерти, потому что та смерть была страшна и ужасна, все уходили в ад. Сейчас если человек живет благочестиво, богоугодно, по заповедям Божиим, исполняя волю Божию, есть большая надежда, что Господь даст не смерть, а жизнь вечную и блаженную. Сейчас не о том нужно думать, проклятье это или не проклятье – нужно молиться за этих людей, чтобы Господь простил им грехи. Тем более люди крещеные, есть возможность молиться, чтобы Господь дал Царство Христово, блаженную жизнь, и если они сподобились Царства Христова, то мы молимся за них, а они молятся за нас – такая связь между Церковью земной и Церковью небесной, когда мы друг другу помогаем, и это для нас есть радость. Поэтому смерть напоминает нам о том, что жизнь наша временна, скоропроходяща, и не нужно к ней так сильно прилепляться. Все удовольствия и радости этого земного мира должны быть в рамках понимания смысла жизни; не нужно предаваться наслаждениям, увлечениям, которые отводят нас от этой мысли. Что касается проклятья, то такое бывает. Но если человек живет благочестиво и богоугодно, то эти проклятья не имеют никакого значения, кто бы их ни давал. А если человек вел себя неблагочестиво, не богоугодно, не каялся в своих грехах, то проклятие, конечно, действует. Бывает, в пылу своего гнева бабушка, дедушка, отец, мать проклинают своих детей всякими проклятиями; это нехорошо, и это не нужно. Надо быть сдержанным, внимательным к себе и не давать волю гневу – проклятие ничего хорошего не даст. Потом сам этот человек, видя, что его проклятие исполняется на его детях, будет мучиться и жалеть, что так сказал. Поэтому надо быть повнимательнее.
– Владыка, нам звонят из Тольятти: «Я родилась 4 декабря, в день Введения Богородицы во храм. И мне кажется, что все мои несчастья от того, что я справляю в этот праздник свой день рождения. Может, мне просто ходить в храм, и все?»
– Если есть какие-то проблемы, несчастья, как вы сейчас говорите, то это показатель того, что что-то неправильно в вашей жизни. Вы должны понимать, что это праздник большой, великий; не нужно забывать, что в это время идет Рождественский пост. Главным образом вы должны прийти в Церковь, достойно подготовиться к Причастию Святых Таин. И после этого можно будет встретиться со своими близкими, родными, но не предаваться таким увеселениям, наслаждениям, которые не соответствуют правилам, принятым в нашей Церкви. Если мы выходим за рамки этого правила, то Господь вразумляет нас через трудности, которые вы испытываете. Тем более, все должны понимать, что Введение во храм Пресвятой Богородицы есть очень поучительный праздник для нас: во-первых, мы видим, что есть польза от того, что человек находится в храме. Во-вторых, мы видим, что Богородица пришла в храм с такой любовью, таким желанием, и предуготовила Свою душу так, что Она стала Чистейшим Сосудом благодати Божией и стала Вместилищем Истинного Бога. Вот плоды церковной жизни. Мы должны любить Церковь, ходить в церковь, потому что она дает нам очень многое. В то же время в этом празднике мы видим очень важное для нас событие. Трехлетняя Отроковица пришла в храм с такой любовью – вы посмотрите на наших современных детей, что они делают в три года, а Богородица, будучи трехлетним ребенком, с таким желанием, с такой жаждой стремилась в церковь, Сама поднялась, прошла восемнадцать ступеней, в храме зашла во святая святых и назад возвратиться уже не хотела, потому что Она чувствовала благодать Божию, чувствовала силу Божию, которая питала душу. И это есть результат родительского воспитания. Мы считаем: пускай ребенок живет своим детством, живет как хочет. Такой способ воспитания приносит нам неприятности и скорби. А при правильном воспитании человек стал Сосудом благодати Божией, Помощницей, Защитницей благодати Божией, и является Матерью всех живущих на земле. Вот что дает хорошее воспитание – дает радость и утешение родителям, людям и всему миру. Родители правильно воспитали Богородицу и получили результат хороший. А воспитание было еще до рождения, ведь родители Божией Матери долгое время не имели детей, они испытывали унижения, оскорбления, трудности, но при этом не унывали, не отчаивались, а молились и жили благочестиво. Такое испытание их веры, их молитвы, их церковной жизни дало то, что их Ребенок стала такой чудесной, такой любвеобильной, стремящейся к Богу, любящей Бога и окружающих людей. Поэтому когда мы стараемся подражать ценностям этого праздника, то получаем от Бога и радость, и утешение, и никаких трудностей не будет. А когда мы проводим этот праздник несоответствующе, то получаем то, что есть сейчас. А как хорошо, когда такой церковный праздник соединен с личным праздником дня рождения.
– Владыка, Тамара из Нижегородской области спрашивает: «Я часто читаю молитвы «Отче наш», «Живый в помощи», когда болею, и мне становится лучше. Но не знаю, можно ли читать молитву после захода солнца? И можно ли носить в кармане иконки и молитвы?»
– Если взять Священное Писание, то мы увидим у апостола Павла, что святые непрестанно молились; то есть молиться можно и днем, и вечером, и ночью – в любое время дня и ночи нужно обращать свой взор к Богу, возносить к Нему свои молитвы. Быть в единении с Богом – это как раз есть наша религиозная жизнь. Слово «религия» происходит от слова «religare» – связь, то есть это связь между человеком и Богом. Связь может быть только через молитву, через память о Боге, через размышление о Нём. Поэтому если вы молитесь после захода солнца, то даже еще лучше. На Афоне и в других монастырях начинают после захода солнца вечернюю службу, потом повечерие, потом полунощницу, потом утреню – получается, что молятся всю ночь, Всенощная до утра.
Что касается ношения иконочки и молитвы в кармане, то, конечно, можно. Мы должны иметь такое правило, чтобы всегда носить с собой иконочку, и крестик на груди носим, данный нам при Крещении, носим его всю жизнь как оружие, символ силы, которая оберегает нас от всякого зла.
– Еще один вопрос: «В молитвослове написано поминать отца духовного. Я у своего священника спросила, он ли мой духовный отец, он ответил, что нет. А кто тогда мой духовный отец?»
– Так происходит, потому что мы еще не пришли к тому складу, когда была бы церковная община и все прихожане как одна семья – все эти прихожане жили бы вокруг священнослужителя, своего духовника, который был бы духовным наставником этой общины. Все, что делается прихожанами, чтобы община была дружной и крепкой, дается от священнослужителя. Волей-неволей этот священнослужитель будет духовником этой паствы. А если так подумать, то священнику, назначенному на приход, вручается паства этого прихода: жители села или района города являются духовными чадами этого священника. Он должен за них молиться, обязан иметь о них попечение, должен стараться, чтобы все люди, находящиеся в этом приходе, были просвещены светом Евангельского учения, были обращены к Богу, к вере, жили по заповедям Христовым. Это дело священника – отвращать от зла и направлять на путь добра, истины и жизни по вере Христовой. Вот если будет общинная жизнь, то такие вопросы возникать не будут. А когда мы еще не сформировались в этом направлении, то появляются такие проблемы. Но если человек постоянно ходит в одну церковь, постоянно исповедуется одному священнику, то становится духовным чадом этого священника. Этот человек постоянно окормляется, постоянно спрашивает, интересуется, как вести духовную жизнь, как вести себя в тех или иных случаях, чтобы не нарушать заповедей Божиих. Поэтому и есть такая связь между священниками и прихожанами, чтобы духовно возрастать; это есть священная обязанность и священника, как духовного отца своей паствы, и паствы, которая должна относиться к священнику как к своему отцу, духовному наставнику, который должен быть им помощником в деле спасения.
– Звонок из Подмосковья: «Владыка, низкий поклон Вам за то, что организовали такую передачу, она нам очень-очень помогает. Можно ли молиться за невоцерковленных, нераскаянных родственников и чужих людей, которые уже умерли? И сейчас есть родственники, например, муж сестры – он не воцерковлен и с улыбкой относится к иконам. Можно ли помогать таким людям молитвой?»
– Да, мы с вами имеем такую обязанность от Бога, когда мы должны стараться помочь людям обрести веру святую. Святая мученица Екатерина узнала Бога, увидела, что есть другая жизнь, и она хотела всем это дать. Она видела, что люди поклоняются своим «богам», то есть бесам, и она переживала за них, ведь бедные люди сами не знали, что они делают. И она пошла им помочь, хотя уже веками люди поклонялись этим божкам, это стало нормой жизни. И она эту норму разорвала из-за ревности к славе Божией. Конечно, каждый христианин, каждый из нас должен ревновать о славе Божией, нести свет веры Христовой всем людям. Но мы не всегда способны сделать то, что мы хотели, то есть обратить человека к Богу, поэтому нам требуется помощь Божия, и мы обращаемся к Богу: «Господи, помоги вразумить, просветить этого человека, чтобы он не легкомысленно относился к Церкви, Православию, а чтобы понял, что нужно верить, что другого пути нет, что это заблуждение, если человек не стремится к Богу». Рано или поздно человек уйдет из этой жизни и своими глазами увидит то, чем он сейчас пренебрегал и не брал во внимание. Конечно, нам нужна помощь Божия. Поэтому мы молимся и за неверующих, за невоцерковленных, и даже за некрещеных и иноверцев. Молимся Богу, святой Екатерине и другим угодникам Божиим, чтобы они помогли нам в этом непростом деле. Такое свидетельство, конечно, богоугодно: Господь говорит, что если мы будем свидетельствовать об этом роду неверному и прелюбодейному, то Он будет свидетельствовать о нас пред ангелами, а если мы будем стесняться пред этим родом грешным, то и Господь будет стесняться нас пред Отцем Своим Небесным. Недавно мы слышали Евангелие в церкви, что кто будет говорить и делать, тот большую награду получит. Мы должны свидетельствовать не только добрым словом, но еще и своим поведением, своими делами, своими поступками. Если мы будем говорить, и эти слова будут соответствовать нашим делам, то, конечно, будет большая польза для людей, чтобы обратить их ко Христу, и в то же время будет большая награда нам от Бога за такую активную деятельность православного христианина.
– Владыка, у нас есть еще один звонок из Кемеровской области: «Во время Крещения мне было дано имя Лада. Будучи уже взрослым человеком, ходя в храм, причащаясь, я называю свое имя, данное при Крещении. Настоятель нашего храма говорит, что такого православного имени нет, и дал мне имя Лариса. Но у меня есть свидетель – моя мама. Она говорит, что перед Крещением священник достал несколько словарей и нашел там православное имя Лада. Как мне поступать? Как сказал мне настоятель, быть Ларисой, или все-таки в книге жизни я записана как Лада?»
– Если вы хотите, чтобы ваше имя было Лариса, то в нашей Церкви есть такая практика, когда можно свое имя поменять. Это делается с благословения священника, перед Исповедью и перед Причастием называется новое имя, и таким образом мы обретаем нужное нам имя. Действительно, имя Лада у нас как-то непривычно. Может быть, в старых святцах можно найти это имя, но сегодня оно ассоциируется с нашей отечественной машиной, поэтому здесь есть небольшое смущение. Это уже ваше решение, как вы считаете нужным, так и делайте. Если хотите оставить имя Лада, если батюшка при Крещении дал вам такое имя, то оставайтесь с этим именем. К сожалению, было такое время, когда нам давали имена, которых нет в православных святцах.
– Вопрос из Верх-Нейвинска: «Почему не ведется работа по передаче Никольского храма в Верх-Нейвинске?»
– К сожалению, там особо работа не ведется. Хотя я там был, мне были даны обещания о работе по передаче храма. Сейчас есть постановления нашей государственной власти о передаче храмов, которые были в муниципальной, государственной собственности, нашей Церкви. Поэтому, я думаю, сейчас этот вопрос будет решаться быстрее и легче, потому что есть законный механизм, способствующий скорейшему разрешению этого вопроса.
– Владыка, у нас еще один звонок, из Оренбурга: «У нас родственник потерял обручальное, венчальное кольцо. Как нам к этому отнестись?»
– Конечно, это очень печально, очень неприятно, что потеряли венчальное кольцо. Но не надо скорбеть, не надо унывать, нужно жить дальше, надеясь на милость Божию. И быть повнимательнее к тому, чтобы не терять вещи, очень ценные для человека. Нужно будет купить новые, освятить в храме и носить их. И молиться, чтобы Господь простил нам какие-то грехи, способствующие тому, что кольцо потерялось.
– Звонок из Рудянки: «Я молюсь у телевизора, когда по каналу «Союз» показывают службу, – это грех или нет?»
– Мы транслируем в прямом эфире по субботам и воскресеньям службы, чтобы люди немощные, болящие, те, которые не могут прийти в Церковь, не были лишены возможности молиться той молитвой, которая совершается в Церкви. Но это не значит, что мы должны стоять у телевизора и молиться на телевизор. Мы должны обращать свой взор к святым иконам в красном углу и молиться Богу, чтобы Он даровал нам то, что мы просим в церковных молитвах.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
История мира знает много выдающихся событий, запечатленных в хрониках и памятниках культуры, но ни одно из них не может сравниться с Рождеством Христовым, ибо оно стало поворотным моментом в жизни человечества.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.