Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, мы уже неоднократно говорили об абортах. Действительно, эта тема для многих болезненна. И вот такой вопрос: «У меня есть двое безымянных детей на том свете, – говорится об аборте. – Как нужно поступить, как можно искупить свою вину?»
– Я уже говорил, что это большой и тяжелый грех. Если женщина об этом спрашивает, то она уже понимает, что это грех, ее мучает совесть, и она хочет искупить этот грех. Данный случай – тоже проповедь, которую слышат все зрители телеканала «Союз»: это урок для всех женщин, которые, может быть, собираются делать аборт или делают его, думая, что все нормально, никто об этом не будет знать и все будет хорошо. На самом деле это неправда, это самообман. Поначалу ощущается эйфория, а потом совесть будет мучить и строго спрашивать, будет требовать что-то делать, чтобы искупить этот грех.
Конечно, милосердие Божие велико, и Господь может снизойти и помиловать душу человека, который совершил столь тяжкий грех. Но нужно делать добрые дела, творить дела милосердия. Ведь мы просим, чтобы Господь помиловал нас, помиловал эту женщину-мать и тех детей, которые были убиты и не допущены к земной жизни – их сразу отправили на тот неземной свет, на свет Божественный, где мы тоже не знаем, как Господь поступит, но надеемся на милосердие Божие, что Господь помилует этих страдальцев.
Одно из средств – дела милосердия, чтобы Господь тоже милосердовал. Дела милосердия есть разного вида. Можно милосеродовать материальными какими-то средствами, то есть финансово или материально помогать нуждающимся. Есть духовные дела милосердия, когда человек прощает, милует, не вменяет в грех то, что другой совершил против него – он прощает даже те унижения и оскорбления, которые, может быть, не по правде причинил ему какой-то человек. Но он понимает, что обидевший его грешен, и несет страдания не по правде, чтобы Господь простил ему грех, который он совершил над младенцами.
Это и будут плоды покаяния – показатель того, что человек кается: что бы с ним ни случилось, он видит прежде свой грех и готов понести любые унижения, оскорбления и трудности, чтобы его искупить. За это его Господь во многом милует. Очень важно еще отвратить другого человека от этого греховного пути. Сейчас очень многие молодые женщины совершают грех аборта, не понимая, не осознавая, что это большой грех. А потом, когда они приходят в сознание, уже поздно. Но если найти возможность помочь молодым женщинам и девушкам, просветить их, чтобы они не делали абортов – это будет тоже одной из возможностей искупить свой грех. Если отвратить близкого от греховного, ложного пути, привести его от безверия к вере – тогда, по слову апостола, человек спасет свою душу от смерти и упокоит множество грехов. Все в совокупности: и осознание своей греховности, и терпение и смирение, послушание воле Божией ради искупления своих грехов с великим чувством покаяния, ведение активной христианской жизни для отвращения от грехов других людей – будет способствовать тому, чтобы Господь простил человеку грех.
– Марина из Екатеринбурга спрашивает, зачем священнослужители меняют имя, и меняется ли при этом у них ангел-хранитель – наверное, имеется в виду монашество.
– Во-первых, священнослужители не меняют свое имя никогда. Это, может быть, в какой-то другой, Католической Церкви делается, а в Православной этого нет: меняет имя только мирянин, когда принимает монашество, и потом становится священником с тем именем, с которым он принял монашество. Но когда он меняет имя, это не значит, что меняется ангел-хранитель, который дан нам при таинстве Крещения. При пострижении человек получает имя того или иного святого – это его Небесный хранитель и покровитель. Принявший имя монашеское имеет двоих Небесных покровителей: одного он имел в мирском имени, другого приобрел в монашеском. Например, в мирской жизни его имя было Василий, в честь святого Василия Великого, а в монашеской жизни он стал Виктором, в честь Виктора мученика – поэтому оба святых его Небесные покровители, заступники и молитвенники за него перед престолом Божиим.
– Нина Федоровна из Караганды пишет: «Окрестили ребенка и назвали его таким именем, которого нет в церковных списках. Как теперь его поминать?»
– Поминать нужно именем, которое было принято в таинстве Крещения. Таинство Крещения уже освятило это имя. К сожалению, человек, нареченный не именем святого, не имеет своего покровителя и остается один со своим именем. Человек, носящий имя, которого нет в наших святцах, не имеет ангела-хранителя.
– «Меня звать Татьяна, из города Покрова Владимирской области. Три месяца назад у меня умер сын. Ему было 33 года. За три недели перед смертью сына его теща сказала нам по телефону, что она его проклинает. Как это понимать? Я слышала, что это проклятие действует до седьмого поколения. Отразится ли оно на нас, его родителях, на его братьях, на его девятилетнем сыне?»
– Я не знаю всех обстоятельств в вашей семье, но не думаю, что проклятие тещи может быть причиной такого исхода. Проклятие может быть действенно только когда человек совершил какое-то дело против воли Божией, заповедей Божиих, веры Христовой. Такой человек получает проклятие за свое богоборство и упорство против исполнения воли Божией, заповедей Христовых. А проклятие за проступки в каких-то бытовых делах не может быть действенно. Оно может быть действенно только когда человек не живет церковной жизнью, не живет по воле Божией; тогда эти слова, можно сказать, бесовские, могут влиять негативно, потому что есть и дело Божие, и дело бесовское, которое действует по наущению злых людей.
– Здравствуйте, меня зовут Марина, я из Новосибирска. Я хотела бы задать вопрос: я в книжке вычитала, что профессия парикмахера – это тоже грех. И хотелось бы узнать, нужно исповедоваться за это или не нужно? И вообще, как быть?
– Профессия парикмахера не является грехом. Другое дело, что современные парикмахеры имеют разное предназначение: некоторые придумывают разные прически, не соответствующие виду православного христианина. Конечно, это уродует образ Божий, уродует внешний вид человека, порой он делается таким, что никакой культурой здесь не пахнет – это бескультурье и извращение культуры. Поэтому когда парикмахер навязывает свое мнение, убеждает другого человека иметь такую прическу и делает ее, а «пострадавший» ходит с ней и считает, что все это по моде, то, конечно, это грех, это советы ко греху. А когда человек делает обычную прическу, которая необходима, чтобы выглядеть аккуратно, это не является грехом. Такое извращенное современное отношение к «благоукрашению» не украшает, а наоборот, обезображивает образ Божий в человеке.
– Ольга Олеговна Храмцова из Чайковского спрашивает: «Владыка, как относиться к тем прихожанам, которые еще не совсем понимают необходимость и важность внешнего вида человека в храме? Бывает, приходят в коротких платьях, накрашенные, облокачиваются на святыни. Как им дать понять, чтобы не обидеть и не ранить их чувства? Они не виноваты, что одевались так всю жизнь, видимо, им сложно подготовиться заранее, чтобы собраться в храм...».
– Этот вопрос, конечно, очень деликатный. К сожалению, отношение к внешнему виду у современных христиан не совсем правильное. А это очень серьезно. Многие христиане одеваются так, как все, они привыкают к повседневной одежде и в ней же ходят в храм Божий. Они считают, что это нормально, ничего в этом зазорного нет, и оправдывают себя тем, что это очень удобно.
Но не все, что удобно, богоугодно. То, что нам это удобно, еще не говорит ни о чем, ведь в большинстве своем это одежда соблазна, одежда, возбуждающая плотские страсти, она не соответствует христианскому духу. Одежда, которую сейчас люди носят и, к сожалению, все так полюбили, напоминает одежды людей легкого поведения: блудниц, развратников, в которой им удобно грешить и соблазнять людей в своих грехах плотских.
Почему-то мы, православные люди, полюбили эту одежду, она стала для нас модной и удобной. Но если бы мы были настоящими православными христианами, то даже если бы это было удобно (хотя я не представляю, какие удобства в такой одежде можно найти), но противоречило воле Божией, – мы должны бы сказать так: «Я знаю, что эта одежда идет от диавола, она источник зла, поэтому я никогда не соглашусь надеть такую одежду. Если она является носителем зла, я не хочу быть его проповедником».
Но мы видим, что люди привыкли к этому, и для многих уже не является соблазном прийти в храм в короткой юбке или в очень прилегающей к телу одежде, когда «все насквозь видно». Мы, православные люди, должны очень кротко и с любовью вразумлять и наставлять таких людей. Чтобы их не обидеть и не отвратить от Бога и Церкви, нужно найти хорошие и добрые слова, которые не могли бы задеть самолюбие и гордость. Говорить надо очень деликатно, спокойно, не укоряя, не обижая человека. Тем более не дай Бог ругать женщину или девушку: мол, ты, такая-сякая, что ты тут делаешь, почему ты сюда такой ходишь?
Человек действительно не понимает, что он носит, а когда объяснить потихонечку один раз, второй, третий – человек разумный рано или поздно поймет, что в таком виде ходить нельзя. Но мы должны показать пример православного этикета. К сожалению, мы сами, православные люди, порой «раздваиваемся»: в церковь мы идем в нормальной одежде, а вне церкви одеваемся как все. И все окружающие видят, что нет границ между добром и злом даже среди православных христиан, поэтому говорят: «Раз все так ходят, и я так буду ходить». Или еще говорят: «я так спешила в церковь, что не успела переодеться», или «зашла в церковь по пути куда-то».
Мы знаем, что Господь всеведущий, Он и в церкви видит, как мы одеваемся, и видит, как мы себя ведем вне церкви. Ему неважно, где и как ты одеваешься, Он знает, как ты относишься к христианской жизни, и Он будет оценивать нашу жизнь и судить нас, Он не будет раздваиваться – и в церкви и вне ее должно быть одно и то же отношение к жизни, к добродетели, целомудрию, утверждение в своей вере. И мы должны жить по вере, а не по каким-то модным требованиям.
– Людмила из Республики Удмуртия спрашивает: «Есть ли молитва о призвании смерти для себя, и если такая молитва есть, то где ее взять»?
– Мы не должны просить у Бога смерти – мы должны просить у Бога милости, помощи и терпения, чтобы Господь дал нам терпение переносить все трудности. Господь дает нам жизнь, чтобы мы достигли вечности. Жизнь не для того, чтобы мы наслаждались и получали удовольствовие, хотя и это можно, но только в определенных рамках. Главное – это достижение святости и вечной блаженной жизни. И если у человека есть скорби, страдания и тяжелые мучения, которые кажутся ему уже невыносимыми, и он хочет быстрее уйти из этой жизни, чтобы избавиться от страданий, то он должен понимать: эти страдания даны ему по милости Божией, потому что Господь знает, что человека ждет после смерти. Если его сейчас Господь заберет (по его просьбе даже – как вопрос прозвучал: «дайте мне смерти сейчас»), эта смерть не будет во благо будущей жизни, а будет, может быть, вечным, тяжелым, страшным мучением. Поэтому Господь дает сейчас возможность через болезнь и трудности потерпеть и тем искупить свои грехи, очистить свою душу от грехов и предстать перед Богом, когда Он посчитает нужным, когда душа будет подготовлена к потусторонней жизни. Поэтому не нужно идти наперекор воле Божией и Промыслу Божию. Господь знает, что нам нужно и что полезно, и лучше просить у Него помощи во избавление от трудностей, в укреплении, а главным образом – в терпении. Если Господь даст нам силы терпеливо переносить все трудности, ставя перед собою свою греховную жизнь и каясь за содеянные грехи, тогда это покаяние, сознание своей греховности облегчит любые страдания. Человек не будет даже их чувствовать, а будет понимать: за грехи я достоин еще больших страданий. И за понимание этого Господь даст человеку еще большее облегчение.
Вот этого, к сожалению, многие не знают, и бывают случаи, когда человек достиг глубокой старости и у него уже проявились болезни, а жить осталось две-три минуты; Господь дает страдания, чтобы в конце очиститься, а человек этого не понимает и порой заканчивает жизнь самоубийством. Это очень страшно, что человек прожил столько времени и ушел, не достигнув того, ради чего жил. А жил он ради вечности, но получил вечность страшную и страдальческую... Поэтому нужно иметь очень четкое христианское понимание жизни, чтобы все обстоятельства мы могли бы правильно переносить: чтобы они были для нас не в умножении страданий и мучений, а в том, чтобы эти страдания облегчить через правильное понимание их смысла. Любые самые страшные страдания, которые бывают у человека, можно переносить легко, если поставить перед собой свою жизнь греховную, осознать грех, желать его искупить, очиститься и призывать имя Божие, чтобы Господь дал терпения переносить страдания достойно.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня В день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам
19 октября – память апостола Фомы 19 октября именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Фомы и Иоанна. Мир и благословение Божие пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня и помощи Божией во всех ваших добрых делах и благих начинаниях.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.