Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Разговор о книге, представленной сегодня в нашей рубрике, я позволю себе начать рассказом о случае, свидетельницей которому мне пришлось быть. 2007 год, Абхазия, Ново-Афонский монастырь. Мы, отдыхавшие в Абхазии «дикарями», прибыли на Новый Афон паломниками. На горе по пути в обитель нам встречается группа туристов, прибывших из Сочи; ее ведет женщина средних лет. Проходя мимо экскурсовода, слышим до боли знакомое: «В годы гражданской войны монастырь стал оплотом контрреволюции. Банды белогвардейцев...», и далее рассказ о героической борьбе красных с белыми и о несметных сокровищах, изъятых из монастыря. Вздохнув, мы идем дальше и встречаемся с той же группой уже в храме. Дивный храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, расписанный евангельскими и житийными эпизодами. Право, дух захватывает от этой красоты и от удивительно написанных ликов святых. Со стороны, где стоят несчастные сочинские экскурсанты, тем временем доносится: «На этих картинах мы видим портреты деятелей Российского государства: княгиня Ольга, князь Владимир, Александр Невский». И видя, как покорно внимают этим словам два десятка взрослых и с виду вполне вменяемых людей, один из нас не выдерживает и, подойдя к экскурсоводу, пытается объяснить, что «картины» на стенах православного храма – это иконы, а изображенные на них «деятели Российского государства» – это святые Русской Православной Церкви. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…
Неким противоядием от подобных экскурсий, разработанных еще на кафедрах научного атеизма и до сих пор транслируемых, может стать книга, которая сегодня находится на нашей книжной полке. И хотя она называется «Храмы России», ее содержание поможет верному восприятию православного храма в любой точке Земли.
«Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы идете по дороге к Храму» – это слова из предисловия к изданию, о котором пойдет речь. Взяв на себя труд поведать о храмах России современному читателю, авторы не уподобляются тому типу светского экскурсовода – не берем сейчас крайний случай, описанный в начале этой статьи, – который, наверное, хоть раз в жизни встречался каждому из нас: «Высота этого древнего собора столько-то метров, мозаика на его стенах и купольной части создавалась мастерами такими-то, для нее был использован такой-то материал, ее площадь составляет столько-то квадратных метров» – и все. Но вы-то пришли в храм, даже, возможно, остающийся пока музеем, не как в архитектурное сооружение, а как в дом Божий! А вам все о метрах и громких именах... Конечно, и это небезынтересно, но второстепенно по отношению к тому, для чего создается храм.
Со времен Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобрело важнейшее значение. На месте будущего поселения в первую очередь созидалась церковь, куда на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходили все или почти все жители. В храме совершались Крещение новорожденных, Венчание новобрачных, отпевание умерших, в храме защитников Отечества провожали на войну и благодарили Бога за победы. Около храма наши предки сходились на собрания, неподалеку устраивалась и торговая площадь – православный храм на протяжении многих веков российской истории был местом освящения всех сторон человеческой жизни, неотъемлемой частью бытия русского человека.
Поэтому авторы книги называют судьбу каждого храма историей России в миниатюре. Собранные вместе истории наших церквей образуют великое сказание об истории земли Русской. Но любые исторические факты остаются мертвы для души, пока она не ощутит, не пропустит через себя стародавние события. Однако воображение современного человека, искалеченное безудержным прогрессом последних двух столетий, далеко от совершенства. Нам чрезвычайно трудно, открыв «Слово о полку Игореве» или «Моление Даниила Заточника», перенестись в непостижимый мир, совсем не похожий на наш. Что же делать?.. Как приподнять пелену над жизнью новгородцев или псковичей прадедовских времен?
По словам апостола, «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же», поэтому несмотря на прошедшие тысячелетия христианская вера, богослужения и таинства, совершаемые в православном храме, менее всего претерпели изменения. Но неверно было бы воспринимать храм только с культурологической и исторической точки зрения. «Атмосфера храма, – говорит святитель Феофан, – в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша – атмосфера сия чиста, небесна, божественна. Неведомо как – здесь то объемлет душу веяние любви Божьей, – то освежает дыхание благоговейного страха Божья, как дыхание утренней прохлады, – то оживляет движение теплоты сердечной... Побывавши в храме, побывавши как следует, мы выходим оттуда совершенно новыми, как бы освеженными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце».
Книга «Храмы России» – путеводитель не только по русским церквам разных эпох и стилей, маленьким церквушкам и огромным соборам, древним монастырям и святым Лаврам, разбросанным по огромной нашей Родине, охватывающей Русь Великую, Малую и Белую. Это, если можно так выразиться, путеводитель по основам Православной веры. В начале она дает общие знания о наиболее распространенных религиях мира. Затем предлагает читателю азы Закона Божия, историю Креста как символа победы над смертью, рассказывает о праздниках русского Православия и о молитве. Далее приглашает нас в паломничество по храмам Руси, рассказывая о церквах Киева, Новгорода, Углича, Ярославля, Костромы, Санкт-Петербурга, Суздаля – не перечислить всех российских городов и весей, куда мы попадаем вслед за авторами издания. Из храмов наш путь лежит в монастыри. Но прежде чем войти в древние обители, мы узнаем об истории монашества вообще и на Руси в частности, здесь нас ждут самые известные и почитаемые монастыри и Лавры России. Но, как было уже неоднократно замечено, чтение даже самых прекрасных книг не заменит живого паломничества – однако может к нему подготовить.
За Православную веру умирали наши предки на Чудском озере, на Куликовом и Бородинском поле. Эта вера хранилась и передавалась нам русскими святыми. К сожалению, за годы безбожной жизни мы оказались во временах как бы довладимирских. Сегодня снова надо начинать с азов: что такое Православие? Как вести себя в православном храме? В чем суть веры, пронесенной русскими подвижниками сквозь лихолетья? В чем отличие Православия от других религий? В чем его правота? Этим и многим другим вопросам, которыми нередко задаются новоначальные православные христиане, посвящена книга «Храмы России». Людям воцерковленным она поможет обновить знания и дополнить их интересными сведениями. Кроме того, красочное и содержательное издание может стать прекрасным подарком для человека, который еще настороженно смотрит на купола православных храмов.
17 январяСедмица 35-я по Пятидесятнице.Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника
Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на годичном собрании духовенства Московской епархии В Московской епархии, помимо ставропигиальных храмов и монастырей, насчитывается 1435 храмов, из которых: 574 полностью восстановлены, 306 – вновь построены, в стадии строительства находятся 170 храмов. За прошедший год в 27 храмах был совершен чин великого освящения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.