Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (593) → Выстрелы на горе…

Выстрелы на горе…

№32 (593) / 18 августа ‘10

Тамара Бортникова, православный краеведНовомученики

Иоанн Степанович Плотников родился в 1864 году в семье священнослужителя села Катайского Камышловского уезда (ныне – город Катайск Курганской области). В 1880 году он окончил Далматовское Духовное училище, после чего нес служение псаломщика в Свято-Троицкой церкви села Катайского. В 1906 году был рукоположен в сан диакона и направлен для служения в приход Старопышминского завода. Отец Иоанн верой и правдой служил Господу. Не отрекся он от веры отеческой и когда власть захватили большевики. Богоборцы грабили церковные ценности, закрывали церкви, убивали священников и благочестивых мирян.

Критическим был 1918 год для большевистской власти. Урал оказался в эпицентре гражданской войны. Пламя «красного террора» заполыхало по уральской земле. Сценарии были похожи: немногочисленная банда из рассеянных отрядов красноармейцев являлась в селение и расправлялась в первую очередь с духовенством, а также с верными церкви жителями.

25 июля чехословацкие и казачьи войска овладели Екатеринбургом. Но величайшее злодеяние здесь уже свершилось: перед отступлением красных в ночь на 17 июля была зверски убита Царская Семья. 12 августа нового стиля в Пышминский завод ворвалась группа красноармейцев на конях в количестве 22 человек – часть конной разведки отряда Хохрякова и бригады Жебенева. Они сразили выстрелами дозорных, выставленных местными жителями для охраны поселка. Потом скакали по горе и стреляли по населению. «Люди стали убегать в Березовский, оставляя незакрытыми дома и недодоенными коров, – туда, где можно было еще у белогвардейцев найти защиту» (по рассказам Юлии Николаевны Бухвостовой, 1896-1992).

… У диакона Иоанна Плотникова день начался как обычно – с церковных дел. Предстояло отпевать вместе со священником отцом Иоанном Пьянковым 70-летнего Иоанна Пушкина (фамилия эта была распространена в Пышминском заводе). В последний день его жизни он служил как обычно, даже не предполагая, чем он завершится.

Совершив отпевание, отправились, как это было принято, сопровождать усопшего на кладбище – на новое кладбище, что на северо-восточной окраине поселка.

Был конец июля, надо было завершать сенокос, чтобы к зиме обеспечить корову сеном, а детей большой семьи молоком. Отец диакон прямо с кладбища отправился на свой покос, располагавшийся, скорее всего, за горой, к югу от кладбища. Как показывает логически восстановленный ход событий, именно оттуда, возвращаясь лесом по плоскогорью, он мог выйти на убийц.

Если смотришь от храма на юго-восток, на протянувшуюся вдоль поселка лесистую гору, то выделяется невдалеке крутой выступ, скала. Сейчас на склоне ее, на устроенной небольшой площадке установлены Поклонный крест и памятная доска. Справа, у самого обреза скалы, сделаны ступеньки; и было всего удобнее спускаться к поселку. Везде густой лес, крутизна, а здесь безопасная тропинка с сосенками, за которые можно придержаться, чтобы не соскользнуть. Сюда и направлялся он после богослужебного и сенокосного дня – уставший и умиротворенный: дела завершены, впереди отдых, милые родные лица.

Вот только пройти еще между красных закатных сосен, спуститься у края скалы, испить водички из родничка, перейти мостик через Пышму… Но что это? Всадники между сосен! И сразу выстрелы! Щепки отскакивали от стволов, а он все хотел заслониться этими теплыми соснами, единственной защитой…

Роковой случай! Но случайность ли это? Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, говорил: «…впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает».

Невольно доказывают справедливость этого вывода высказывания самих злодеев. Запугав поселок, они вошли в него и бахвалились перед оставшимися жителями:

– Мы там на горе вашего попа застрелили. Сколько сосен расщепили, пока его свалили.

Эти слова врезались в души пышминцев, и их донесла до нас бабушка Юлия.

Действовали они так не только по личной злобе, но имея прямые указания новой власти. Коллегией ВЧК в период гражданской войны был издан приказ: «Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необузданная агитация духовенства против советской власти. В городах и селах, которые на время советским войскам приходится оставлять под давлением белогвардейских банд, попы играют роль ищеек, выдают советских работников на растерзание бандитов и встречают неприятеля с охотой.

Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю… подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступать словом или делом против советской власти».

Бандиты сами засвидетельствовали смертный крест диакона Иоанна Плотникова. Он шел в подряснике, и этого было достаточно для расправы – убили за то, что он принадлежал к духовенству, не как участника борьбы, противника в войне, а именно за сан, за то, что он представлял в своем лице Церковь: такие для богоборцев всегда потенциальные враги, которых надо уничтожать.

Произошло это 30 июля 1918 года по старому стилю – в день рождения Его Императорского Высочества, Наследника Цесаревича и Великого князя Алексия Николаевича, в 14-й день рождения отрока Алексия, до которого он не дожил 14 дней.

Как удивительно, что между совсем разными судьбоносными вехами – у Бога тончайшая связь. В этот день, 30 июля/12 августа, память святого мученика Иоанна Воина (IV в.). Протоиерей Николай Васильчук, которому выпала миссия служить святому Иоанну Старопышминскому, когда-то пожелал, чтобы поблизости, в Новоберезовском микрорайоне, построили храм. И стали там строить храм во имя Мученика Иоанна Воина, тоже поминаемого 12 августа.

… 5 января 1919 года в Екатеринбурге состоялся Вечер скорби, посвященный памяти замученных и расстрелянных священнослужителей Екатеринбургской епархии. Вот как комментировала это событие газета «Отечественные ведомости»: «За время господствования на Урале большевиков Екатеринбургская епархия потеряла убитыми 3 протоиереев, 32 священников, 7 диаконов, 1 псаломщика, 2 монахов, 1 просфорню. Помимо этого несколько священников епархии увезены большевиками в качестве заложников, например, протоиерей Н.А. Сельменский и протоиерей И.Н.Уфимцев. Скрывались от преследований большевиков до 50 священников. Семьи большинства убитых священнослужителей остались не только без своего кормильца, но и без крова и без одежды, так как многие дома священников сожжены, а их имущество разграблено».

В числе семи диаконов и отец Иоанн Плотников.

По решению Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года, к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ века причислен диакон Сретенской церкви Пышминского завода Иоанн Степанович Плотников.

Священномучениче Иоанне Старопышминский, моли Бога о нас!

 
Мысли вслух

Священник Георгий Шлей, настоятель храма во имя Сергия Радонежского, п. Большой Исток

– В летнее время очень многие городские жители устремляются на лоно природы, к речкам, к лесным опушкам. Весело провели время, отдохнули и отправились восвояси, домой, оставив после себя груды мусора.

 
Екатеринбургская епархия. События

В Екатеринбурге прошла общегородская молитвенная акция: молебен о ниспослании дождя и панихида по погибшим в пожарах

Наталья Зырянова

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс