Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (580) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№19 (580) / 20 мая ‘10

Архипастырь

– Почему нас Бог наказывает терактами?

–Теракты – очень печальное явление нашего общества. Конечно, это не является новшеством: терроризм, мы знаем, был еще и до революции, и в начале XX века.Убивали тогда самых лучших людей того времени под видом революционных движений. И многих террористов мы до сего времени еще и почитаем, и их именем названные улицы имеем, и памятники им стоят. У нас оказались в почете эти террористы, а нам нужно их осудить и сделать разграничения между человеком добрым и хорошим, который достоин уважения, и между человеком, который этого уважения не достоин. Грань между добром и злом все больше и больше стирается с начала XX века. Если бы была четкая грань между добром и злом, то и терроризма как такового не было бы: террористы делают свое грязное греховное дело под видом добра, и считают, что они делают доброе дело.

Хотя народ их осуждает, вызывает недовольство, что у нас погибает большое количество невинных людей такой внезапной смертью. Конечно, с терроризмом нужно бороться. Если говорить с церковной точки зрения, то с терроризмом нужно бороться на нравственной основе. То есть людям нужно внушать такие нравственные ценности, которые должны быть эталоном жизни человека. А когда мы не придерживаемся эталонов, перемешиваем добро со злом, в этой мешанине и появляется всякая грязь.

Вот если наше общество возьмется за очистку нашей жизни, когда каждый человек будет знать, что белое, а что черное, что доброе и хорошее, что греховное и беззаконное – тогда и жизнь будет чище и лучше. Доброе и хорошее всегда было в уважении, а сейчас и недоброе и грязное пользуется уважением – все смешалось.

Задают вопрос, почему Бог допускает терроризм. Бог никого ко злу не допускает, мы сами, как я уже говорил, виноваты в том, что есть у нас такое явления. Мы должны очень глубоко осмыслить это, очень хорошо подумать и принять очень серьезные меры. Сейчас мы видим: сколько бы мер предосторожности ни было, сколько бы служба безопасности ни работала, ни трудилась, она не всегда может предусмотреть эти явления. Поэтому нам надо общими усилиями, общими стараниями повышать нравственное образование, стремиться к высокой духовной жизни, к братству. Чтобы мы были всеедины в добре, в таком делании, чтобы зло пресекалось, чтобы оно не было принято обществом, чтобы оно было изжито. Когда мы видим, что зло бывает даже на плакатах, на городских рекламных экранах и афишах, это очень плохо. Когда мы видим, что зло и насилие заполонили телеэкраны – там культивируются кровь, убийство, беззаконие, – опять же молчим, не выступаем против. А мы хотим бороться с терроризмом. Как мы с ним будем бороться, если сами подливаем масла в огонь? Поэтому надо всесторонне бороться с этим явлением: и на нравственном, и на духовном уровне, и с помощью общего всенародного труда. Только таким образом мы сможем предупредить это страшное явление.

И Господь будет нам содействовать тогда, когда мы будем понимать, что нужно исправляться, изменить свою жизнь. Тогда Господь будет нам помогать, защищать и даже предотвращать подобные явления.

– У меня скончалась девочка десяти лет. Она крещеная, но она не получила Причастие. Я молюсь и утром, и вечером, но, может быть, есть какие-то особые молитвы, и смогу ли я вымолить этот грех у Господа?

– Да, действительно, Господь милосерд и человеколюбив. И видя ваше покаяние и ваши слезы и молитвы, он помилует это дитя и даст ей Царство Христово. Но действительно мы должны понимать, что слова Христовы, слова евангельские не ложные, и Господь говорил прямо так: «Кто будет пить от Чаши Господней и вкушать Тела Христова, тот жизнь вечную унаследует». Поэтому мы видим, что многие родители, слава Богу, с самого раннего возраста приводят своих детей в церковь и причащают на каждой Божественной литургии в воскресные и праздничные дни. Это очень важно, и нужно это делать, чтобы молодой человек укрепился в добре, в благодати Божией, чтобы он был охраняем и оберегаем, окружен благодатью Божией, чтобы отгонять все козни вражьи и получить от Бога Царство Христово.

Но если так получилось, что ребенок был только крещен и вы его не причащали, это, конечно, плохо. Но все в руках Божиих, и если Господь видит ваше покаяние, ваши молитвы, Он помилует и дарует этой душе Царство Христово.

– Хотелось бы задать такой вопрос: слышал, что в Греции фотографировать и проводить видеосъемку запрещено. А наш телеканал «Союз» снимает и показывает. Не грех ли это?

– Если нам не снимать в храмах, то люди не будут знать, что в них делается. То, что мы снимаем в храмах и затем передаем по телеканалу, мы делаем для тех, кто не ходит в церковь – для болящих, которые нуждаются в церковной молитве, но не могут прийти в храм по старости, немощи и болезни. И эти люди признательны нам за то, что благодаря телевидению они имеют возможность соприкасаться с благодатью Божией, которая передается церковной молитвой. Поэтому если съемкой мы делаем благо людям, делаем им добро, я думаю, это не грех. Если бы мы снимали и фотографировали в храмах для своих личных, непонятно каких целей, может быть, это было бы и не очень хорошо. А мы делаем важное дело, имеем необходимую цель помочь людям, которые действительно не могут прийти в церковь.

В самом начале, когда мы стали снимать церковные службы, я говорил, что мы снимаем за богослужением только для немощных, только для престарелых людей, которые нуждаются в такой помощи. А люди здоровые, люди молодые, могущие приехать и прийти на службу – это не для них. И те, кто просто смотрят лежа на диване, да еще покуривая при этом, и считают, что они были на службе – это плохо. Мне очень многие пожилые больные люди звонили и благодарили, говорили, что такое благо, когда человек, лежащий в постели, не могущий двигаться, может слышать и видеть церковную службу. У него слезы текут, у него радость необыкновенная, он благодарит с особой радостью, что у него есть такое утешение в его болезнях и скорбях. Пока идет трансляция службы из храма, человек забывает о болезнях: мы приносим людям радость, добро. Приносим утешение, чтобы укрепить их силы душевные и телесные. Очень нужно и важно для людей то, что мы делаем; поэтому не надо относиться к этому предвзято и не нужно думать, что это что-то греховное и плохое – это очень важно, нужно и полезно для многих людей. К сожалению, есть у нас много болящих, скорбящих, немощных, престарелых, которые нуждаются в той службе, которая передается по нашему телеканалу.

– Если молодые люди хотят пожениться, они идут в ЗАГС, то есть, получается, это светское Венчание. Если они будут жить вместе без Венчания – это будет блудным сожительством или нормальным браком? Или обязательно нужно Венчание?

– То, что вы пойдете регистрировать брак в государственные органы, нужно сделать, и это будет очень хорошо. Но после того как вы зарегистрируете этот брак, его очень важно закрепить благословением Божиим в таинстве Брака, в таинстве Венчания. Это будет благодатно и очень полезно в дальнейшей вашей жизни, потому что скрепляется это ваше намерение благодатью Божией. И Господь говорит, что в этом таинстве Он сочетает, то есть соединяет, людей воедино, так что становится уже не два человека, а одна плоть. Таинство это очень важно, очень нужно; и желательно, чтобы это произошло сразу после того, как вы зарегистрируете свой брак в ЗАГСе.

– Одна женщина сказала, что не положено после причастия прикладываться к иконам. Правда ли это?

– Есть у нас такая благочестивая традиция, когда после Причастия не надо прикладываться к иконам, подходить за благословением, целовать руку священнику. Есть в этом какое-то особое благоговение к таинству принятия Тела и Крови Христовых. Но если кто-то и приложится к иконе после Причастия, не нужно считать, что этот человек совершил какой-то тяжкий и непомерный грех. Ведь как мы делаем обычно? Мы приходим в церковь заранее, перед началом Литургии, прикладываемся ко всем иконам, к которым хотели, помолимся, а потом идем на Причастие. И конечно, если мы уже прикладывались к иконам, то после Причастия уже не прикладываемся. Причастились, получили запивку (замыли уста, чтобы не было поношения таинства Тела и Крови Христовых, чтобы не остались в полости рта частицы, мы стараемся очень аккуратно замыть уста), и если мы это сделали, то нет опасности, что мы, прикладываясь к иконе, можем оставить частицы Тела и Крови Христовых на стекле или на иконе.

– Моя очень хорошая знакомая была в монастыре у архимандрита, и он ей назначил отчитку. Но на одном из православных сайтов я прочитала, что отчитка – это что-то типа оккультизма, что она не является православным действием, а больше католическим. Как Вы, Владыка, относитесь к отчитке?

– Отчитка, конечно, есть у нас в Церкви, есть люди, которые отчитывают от бесовского наваждения, от беснования. Дело в том, что в нашей Церкви отчитывают только те духовники, которые получают благословение от Правящего Архиерея, от Святейшего Патриарха, если монастырь находится в непосредственном подчинении Патриарху. Отчитка – не католическое явление, якобы несвойственное Православной Церкви.

Важно другое: отчитка очень нужна и важна только тогда, когда человек осознает свой грех и старается исправлять свою жизнь, то есть живет уже другой жизнью, церковной, евангельской. И тогда ему, если необходимо для помощи, назначается отчитка, чтобы освободиться от жизни бесовской, которая мешает ему делать доброе христианское дело. Когда же человек еще далек от христианской жизни и хочет избавиться от этого бесовского наваждения, беснования, то, конечно, здесь сложнее и хуже все будет. Потому что он придет к человеку, который отчитает его, освободится от беснования и будет продолжать жить той же греховной жизнью. И тогда на него с еще большей силой опять нападет диавол, который будет его мучить страшными мучениями уже здесь, на земле. Поэтому результативность отчитки отмечается только тогда, когда человек уже живет церковной жизнью.

Почему люди попадают в состояние беснования? Потому что они совершают какие-то страшные грехи. Иногда даже бывает, что дети беснуются и Господь попускает это беснование детей, чтобы вразумить родителей, которые никак не хотят оставить свои привычные грехи и делают их с большим наслаждением. И Господь делает это, чтобы люди обдумали свое поведение и оставили свои грехи, какими бы сладкими и привлекательными они ни были; какое бы удовольствие грехи ни приносили, они должны с ними расстаться. И тогда человек получает освобождение от бесовского наваждения, а если еще отчитают его, то он совсем освободится от этой тяжести бесовского наваждения.

– Владыка, почему Церковь не совершает чин покаяния в убийстве Святых Царственных Страстотерпцев?

– Святейший Патриарх говорил в своем слове о покаянии за грехи, которые совершали наши предки в годы лихолетья, в том числе и убийство Царской Семьи. Дело в том, что мы должны смотреть, что привело людей к совершению этих тяжких грехов. А привело их то, что они отступились от Бога, больше предались земным утехам. И поэтому сердца их так ожесточились, ум так омрачился, что они делали страшные преступления и считали, что творят добро. И чтобы такого помрачения ума не было у нас, мы должны приближаться к Богу, жить по воле Божией.

Это и будет истинное покаяние. Покаяние – это ведь что? Изменение жизни. Мы увидели, что привело к революции, к разрушению, к массовым убийствам, ведь кровь лилась рекой в то время. Это помрачение ума было: друг друга били, убивали брат брата, дети – отцов и матерей. Мы должны это понимать, и чтобы у нас не было такого помрачения, мы должны быть ближе к Богу, к Церкви, к церковной жизни.

Сейчас мы часто испытываем радость, когда строим храмы, восстанавливаем те, что были порушены, от которых остались только руины. И когда мы восстанавливаем храмы в их прежнем виде, видим их красоту и величие, поднимаем купола, кресты, замечаем, что даже сама природа радуется – играет солнце, радость на душе у всех людей. И мы говорим тогда: как могли наши предки разрушить такую красоту? Только помраченные умом люди так могли сделать.

Когда я нахожусь рядом с людьми и вижу их радость от восстановления того или иного храма, они говорят: «Как у наших предков поднималась рука снять кресты, сбросить купола, разрушить храм? Это помрачение ума». Такое состояние души происходит от того, что человек не работает над собой, не думает о своей участи, о смысле своей жизни, от того, что он не стремится к добру, к доброделанию, к добродетельной жизни, не черпает от Бога силы для добродетельной и любвеобильной жизни.

Наше покаяние будет настоящим, если мы будем следить за собой, чтобы возвращаться к церковной жизни, жить по заповедям Божиим и менять свою жизнь, свое отношение к ней. Тогда это будет настоящее покаяние в убийстве Царской Семьи, в убийстве многих новомучеников и исповедников Российских, которые с любовью относились к этим злодеям, пытались их как-то вразумлять, говорить с ними с лаской и любовью и с кротостью, но они отвечали им злом.

Беседовал Илья Юков
Расшифровка аудиозаписи – Лидия Ежкова

 
Праздник

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

 
Церковный календарь

Память Иова Многострадального

Протоиерей Евгений Попиченко

19 мая cвятая Церковь совершает память удивительного святого, праведность и святость которого для многих из нас непонятна и, конечно же, неповторима.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс