Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (580) → Митрополит Макарий (Невский): «…Ныне много знания, но мало воспитания»

Митрополит Макарий (Невский): «…Ныне много знания, но мало воспитания»

№19 (580) / 20 мая ‘10

Светлана ЛадинаУ книжной полки

«В жизни есть определенные закономерности, не только экономические, политические, социальные, но и духовно-нравственные, от которых зависит все. Они первичны и вечны и определяют судьбы человечества».Такими словами начинается книга, которая представлена сегодня на нашей книжной полке. Ее автор Нина Евгеньевна Козуляева пишет о насущных проблемах, которые являются прямыми причинами духовного вырождения нации. Путь их решения она предлагает верный – проверенный веками: «О нравственном воспитании в российской школе» – название книги говорит само за себя. Рассказ об издании мы предлагаем вашему вниманию.

Эту книгу Нина Евгеньевна Козуляева посвятила благодарной памяти своего деда, протоиерея Николая Андреева, служившего настоятелем церкви Казанской Иконы Божией Матери поселка Сусаннино под Петербургом. Данный труд адресован прежде всего воспитателям, преподавателям, стремящимся просветить молодое поколение светом Христовым. Здесь собраны научные богословские, философские, педагогические, филологические, исторические и фактологические материалы, библейская и народная мудрость.

Ныне много знания, но мало воспитания, говорил митрополит Макарий (Невский) на рубеже 19-го и 20-го веков. Сегодня – та же картина. Как учится студент или школьник – самое главное, а что происходит с его душой, мало кого интересует. Столько новых предметов введено за последние годы в учебные программы, новых учебников и новых методик, настолько выросла учебная нагрузка! Но все это направлено в основном на изучение законов материального мира, духовный мир с его законами остался за школьной дверью.

На страницах своей книги автор не устает повторять, что для возрождения России требуется в первую очередь возродить ту веру, с которой началась слава земли Русской – веру Православную. Но не подумайте, что книга состоит из благочестивых призывов – нет, здесь мы находим множество фактов и аргументов, свидетельствующих, что есть для нашей страны Православие. Автор книги отмечает, что Русь языческая и Русь крещеная – это две разные страны и два разных народа. С принятием христианства взамен языческим представлений о мироздании и, как следствие, о том, что такое хорошо и что такое плохо, Русь приняла Самого Творца Вселенной, а вместе с Ним закон любви.

Вместо богов, требующих жертв и сожжений, нередко человеческих, Русь получила Единого Бога, который Сам стал жертвой нас ради и ради нашего спасения. Отступление от Него всегда влекло за собой неисчислимые бедствия, а верность Ему несла благо. И тому масса подтверждений в родной истории.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов говорил, что тот, кто не интересуется историей своего народа, либо больной, либо просто плохой человек. Утверждение, далекое от политкорректности, но верное. И автор книги говорит о том, насколько важно уделять особое внимание истории земли русской. Ведь исторические события дают ярчайшие нравственные примеры, которые просто необходимы для воспитания детей. Живой пример всегда доходчивей, чем теоретические рассуждения о добре и зле. Автор пишет, что Господь, даровавший нам жизнь, позаботился и о правилах, чтобы мы могли пройти ее без ненужных бед, травм и тем более погибели. Эти правила – заповеди.

Как много говорится в наше время о здоровье и об улучшении благосостояния жизни народа! Но долголетие и благополучие обещано Богом за почитание родителей. Только одна заповедь из десяти обещает награду здесь и сейчас. Это «чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле». Учить детей этой заповеди – значит заботиться об их здоровье и благополучии. В этом автор видит реальное решение экономических и социальных проблем, залог возрождения, обновления и благоденствия России. Приводит яркий исторический пример, довольно оригинальный, потому что мы не привыкли смотреть на героев русской истории с подобной точки зрения.

Итак, князь Святослав, сын святой равноапостольной Ольги и князь Владимир Мономах. Оба были великими князьями, смелыми, мужественными воинами, победоносными опытными полководцами. Но конец – всему делу венец, гласит народная мудрость. Князь Святослав, имея благочестивую мудрую мать, предпочитал ходить по своей воле. Оставался язычником, отказывался от веры, которую приняла его родительница, и конец его жизни был печальным. Он погиб, попав в засаду, которой мог бы избежать, прислушавшись к предупреждению своих воинов. Погиб Святослав бесславно. И тот, кто сказал, что «мертвые сраму неймут», мертвым оказался поруган – «и убили Святослава, и взяли главу его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из нее», – пишет летописец.

Владимир Мономах, по свидетельству летописца, за всю жизнь ни разу не ослушался своего отца Всеволода. Не ища своей выгоды и славы, он стал первым Киевским князем и первым русским царем, помазанником Божиим.

По словам Нины Евгеньевны, когда она проводила урок в старших классах и рассказала о послушании Владимира Мономаха отцу, в ответ раздался вздох недоумения. Не только детям, но и взрослым сейчас трудно понять, насколько это было возможно. И началось это непонимание не сегодня...

Не плоть, а дух растлился в наши дни
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и искушен,
Невыносимое он днесь выносит,
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит.

Это – Федор Тютчев. Конец XIX века. А вот Александр Сергеевич Пушкин: «Религия присуща человеку одаренному умом и способностями мыслить разумом, сознанием. В Писании находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого от самой глубокой древности, все находится в зависимости от религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра». Ведь это правда, религиозное чувство присуще человеку, но, как и другие чувства, оно нуждается в воспитании. Так будем взращивать и воспитывать в наших детях свойство, заложенное в каждую человеческую душу ее Творцом, или изолируем ребенка от самого насущного и духовно его искалечим? Каждый из родителей и педагогов сам отвечает на этот вопрос; автор же книги о нравственном воспитании стремится помочь найти на него верный ответ.

Что ни говори, а самая лучшая забота о благополучии человека и государства есть улучшение нравов. Наши прабабушки и прадедушки знали, чему следует учить детей, а от чего их надо ограждать. Знали, что за замену Закона Божьего правовым воспитанием и половым просвещением расплачиваться будет не одно поколение. Древняя формулировка «умножая знания умножаем скорби», увы, так актуальна сегодня. Давая детям знания без нравственного их понимания, мы сами потом удивляемся и возмущаемся тем, как эти знания используются. Так и слышится в ответ на эти слова протестующий возглас: «Опять эти верующие со своим мракобесием, вы что, против учения?». Нет, вовсе не против, а всей душой за. Просто стоит помнить, что учение лишь тогда свет, когда не забыт источник самого первого и главного света во Вселенной. Что дом, построенный на камне веры, устоит, а песок безверия ненадежен. Что заповеди Божии не система ненужных ограничений, а правила жизни, данные Самим Создателем. Обо всем этом и беседует с читателями автор книги «О нравственном воспитании в российской школе».

Дорогие друзья, новинки духовной литературы спрашивайте в церковных лавках.

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Святоотеческое наследие

Год со святителем Николаем (Велимировичем)

Природа противится отрицанию БогаНе виновата природа, если обожествляет ее безбожник. Вся она противится отрицанию Бога и своим обожателям. Вся природа, от необъятного Солнца до мельчайшего атома, единогласно и гармонично свидетельствует о бытии и действии своего Творца.

 
Возрождение святыни

Площадь Труда не должна быть Площадью Раздора

ИТАР ТАСС-Урал

17 мая 2010 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Площадь Труда не должна стать площадью Раздора – вот одна из целей Крестного хода 14 мая.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс