Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (582) → Благословение Святителя

Благословение Святителя

№21 (582) / 2 июня ‘10

Анастасия ТитоваОбитель

Мы продолжаем серию публикаций из истории екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, который в этом году празднует свое 200-летие. В предыдущих номерах мы рассказали о настоятельницах монастыря игумениях Александре и Магдалине.В этом номере вы узнаете о посещении Ново-Тихвинского монастыря святителем Иннокентием Московским – это событие, запомнившееся и сестрам обители, и всем горожанам, произошло в 1868 году.

К этому дню в Ново-Тихвинском монастыре готовились заранее, ждали его с нетерпением, с трепетом и радостью. И это понятно: 26 мая 1868 года просветитель Сибири, Дальнего Востока и Америки, Первоиерарх Церкви Русской, великий угодник Божий святитель Иннокентий Московский удостоил своим посещением Ново-Тихвинскую обитель. Для сестер, как и для всей православной России, он был не только видным архиереем, но и примером искренней и пламенной любви к Богу и ко всем ближним.

45 лет благовестия

Родился Ваня Попов, в будущем святитель Иннокентий, 26 августа 1797 года в семье бедного пономаря в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии. Ваня оказался на редкость смышленым: ему не было и пяти лет, когда отец начал учить его грамоте, а к восьми годам мальчик уже прислуживал в храме и прекрасно читал на службах Апостол. Когда Ване исполнилось девять лет, его определили учиться в Иркутскую духовную семинарию. Через некоторое время новый ректор по традиции того времени решил переменить фамилии ученикам – как неблагозвучные, так и слишком часто употребляемые. Семинарист Иван Попов стал Вениаминовым – в честь незадолго до того почившего всеми уважаемого Иркутского Владыки Вениамина. За год до окончания семинарии Иван вступил в брак и был рукоположен во диакона, а через четыре года – во священника. Местом служения молодого батюшки стала иркутская Благовещенская церковь, но пробыл он здесь недолго.

В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Отказался и отец Иоанн. Но в тот же день вечером епископ с удивлением услышал от отца Иоанна, что тот с радостью поедет на далекую Уналашку. Оказалось, он узнал от выходца из тех мест, Ивана Крюкова, об усердии, с каким алеуты слушают слово Божие – они приходят в часовню даже в сильный мороз и могут стоять в ней часами, и так неподвижно, что по их следам можно точно сказать, сколько человек слушали проповедь. И отец Иоанн загорелся желанием ехать к таким людям, несмотря ни на что. На Алеутские острова он отправился вместе с братом, женой, годовалым ребенком и пожилой матерью.

Десять лет отец Иоанн провел в миссионерских трудах на Уналашке, затем еще пять – на острове Ситхе, в Новоархангельске — административном центре русских владений в Северной Америке. Вся его пятнадцатилетняя деятельность отличалась тем же рвением, которое издревле прославило проповедников Евангелия. Он не только проповедовал, но и обучал туземцев ремеслам, лечил, помогал в нуждах. Отец Иоанн записывал свои наблюдения о быте и культуре местных народов, о дальневосточной природе – так, на Алеутских островах он даже давал советы русским промышленником о способах охоты на морских котиков с тем, чтобы сохранить численность этих животных.

Отец Иоанн изучил несколько туземных языков: алеутский, тунгусский, якутский, колошский (язык индейцев Аляски). Сам создавал для каждого из этих народов азбуку и составлял учебники, перевел Евангелие и другие священные и богослужебные книги… В 1839 году умерла супруга отца Иоанна. По ходатайству Московского митрополита Филарета, дети его были устроены на казенное содержание, и он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентий, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита. Через месяц его посвятили в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, а в 1850 году – в архиепископа. Он неустанно совершал поездки по своей огромной епархии, к которой со временем были присоединены Якутия и всё Приамурье. Любая занесенная снегом деревня или одинокая якутская юрта могли стать для святителя Иннокентия целью долгого, опасного путешествия. Много раз ему приходилось блуждать по таежным тропам верхом на лошади, бороться с бурными морскими волнами, имея в руках только весло небольшой алеутской лодки, неделями ехать по узкой дороге, пробитой в глубоких снегах, на запряженных собаками нартах… И всё это ради того, чтобы хотя бы еще один человек узнал о Господе Иисусе Христе, крестился и спас свою душу для Вечности.

В то же время, заботясь о каждом ближнем, святитель видел нужды всей своей епархии, подавал мудрые советы даже по государственному управлению и освоению Сибири и Дальнего Востока. Например, именно святитель Иннокентий первым указал на возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Благодаря его докладам в Святейший Синод на Амуре был основан новый город – Благовещенск. Назван он так был в память начала служения святителя Иннокентия в Благовещенской церкви Иркутска.

На пути в Москву

В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Ему было уже более семидесяти лет, он был почти слеп, но по-прежнему ревностен в служении Церкви. В ответе обер-прокурору Святейшего Синода святитель Иннокентий писал: «С полной преданностью Царю Небесному и благоговейным послушанием царю земному приемлю новое Его назначение меня на служение Церкви – без всякого рассуждения о моих силах и трудностях предстоящего мне поприща. Да будет воля Господня во всём и всегда!» Вскоре вновь назначенный митрополит Московский и Коломенский отправился в долгий путь через Дальний Восток, всю Сибирь, Урал и Центральную Россию в Москву.

12–13 мая (25-26 мая по новому стилю) 1868 года святитель Иннокентий был в Екатеринбурге. По приглашению игумении Магдалины (Неустроевой) обедал Владыка в Ново-Тихвинском монастыре.

По пути в обитель митрополит Иннокентий зашел в монастырское училище, здание которого находилось неподалеку от монастырской ограды. Училище произвело на святителя Иннокентия весьма благоприятное впечатление, и он даже говорил потом, что «был бы виноват, если бы не посетил такого полезного для духовных девиц заведения».

Надо сказать, что отзыв этот был справедлив. Училище, основанное при монастыре в 1838 году как начальное, в 1868 году было преобразовано в четырехклассное, в нем обучалось уже около 100 девочек, занятия проходили соответственно программе женских прогимназий министерства народного просвещения. Училище стало, по сути, средним учебным заведением. А сам подход к образованию детей оставался неизменным со времен основательницы обители игумении Таисии: девочек учили вместе и наукам, и благочестию. Вероятно, это было особенно приятно митрополиту Иннокентию, который частенько сетовал, что в училищах «вместо того, чтобы исправлять сердца, исправляют книги и программы».

Во время обеда в монастыре Владыка Иннокентий расспрашивал игумению Магдалину о том, как был основан монастырь, интересовался мастерскими. Будучи опытен в деле управления, он давал настоятельнице мудрые практические советы по управлению столь большим монастырем (в обители было в то время уже более 400 сестер). Во время трапезы певчие в смежной зале пели ирмосы праздничных церковных канонов Вознесения Господня и Пятидесятницы. По окончании обеда игумения Магдалина преподнесла Владыке в дар архиерейскую митру монастырской работы и пригласила прогуляться по территории обители, осмотреть монастырские храмы и ризницу.

Святитель остался весьма доволен как всем увиденным, так и вообще благоустроенностью обители. В пять часов вечера Владыка Иннокентий отбыл из монастыря. Певчие провожали его трогательной песнью праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...», а народ напутствовал самыми теплыми и сердечными пожеланиями. Уже из экипажа святитель Иннокентий благословил народ на четыре стороны, и под перезвон колоколов всех городских храмов покинул Екатеринбург.

Через двенадцать дней такой же колокольный звон огласил Москву – и возвестил ее жителям о прибытии нового Московского митрополита. Его ждали новые труды, в которых он провел еще 10 лет. Благодаря святителю Иннокентию во многих епархиях были открыты миссионерские общества и комитеты. Именно он создал православную миссию в Японии и передал многое из своего опыта будущему святителю Николаю Японскому. Но постепенно силы святителя стали слабеть. В 1879 году, на Страстной седмице, он почувствовал приближение кончины. Святитель соборовался, последний раз приобщился в Великий Четверг, а в Великую Субботу, 31 марта в 2 часа ночи отошел ко Господу, Которому так ревностно служил всю жизнь. Спустя столетие, в 1977 году святитель Иннокентий Московский за свои миссионерские труды и праведную жизнь причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

 
Искусство

Православный композитор, поэтесса и исполнительница Юлия Березова: «Мало просто верить в Бога – нужно доверять себя Ему»

Лидия Ежкова

По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс