Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (603) → «Духовная аптека»

«Духовная аптека»

№42 (603) / 2 ноября ‘10

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Сегодня я приглашаю вас вместе со мной побывать в «Духовной аптеке» старца Иоанна (Крестьянкина)» – так называется книга, представленная на нашей книжной полке. Лекарства в ней – духовные советы отца Иоанна: они поясняют, в чем состоят пост и познание воли Божией, предупреждают развитие греха в душе человека, помогают лечению от тщеславия и приобретению самоосуждения, наставляют об исполнении молитвенного правила и о семейной жизни. Словом, у каждого из нас множество причин посетить «Духовную аптеку» старца Иоанна (Крестьянкина)».

Название этой книге дал небольшой мешочек отца Иоанна, в котором у батюшки хранились иконки, небольшие молитвословы, акафисты, различные наставления, каноны, тексты молитв; отец Иоанн называл этот мешочек «своей духовной аптекой». Когда к нему приходили люди, старец после беседы и исповеди каждого одаривал из своего заветного мешочка. Некоторые из даров благодаря бережно их сохранившим людям оказались на страницах этой книги.

Что же можно найти в «духовной аптеке» отца Иоанна? Прежде всего обращает на себя внимание исповедный листок. В нем старец обращается к духовным чадам с такими словами: «Многие из говеющих затрудняются, что им сказать на исповеди. Прежде всего и обстоятельнее всего открыть грехи, наиболее смущающие совесть. Такие грехи и сопровождающие их обстоятельства никогда не забываются. Затем исповедь должна быть сколько возможно подробна, смиренна, искренна. В пособие нуждающимся предлагаются два листка, извлеченные из творений нескольких отцов и учителей святой Церкви. Может быть, они внушат кающемуся хоть мысли некие или напомнят нечто из собственной его жизни». Далее, против ожидания, следует не длинный перечень грехов, а две молитвы. Это очень честные и искренние обращения к Господу, в которых кающийся откровенно рассказывает Творцу о своем маловерии и неспособности к покаянию; он не прячется за удобной формулировкой «грешен во всем» и не впадает в противоположную этому мелочность, но трезво оценивает движения своей души, намерения и привычки и обнажает их перед духовным Врачом в надежде на исцеление. Простые и пронзительные слова этих молитв редкую душу оставят безучастной и окажут действенную помощь во время подготовки к исповеди.

В духовной «аптеке» отца Иоанна есть и еще одно лекарство, которое, вне всякого сомнения, не останется невостребованным – это «Средство от смущающих помыслов». Опытный духовник, глубоко изучивший человеческую природу, свидетельствует здесь, насколько испорчена она злом: «оно всегда близко и всюду присуще, в греховных движениях проявляется прямо и открыто, но тайно прививается ко всем добродетелям и чистым движениям души, своею примесью очерняет добродетель, возмущает и оскверняет самые чистые и святые минуты нравственной жизни».

Прочитав это, можно вспомнить, как печалился о том же Федор Михайлович Достоевский, вложивший в уста своему герою, князю Мышкину, слова: «с этими двойными мыслями ужасно трудно бороться; я испытал. Бог знает, как они приходят и зарождаются». А можно, исходя из собственного опыта, признать справедливость слов отца Иоанна, что «за милосердием, самым искренним и бескорыстным, следуют тихие движения духовного тщеславия. Ревность против пороков незаметно переходит в жестокость или горделивое самоуслаждение собственной праведностью. В сорадовании счастью друга невольно ощущаются судороги зависти, почему гораздо легче сострадать страждущим, чем сорадоваться радующимся, но и в самом сострадании есть какая-то сладость, очень подозрительная по своей чистоте. Грех проникает и в саму молитву».

Разумеется, нарисовав столь неутешительную, но правдивую картину, старец не оставляет читателя в унынии, но предлагает средства борьбы с такими искушениями. При этом особым утешением может служить следующее: «Во время борьбы со злыми помыслами мы будем лицами… страждущими или воинствующими. А если и воинов обыкновенных, твердо противостоящих врагам, ждет не наказание, а награда, то тем более воинов христианских, крепко борющихся с врагами спасения, ожидает награда великая», и, продолжая по воинской терминологии, тайным мечом, иссушающим блуд, укрощающим ярость, отгоняющим гнев, отъемлющим печаль, удаляющим дерзость, уничтожающим уныние старец называет Иисусову молитву.

Еще одно утешительное средство из «Духовной аптеки» старца Иоанна (Крестьянкина)» – «Слово о малом доброделании». Преподобный Антоний Великий, основатель монашества, главной добродетелью монаха называл трезвость. Такую духовную трезвость и предлагает нам старец как лекарство от непосильных устремлений, заслоняющих собою реальные дела и мешающих их выполнению. «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах», – советует отец Иоанн. Он предостерегает: «У самого входа в религиозную область существует некий «гипноз больших дел» – «надо делать какое-то большое дело или никакого». И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно, – замечает старец, – чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию».

Отец Иоанн сравнивает душу человеческую с цветком, требующим полива, и обращает наше внимание, что на растение вовсе не нужно вылить море воды – достаточно регулярно выливать по полстакана. Высшим выражением важности малого доброделания батюшка считает слова Спасителя: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42).

В конце книги читателя ждут воспоминания людей, близких отцу Иоанну, о том, какое необыкновенное впечатление производило служение старца; как проникновенно читал он Евангелие; как молился, словно вытаскивая всех присутствующих из рассеянности и безучастности и помогая обратиться мыслями к Богу; как удивительно тепло и с любовью общался с духовными чадами. Особенно ценным для нас, живущих среди бедствий и катаклизмов, представляется свидетельство о том, что говорил отец Иоанн, размышляя о наступлении тяжелых времен и увещевая не бояться их: «Ты стань Божиим, а Бог Своих не оставит».


Смотрите программу «У книжной полки» на православном телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Беседы с батюшкой

«Как создать семью?»

Беседа со священником Алексием Дарашевичем в эфире телеканала «Союз» – Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин.

 
Духовные наставления

Уроки отца Иоанна (Крестьянкина)

В чем состоит основа нашей верыНаша вера потому называется апостольской, что неповрежденно и нерушимо хранит в себе все, чему учил Сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс