Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Вопрос из Екатеринбурга от Ольги: «Расскажите о смысле Крестного хода».
– Крестный ход очень важен для нас. До революции крестные ходы, даже многодневные, совершались очень часто. В годы советской власти они были запрещены. Единственное, что у нас оставалось – это лития, которую мы совершали в великие праздники в храме Божием, как сугубую молитву. А Крестный ход и есть сугубая молитва – когда мы идем несколько часов, мы совершаем молитву Богу, чтобы Господь нас помиловал, даровал нам мир, благополучие, исцеление, и так далее. В засуху мы просим дождя, а когда слишком много дождей, просим, чтобы Господь остановил поток. Мы сейчас возрождаем Крестные ходы – когда встречаем святыни или в честь какого-либо события. В Екатеринбургской епархии стал традиционным Крестный ход, когда вспоминаем приезд Царской Семьи из Тобольска в Екатеринбург: во вторник Страстной седмицы. После ночной службы в память убиения Царской Семьи мы совершаем большой Крестный ход (25 км) из Храма-на-Крови по пути, которым везли останки Царской Семьи до Ганиной ямы, где находится монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. На нем собирается, можно сказать, вся Россия – представители всех регионов нашей страны. Получается, вся Россия возносит молитвы Богу, Царственным Страстотерпцам, чтобы Господь дал нашей стране мир, благополучие, крепкую несломимую веру в сердцах людей. Так что Крестный ход – это большое благо и труд. В течение времени, пока идет Крестный ход, мы молимся, чтобы Господь даровал прощение грехов, исцеление от болезней, все необходимое для спасения. Эта сугубая молитва имеет большое значение для всех нас, для всей нашей страны: она идет из многих тысяч уст, сердец – молитва с горячим сердцем возносится к Богу.
– Вопрос из Жигулевска: «Как распознавать волю Божию в момент принятия решений? Как понять, что есть воля Божия? Как отличить ее от своей самости, от другой воли, которой мы подвержены?»
– Есть очень хороший труд – книга святителя Иоанна Тобольского о том, как можно сочетать волю человеческую с волей Божией. Было бы хорошо почитать эту книгу. Конечно, чтобы знать волю Божию, мы должны хорошо знать Священное Писание Нового Завета, святое Евангелие, послания святых отцов, апостолов. Когда мы стараемся применять в жизни эти наставления, поучения, которые написаны в святом Евангелии, мы упражняемся в исполнении воли Божией и в то же время отрекаемся от своей воли, потому что она греховна. В Евангелии так и говорится: если мы хотим идти за Христом, то должны отречься от себя, от своей воли, взять свой крест и следовать за Христом. «Взять свой крест», то есть все трудности, которые в жизни у нас есть – скорби, болезни, испытания – нужно перенести с благодарностью Богу. Вот это есть путь, по которому мы должны идти и исполнять волю Божию. Очень важная составляющая нашей христианской жизни – всегда критически смотреть на себя, потому что мы бываем уверены, что правы, а на самом деле далеки от истины. Наша жизнь должна быть как отражение евангельского учения – Евангелие должно быть зеркалом нашей души: чтобы мы увидели себя и постарались исполнять заветы. Чем ближе наша жизнь будет к Евангелию, тем больше мы будем исполнять волю Божию.
– Вопрос от Веры из Нижегородской области: «Как отличить осуждение от рассуждения? И как не впасть в грех при этом?»
– Осуждение – это великий грех, и Господь говорит: «...не судите, и не будете судимы. Каким судом судите, таким будете осуждены». Конечно, большая добродетель – не осуждать. Осуждение от рассуждения отличается тем, что человек, когда осуждает, сразу делает какое-то определение: вот ты пьяница, ты блудник, ты развратник, и так далее. Мы не должны осуждать человека в грехе, в который может впасть каждый, потому что, как я уже сказал, «каким судом судите, таким и будете осуждены» – можешь впасть в тот же грех, за который ты осудил ближнего. Мы должны осуждать не человека, а сам грех. Его мы можем обсуждать, чтобы знать пути, по которым нужно идти, чтобы не впасть в тот или иной грех. Об это мы должны думать, говорить, чтобы люди знали. И притом не только знали о грехе, но и знали противоположные этому греху добродетели.
Когда мы рассуждаем о путях достижения добродетели, избавления от греха, конечно, мы не осуждаем, но рассуждаем, как бы не впасть в тот или иной грех. Когда мы беседуем с человеком, наша цель не осудить его: «А ты такой-сякой», а отвратить от греха, показать путь выхода из состояния, в которое впал человек. Вот тогда мы ему помогаем. Осуждать очень легко, но толку от этого никакого.
– Владыка, нам звонят из Татарстана: «Мы с мужем пять лет живем в «гражданском», незарегистрированном браке. Он разведен, я вдова. Сейчас он очень настаивает на регистрации брака, потом возможно Венчание. Он некрещеный. Я воцерковляюсь, год уже хожу в храм. Он один раз был в храме – просто посмотреть. Может быть, затем и крестится. Я не знаю, как быть. Духовника у меня нет».
– «Гражданский» брак – это уже отклонение от нравственных норм; так недопустимо. Это последнее «веяние цивилизации», которое, к сожалению, стало нормой жизни. Такого никогда не было, тем более в России, чтобы люди жили без регистрации, без Венчания. Вы живете в грехе, в тяжелом грехе блуда. Поэтому пока вы не определились с регистрацией, вам вместе жить нельзя. Вы должны определиться, пойти в ЗАГС, зарегистрироваться, а потом уже жить вместе. Но чтобы был полноценный брачный союз, вы могли бы посодействовать вашему будущему мужу (сейчас он не муж вам пока, потому что регистрации нет, нет законного основания называть его мужем), потрудиться, чтобы привести его в Церковь, чтобы он побеседовал со священником, подготовить его к Крещению, воцерковить его. И уже после Крещения вы могли бы сразу зарегистрировать брак, потом повенчаться и жить уже полноценной, полноправной жизнью в браке, благословленном Богом и зарегистрированном в наших государственных органах.
Так нужно делать обязательно, ни в коем случае не по-другому. По-другому нельзя – это не наша традиция, не российская, это грех, это беззаконие, которое влечет за собой очень много бед и горьких слез. Сколько скорбей испытывают люди из-за «гражданских» браков! Бросают друг друга, остаются без крова, дети остаются брошенными, никому не нужными – целый клубок всяких проблем, трудностей, бед, скорбей. Это неправильное отношение к жизни, когда человек говорит: «давай поживем, попробуем, посмотрим». Что смотреть? Надо посмотреть до брака, как это было принято у нас: посмотреть друг на друга, увидеть друг друга, решиться, потом зарегистрировать брак, повенчаться – это законное основание для совместной жизни, чтобы рождать детей. Главная цель вступления в брак – это деторождение, а не просто наслаждение, удовлетворение. Это тоже надо иметь ввиду.
Вот такой вам совет – найдите время, чтобы воцерковить своего будущего супруга, покрестить его и потом повенчаться.
– Звонок из Нижневартовска: «Каким образом можно жертвовать десятину, когда и в каких случаях? Спасибо».
– Есть такой обычай среди благочестивых православных христиан – жертвовать на Церковь десятую часть своего дохода. Это делается примерно раз в месяц, потому что каждый день человек не может жертвовать. Думая о своем спасении, христианин распределяет доходы так, чтобы одна часть была для семьи, для своих нужд, другая для бедных, а третья – для пожертвования на Церковь. Так человек готовится к вечности и надеется, что за его милосердие Господь помилут его на Страшном Суде. Конечно, если человек будет при этом сознательно совершать грехи, эти пожертвования его не спасут. Нужно жертвовать, надеяться на милость Божию, но стараться жить благочестиво – не идти на грех, а бороться с ним. Бывает, что человек старается избавиться от греха, но не может – он жертвует Богу, надеясь, что Господь поможет ему отойти от этого. Даже если человек в земной жизни не смог отойти от греховных наклонностей, он надеется, что Господь после смерти помилует его.
– Владыка, Мария из республики Карелия спрашивает, как найти грань между любовью и угождением, то есть человекоугодием, и как эта страсть связана с другими грехами?
– О человекоугодии можно говорить, когда человек угождает ближнему, чтобы получить какую-то выгоду для себя. Любовь же предполагает, что человек отдает себя другому, не ожидая никакой выгоды. Мы делаем что-то из любви к ближнему не чтобы нас поблагодарили или похвалили, а чтобы Сам Господь поощрил нас Царством Божиим, то есть делаем свои добрые дела для Царства Божия, ради вечной блаженной жизни. Вот в этом разница.
Человек, который совершает человекоугодие, подвержен страсти самолюбия и гордости. Кто любит жертвенно, имеет и добродетель кротости и смирения. Вот чем отличается добродетель от пагубной страсти человекоугодия.
– Вопрос из Самары: «Все говорят: «Бог простит» – откуда у людей такая уверенность?»
– Уверенность в этом есть, потому что Господь учил: если мы будем прощать ближнего своего, то и Господь нас простит. В молитве «Отче наш» говорится: «...остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Господь готов всегда нас прощать, и прощает, когда мы обращаемся с молитвой о прощении грехов – Он не задерживается в том, это мы не прощаем. Обязательное условие для отпущения наших грехов – прощение нами других. Тогда и Господь нас простит. И это обязательно, потому что это слово Божие, а Господь не может нарушить Свое слово.
– Владыка, в Евангелии мы часто слышим о закваске фарисейской и саддукейской. Хотелось бы узнать, ведь Господь не зря нам говорил: «берегитесь этой закваски», как в нашей жизни увидеть плоды этой закваски?
– Надо знать, чем выражается эта закваска. А выражается она лицемерием, высокомерием, гордостью, самомнением – это горделивое отношение к своему ближнему и есть та закваска, которая закрыла духовные очи книжников и фарисеев, и они не увидели в лице Христа Спасителя Богочеловека, Сына Божия, пришедшего в мир спасти род человеческий от греха, проклятия смерти. Эта греховная горделивая закваска имеет такое свойство, что человек не видит своими духовными глазами то, что видят другие, рядом с ним находящиеся.
Поэтому нам нужно бороться со своей гордыней, со своим высокомерием и самолюбием. Хотя мы можем знать очень много, понимать очень много, как знали и понимали книжники и фарисеи, но духа времени они не увидели. Потому что, к сожалению, того, что требовалось для благочестивой жизни, у них не было. В то же время такие люди, как родители Божией Матери, родители Иоанна Предтечи и других святых, жили благочестивой жизнью. У фарисеев и саддукеев были одни знания, которые и приводят людей к гордости, а благочестивой жизни как таковой не было, поэтому и получилась такая беда. Чтобы не было такого, Господь предупреждает всех нас избегать горделивости, самости, высокомерия, высокоумия, а уметь применять свои знания о Боге, о заповедях Божиих к себе самому, показывая другим людям пример христианской православной жизни.
Храни нас всех Господь.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова
Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой»
– Наверное, смешно рассказать, как я узнала о своей святой покровительнице...
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.