Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (607) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№46 (607) / 8 декабря ‘10

Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»– Звонок из Воронежской области: «Я прочитала книжечку о Божественной литургии. Там сказано делать земные поклоны, когда выносят Чашу. За Литургией ее выносят трижды. А воскресенье – это день как Пасха, надо ли делать земные поклоны?»

– В воскресенье по нашему Уставу отменяются земные поклоны, когда находимся в церкви и выносится святая Чаша со Святыми Дарами. В будничные богослужения можно совершать поклоны и преклонить колена пред святой Чашей, которая выносится трижды во время богослужения.

– А после причащения поклоны не делаются?

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»– После причащения тоже не делаются. Некоторые из благоговения, когда приступают к Чаше, делают земной поклон даже в воскресный день.

– «Я была на кладбище, и к моим ногам упала пластмассовая икона Божией Матери, прямо поднесло ее ветром. Мне говорят, что ее с кладбища забирать нельзя. А мне очень жаль ее оставить. Как мне поступить?»

– Она же упала с какого-то креста или с могилки. Ее надо просто на место прочнее установить, чтобы ветер ее не сдул. Если невозможно сделать это прямо сейчас, то можно взять ее домой, потом прийти, взяв необходимые инструменты, и установить иконочку туда, откуда она упала.

– «Как надо правильно исповедоваться? Например, в грехе блуда – в подробной форме или одним словом? И что это за грех – мшелоимство?»

– Тяжкие смертные грехи нужно исповедовать. Нет необходимости рассказывать их подробно. Нужно дойти до глубокого осознания своей греховности. Грех блуда – это самый тяжелый грех человека, хотя это слово так легко произносится в последнее время: грех стал привычным. Когда-то человек произносил это слово с большим стыдом, с таким трепетом: «Вот, пал, согрешил. Стыдно мне». А сейчас даже стыда нет в этом: «Ну, как все делают, так и я». По каноническим правилам нужно было бы отлучить человека от Причастия на 15-20 лет – это показатель, насколько тяжел этот грех: он осквернил всю душу и тело, и сколько надо трудиться, чтобы очистить, омыть себя от этого греха.

Мы знаем пример пророка Давида. После совершения этого тяжкого греха он и составил псалом 50 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». В этом псалме и говорится о средствах очищения от тяжких грехов: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» – просим у Бога, чтобы очистил нас, мы говорим, что отвратим от ложного пути людей, что будем исповедовать веру – отвращая от блуда и других грехов, приводить к вере ближних своих. Это тоже одно из средств очищения от греха – человек должен показать плоды своего покаяния. Когда он это сделает, конечно, это будет истинное покаяние, и тогда уже не нужны какие-то подробности. Может быть, когда духовник спрашивает что-то подробнее, он хочет чтобы человек хоть немного стыда проявил, глубже осознал тяжесть греха. Конечно, к этому надо прийти самому, не надо, чтобы священник как-то настраивал на покаяние. До этого надо почувствовать тяжесть греха и прийти со слезами, с чувством раскаяния. Еще плод покаяния – когда человек имеет твердое намерение, твердое желание больше не возвращаться к греху – жить благочестиво, чтобы показать плоды покаяния, всю жизнь каяться в этом грехе. Господь в таинстве Исповеди нам прощает грехи, но на примере святых апостолов Петра, Павла можно видеть: хотя они получили прощение за содеянный грех, но всю жизнь каялись, всю жизнь осознавали себя недостойными, говорили: «Я предал Христа, я недостоин называться апостолом» – вот такое должно быть у нас состояние, сознание в течение всей жизни, тогда это показатель, что мы действительно пришли к осознанию своей греховности.

– Вопрос из Владимирской области: «В Евангелии от Луки написано: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечной обители». Это притча о неправедном управителе. Как это понять?»

– Действительно, все, что мы имеем в этой жизни – это дары Божии. То, что мы их имеем – это не наша заслуга, но Божия. Поэтому наши дела милосердия, помощи ближним, и так далее – это пользование дарами Божиими. Это тот дар неправедный, который мы никак не можем заслужить пред Богом, потому что это Его, Он создал, Он Творец всего. И пользуясь этими дарами, мы приобретаем «богатством неправедным» себе друзей, чтобы они потом ходатайствовали за нас в будущей жизни. Так нужно сознавать. Ведь мы думаем: «то, что я имею – это мое, это мой труд, это моя заслуга». На самом деле это не так. Если мы со смирением подумаем о себе, посмотрим глубже на свою жизнь, то увидим, что это все не наше – это Божий дар. Мы пользуемся этим даром, но, к сожалению, присваиваем его. А на самом деле это милость Божия.

– Звонок из Подмосковья: «Говорят, что нельзя потребить антидор после приобщения Святых Таин. Так ли это? Спасибо».

– Существует такая практика: после Причастия выносится антидор или разрезанные просфорочки, чтобы, как мы говорим, «замыть уста», чтобы во рту не осталось Святых Даров, частиц Тела и Крови Христовых. Обычно делают такое различие: тем, кто не причащался, дают антидор, а причастившимся дают просфору, потому что причастники уже получили Тело и Кровь Христовы. Антидор – как бы вместо Причастия. Поэтому люди, которые не смогли подготовиться к Причастию, могут съесть антидор и запить.

– Вопрос из города Арамили: «Можно ли заказывать заказные молитвы в алтарь за погруженных?»

– Можно за них молиться. Но если вы знаете, что они только погруженные, то нужно восполнить недостающее для совершения таинств Крещения и Миропомазания. Нужно постараться донести это до сознания человека, чтобы он дополнил то, что когда-то невозможно было сделать – совершить полное Крещение.

– Вопрос от Нины из Екатеринбурга: «Есть молитва «Да воскреснет Бог,  и расточатся врази Его». Почему «воскреснет», ведь Христос уже Воскрес?»

– Да, Господь Воскрес и совоскресил вместе с Собой всех нас. Мы всегда говорим эту молитву, чтобы для нас Господь Воскрес: для нас самих Он бывает мертвым, не воскресшим. Поэтому мы, особенно в пасхальные дни, поздравляем друг друга с Воскресением, чтобы Он Воскрес в нашем сердце и жил в нем. Если бы Господь был в нашем сердце, то, конечно, другая совсем у нас была бы жизнь. Из Откровения Иоанна Богослова мы знаем, что Он стучится в двери нашего сердца и ждет, когда мы откроем. Открыть двери нашего сердца – это как Воскресение Христа в нем: Он придет в наше сердце и будет давать нам силу, свет божественный, который будет просвещать и направлять на истинный путь, что очень важно.

– Николай из Челябинской области задает вопрос: «Владыка, что мне посоветуете сделать, как укрепить мою веру? Вокруг столько зла, беззакония и несправедливости. Мне трудно быть на людях, получается, что я осуждаю их. Не гордыня ли это?»

– Да, действительно, сложно бывает нам, православным христианам, когда находимся в окружении явного греха. Надо не осуждать людей, надо обвинять самого себя. Поскольку мы являемся светом этого мира и солью земли – значит, мы плохо светим и плохо солим, чтобы грех сего общества ослаб, чтобы не так сильно распространялся и не имел такую большую силу. Поэтому надо думать, как бы нам активнее трудиться, не дать волю грехам, не совершать самим дело греховное. Нам, православным христианам, нужно активнее участвовать в мирской жизни, чтобы показать пример жизни христианской. Люди почему так делают? Потому что они не знают другого пути, никто им не сказал – в школах не говорят, к сожалению, дома тоже нет воспитания религиозного, в обществе тем более ничего нет. Что от него можно взять, когда он не знает? А не знает, потому что мы не дали, не показали, не рассказали. Мы скрываем свою веру в сердце, а должны показывать пример христианской жизни, и тогда меньше будет всякого разгула, безобразия, беззакония.

Конечно, чтобы укрепить себя в вере, нужно молиться Богу: «Господи, умножь в нас веру!» – как молились апостолы Христовы, видя значимость, важность веры: «Господи, умножь в нас веру!»

– Людмила из Волоколамска спрашивает: «Я люблю заниматься рукоделием. Сейчас продается много наборов для вышивания, в том числе икон. Я спрашивала благословения у батюшки, он мне не дал. А сейчас есть такие наборы, где лик уже нанесен, а вокруг можно вышивать бисером. Нужно ли мне брать благословение у батюшки, или можно самой заниматься этим?»

– Лучше, конечно, взять благословение у батюшки, чтобы он мог посмотреть вашу работу. Если она соответствует нашим каноническим правилам, то он, конечно, даст благословение на это дело. Если не соответствует – он даст вам какой-то хороший совет, чтобы поправить дело.

– Вопрос от Ольги: «На каком месте в доме должны висеть иконы? На востоке или на западе? И можно ли иметь тканый образ иконы Божией Матери в изголовье?»

– Традиционно в наших домах святые иконы устанавливаются в восточной части комнаты, где мы создаем святой уголок. Господь пришел с востока, поэтому мы с молитвой обращаемся всегда на восток, символизируя обращение к самому Христу. Поэтому надо устанавливать святые иконы на востоке, чтобы, стоя на молитве, мы обращались к восточной стороне света.

– Наталья из Екатеринбурга спрашивает: «Мне причинили много зла люди. И я знаю конкретно, кто. Как мне сейчас поступить с точки зрения Православной веры?»

– Точка зрения Православной веры – это точка зрения святого Евангелия. Господь говорит: «любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас, молитесь за обижающих вас и творящих вам напасть». Так мы должны поступать с точки зрения Православия, христианства, именно по Евангельскому учению – молиться за них, прощать и надеяться, что Господь Сам людей, причинивших нам зло, направит на тот путь, который необходим для их спасения.

– Вопрос от Тамары из Егорска: «У меня трое в семье наложили на себя руки. Что делать? Кому молиться, чтобы им помочь как-то?»

– Да, это, конечно, тяжкий грех, очень тяжкий. Есть средство, чтобы хоть как-то помочь – это домашняя молитва, дела милосердия ради этих людей. Ну и, конечно, очень важно ради искупления греха этих людей, помощи им, отвратить других от ложного пути, от греховной жизни, от неверия и привести их к Богу, к церковной жизни. Тогда мы надеемся, что Господь покроет эти грехи и избавит людей от вечной смерти по вашей активной миссионерской деятельности, отвращению людей от ложного, греховного пути.

Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на  адрес редакции:  620014, Екатеринбург-14, а/я 184.


Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
 
Первосвятитель

«Прикосновение к этому таинственному, но реальному опыту жизни со Христом, что имела святая великомученица Екатерина, способно и наших современников обратить к Богу»

Патриархия. Ру

 
Церковный календарь

«Бога надо слушаться больше, чем человеков»

Протоиерей Евгений Попиченко

17 декабря – память святой великомученицы Варвары 17 декабря именины совершают христиане, нареченные в честь святых Варвары, Иулиании, Иоанна, Алексия, Александра, Николая, Василия, Димитрия, Анастасии, Екатерины, Геннадия. Мир и благословение Божие пребывают с вами, дорогие именинники, радости вам и мира о Духе Святом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс