Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (591) → В чем смысл жизни?

В чем смысл жизни?

№30 (591) / 4 августа ‘10

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых

17 августа – память семи отроков Ефесских

17 августа именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Дионисия, Михаила, Симеона, Димитрия. Мир и благословение Божие пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня и помощи Божией во всех ваших добрых делах и благих начинаниях. Пусть милостивый Господь за молитвы ваших Небесных покровителей укрепит вашу веру, дарует решимость следования заповедям Божиим, подаст мир и благополучие в ваших семейных отношениях.

Сегодня Святая Церковь совершает также празднование семи отрокам Ефесским: Максимилиану, Иамвлиху, Матриниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану и Антонину. Эти святые были детьми именитых граждан города Ефеса. Воины-юноши жили во времена гонения на христиан от императора Декия – это было жуткое гонение; многие христиане спасались за городом в пещерах. Между ними были и ныне вспоминаемые святые. Они скрылись от гонения, поселились в пещере горы Охлон для приготовления себя к подвигам постом и молитвой.

Декий узнал об этом и велел камнями завалить вход в пещеру, причем двое из придворных, тайно исповедовавшие веру Христову, Феодор и Руфим, среди камней положили оловянные дощечки, написав на них имена заживо погребенных в пещере семи отроков. Между тем, по неисповедимым путям Господним, Бог послал им сон смертный, сохранив их нетленными и неизменными для чудного пробуждения во славу Его и во свидетельство истины слова Его спустя два столетия.

Чудное пробуждение отроков, уснувших во время гонений Декиевых около 250 года, совершилось в царствование Феодосия Младшего (он царствовал с 408 по 450 год), когда восстали еретики, отвергавшие воскресение мертвых, несмотря на возвещенное в Евангелии, что мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. В это время нового смущения в Церкви появилось наглядное свидетельство истины, возвещенной Христом, – воскресение мертвых. Владелец селения на горе Охлон, где была завалена пещера, в которой упокоились двести лет назад семь отроков, вздумал сделать себе ограду для овец. Его рабы, строя ограду, брали камни от заваленной пещеры, о существовании которой они и не подозревали. Выкапывая камни из горы, они случайно сделали отверстие внутрь пещеры. В это время отроки ожили, не зная, что они пробудились не от простого, но от смертного сна. Когда один из них на рассвете пошел купить пищу в городе, старинная монета, поданная им купцу, послужила поводом к обнаружению необычайного происшествия. Разговор с отроком, думающим, что еще продолжаются гонения Дикея, окончательно обратил на него внимание. И когда слух о нем дошел до епископа, он, расспросив отрока, уразумел в этом тайну Божию. И услышав от него о других отроках, еще оставшихся в пещере, пожелал их видеть, и отправился туда с наместником в сопровождении множество народа.

При входе в пещеру епископ, внимательно рассматривая ее обстановку, нашел среди камней медный запечатанный ящик. Раскрыв его в присутствии всех, увидел там оловянные дощечки, положенные Феодором и Руфимом, которые и разъяснили всем загадочные слова воскресших отроков. Все были поражены и прославляли Бога, дивного в чудесах Своих. Император Феодосий был немедленно уведомлен о происшествии. Царь прибыл в Ефес со множеством сопровождающих его верующих и поклонился святым отрокам, которые после долгой беседы с ним уснули вечным сном в присутствии царя, до всеобщего воскресения.

Феодосий велел сделать семь серебряных ковчегов и положить в них тела отроков, но они явились ему в ту же ночь в сонном видении, прося оставить их почивать в пещере, как и были они погребены прежде.

Поразительность этих событий и последовавший Собор в Ефесе в 431 году были причиной того, что известие это быстро было распространено по всему христианскому миру. Достоверность же событий подтверждается множеством доказательств со стороны весьма уважаемых писателей и свидетелей. Святой Иоанн Колов, свидетель этого события, говорит о нем в житии Паисия Великого. Православный епископ Иаков из Месопотамии, живший в VI веке, оставил описание этого события. Перевод его известен был Григорию Турскому в том же веке.

Пещера семи отроков и ныне находится близ Ефеса при горе Прионе. Судьба мощей их неизвестна с XII века, в начале которого игумен русского монастыря Даниил видел их еще почивавшими в пещере.

Однажды знакомый бизнесмен поделился в разговоре со своим коллегой при обсуждении бизнес-вопросов в ресторане. Он сказал: «Ты давай, занимайся коньячком, а я буду задавать извечные русские вопросы». Тот разливает коньяк по рюмочкам, а он спрашивает: «Зачем ты это делаешь?» Тот отвечает: «Как зачем? Чтобы нам выпить, чтобы нам с тобой было хорошо». Он задает второй вопрос: «А зачем нужно, чтобы нам было хорошо?». – «Ну, чтобы мы с тобой обсудили все наши проблемы, порешали наши дела, пришли к общему знаменателю». – «Зачем нам это нужно?». – «Чтобы наш бизнес стал более успешным». – «А зачем?». – «Ну, чтобы в семье достаток был, чтобы детей обучить, воспитать». – «А зачем? Зачем детей воспитать?»...

Далеко не каждый человек имеет мужество рассуждать на эти вопросы. А зачем, когда все закончится, причем очень скоро, до банальности известно: болезнь, смерть, прах. Зачем? И возникает вопрос: а в чем смысл жизни человека, к чему он должен стремиться? Потому что эти несколько «зачем?» очень быстро приводят к выводу, что жизнь-то получается бессмысленной. Зачем вся эта суета о материальном благополучии, о здоровье, о дачке у моря или о море удачи? Зачем? Смысл жизни в чем? Очень важный, принципиальнейший вопрос, который обычно не заботит современного человека.

Смысл жизни в чем? «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века…», возглашает Символ Православной веры, то есть каждый христианин ожидает вечной жизни с Богом. Но вечная жизнь с Богом возможна только при условии, что человек в течение земной очень короткой жизни пытался ее вектор к Богу направить. Потому что смерть фиксирует то состояние души, тот результат, тот плод, ту смелость, успех, с которым человек, собственно говоря, к ней и пришел. «В чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу». Потому что когда человек лишается тела, он перестает меняться. Здесь происходит то же, что в космосе: если на двести километров подняться над Землей и, взяв любую вещь из космического корабля, например, спичечный коробок, щелкнуть по нему, он бесконечно будет двигаться с тем импульсом, который получил в невесомости. Потому что невесомость – нет воздуха, нет земного притяжения.

Так же и с душой человека. Прожив жизнь, к чему импульс своей души направил: к Богу, к любви, к милосердию, к кротости, к водочке, шахматам, детям? Некоторые говорят: «Я без кофе жить не могу», или «дети – это мое всё». К чему человек устремился – такой результат и получится в вечности. Но в вечности не будет ни кофе, ни шахмат, ни поездок на курорты, одно то, что Господь – это вечная жизнь, а вне Бога – вечная смерть.

Жизнь человеку дана для достижения вечности с Богом. А потом, в какой-то определенный момент истории, будет воскресение из мертвых и вечная жизнь. Но тела воскреснут такие, какой человек приготовил свою душу, то есть по образу и состоянию души будет воскрешение человеческого тела. Светлые души – светлые преображенные тела, темные души – соответственно, темные и тела. И дай Бог нам с вами, дорогие братья и сестры, сегодня не терять времени, не убивать его бессмысленным препровождением, а каждый день пытаться по зернышку, по капельке собирать благодать Божию. Пока человек молод, вроде кажется, что вся жизнь впереди. Старикам уже особо времени нет рассеиваться. 72 года человеку, его спрашивают: ну вроде, пора уже, давай покрестимся и к Богу начнем идти. А он говорит: «я еще не готов». – «А когда ты будешь готов? Когда гроб начнут заколачивать? Ну, тогда уж точно не будешь готов». Потому времени очень немного. Спешите делать добро, ибо время коротко.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Гость

Митрополит Иларион: «Бояться, что православные архиереи съедутся на Собор и там предадут Православие, могут только люди, у которых совершенно искаженное сознание»

– В Екатеринбурге прошел Х Российско-немецкий дискуссионный форум «Петербургский диалог», созданный десять лет назад по инициативе двух президентов – Владимира Путина и Герхарда Шрёдера

 
Церковь и общество

Мысли вслух

Священник Николай Баранников, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при больнице № 23, г. Екатеринбург:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс