Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (589) → «Американский просветитель русского народа»

«Американский просветитель русского народа»

№28 (589) / 21 июля ‘10

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Духовные поиски – пожалуй, самые опасные из всех, какие только могут быть. Ведь здесь человек ставит эксперимент над собственной душой. Духовные поиски – пожалуй, самые нужные из всех, какие только могут быть. Потому что их результатом может стать обретение Бога. Так было и в жизни иеромонаха Серафима (Роуза), имя которого сегодня хорошо знакомо российскому православному читателю. В молодые годы он не имел ничего общего с Православием, но у него был яркий, сильный ум и честное сердце, горевшее жаждой истины. Это и вывело его на верную дорогу. Впоследствии труды отца Серафима, отличающиеся простотой и ясностью изложения, для многих стали источником веры и знания. Имя Серафима Роуза знакомо читателям еще по папиросным листкам самиздата.

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, представляет собой сборник трудов иеромонаха Серафима (Роуза) и называется «Американский просветитель русского народа». Здесь собраны труды отца Серафима, ранее не переводившиеся на русский язык и не издававшиеся в России: «Человек наизнанку», «Когда Бог открывается сердцу», статьи, дневники, письма. Издатели предупреждают нас, что в названии книги «Американский просветитель русского народа» нет ни тени сарказма – никакой связи с закусочными «Макдоналдс» или акционерными пирамидами.

Как отмечается в предисловии к книге, просветителем русского народа – как и многих других народов, на языки которых переводятся его труды, – отец Серафим стал лишь по окончании земного пути: он умер в сентябре 1982 г. в возрасте 48 лет. Он редко покидал свой маленький монастырь, затерянный в горах Северной Калифорнии. Посвящал все силы и время церковным службам, работе над книгами и журнальными статьями, переводам, набору, верстке и печати, типографскому прессу, ответам на письма друзей и читателей, бытовым нуждам – огороду, дровам, грузовику – и уединенной молитве. По воспоминаниям современников, отец Серафим был немногословен, уклонялся от праздных разговоров, не распространялся о своих личных чувствах и ощущениях. Особенно же не любил он ничего поддельного, искусственного, фальшивого и часто говорил про «Диснейленд», который господствует в сознании современников и закрывает им дорогу к истине.

Его огорчали «бессознательность», невежество в вере, неспособность делиться ею с окружающими. «Очнитесь, прошу вас, – говорил он, – интересуйтесь, узнавайте, исследуйте! Не надейтесь, что кто-то другой за вас во всем разберется и растолкует вам Православие. И не прячьте его, а раздавайте всем вокруг!» Тысячи людей испытали воздействие о. Серафима. Его проповеди стоят наравне с лучшими проповедями всех времен. Вот о чем говорил он больше всего: «Неизменно укоряйте себя. Не ищите себе оправданий. Если почему-либо вы уступили слабости, прежде всего признайтесь себе, что это действительно слабость, то есть грех. Смотрите за собой и не осуждайте других!»

По словам архиепископа Хризостома, «смерть о. Серафима принесла с собой нечто крайне удивительное для нашего времени. Тело его, в жару позднего калифорнийского лета лежавшее в дощатом гробу посреди монастырской церкви, на взгляд и ощупь оставалось совершенно живым, а вид лица был настолько светлым и утешительным, что мы, вопреки старинному монашескому обычаю, не решились закрыть его. Даже дети стояли кругом гроба, не в силах отойти прочь. Перед нами лежал человек святой жизни, нарушивший природный процесс распада, и наши сердца откликнулись на Божию благодать».

Статьи отца Серафима о Православии в Америке, собранные в данной книге, предваряет вопрос: «Почему русскому читателю так важно узнать, что рассказывал молодым американцам отец Серафим про Православие в Америке более четверти века тому назад?» и указано несколько причин. Первая причина – непосредственная. Русские должны знать историю своей Церкви, которая после революции в значительной мере разворачивалась за границей, среди русского рассеяния и окружающих народов. Свидетельство отца Серафима очень существенно для понимания происшедшего – и происходящего по сей день. Вторая причина – радостная. Сегодняшняя Россия, вырвавшись из большевистского застенка, после долгих и мучительных блужданий возвращается в Церковь, и русская молодежь, подобно ее американским сверстникам, остро нуждается в просвещении, в ликвидации христианской безграмотности. И не только, впрочем, молодежь. Третья причина связана со второй, но печальна. Выйдя на свободу, Россия получает сполна и от сладких, и от горьких ее плодов, о худшем из которых – ядовитом духе обмирщения – так подробно говорит отец Серафим. Русские испытывают их пока в привычном виде – потеря совести, утрата дружбы, удушающая мерзость по телевизору, секспросвет в школах. А на Западе между тем распространяются новые, прежде незнакомые формы: вместо национализма – подчинение «международному сообществу», вместо любознательности и жажды знаний – массовое отупление, вместо свободы слова и мысли – «политкорректность». Отец Серафим не зря предупреждал американцев о потере горячо любимой свободы: сегодня учителя выгоняют с работы за Библию на рабочем столе, судью смещают с должности за табличку с десятью заповедями над креслом, а за пикет у входа в абортарий по федеральному закону дают трехлетний тюремный срок. И, наконец, четвертая причина – самая глубокая. Она состоит в том, что наша православная вера, независимо от места, времени, национальности, языка и обычаев, остается верою единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, истинным христианством, – если, конечно, мы исполняем свое многократное обещание «сами себя и друг друга» и всю нашу жизнь отдать Христу.


  • «Православные – словно пловцы в море этого мира, в море безбожного, обмирщенного мировоззрения и образа жизни; поэтому надо непременно создавать в этом море свои острова, острова иного мира, иного, Божьего, образа жизни и мысли».
  • «Учтите, что истинно христианское дело всегда конкретно, оно делается здесь и сейчас, между нами, Господом Богом и нашими ближними».
  • «Есть ли у Вас тетрадь для выписок из святых отцов? И всегда ли заложена у Вас страница в святоотеческой книге, которую Вы читаете, которую открываете в трудную минуту? Если нет — начните сегодня: это очень важно!»
  • «В наши дни христианином вполсилы быть невозможно: либо полностью, либо никак».

Иеромонах Серафим (Роуз)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Дивен Бог во святых Своих

Ближний

Носители духа Святителя Игнатия

Игумен Никон (Воробьев):Страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю «земная», потому что Небесная правда дает мир и внутренний, и внешний.

 
Просвещение

Как противостоять «языковой катастрофе»?

Представляем собеседника: Ирина Владимировна Шалина – доктор филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики УрГУ, студентка 2 курса Высших миссионерских курсов при Ново-Тихвинском монастыре.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс