Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (600) → Пусть наши дети будут богатыми в добродетелях

Пусть наши дети будут богатыми в добродетелях

№39 (600) / 13 октября ‘10

Материал подготовила Лидия ЕжковаВоспитание

«Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли. Под долгом воспитать своих детей, – писал святитель Иоанн Златоуст, – я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям… Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, – долг священный, которого нельзя переступить… Старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд, и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями – и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполните сего долга»...

Настоятель храма во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского села Обуховского Камышловского района священник Игорь Холманских особое внимание уделяет духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. В приходе работает воскресная церковно-приходская школа, в дни летних каникул организуются детские православные площадки и лагеря. В прошлом году отец Игорь был духовным наставником в детском православном лагере на Черном море, поездки в который организовывает Паломническо-экскурсионный отдел Екатеринбургской епархии. Мы попросили отца Игоря поделиться опытом духовно-нравственного воспитания детей и подростков. И вот что он рассказал.

– В нашем приходе работу с детьми мы начинали с создания при храме детских православных площадок. Пользуясь тем, что неподалеку, в Камышлове, есть педагогический колледж, мы довольно быстро решили проблему с кадрами. Для работы с детьми мы приглашали преподавателей и студентов, которые исполняли обязанности педагогов, но работали по нашей программе. Причем такой опыт совместной работы был интересен для них тем, что они имели возможность сравнить поведение, воспитание и мировосприятие детей невоцерковленных и ребят, которые посещают церковно-приходскую школу. Выяснилось, что их коллеги, которые проходили практику в светских заведениях, даже завидовали нашим подопечным: у нас была очень насыщенная программа – посещения церквей, паломнические поездки с посещением храмов и монастырей, музеев и культурно-просветительских мероприятий. Да и сами будущие педагоги были довольны такой интересной и разнообразной программой.

А прошлым летом Владыка Викентий благословил меня на поездку в качестве духовника в детский православный лагерь в Геленджике, организаторами которого являются Паломническо-экскурсионный отдел Екатеринбургской епархии и местная администрация этого лагеря.

Цель создания такого лагеря – не только дать возможность уральским ребятишкам отдохнуть на юге, позагорать и покупаться в море: всякий православный лагерь предполагает жизнь во всей полноте православных традиций. Опыт проведения православных лагерей позволяет мне говорить, что сроки на его организацию и подготовку педагогов могут быть абсолютно разными. Если педагоги находятся в полноте церковной традиции, им достаточно полутора-двух месяцев. Но многие говорят, что к основательной организации православного лагеря готовятся весь год: нужно продумать целый ряд мероприятий, учесть все нюансы, которые могут возникать в лагере, когда дети окажутся вдали от родителей.

Лагерь в Геленджике основан на базе бывшего пионерского лагеря, ребята там находятся в летних домиках, на природе, практически под открытым небом, что привносит некую экзотику для детей. Ну, а в программу, естественно, включаются каждодневное чтение утреннего и вечернего правила на территории села Дивноморское, где есть храм во имя преподобного Сергия Радонежского; обязательно пребывание на вечернем богослужении в субботу и на Божественной литургии в воскресенье. Хотя педагоги, по мере восприятия детьми службы, с учетом их духовного опыта, конечно, не заставляли их всю службу стоять в храме, как деревянных солдатиков. Были ребята, которые, немного помолившись, выходили и остальное время проводили на площадке возле храма.

Но, как свидетельствуют педагоги, у всех детей так или иначе есть стремление к духовному, они с удовольствием практически все подходят ко кресту…

Конечно, можно называть много мероприятий, которые проводились в лагере; отмечу только то, что все они носили «народнический», патриотический уклад и оставили у детей огромное впечатление. Эти мероприятия были небезынтересны и для взрослых, стремящихся открыть для себя православные традиции – они очень основательно готовились к ним. Например, в День памяти и скорби, посвященный началу Великой Отечественной войны, мы организовали концерт военно-патриотической песни, в котором принимали участие и взрослые, и дети. Или возьмем «Путешествие по сказкам Пушкина», почти в каждой из которых присутствуют христианские добродетели одних героев или духовная нищета и греховность других – на этом мы заостряли особое внимание.

И всегда и везде, где это было возможно, проводилась совместная молитва детей и педагогов. Перед принятием и завершением трапезы, перед началом каждого мероприятия... По прибытии на место и по окончании лагерной смены были проведены молебны.

Очевидно, лагерная смена коротка, но тем не менее детям хватило приобретенного духовного опыта, чтобы они, приехав домой, продолжали читать утреннее и вечернее правило, молиться перед приемом пищи, петь те духовные песнопения, которые пели в лагере – как свидетельствуют педагоги, они с удовольствием поют «Богородице Дево, радуйся», «Царю Небесный», «Отче наш», то есть уже воплощают накопленный в лагере опыт в своей жизни. Причем не потому, что их кто-то к этому принуждает, а по собственному желанию, по движению своей души. И, я считаю, это тоже результат почерпнутого в среде православного лагеря.

В духовно-нравственном воспитании и воцерковлении детей важно прежде всего создавать окружающую их среду: именно она формирует в ребенке определенный духовно-нравственный стержень, костяк всей его последующей жизни. Приведу пример из собственного опыта. Одно время, когда я еще не был священником, мне приходилось ездить в лагерь, который организовывало общество «Трезвение». Там были, конечно, только светские мероприятия, потому что туда приезжали и православные люди, и невоцерковленные. Но там не было людей, которые употребляли бы алкоголь, курили, поэтому все их интересы были сконцентрированы на трезвом и здоровом образе жизни. У меня в то время был один знакомый, который курил и не мог бросить – зависимость была очень сильной. И ему приходилось буквально прятаться в кустах: покурить так, чтобы его никто не увидел…

К чему я это рассказал? К тому, что детский православный лагерь должен своей целью ставить организацию православной среды, в которой все должно быть пропитано духом молитвы, духом любви, товарищества – всем, чему нас учат Священное Писание и святые отцы. И тогда дети, в сравнении с тем, что они видят в миру и чему их учат в школе, как бы открывают для себя полюс другой жизни: они понимают, что можно жить иначе – не сквернословя, не выказывая перед людьми свои недобрые качества. И тогда, естественно, они встают перед выбором и начинают что-то менять в своей жизни, хотелось бы надеяться, в лучшую сторону.

В своем приходе сейчас я провожу с детьми и подростками беседы о трезвении, рассказываю о вреде употребления спиртных напитков и курения. И сталкиваюсь с тем, что очень многие из них, уже имеющие в какой-то мере эти вредные привычки, хотят расстаться с ними. И то, что дети начинают к церковной жизни не только положительно относиться, но стремятся впитывать в себя православную атмосферу, стараются жить по заповедям Божиим, дает основание надеяться, что в будущем они станут проводниками церковных традиций в миру; в частности, в семье и в школе, среди своих сверстников – они же делятся впечатлениями, кто и как провел лето, и эти воспоминания положительно сказываются не только на детях, но и на окружающих их людях. Здесь уместно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Весь принцип духовно-нравственного воспитания детей и подростков к тому и сводится: если человек несет в себе заряд положительного образа жизни, то и все остальные, окружающие его, начинают по-другому смотреть на жизнь, открывать для себя новый опыт восприятия действительности.

Естественно, при создании православного лагеря нужно помнить, что человека переделать невозможно, это возможно только в силу того, насколько он начинает воспринимать ту или иную информацию, определенную ситуацию, которую мы ему, так сказать, предлагаем; насколько он готов все это вместить в себя, настолько он начинает воплощать все это в своей жизни. По большому счету, жизнь детей в православном лагере должна вылиться в создание общины, в организацию общинной жизни. И если ребята после лагеря не теряются, имеют связь с местным приходом и священнослужителями, общаются между собой, обмениваются опытом, совместно ездят в паломнические поездки, то можно говорить, что цель создания православного лагеря достигнута.

Здесь можно привести пример из жизни митрополита Антония Сурожского, когда он рассказывал о том, как они приход создавали. Когда они в Сурожской епархии открыли церковь, то к ним приходили и французы, и англичане, которые умилялись, как хорошо у них в православном храме. А он говорил им: «Вы не обольщайтесь первыми впечатлениями, вы просто подольше походите в храм. Я знаю характер русских людей, которые могут что-то грубое сказать, где-то одернуть. Вы походите, присмотритесь к людям, и только потом будете делать какие-то выводы». И буквально через месяц люди, начинавшие приходить в храм, столкнувшись с такого рода проявлениями, стали его покидать. Они уходили, но через некоторое время происходила обратная реакция: люди, пересмотрев какие-то вещи, возвращались. И Антоний Сурожский особо отмечал, что когда они приходили в храм вновь, то приходили, уже трезво смотря на реальную жизнь. То есть приходили уже к Богу, а не к людям, которые в церкви находятся. Сняв розовые и голубые очки, они уже понимали, что в церкви находятся обычные люди – со своими характерами, исковерканными судьбами, которые тоже пытаются изменить что-то в своей жизни, поэтому и приходят к Богу. Из рассказанного отец Антоний делает вывод, что только с этого момента у них начала складываться община.

Я думаю, эта иллюстрация могла бы быть завершением нашего разговора о создании православных лагерей и православной общины в них.

 
Духовное наставление

Молитва

Носители духа Святителя Игнатия

Игумен Никон (Воробьев):Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на Суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим пред Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас.

 
Паломничество

Расписание паломнических поездок на ноябрь

Паломнический отдел Екатеринбургской епархии организует в ноябре 2010 года паломнические поездки

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс