Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, позвольте мне начать нашу программу с такого вопроса: нам часто звонят люди в связи с последними событиями (в стране случилась такая аномальная жара) и спрашивают, предлагает ли Церковь какие-то молитвы или службы о ниспослании дождя? И вообще, почему Господь попускает такие бедствия, засухи в нашем мире?
– Действительно, во всей стране температура воздуха очень высокая. Многие люди испытывают дискомфорт, не каждый человек может выдержать такую жару, многие даже болеют. Но каждый раз, когда мы испытываем какие-то трудности в жизни, нужно, конечно, обратить внимание на себя, на свою жизнь, чтобы исправить ее – жить не по своим прихотям и греховным пожеланиям, а по воле Божией, по заповедям Божиим, по Евангельскому учению. Это призыв Божий, чтобы мы исправили свою жизнь.
Да, в таких случаях мы всегда обращаемся за помощью к Богу, чтобы Господь услышал наши молитвы и вовремя даровал нам дожди, чтобы это было на пользу людей, молимся, чтобы Господь вовремя давал нам дожди, чтобы был хороший урожай. Есть в наших требниках специальное молитвословие о даровании дождя в свое время, и мы должны прибегать к этому. Конечно, эти молитвы должны быть исполнены глубокого покаяния – когда люди сознают свои грехи, проступки, каются перед Богом и просят прощения, просят, чтобы Господь нас помиловал и даровал дождь «во времена своя».
В засуху люди во множестве встречаются в храмах Божиих, есть традиция выходить Крестным ходом на поля и там молиться – с высоким осознанием своей греховности, с желанием исправиться и с просьбой, чтобы Господь помиловал, простил и даровал дождь в свое время. Господь слышит наши молитвы и дает дожди, и мы радуемся, что наша молитва так быстро бывает услышана. Есть такая молитвенная практика, когда молишься и получаешь то, что просишь; и в большинстве случаев чаще всего так и бывает – многие знают на своем личном опыте, как Господь быстро слышит и милует всех нас.
Поэтому и нынче людям тоже надо обращаться к священнослужителям в храмах, чтобы они читали такие молитвословия, обращались бы к Богу с прошением послать дождь в свое время. Конечно, мы каждый день молимся о даровании дождя, но когда молитва исходит от множества народа, то Господь больше принимает наши молитвы, потому что Господь хочет, чтобы наш народ исправился, изменился, пожелал жить по заповедям Божиим. И видя добрые намерения исправления, Господь посылает просимое.
– Нам звонят из Курска: «Владыка, меня интересует такой вопрос: что такое «Литургия за единого»? Я часто езжу в паломнические поездки, и нам в храмах предлагают ее заказать. Но меня немножечко настораживает, что это за «Литургия за единого»? Я в недоумении и сомнении: что это такое?»
– Литургия – это общественная молитва, и не только за одного человека. Всегда на Литургии мы молимся за весь мир, за всех людей, молимся, чтобы Господь посетил каждого человека, находящегося в храме Божием. О людях, находящихся в храме, священнослужителями произносится особая молитва – в тайне они произносят серьезные слова и обращаются к Богу, чтобы Господь посетил людей, которые находятся в храме, и даже тех, которые не пришли в храм по каким-либо причинам, – чтобы Господь призвал их к спасению и покаянию.
Поэтому Литургия – это высочайшее молитвословие, таинство, которое совершается для всего человечества. Это великое таинство Тела и Крови Христовых, которое Господь даровал для всех нас: Он хочет помочь всем спастись и в разум истинный прийти.
Я понимаю, что тут имеется в виду: если совершать Литургию для одного человека, то вся благодать на одного будет изливаться, и тогда он получит больше исцелений или избавлений от каких-то неприятностей. Но независимо от того, сколько людей будет присутствовать на Литургии, Господь Своим милосердием готов исцелить, помиловать, посетить. Все зависит от самого человека – как он располагается своей душой к тому или иному делу. Мы знаем, что Спасителя окружали тысячи и тысячи людей – и мы знаем, как Господь исцелил кровоточивую: все к Нему прикасались, а никто не получил исцеления, кроме этой женщины, которая была очень обрадована и удивлена, что скоро получила исцеление.
Так что все зависит от самого человека – с каким расположением он относится к Богу, к своим нуждам, болезням. Если человек приходит на Литургию и молится усердно, с покаянием, с осознанием своей греховности и недостоинства, с глубокой верой в Бога, то Господь его, конечно, посетит. Тем более что все молитвы, которые читают священники, направлены на то, чтобы Господь посетил каждого человека, который находится в храме и молится вместе со всеми. И если человек тоже молится вместе со священнослужителями, то, конечно, эта благодать его касается. Господь совершает большие чудеса во время Божественной литургии, общественного богослужения. Господь все видит, все слышит, все знает, и каждого, кто достоин Его посещения, Он посещает. Поэтому мы должны ходить в церковь, молиться, бывать на Литургии – каждый раз что-то новое Господь нам дает. Очень важно, чтобы человек почувствовал сладость Божественных литургий. А когда он почувствует это, то идет в храмы на Литургии – как жаждущий хочет воды и никак не может напиться, так он жаждет и сладости Божественной литургии, потому что там обязательно Господь благодатью Своей напитает нашу душу. А она всегда жаждет такого духовного посещения.
– Звонок из Краснодарского края: «Регулярно хожу в храм, причащаюсь, исповедуюсь, каюсь в грехах. Но вот у меня произошел следующий случай. Сейчас по святоотеческим писаниям и у нас в храме в том числе, в Новороссийске, причащаются каждый воскресный день. И чем чаще, как написано в источниках, тем лучше. Я причащаюсь довольно часто – один-два раза в месяц. Случаем попал в монастырь на службу, заодно решил и причаститься, по всем правилам. Прочитал каноны, утреннее правило, но был получен следующий ответ от монаха: «Причащаем мы только семь раз в году, не более, это наш Устав, и мы более не делаем». В связи с этим у меня вопрос: как правильно поступать мирянам, которые ходят в церковь, – семь раз в году причащаться или можно чаще?»
– Возможно, что в том монастыре действует скитский устав, по которому они причащаются семь раз в году. Хотя я знаю, что служба сейчас совершается во всех монастырях практически ежедневно. И все причащаются, те, кто служит, особенно. Действительно, если православный христианин готовится, ведет духовную христианскую жизнь по заповедям Божиим, то ему не возбраняется причащаться почаще. Но для этого нужно иметь руководство духовника, чтобы он видел духовный рост своего духовного сына или дочери, чтобы Причастие не послужило человеку каким-то духовным повреждением. Можно причащаться и чаще, но иногда Причастие идет не на пользу – и такое бывает, к сожалению.
Поэтому все зависит от того, как душа человека располагается к этому великому таинству. Частые причащения могут идти и на пользу, и во вред; конечно, когда мы редко причащаемся – это тоже очень плохо. Поэтому все должно быть в меру, в меру того духовного устроения, к которому христианин должен возрастать от силы к силе. Чем трепетнее душа относится к той благодати Божией, с которой она соприкасается в таинстве Причастия, с чем большим сокрушением своего сердца и страхом Божиим приступает человек к этому таинству, тем больше пользы духовной. Ведь мы же всегда в этом таинстве говорим: «со страхом Божиим и верою приступите». И если страх Божий и вера присутствуют и всегда умножаются, то Причастие идет нам на пользу. Если, наоборот, мы черствеем духовно и уже не чувствуем ничего, то, конечно, нужно посмотреть на себя, увидеть себя и исправить, чтобы не было это «в суд и осуждение».
– Вопрос из Ростовской области – Валентина Николаевна спрашивает: «Исповедовалась, а на следующий день не успела причаститься. Что мне теперь делать, и не грех ли это?»
– Это не является грехом. Конечно, подготовившись правильно, лучше было бы причаститься, но если так много было народу, что вы не смогли подойти к Чаше, значит, нужно готовиться к следующему разу. Службы сейчас в храмах проходят постоянно, в городских храмах даже по нескольку раз в день, поэтому на следующий день нужно пойти и причаститься или на следующее воскресение приготовиться к Причастию: пойти на Исповедь, совершить правило ко Причастию и приступить к этому великому таинству, чтобы оно было во исцеление души и тела для достижения вечной жизни.
– «Я исповедую старообрядческую веру; сейчас очень трудно найти духовника-старообрядца – могу ли я обращаться к батюшке в церковь и нужно ли мне для этого перекрещиваться? И не будет ли это предательством по отношению к старообрядчеству?»
– Это не будет предательством старообрядчества, потому что вы идете по пути, которым нужно идти. В силу того, что у нас есть некоторые разногласия, которые касаются миропомазания, которого нет в старообрядчестве, вам прежде всего нужно принять это таинство. Что касается Крещения, то в старообрядчестве, слава Богу, оно проходит через погружение. А если Крещение проходило в церкви, там еще и молитвы правильные были прочитаны. Нужно совершить Миропомазание и после этого приступать к таинствам нашей Православной Церкви; это будет восполнением того, что было недоделано в старообрядческой Церкви. Тогда, конечно, можно будет и причащаться, и исповедаться, жить полноценной духовной жизнью нашей Православной Церкви.
И это будет правильно, так делают сейчас многие люди, у которых были старообрядческие корни. У нас есть даже единоверческие храмы, где можно исповедовать старые обряды и при этом быть в лоне нашей Православной Церкви, молиться за нашего Святейшего Патриарха, жить единой церковной жизнью и исповедовать Православную веру.
– Близкий к этой теме вопрос – Татьяна из Оренбурга спрашивает: «У моей родственницы муж повесился. Его не успели отпеть, он был старовером. Как за него молиться? Можно ли за него заказывать требы, ставить свечи в храме? Или только молиться в домашней молитве?»
– Любого человека, который ушел из этой жизни путем самоубийства, мы не отпеваем в храме, мы не молимся за них в храмах Божиих – мы можем молиться только дома, подавать милостыню, совершать какие-то добрые дела ради его души. Тем более староверов мы не можем поминать в храме и ставить за них свечи перед святыми образами. В такой ситуации нужно молиться дома.
– Владыка, Ефросинья из Новоуральска интересуется: «В нашем храме мало святой воды, ее разрешают набирать только по поллитра. Можно ли эту воду потом разбавлять, и становится ли она вся святая?» Вот такой интересный вопрос.
– Да, святая вода, которую мы разбавляем простой, неосвященной водой, освящает всю воду. Так было всегда в нашей жизни, особенно в годы советской власти, когда очень мало было крещенской или освященной воды, – люди брали поллитровую бутылку освященной воды, понемногу добавляли её в обычную воду, и им хватало святой воды на весь год. Поэтому по вере нашей да будет нам: если мы глубоко верим в то, что Господь может одной каплей освятить целое море, то одной каплей освятить стакан воды Ему не составит труда.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова
Смотрите программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного телеканала «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30
(Окончание. Начало в номерах 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31)– Алексей Ильич, у нас в разных вариациях есть несколько вопросов, касающихся ювенальной юстиции. Чтобы не тратить драгоценное время, я не буду их все зачитывать, они достаточно пространные. Но в общем вопрос понятен: как к этому относиться, как реагировать, что делать, и к чему вообще кампания по ювенальной юстиции у нас в стране может привести?
31 августа – память святых мучеников Флора и Лавра31 августа именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Григория, Евгения, Михаила, Дионисия, Георгия, Макария.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.