Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (609) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№48 (609) / 22 декабря ‘10

Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»– «Мне 23 года, я ни разу не исповедовалась и боюсь идти, боюсь, что Бог меня не простит. Как мне настроиться на Исповедь и как к ней подготовиться?» – спрашивает Наталья из Кемеровской области.

– Страх этот ложный, бесовский, можно сказать: это враг настраивает человека, что Господь не простит грехов. Господь прощает все грехи, только один грех не прощен – который не раскаивается. А если человек приходит с раскаянием, то обязательно Господь простит, и поэтому обязательно нужно с сердцем, пониманием, с верой подойти к таинству Исповеди – все грехи Господь прощает.

Но есть такие грехи, что человеку, раскаявшемуся в них, после Исповеди надо обязательно принести плоды покаяния, понести какие-то труды для искупления своего тяжкого греха. Это не значит, что Господь отвергает человека кающегося, – ни одного кающегося Господь не отвергает, Он принимает в свои объятия, как любимого сына – мы знаем из притчи о блудном сыне, что Господь готов принять любое Свое создание, желающее покаяться, и Он готов принять, простить и восстановить его в сыновство Свое.

Поэтому не надо смущаться, не надо бояться Исповеди; это неестественная боязнь, ложная. Надо идти и обязательно исповедаться. Потому что враг удерживает человека от того, чтобы он мог очиститься от своих грехов и почувствовать важность, сладость и полезность великого таинства. Таинство Исповеди – великая милость Божия: великая любовь Бога к человеку проявляется в том, что Он дал нам такое таинство. Не было бы Исповеди, человек бы ни за что не выдержал все тяготы и трудности этой жизни.

Мы видим сейчас, что люди, которые не знают этого таинства, болеют, мучаются, отчаиваются, унывают, нередко кончают жизнь самоубийством – они не знают выхода из положения. А стоит человеку прийти на Исповедь, раскаяться в своих грехах, и все становится на свои места в его жизни: на душе становится легко и радостно, снова хочется жить, творить, созидать и активно участвовать в жизни для спасения своей души.

– «Не так давно я была в церкви и стала свидетелем такой сцены: батюшка принимал Исповедь, и когда подошла очередь женщины, которая стояла передо мной, она написала на бумажке какие-то свои грехи, протягивает эту бумажку батюшке, чтобы он мог прочитать и опустить их. А батюшка громогласно говорит: «Я не буду эту бумажку открывать, я и так знаю, что ты там написала. Наклоняй голову, и я над тобой прочту молитву». Хотелось бы знать, – не в осуждение батюшки, ни в коем случае, а вообще, – правильно ли это?»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»– Я, конечно, не знаю, что двигало батюшкой в данном случае. Может быть, он увидел покаянное состояние женщины, которая, готовясь к Исповеди, написала все грехи, которые совершала. Значит, она проанализировала свои поступки, раскаялась в них. Возможно, это постоянная прихожанка, регулярно перечисляющая на бумаге одни и те же грехи – может быть, поэтому он и решил просто прочитать над ней разрешительную молитву.

Конечно, было бы лучше женщину послушать, чтобы она сама сказала о своих грехах, или прочитать записку, на которой эти грехи обозначены, а после этого хорошо бы еще дать какие-то наставления кающемуся человеку и разрешить от  каких-то грехов, если это позволительно в данном случае.

– Что такое «родовое проклятие» и как от него избавиться?

– О родовом проклятии можно говорить тогда, когда родной человек, кто-то из наших родственников совершил какие-то тяжкие грехи, и последствия этих грехов передаются из поколения в поколение на несколько поколений вперед. Чтобы избавиться от такого проклятия, есть единственный выход – вести активную благочестивую жизнь. И это прекратит действие проклятия.

А если, наоборот, мы будем идти на поводу у грехов, которые совершали наши предки, за которые нам и идет проклятие, то это проклятие умножится и распространится еще на большее количество поколений рода. Поэтому, чтобы прекратилось действие этого проклятия, нам необходимо остановиться, перестать грешить и начать жить благочестиво, богоугодно, совершая добродетели, противоположные грехам, совершенным нашими предками.

– Владыка, а можно ли родовое проклятье сравнить с болезнью, которая тоже, бывает, передается из поколения в поколение?

– Да, и это тоже есть следствие какого-то греха, а болезнь передается как наказание за нераскаянный и неискупленный грех.

– «У нас в деревне есть полуразрушенный храм, и в нем отгорожено молитвенное помещение. До недавнего времени там проводились занятия воскресной  школы. В настоящее время нам дают помещение в клубе – там удобнее, теплее и просторнее. А руководитель этой воскресной  школы категорически отказывается занятия там проводить, говорит, что в храме благодатнее. Правильно ли  это, и как нам теперь быть?»

– Конечно, в храме благодатнее, он больше располагает к благочестивой жизни. Но если в храме нет условий, которые необходимы, чтобы дети могли заниматься, то можно, конечно, временно перейти в помещение, которое  предлагается. Но надо думать о том, чтобы возле храма построить здание для воскресной школы, чтобы можно было основать там духовный центр. Тогда бы и взрослые, которые приходят в церковь, приходили туда и занимались, получали знания, необходимые для укрепления человека в вере и благочестии.

–  Владыка, я звоню из Татарстана. Может ли один батюшка на другого батюшку подавать в суд? В гражданский…

– У нас же есть церковный суд – в каждой епархии, по благословению Патриарха нашего и Архиерейского Собора, есть свой церковный суд. И если у нас возникают какие-то проблемы, то мы должны решать их в епархиальном суде. Но если посмотреть еще глубже, в Священном Писании говорится, что мы не должны судиться у неверных. Как говорится, лучше бы претерпеть, чем получить какое-то оправдание здесь, на земле, потому что в будущем веке мы будем осуждены Богом. Поэтому, конечно, если мы будем больше думать о вечном, а не о земном, то примем правильное решение.

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Владыка, Галина из Екатеринбурга спрашивает: «Узнала от родственников, что бабушка по материнской линии занималась чародейством. Можно ли за нее молиться, и могу ли я это делать, если я сама незаконнорожденная?»

– Мы не знаем, была эта бабушка крещеная или нет. Если она не была крещеной, то в Церкви за нее мы не можем молиться. В домашних условиях, в домашней молитве мы можем помянуть ее и просить у Бога, чтобы Он по Своему усмотрению помиловал, простил и совершил то, что возможно для ее спасения.

– Звонок из Омска: «Сейчас участились случаи, когда предают земле и совершают отпевание над умершими – некрещеными и самоубийцами, и определяют это делать в четверг перед Троицей. Можно ли это делать и правильно ли это?»

– Может быть, в народной практике что-то такое есть, когда считается, что Троицкая суббота возможна для поминовения самоубийц. Но в церковной практике и церковных канонах самоубийц мы никогда не поминаем в Церкви. Никогда. Бывают такие случаи, когда Правящим Архиереем дается благословение на отпевание, в силу того, что, может быть, были  какие-то обстоятельства, по нашим каноническим правилам разрешающие отпевание таких людей. Если усопшего человека отпели, то его можно поминать не только в Троицкую субботу или в четверг перед Троицей, а в любое время круглый год. А если такого благословения не получено, то усопший не поминается нигде и никогда.

– «Владыка, благословите. У меня вопрос: говорят, если на том свете усопшему хорошо, то он во сне не приходит, а если ему там плохо, то приходит. Так ли это?»

– Бывают всякие случаи, бывает и так, и так. Если усопший угодил Богу, бывает, он является, чтобы указать некоторые недостатки того или иного человека, чтобы как-то его исправить. Или наоборот – бывает, когда ему очень тяжело, он приходит и плачет, скорбит и просит помощи, чтобы избавиться от тех или иных мучений. Когда он говорит, что ему хочется пить или есть, мы должны понимать, что его пища и питие – наша молитва. И мы должны усугубить молитву, чтобы Господь его утешил, помиловал и простил ему его грехи, даровал ему радость в Царствии Божием.

Поэтому нельзя сказать, что человек может являться во сне только потому, что он плохой, что ему там очень тяжело и плохо. И так, и так бывает.

– Владыка, Лариса Михайловна, 58 лет, из Новоуральска задает нам свой вопрос: «Читаю перед Причастием Покаянный канон, в котором есть слова: «блуд и гордость гониши» – как их правильно понимать?»

– Действительно, в этом каноне есть такие слова. Как их правильно понимать? Человек в своей жизни принимает и мысли горделивые, и мысли блудные, которые, к сожалению, бывают, как ручеек, который незаметно приходит в наше сознание. Поэтому наша задача – не принимать их: как пришли, так пусть и уходят. Если мы будем наслаждаться ими, это уже грех блуда в нашем сердце. Мы должны замечать наши мысли и помыслы, каяться в них и надеяться, что по истечении некоторого времени Господь, видя наше покаяние, нашу духовную брань и неприятие греховных мыслей, отнимет у нас эти греховные мысли, и мы не будем уже иметь их в своем сердце. Сознание такой греховности, мыслей блудных, горделивых и имеется в виду в этом каноне, который призывает нас каяться и просить у Бога прощения.

Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на  адрес редакции:  620014, Екатеринбург-14, а/я 184.


Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
 
Беседы о духовности

Профессор А.И. Осипов: «Надо искать не «новенькое», а полезное…»

(Продолжение. Начало в № 47) Беседа с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в прямом эфире телеканала «Союз» 8 декабря 2010 г. – «Почему к Богу в наше время чаще приходят от горя и страдания?»

 
Церковный календарь

Почему мы почитаем Праведного Симеона

Протоиерей Евгений Попиченко

31 декабря – память святого Симеона Верхотурского 31 декабря именины совершают христиане, нареченные в честь святых Симеона, Зои, Марка, Виктора, Николая, Иоанна, Илии, Владимира, Сергия. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, помощи Божией во всех благих делах и начинаниях.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс