Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Забыть нельзя восстановить» – так организаторы обозначили тему «круглого стола», который состоялся в Царском зале Горного университета . Инициатором его проведения выступило Молодежное правительство Свердловской области. Основная цель, которую ставили перед собой организаторы: выяснить, куда же поставить запятую в весьма двусмысленной фразе – «Забыть, нельзя восстановить» или «Забыть нельзя, восстановить»?
Речь на диспуте шла о возможности и необходимости восстановления храма во имя Святой Великомученицы Екатерины на его историческом месте – на площади Труда в Екатеринбурге.
Во вступительном слове Кристина Станиславовна Субботина особо подчеркнула, что речь идет не о строительстве, а именно о восстановлении Екатерининского собора, обратив внимание: самое главное – чтобы городская молодежь правильно поставила знак препинания.
– Мне хотелось бы, чтобы мероприятие, ради которого мы здесь собрались, проходило в исключительно дружеской атмосфере, чтобы все собравшиеся смогли услышать друг друга, а не просто высказать свое принципиальное мнение. Очень бы хотелось, чтобы дискуссия началась и закончилась в мирной обстановке. Этого я желаю всем: конструктива, творчества и энтузиазма.
Чтобы участники дискуссии глубже проникли в тему предстоящего разговора, Олег Геннадьевич Паршуков коротко рассказал собравшимся об истории Екатерининского собора.
– Храм во имя Святой Великомученицы Екатерины – это первый храм Екатеринбурга. Первый деревянный храм был заложен одновременно с закладкой завода, он простоял двадцать лет, а потом сгорел. Затем был построен новый каменный храм, который простоял без малого 200 лет и в 1930 был варварски уничтожен – взорван по решению правительства богоборческой власти.
Стоит сказать, что с основания Екатеринбурга параллельно с развитием города велось строительство храма во имя Святой Екатерины – Небесной покровительницы города. Это было так же естественно, как человеку естественно есть и пить. А сейчас у нас этого храма нет, а мы тем не менее называемся Екатеринбургом. Это довольно странная ситуация. Почему-то в Краснодаре, бывшем Екатеринодаре, находится очень большой, красивый собор Святой Екатерины; в Царском Селе восстановили всем миром собор Святой Екатерины. А у нас в Екатеринбурге этот вопрос вызывает какие-то сомнения и дискуссии – это довольно парадоксальная ситуация.
Валерий Николаевич Лоскутов, председатель правления Уральского православного патриотического общества имени Святителя Николая Чудотворца, вошел в члены общественно-наблюдательного совета за примирением сторон в ходе предстоящей дискуссии. В своем выступлении он, в частности, отметил:
– Мне очень приятно, что одним из организаторов дискуссии стало именно молодежное областное правительство – молодежь. В свое время я был на митинге, который был инициирован против восстановления Екатерининского храма. Основными участниками того митинга были тоже молодые люди, сознанием которых грамотно и очень умело манипулировали его организаторы.
И приятно, что сейчас именно молодежь выступила с инициативой восстановить социокультурную справедливость в нашем городе, показать, что у нас на самом деле достойный и цивилизованный город, который умеет помнить и хранить свою историю. К сожалению, во всем случившемся некоторое время назад Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Владыка Викентий стал «разменной монетой», и мы, естественно встали на его защиту в этой ситуации, чтобы поднять народ и рассказать правду.
Я очень надеюсь, что мы сегодня придем к положительному решению, чтобы продолжить конструктивный диалог: надо максимально объяснить и рассказать людям, для чего нужен этот храм, почему он должен быть восстановлен. Екатерининский собор – это наша история, это наша уникальность, достояние нашей истории, нашей культуры и традиций.
Министр строительства и архитектуры молодежного правительства Александр Юрьевич Федоров свою позицию высказал однозначно:
– Я лично за восстановление этого храма. И в первую очередь не потому, что это какой-то политический пиар или какая-то акция. Нет, я предлагаю подняться немного выше материальных проблем. Нужно задуматься, что мы передадим нашим детям, внукам, следующим поколениям? Явно, что не одни только новые технологии, большие города, небоскребы – мы должны передать и свои традиции, и культуру. Некоторые говорят: я – верующий человек, но зачем мне храм, я могу верить в Бога, но в храм не ходить. На самом деле храм – это приложение к вере. Они не могут существовать друг без друга. Поэтому я выступаю за восстановление храма: восстановив собор, мы передадим будущим поколениям наши традиции, нашу культуру, нашу веру.
В Министерстве финансов Свердловской области на вопрос, будет ли правительство области как-то участвовать в восстановлении Екатерининского храма, если все-таки такая инициатива возникнет и заявка будет подана, ответили, что ни одной копейки из бюджета Свердловской области потрачено не будет – восстановление храма будет производиться исключительно на деньги меценатов, на добровольные пожертвования граждан; и отметили, что к финансированию уже подключились не только очень обеспеченные люди, но и много простых граждан, пенсионеров, которые жертвуют деньги на восстановление храма. То есть строительство храма будет вестись не за счет налогоплательщиков.
Владыка Викентий немало ездит по области, и уже к нему подходят люди, бабушки, пенсионерки, – и предлагают пожертвования на храм. Они мотивируют это так: у меня скопилось немного денег, я скоро умру, но хочу, чтобы моим детям и внукам от меня что-то осталось. Конечно, скептики могут сказать, что на несколько тысяч рублей храм не выстроишь, что затраты на его строительство зашкаливают за 369 миллионов рублей, где взять такие средства? На что ответим: сейчас все храмы, церкви и монастыри в Свердловской области стоятся и восстанавливаются на средства благодетелей и меценатов – ни один храм не был построен на бюджетные деньги.
Подполковник милиции Евгений Витальевич Кузнецов на дискуссии выступал не как представитель силовых структур, а как студент третьего курса высших миссионерских курсов, поэтому и представился необычно: раб Божий Евгений.
– Я не могу понять, какой критерий берут некоторые люди, которые рассуждают, много или мало храмов у нас в Екатеринбурге, нужно ли строить еще, и сколько? Чем и как мы можем измерить Бога? Много Бога или мало? Он есть, Он всегда, Он везде. Поэтому мое мнение таково: восстанавливать храм необходимо. Да оно и не может быть иным, тем более что, как было особо отмечено в начале встречи, Екатерининский собор будут не строить, а именно восстанавливать.
Мы немало говорим о землеотводе, о деньгах, об архитектуре; конечно, мы понимаем, что без этого строительство невозможно. Но мы почему-то очень мало сказали о духовной составляющей церкви. Ведь церковь-то нужна не Богу, а людям. Именно люди идут туда общаться с Богом, молиться, находить какое-то пристанище, место, где можно было бы приклонить голову, найти утешение.
Очень трудно, конечно, нам объяснить неверующим, зачем нужен храм в любом месте, тем более храм Святой Екатерины в центре города, в честь которой он и был назван. У нас пока растут только вавилонские башни, ну, а участь их тем, кто знаком немного с Ветхим Заветом, известна. Поэтому пришло время понять наконец: кто мы – Русь православная или царство Вавилонское?
Замечательный русский поэт Федор Глинка писал: «Если хочешь жить легко и быть к небу близко, держи сердце высоко, а голову низко». Мы же в последнее время стараемся голову поднять очень высоко, в том числе и в строительстве этих вавилонских башен – находим для них и место, и деньги. А вот на храмы – то земли у нас не хватает, то денег, то споры какие-то затеваем вокруг их строительства. Но ведь только в храме человек может сказать сам себе и Богу словами поэта Державина: «Ты есть, и я уж не ничто» – только там. Конечно, никуда не деться от разных споров и дискуссий, но храм-то будет – на все воля Божия. Рано или поздно, он, безусловно, вырастет во славу Божию, на радость людям, на утешение им.
Архитектору Екатеринбургской епархии Олегу Геннадьевичу Паршукову был задан вопрос: а сколько сейчас планируется строить и восстанавливать храмов одновременно?
– Справедливости ради надо сказать, что в районе ЖБИ, на который так часто делают ссылки, храм есть. Там есть священник, верующие, которые пять лет добивались строительства этого храма. Они совершали богослужения и в квартирах, и на автомобильной стоянке. Есть в городе очень много людей, которые хотят, чтобы в микрорайонах, где они живут, были храмы, но их никто не хочет слушать – вот в чем проблема.
Я еще хотел немного сказать по поводу строящихся храмов, в том числе и Большого Златоуста. Там имеются еще и технические нюансы, и некоторые процессы строительства для соблюдения технологии требуют точно обозначенного определенного времени. Поэтому иногда при всем желании построить быстрее приходится выдерживать установленные и обозначенные сроки.
Пара слов по поводу имеющейся уже на площади Труда часовни во имя Святой Екатерины, потому что этот вопрос часто эксплуатируется оппонентами. Мол, построили часовню, и хватит. У этой часовни одна-единственная роль – роль предтечи воссоздания собора. И все. Это не самодостаточный объект церковного строительства. Вообще на местах разрушенных соборов или на месте строительства нового храма на каком-то этапе сначала ставится Поклонный крест, затем часовня, затем храм. И рассматривать часовню как окончательный самодостаточный объект нельзя – она не выполняет такие функции.
У некоторых молодых людей существует мнение, что Екатеринбург назван в честь императрицы Екатерины, а многие вообще не задумывались над этим вопросом. Даже учитывая то, что на дискуссию пришла достаточно подготовленная аудитория и многие знали, зачем и для чего они сюда пришли, все же нашлись и те, которые не знают, в чью честь назван Екатеринбург. И это не удивительно, потому что за семьдесят лет советской власти коммунистические идеологи постарались из истории нашей страны вычеркнуть целые страницы и главы.
Но вернемся к нашей дискуссии. Вот что интересует одного из студентов, Вадима:
– Хотелось бы узнать, с какой целью будет строиться храм? Это делается для уменьшения нынешней «загруженности» действующих храмов, для привлечения туристов, или просто для сохранения традиций и истории? И второе. Я сейчас увидел проект-концепцию строительства храма, и вижу, что фонтан здесь все же присутствует. Я как раз был участником митинга против строительства храма и выступал за сохранение фонтана, потому что считал: фонтан снесут, а на его месте построят храм.
Сейчас я понял, что ошибался, и тот проект, который увидел, мне очень нравится. Вопрос в том, как оперативно и четко проинформировать молодежь, что найден компромисс: и фонтан сохраняется, и храм восстанавливаться будет.
Вадиму был задан вопрос: «Скажите, а у Вас есть ощущение, что на митинге Вы были жертвой каких-то манипуляций Вашим сознанием?», на что он ответил:
– Лично у меня такого ощущения нет, но я чувствовал, что такая манипуляция там была, и на нее многие отреагировали.
Авторы проекта, которые разработали план восстановления Екатерининского собора, рассказали об уже проделанной работе, и о текущих делах. Работа продолжается; учитывая многие предложения и замечания, фонтан перенесли на площадь перед собором; сохраняется действующая часовня Святой Екатерины. Создан макет, на котором очень четко, буквально по сантиметрам вымерено все пространство площади Труда. Собор занимает всего шесть процентов ее территории, потому что «территорией площади» принято называть все пространство по периметру окружающих строений. И «пятнышко», ограниченное тротуарами и сквером, которое стало «полем брани» – лишь треть площади.
На «круглом столе» состоялась своеобразная премьера – собравшимся продемонстрировали слайды ночного Екатерининского собора и фонтана с великолепной подсветкой. Авторы проекта поделились еще такой задумкой: с применением современных технологий кроме подсветки над фонтаном можно сделать еще инсталляцию. Это – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и образующую художественное целое. Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.
Демонстрация проекта была встречена аплодисментами. Как отметил ведущий, здесь хорошо реализована добрая идея. Храм символизирует более чем 200-летнюю историю Екатеринбурга, фонтан так или иначе дорог поколению людей, которые жили здесь в советское время и живут до сих пор.
Вот так и может все удачно сложиться: сохранение истории – да, мы помним, мы восстановили храм, и применение новых современных технологий, близких молодежи. Не секрет, что туристы, которые приезжают в Екатеринбург, чаще всего обращают внимание на наши храмы – их не удивить железобетонными и стеклянными новостройками, а сочетанием старинного храма с фонтаном, с подсветкой, с голограммой над фонтаном можно удивить кого угодно. Жаль, что молодежь пока еще не видела этого проекта – она не знает многое, ей не говорят, используя ее только в определенных целях. А если она увидит все, что есть на самом деле, думается, необходимость подобных дискуссий просто бы отпала. Об этом говорили и сами молодые люди. Приведем для примера очень эмоциональное выступление Максима, который тоже входит в состав молодежного правительства Свердловской области.
– Мне очень жаль, что молодежь становится жертвой информационной войны. И очень многое проходит мимо нее, молодежь не знает истины, на самом деле. Это большой минус. Это первое. Второе. Когда заходит речь, восстанавливать на этом месте храм или нет, молодежь прежде всего исходит из таких чувств: «я здесь гуляю, мне здесь хорошо», но не задумывается о будущих поколениях, о культуре, о традициях. И храм нужно восстанавливать, чтобы мы ценили свою историю и культуру, ценили людей, которые основали и строили наш город. Это очень важно.
Молодежь сейчас живет в чисто потребительском обществе, а религия и вера выступают ориентиром, сдерживают, призывают к истинному пути в жизни человека. Многие молодые люди говорят, что в Екатеринбурге и так много храмов. Но когда к нам приезжал Святейший Патриарх Кирилл, он заявил, что наша область занимает последнее место в нашей огромной стране по количеству храмов на душу населения. Об этом стоит задуматься: такая развитая область, как Уральский регион, имеет столь мало действующих храмов. И когда я бываю на богослужениях в церкви, я замечаю, что молодых людей, приходящих на службы, с каждым годом все больше. И это здорово. Потому что молодежь начинает задумываться о том, что выше материальных ценностей.
Ну а итогом дискуссии, о которой мы рассказали, стало решение, принятое о запятой в той фразе, с которой мы начали материал. Окончательно и бесповоротно она звучит так: «Забыть нельзя, восстановить!»
Государь Страстотерпец Николай Второй. Что мы знаем о нем? И из каких источников черпаем свои знания? Большинство из нас с детских лет слышало советские мифы о Николае Кровавом
Торжественным колокольным звоном, многолюдными богослужениями, праздничными концертами встретил Ново-Тихвинский женский монастырь Екатеринбурга свой двухсотлетний юбилей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.