Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Татьяна из Артемовска спрашивает: «Если за некрещеных молиться нельзя, то как молиться за воинов, за их упокой и здравие? Ведь среди них есть и некрещеные, и представители иной веры. Внесите, пожалуйста, ясность».
– Да, воины особые люди – они жертвуют собой ради ближнего, исполняют Заповедь Божию о любви к ближнему: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Поэтому мы надеемся на милосердие Божие, что Господь помилует их. Мы молимся за вождей и воинов на поле брани, которые принесли большую жертву ради нас, чтобы мы жили в мире и благополучии, отдаем им дань любви и уважения и благодарим нашей посильной молитвой. Это наше состояние души – благодарность за их жертвенный подвиг.
– Владыка, нам звонят из Иваново: «Я был крещен уже взрослым, обливанием. А сейчас высказываются такие мнения, что крестить нужно только с погружением, иначе Крещение не действительно. Так ли это?»
– В силу трудностей, которые испытала наша Церковь в годы гонений, когда не было возможности совершить необходимые таинства для человека – Крещение, Венчание, отпевание, – они делались втайне, в домашних условиях. Тогда это делалось быстро, чтобы не узнали и не наказали. Конечно, таинства, совершенные таким образом в те трудные времена, считаются действительными. Сейчас Господь дал нам такое время, в которое мы можем совершать таинства так, как этого требуют каноны. Мы стараемся до Крещения совершить оглашение, то есть научение человека истинной христианской вере, чтобы ввести его в церковную жизнь и потом уже совершить Крещение через погружение. Сейчас у нас есть возможность построить в храмах купели для взрослых, где можно полностью окунуться в воду. Святейших Патриарх Алексий давал благословение крестить людей только через погружение. Сейчас имеется такая возможность, потому что во многих храмах есть большие купели. Если же такой купели нет, то нужно направить человека в храм, где она есть. Сейчас можно приобрести переносные купели, установить в храме и совершать таинство Крещения с полным погружением.
– Спасибо, Владыка. У нас очередной вопрос: «Скажите, пожалуйста, что это за грех – мшелоимство?»
– Это грех, который совершает человек, присваивая какие-то, казалось бы, нужные ему вещи, не принадлежащие ему, оправдывая себя, считая их нужными. Мы в вечерних молитвах постоянно каемся в грехах, совершаемых чувственно или мысленно, о том, что желаем иметь вещи, которые есть у других людей, завидуем им, считаем, что нам их не хватает. Часто даже в мыслях мы согрешаем, видя, что другие имеют больше, чем мы.
– Нам звонят из Самары: «У меня сын окончил семинарию. Сейчас служит в сане диакона. Ему прислали повестку в армию. Правомерно ли сейчас забирать диаконов в армию?»
– Сейчас у нас есть воинские части, где православные люди могут служить и исполнять свой воинский долг. Что касается уже находящихся в сане, то, конечно, можно дать диакону возможность служить в части как катехизатору, духовному наставнику, поскольку в нашем Отечестве сейчас есть стремление к введению в армии полковых священников. И ваш сын, надеемся, сможет служить в армии как полковой священник.
– У нас еще один вопрос от Александра: «Чем отличается общая Исповедь от Исповеди перед батюшкой, один на один?»
– Общая Исповедь дана, чтобы настроиться на частную Исповедь. Она напоминает нам об основных грехах, которые мы совершаем в своей жизни. И потом, уже в частном порядке, мы рассказваем о них батюшке. Конечно, человек должен заранее подготовиться к Исповеди, вспомнить о своих недостатках. Может быть, он о чем-то забыл, тогда общая Исповедь ему напомнит.
– Звонок из Нефтеюганска: «Я хотела бы выяснить: есть такая традиция – чтение неусыпаемой Псалтири. Я знаю, что это делается в монастырях, а делается ли это у мирян?»
– Да, действительно, в монастырях в основном ведется неусыпаемая Псалтирь, которая читается братьями. Но это можно делать и на приходах, если будет на то благословение настоятеля. Есть такие приходы, где так делается: договариваются несколько человек, которые по определенным часам приходят в церковь и постоянно молятся, читают акафисты, Псалтирь неусыпаемую. Такие примеры есть, нужно только все на месте согласовать, получить благословение и одобрение тех людей, которые хотели бы такой подвиг нести.
– Владыка, Галина из Екатеринбурга задает достаточно злободневный для всех верующих вопрос : «Часто сталкиваешься с такими ситуациями, когда милостыню просят пьяные люди, социально опустившиеся. Дав милостыню таким людям, невольно думаешь, что сделала это зря, все равно они все пропьют. Может быть, правильнее жертвовать в Церковь? Как поступать в такой ситуации?»
– Да, есть такая печальная ситуация, когда люди, подверженные этой страсти и получившие деньги в виде милостыни, обязательно их пропивают. Казалось бы, это вредит им самим, но мы должны думать еще и по-другому. Если мы с молитвой дадим милостыню такому человеку, дадим с надеждой на то, что Господь через эту милостыню его помилует и избавит от пагубной страсти, то, может быть, и совершится чудо.
Если мы не имеем веры и надежды, то, конечно, лучше дать такому человеку продукты или повести его в столовую и накормить. Есть у нас такая традиция: православный человек жертвует часть своего дохода на бедных, часть отдает Церкви, а часть оставляет для своего пропитания и содержания семьи. Что касается церковной милостыни, то понятно и ясно, что она пойдет на содержание церкви, а что касается милостыни конкретному человеку, то здесь, конечно, надо решать самому и как-то варьировать, чтобы это было на пользу.
– Звонок из Кемеровской области: «Когда я не была крещена, то читая сказку Пушкина о попе и работнике его Балде, думала, что священнослужителя так и зовут. Мой вопрос: почему в то время Пушкин, будучи верующим человеком, мог написать такую уничижительную сказку про священнослужителя, как могли это допустить?»
– У Пушкина были разные периоды жизни: и подъема духовного, и спада. У него есть хорошие стихотворения, в которых он очень хорошо говорит о священнослужителях, о Церкви и вере. И мы нередко цитируем его высказывания. Но были и такие моменты в его жизни, когда он недоброжелательно относился к священнослужителям. Поэтому его творчество напрямую зависело от того духовного настроя, который он испытывал в тот или иной период своей жизни.
– Фаина из Кушвы спрашивает: «Мне подарили браслет, на котором помещены изображения святых, Божией Матери и Иисуса Христа. Можно ли его носить?»
– Да, есть такие браслеты, и сейчас они становятся очень популярными. Но если их носить просто как украшение, как браслет, это, конечно, не очень хорошо. А если этот браслет носить как святыню, которая должна нас оберегать и сохранять, чтобы мы, видя изображения святых угодников, могли лучше настроиться на молитву, оберегать себя от греха и разных греховных своих наклонностей, – это хорошо будет.
Это также касается и креста, и иконочек, которые люди носят на груди, или четок. Кто-то носит их просто для красоты или забавы, а кто-то для молитвы. Если для человека эти предметы молитвенные, то они будут только на пользу, и это хорошо.
– Ольга из Пермского края спрашивает: «День в Церкви начинается с вечернего богослужения и заканчивается утренним. Касается ли это соблюдения постов или поститься нужно согласно астрономическому календарю?»
– Согласно астрономическому календарю нужно поститься, как положено. То есть с 12 ночи начинается новый астрономический день, и мы уже не имеем права вкушать, если это день поста, в течение всего дня и до 12-ти ночи. Таково правило, хотя день и начинается с вечера, когда мы начинаем вечернее богослужение, но что касается поста – мы должны поститься до астрономического конца дня.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
Беседа с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в прямом эфире телеканала «Союз» 8 декабря 2010 г.– Здравствуйте! Меня зовут Сергей Кириллов, и сегодня в студии телеканала «Союз» в Андреевском монастыре Москвы
19 декабря – память святителя Николая Чудотворца 19 декабря именины совершают христиане, нареченные в честь святителя Мир Ликийских Николая, Чудотворца. Радости вам и мира о Духе Святом
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.