Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (581) → «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека»

«Тайна русского слова. Заметки нерусского человека»

№20 (581) / 26 мая ‘10

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Сегодня мы представляем вам уникальную книгу. По сути дела, это гимн русскому языку. Автор – Ирзабеков Фазиль Давуд оглы, азербайджанец по национальности.

Каким же образом русский язык стал родным для коренного бакинца?После окончания Института русского языка и литературы Фазиль Ирзабеков преподавал русский язык иностранным студентам в Азербайджанском государственном университете, работал заместителем председателя Республиканского совета по делам иностранных учащихся. Переехав в 1992 году в Москву, работая ответственным секретарем Общества российско-азербайджанской дружбы, он стал еще глубже ощущать родство двух культур. В 1995 году на русской земле он принял таинство святого Крещения с именем Василий. В 2001 году создал и возглавил Православный центр во имя Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

О книге «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека» и о ее авторе – наш сегодняшний рассказ. Для Василия Ирзабекова русский язык стал более чем родным – он стал сутью и нервом его жизни. Василий Давыдович борется за чистоту русского языка как публицист, участник и организатор духовно-просветительских конференций (в том числе и международных). Его лекции в школах, светских и духовных учебных заведениях не могут оставить равнодушными, потому что зажигают в сердцах любовь к русскому слову. И наверняка постоянные зрители телекомпании «Союз» согласятся с этим утверждением, ведь Василий Ирзабеков неоднократно был гостем канала и каждое его появление на экране вызывало множество благодарных отзывов.

О своем знакомстве с В.Ирзабековым автор предисловия книги игумен Петр (Пиголь) пишет так: «Несколько лет назад на православной конференции в Саратове произошла промыслительная встреча. Я познакомился с азербайджанцем Василием Давыдовичем Ирзабековым, который оказался филологом, исследователем русского языка. Его удивительные, яркие выступления целиком захватывали слушателей, высвечивая то, что мы обычно не замечаем: язык наш – это великое духовное достояние, святыня нашего народа. Тогда я горячо порекомендовал ему написать об этом книгу. И вот я с радостью держу в руках рукопись. Книга Василия Ирзабекова «Тайна русского слова» – это признание в любви к русскому языку. Она утверждает высокий строй души русской, связанной с Божественным светом истины. Это не специальное лингвистическое исследование, а скорее, популярное, чрезвычайно живое, образное и острое размышление о связи языка и духовности, культуры русской речи и здоровья души. Она говорит о силе и скрытых возможностях слова. Девизом ее я бы поставил слова: «Кто светел, тот и свят». На примере жизни и творчества самого автора можно видеть, как благодатное слово преображает национальные покровы сознания, делая их общечеловеческими, надкровными. Исследуя в своей книге природу слова как такового, его внутренний, изначальный смысл, говоря о таинственных корнях человеческой культуры и цивилизации, Василий Ирзабеков приводит яркие примеры связи слова с явлениями и предметами культуры. Он обращается к людям разного уровня мышления, воспитания и образования – и каждый может найти в этих размышлениях что-то свое, сокровенно затрагивающее душу. Примеры и рассуждения автора о связи слова и души человеческой особенно актуальны в наши дни – дни поругания слова, разнузданности уличной, да и общественной речи».

Предоставим слово и самому автору книги. «При изучении языка какого-нибудь народа почти неизбежно знакомство с его психологией, нравами и обычаями, географией. Что же касается языка русского, то здесь случай особый. Вся его красота, вся бездонная чистая глубина, вся необъятная высь и ширь его становятся понятными лишь в свете христианской веры. Русский язык попросту не может полноценно жить и развиваться в пространстве, лишенном света Православия, вне церковной ограды. И если волею истории, которую люди церковные привычно называют Промыслом Божиим, язык, как и его носители, все же оказывается в этой неестественной для него оторванности от Церкви и веры, как же стремительно он чахнет, словно подсолнух, лишенный радости лицезреть дорогое ему солнце. А потому всегда (и это закономерно), когда бы ни зашла речь о русском языке, неизменно встает во весь свой исполинский рост Православная вера, без которой ничего толком не понять ни в языке русском, ни в русском национальном характере. Так же как и рассуждения о русскости абсолютно беспочвенны и абстрактны, если игнорируется русское слово. В необычайно сложном и противоречивом процессе формирования нации русский язык и Православная вера в конечном итоге явились той созидающей силой, которая сотворила русского человека, его душу, феномен русскости как таковой. Как же хорошо сказал об этом Иван Бунин: «Россия и русское слово (как проявление ее души, ее нравственного строя) есть нечто нераздельное».

Ни в своих лекциях, ни в книгах Василий Ирзабеков не стремится удивить лингвистическими изысками и никого не поучает. Он делится с читателем или слушателем радостью. Великой, не проходящей с годами, а только усиливающейся радостью о замечательном, не имеющем себе равных русском языке. И болью от лицезрения того, что творится ныне с языком нашим, на что его пытаются обречь, какую скорбную ему уготовляют судьбу. Наблюдать, как оказалось, можно не только за погодой и животными, но и за языком. Василий Давыдович называет это занятие не менее увлекательным, нежели наблюдение за ходом небесных светил. Он пишет: «Что-то удивительное и таинственное происходит в такие моменты с собственной твоей душой… И как бы я был обрадован и вознагражден, если бы в ком-то размышления мои воспламенили ревность о родной речи, так жестоко попираемой ныне».

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное воспитание

Известный российский путешественник Федор Конюхов будет рукоположен во диаконы

Интерфакс-религия

Не так давно Ф.Конюхов направил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу прошение о принятии священного сана. В апреле Патриарх дал положительный ответ на это прошение с правом выбора епархии, в которой состоится хиротония.

 
Цитата

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Мат убивает человека»

«Мат, без сомнения, очень вреден для человека. Он может его и убить – да, человек может умереть от сквернословия. Современные ученые проводят сейчас исследования о влиянии грязных слов на воду или растения – если перед ними говорить матерные, грязные слова, то структура воды и растения меняется к худшему.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс