Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (581) → Почему опасно принимать Таинство крещения «легко и просто»?

Почему опасно принимать Таинство крещения «легко и просто»?

№20 (581) / 26 мая ‘10

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Дни памяти святых
Церковный календарь
Молитва – лучшее оружие против сил зла
Протоиерей Евгений Попиченко

25 мая именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Германа, Петра, Дионисия, Симеона, Иоанна. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, радости вам о Духе Святом.

Сегодня же Святая Церковь совершает память святителя Епифания, епископа Кипрского. Происходил святой от родителей евреев и был с детства воспитан в иудейской вере. Однажды он, будучи юношей, встретил на своем пути некоего инока именем Лукиан, который занимался переписыванием книг, продавал их, часть вырученных денег оставлял себе, а часть раздавал нищим. И вот Епифаний видит, как к Лукиану подходит нищий, бросается к ногам и взывает: «Помилуй меня, человек Божий! Дай мне что-нибудь, ибо я три дня не вкушал хлеба, совсем ослаб». Лукиан снимает с себя одежду, подает нищему и говорит: «Ступай в город, продай эту одежду и купи себе хлеба».

Этот поступок благочестивого инока так тронул Епифания, что он упал перед ним на колени и объявил Лукиану, что желает быть христианином. Затем пригласил Лукиана в свой дом, показал ему все свое имущество и снова стал умолять, чтобы он сделал его христианином. По уходе Лукиана Епифаний уговорил принять святое Крещение свою сестру, и оба они, снова увидавши Лукиана, уже со слезами просили его скорее просветить их верой Христовой.

Лукиан научил их истинам христианской веры, затем привел к епископу, который и сподобил их таинства святого Крещения. После этого Епифаний раздал свое имение и имущество нищим, принял на себя образ иноческий и много лет служил Церкви. Удивительный пример обращения человека ко Христу, его путь до епископского служения, и, наконец, его святость в этом служении.

Как человек приходит к Богу, к Церкви? Я часто задаю людям, желающим принять веру Христову, вопросы. Приходят и говорят: «Хотим покреститься» или «Хотим повенчаться», «Хотим крестить своего ребенка». Очень простой вопрос: «зачем?» ставит людей в абсолютный тупик. Человек не знает, что ответить, потому что он абсолютно к этому вопросу не готов. Зачем крестить детей? Чтобы были здоровы, чтобы Бог их защищал, чтобы никто им не навредил. Конечно, в этих ответах есть какая-то совсем малая доля правды, но не вся, далеко не вся. Это не самое главное, ради чего человек крестится, становится христианином.

Не так давно одна сестра написала письмо, в котором спрашивала: «Батюшка, как мне быть? Меня пригласили в крестные, мы живем в разных городах, а сейчас в епархии такое нововведение, что необходимо перед тем, как стать христианином, пройти курс специальных огласительных бесед. И зачем это нужно, и для чего такие сложности и такие трудности, и виноват ли в том ребенок, что я не смогу стать его крестной – потому что туда ездить не наездишься, а в нашем населенном пункте этого нет. Вопрос: зачем это нужно – столько сложностей для принятия таинства святого Крещения?»

Пришлось ответить: понимаешь, сестра, отношения с Богом – это договор, это завет. Господь со Своей стороны этому завету верен, но и от нас ожидает верности. Поэтому прежде чем совершить какую-то сделку: купить квартиру, машину, поступить на работу, – каждый серьезный человек знакомится с тем, к чему это его обязывает. Что он должен и что не должен будет делать, что со своей стороны будет он совершать, чтобы договор сохранить, не нарушить, не расторгнуть. Очень часто спроси человека, в чем состоит завет с Богом, каковы условия этого завета, он не сориентируется, тем более не будет эти условия выполнять. Но, кроме того, вступая в завет с Богом, ты же разрываешь еще завет с диаволом. Вернее, предпринимаешь попытку бегства из концентрационного лагеря, в котором ты до сего момента находился.

И именно с этого момента, момента Крещения, начинается духовная война. Война не на жизнь, а на смерть, на вечную смерть. Потому что если в этой войне человек проиграет, то страшная кара его ожидает. Всякая война требует подготовки. А чем заканчивается внезапная война или безголовость руководства – об этом мы не раз читали и видели по эпизодам Великой Отечественной войны, когда миллионы людей оказывались в плену или были уничтожены просто потому, что они были не готовы – они не знали, они не умели. То же самое и в локальных конфликтах, когда мальчишки погибали потому, что их никто к этому не подготовил – просто бросили под танки.

Но это человеческий враг, и столько страданий, крови, несчастья, а там-то враг с нечеловеческой ненавистью и с колоссальным опытом вражды против человеческого рода. Конечно, нужно знать и тактику, и стратегию, знать диспозицию, чтобы по ошибке не перейти на сторону врага или по незнанию не совершить предательства. Чтобы знать и уметь пользоваться оружием, чтобы хорошо разбираться в лекарствах, которые необходимо будет принимать, когда, естественно, появятся раны – никто ран не избежит; задача – избежать смертельных ран, чтоб не погибнуть. Раны текущие уврачует Великий Врач, и крепкая лечебница на то есть. Опять же нужно знать, где эта лечебница, и иметь навык регулярного профилактического обращения к врачу.

И все это нужно знать очень и очень хорошо, причем заранее, потому что велика цена – бессмертная человеческая душа.

Вот именно поэтому, слава Богу, по благословению Святейшего Патриарха, по благословению архиепископа Викентия, вводятся обязательные занятия при подготовке к Крещению и Венчанию, к первой Исповеди и Причастию. Потому что человек должен совершать поступки в добром уме и в твердой памяти, отдавая себе отчет, зачем он это делает и какова цель его поступков. И здесь нужно вести себя без истерики, спокойно, ровно. Ведь если ты желаешь стать христианином потому, что ты увидел во Христе красоту, благородство и ощутил всем сердцем любовь к Нему, – что такое три месяца занятий, на которых будут опять же говорить о Христе? А если тебе это нужно по каким-то меркантильным, непонятным, суеверным, магическим, колдовским мотивам, то ты сразу же окажешься снова в стане врага, и выбраться из него будет гораздо сложнее.

Апостол Петр напоминает: лучше вам никогда не знать Христа – спросу меньше, на самом деле, – чем, узнав Его, отвергнуть, предать Его. Но, к сожалению, говорит он, сбывается на таких людях употреблявшаяся в то время поговорка: «как свинья идет валяться в собственной грязи, и пес возвращается на свою блевотину, так и с этими «христианами». Так вот, чтобы мы снова не «возвратились на свою блевотину», нужны не только теоретические знания правильной веры и ориентиров, но и практические навыки. До Крещения человек или родители, которые его воспитывают, и крестный, конечно, должны научиться молиться. Молиться искренне, честно, с верой. Научиться бывать регулярно в храме, соблюдать христианский пост, пользоваться этим действительно сильным оружием против врага, научиться любить и читать духовную литературу – приобрести опыт, некоторые навыки воспитания своей жизни.

Собственно, всегда такая история в Церкви присутствовала: всегда люди готовились – если к мирскому экзамену, к ботанике, например, всегда человек готовится определенное время и читает определенные книги, то готовясь к самому главному событию – к духовному рождению или созданию своей семьи – неужели человек будет халтурить и искать возможность «отъехать» от этого, лишь бы как-то так, по знакомству добиться. Ну, добьетесь вы, может быть, даже какой-то батюшка тайком и покрестит вопреки благословению Владыки. А дальше-то что? Бога-то ведь не обмануть. И диавол только когтистые лапы свои потрет от такого горе-христианина.

Поэтому давайте будем беречь себя и заботиться о спасении своей души и души своего ребенка. И слушаться того, что говорит Церковь. Дабы не погибнуть, а иметь жизнь вечную.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

1 июняСщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389). Сщмч. Виктора (1937); сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Матфея, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла пресвитеров и мчч. Михаила и Григория (1938)

 
Церковный календарь

Молитва – лучшее оружие против сил зла

Протоиерей Евгений Попиченко

26 мая именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Василия, Александра, Макария, Сергия, Георгия. Мир и благословение Божие пребывают с вами, дорогие именинники, радости вам о Духе Святом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс