Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Пасха – особенный праздник для всех христиан», – такими словами начал нашу беседу клирик Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья города Екатеринбурга священник Иоанн Молоков.
– Поделюсь некоторыми своими размышлениями на эту тему. Пасха была и в Ветхом Завете, она присутствует и в Новом Завете; хотя это совершенно разные события, а слово то же.
Слово «пасха» переводится как «переход». И если у древних евреев, иудеев это был переход из Египта в Землю Обетованную, то для нас, для христиан, новозаветная Пасха – это переход от смерти к жизни; не случайно Пасхой называется Сам Господь наш Иисус Христос, потому что Он сделал, совершил для нас, христиан, этот переход от смерти к жизни. Именно Он победил власть диавола над человеком, именно Он разрушил смерть, упразднил ад, вывел души в Царствие Небесное, открыл это Царствие Небесное для всех православных христиан, для всех верующих в Него людей.
И, конечно же, по слову апостола Павла, если бы не было этой Пасхи, если бы Христос не воскрес, вера наша была бы тщетна и напрасна. А для Ветхого Завета, для иудейского народа, до пришествия Спасителя на Землю переход из Египта в Землю Обетованную считался главным событием.
– Почему главным?
– Потому что Египет символизировал собой рабство, послушание рабству, а Земля Обетованная – это земля свободы. И это для них считалось главным и основным, пасха тоже была для иудеев главным праздником. Но нам, христианам, тем более нужно радоваться, потому что Господь освободил нас от власти греха, от власти диавола. И вот уже благодаря Господу Иисусу Христу, благодаря Его мученичеству, Его крестным страданиям и Его Воскресению мы имеем возможность быть свободными от греха, от диавола.
– И, конечно, для нас, христиан, Пасха – самое главное, самое важное событие.
– На огласительных беседах перед Крещением я всегда обращаю внимание людей на такой факт. Вы посмотрите, в советское время разрушалось все, что было связано с религией, с верой в Бога – начиная с храмов и заканчивая священнослужителями. Это делалось, чтобы люди забыли Бога. Как говорили тогда коммунисты, чтобы не забивать людям головы, потому что религия – это, по их идеологии, опиум для народа.
Но давайте обратимся к давно привычными для нас названиям дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье… Мало кто знает, что все эти названия взяты из богослужения, из нашей христианской жизни, из жизни верующего человека.
– Отец Иоанн, вот на этом, пожалуйста, остановитесь поподробнее, чтобы читатели могли сориентироваться.
– Что такое понедельник? Это день, который следует «по неделе», «по» – это значит после. А название «неделя» на церковно-славянском языке «воскресенье». И дальше – вторник, среда, четверг, пятница – это понятно: второй, третий, четвертый и пятый день. Суббота. Суббота названа так от слова «шаббат», которое означает «отдых». В Ветхом Завете это был седьмой день недели, и он считался днем отдыха.
– А от чего должен был отдыхать ветхозаветный человек и почему именно в этот день?
– От трудов от своих, верно? А почему именно в этот день, могу объяснить так. Это было создано по образу сотворения Господом мира: Господь шесть дней трудился, а на седьмой день почил, то есть отдыхает. Так же и богоизбранный народ должен был шесть дней трудиться, а один день Богу посвятить, то есть отдохнуть по образу и подобию Господа.
А после субботы день недели называется воскресенье. И это как раз и есть Пасха, Воскресение Господне. Вы посмотрите, все религиозное тщательно уничтожалось, но Господь так попустил, что эти названия дней недели у нас сохранились. И не просто сохранились, сохранились и выходные дни в субботу и воскресенье. В большинстве случаев рабочая неделя у нас считается с понедельника по пятницу, а суббота и воскресенье выходные. В эти дни человек имеет возможность не идти на работу трудиться, а прийти в храм, помолиться, или хотя бы задуматься о жизни, о смысле своей жизни. Может обратиться к Богу или помочь людям, детям, ппотрудиться во благо ближних своих.
Вот так Господь попустил, и это тоже не случайно, потому что Воскресение, Пасха – это главное событие для всех людей, для человечества. И как бы человек злобой своей ни дышал, как бы он зол ни был, он все равно не может убить, уничтожить память о Воскресении Господнем.
– Почему люди обязательно должны встречать Пасху в церкви, разве нельзя обойтись только домашними молитвами в кругу семьи?
– Что такое Церковь? Церковь – это Тело Христово. Церковь основана Господом Иисусом Христом Спасителем. И поэтому именно Церковь несет на себе такое Его благословение, освящение свыше. Все таинства церковные призваны освящать человеческое естество, человеческий род, помогать нам жить, бороться со грехом и со страстями нашими. И, конечно, в богослужении главным кульминационным моментом является богослужение, связанное с Воскресением Господа.
И вот раз в неделю, один раз в седмицу, в седьмой, воскресный день мы служим богослужения, которые как раз посвящены Воскресению Господа, Воскресению
Господню, это называется малая Пасха. Если в Ветхом Завете седьмой день, суббота, был установлен, чтобы человек не забывал о Боге, о Творце и сотворении мира, то у нас сделано точно так же. Богослужение установлено, чтобы мы не забывали, что сделал Господь – Воскресение: Воскресение из мертвых, спасение всего рода человеческого.
Мы еще называем Пасхой тот момент, когда человек причащается Святых Христовых Таин, то есть соединяется со Христом.
– Слышала, как многие верующие говорят, что причастие – это залог вечной жизни; из чего они исходят в этом утверждении?
– Причастие вполне можно назвать залогом вечной будущей жизни. Потому что мы вкушаем, принимаем в себя еще не имея, еще реально не видя перед своими глазами Царствия Небесного – Царствие Божие: мы получаем как бы задаток, залог будущей вечной жизни. И если мы уже здесь, на Земле, получаем этот залог, то можем надеяться практически на сто процентов, что Господь и там нас не оставит – и в будущей жизни Он будет с нами.
Таким образом, один раз в году мы совершаем большой праздник Великой Пасхи – так его назовем, потому что раз в неделю, по воскресеньям совершается малая Пасха. Большая Великая Пасха – это Праздник праздников, который даже не входит в состав больших двунадесятых праздников, то есть двенадцати праздников, посвященных Господу и Матери Божией.
– Но ведь это тоже значительные и торжественные праздники в православном богослужебном круге.
– Несомненно. Но Пасха не входит в их число, она стоит над всеми праздниками. Она – выше всех. Потому-то и подготовка к Пасхе особая, самая строгая. Поэтому Пасхе предшествует Великий пост, а после него присоединяется еще и Страстная седмица. Она хоть и не входит в дни Великого поста, но по строгости нисколько не меньше, а, может быть, даже наоборот. Потому что в Великую пятницу, например, мы вообще не должны вкушать пищу и вспоминать распятие Господа. Шесть дней Страстной седмицы мы вновь и вновь переживаем те события, которые описаны в Евангелии. Особенно события,связанные с последними днями земной жизни Спасителя. Мы как бы не просто переживаем их, а идем за Христом след в след: слушаем Его беседы, слушаем Его наставления, читая Евангелие в понедельник, вторник, среду, когда как бы Сам Господь к нам обращается. И тем, что в эти дни мы стоим в храме, а не сидим или не лежим дома на диване перед телевизором, не ленимся, а стоим, трудимся и молимся, и делаем земные поклоны, и этим мы участвуем в страданиях, которые Господь претерпевал ради нас. И Страстная седмица призвана активизировать наши силы духовные и телесные, чтобы принести себя в жертву Господу Богу.
– Как Господь принес Себя в Жертву за нас, так и мы призываемся принести себя в жертву Господу Богу?
– Только так. И кульминацией, завершением и Страстной седмицы, и всего Великого поста становится праздник Воскресения Господня, Пасха. Этот праздник – самый торжественный, какой только бывает в нашем богослужении, самый радостный. Он длится не один день, а сорок дней, более торжественно – в первую, так называемую Светлую, седмицу. И мы в эту седмицу уже не должны поститься, не должны скорбеть о своих согрешениях, а, наоборот, радоваться. Ибо, как сказано в книге Екклесиаста, всему свое время под солнцем, есть время радоваться, есть время скорбеть.
Так вот, в Пасху никто не должен скорбеть, все должны переполняться радостью о Воскресшем Господе, самое главное – от того, что Господь для нас сделал: Он спас нас от власти греха, от власти диавола. И, конечно, нам всем хочется подготовиться достойно к этому дню. Ведь не случайно тем, кто серьезно готовился к празднику, старался, трудился, потом значительно радостнее встречать его. А те, кто как-то нерадиво подходят к этому празднику, не чувствуют и особой торжественности его, не испытывают духовной радости о Воскресшем Господе и о пришествии Спасителя в мир, от того, что Он сделал и что Он совершил.
Этот самый великий праздник для всех христиан – Пасха еще утверждается тем чудом, которое совершается в Иерусалиме – схождением Благодатного Огня на гроб Господень. Ведь все христиане, даже не обязательно православные – и католики, и протестанты, и армяне, и копты – все съезжаются в храм Воскресения Господня в Иерусалим, чтобы увидеть своими глазами это чудо. Ну, и помолиться, конечно, кто как может. Помолиться Господу Богу.
И Господь ведь каждый год посылает это чудо точно во время празднования православной Пасхи по юлианскому календарю, утверждая тем самым, что действительно, все это истина.
– Две тысячи лет прошло, сколько поколений сменилось с того времени. Есть и сейчас верующие люди и неверующие, и ярые атеисты, и каждый имеет свое мнение по этому поводу.
– Да, и во времена апостольские не все верили в то, что воскресение из мертвых действительно возможно. Апостол Матфей пишет о том, что даже в его времена многие считали ложью Воскресение Христа, они обвиняли Его учеников, апостолов в том, что они сами украли Тело Своего Учителя, а людям стали говорить, что Он Воскрес.
Но вот, видите, Господь такими чудесами показывает, что Воскресение Христово – истинная правда: было Воскресение, и будет еще воскресение из мертвых. Раз было первое Воскресение, и что было сказано до него и было сказано после него – все правда, истина.
– Следовательно, будет еще одно воскресение мертвых.
– Вот когда мы постимся Великим постом, готовимся к празднику Пасхи, мы прочитываем Псалтирь, книги Ветхого Завета, пророческие книги, в которых говорится и о Воскресении Господнем, и о всеобщем воскресении из мертвых. А также мы читаем притчи Соломоновы, в которых даются нам наставления к нашей богоугодной жизни, как жить этой богоугодной жизнью.
– Для чего это все делается?
– Чтобы настроить нас жить по заповедям Божиим. Может, кто-то спросит: почему я должен жить по заповедям Божиим, почему я не могу жить так, как мне хочется? Потому что, если бы не Господь создал этот мир, а образовался он так, как говорят некоторые ученые – случайно, из-за стечения каких-то обстоятельств, – то тогда, действительно, можно было бы делать все то, что мне хочется. И мнение каждого человека было бы истиной.
Но, однако же, вы посмотрите, мы читаем Евангелие, читаем Священное Писание, и там везде красной нитью проходит одна мысль о том, что мир лежит во грехе и Сам Бог, как сказано в Ветхом Завете, придет, чтобы его спасти. А в Новом Завете мы читаем уже, что Бог пришел. И спас.
Мы читаем Евангелие, и начинаем пробовать жить по Евангелию: правда это или нет, то, о чем там сказано, и оказывается, что все там правильно, каждое слово Священного Писания актуально в любое время, когда бы мы его ни читали – в IV веке, и в X, и в XXI, и в XXII веке.
– Батюшка, а как неискушенному, только начинающему воцерковляться человеку определить понятие духовной радости?
– Духовная радость возникает от того, что ты опять находишься в духе богослужения, ведь богослужение, можно сказать, – это лицо и сердце Церкви нашей, то что мы переживаем вместе со всеми и вместе с Церковью. Вот Господь шел на распятие, на вольную страсть. Вот Он во гробе в Великую Субботу. И вот Он Воскрес. Вот Он является Марии Магдалине, ученикам, потом еще 500 Своим ученикам. Вот Он, Воскресший, вот Он говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и учите их соблюдать все, что Я вам повелел соблюдать. И Я с вами во все дни до скончания века».
Вот это осознание, что Господь всегда со мной, и приносит радость для души и для сердца. Господь со мной. Нет больше радости, чем осознавать, что Господь рядышком, вот Он. Вот она – духовная радость. Но она потом подкрепляется и телесной радостью, ведь тело тоже Господом создано. Можно разговеться, яичко скушать, похристосоваться, за столом посидеть за праздничным с братьями и сестрами, поговорить, пошутить, песни попеть духовные. И вот это завершает, дополняет уже полноту нашей радости духовной.
И желательно, чтобы такая радость была как можно дольше. Серафим Саровский, например, вообще всегда желал всем такую радость. Когда он встречал любого человека, он так и говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!»
В апреле в 19-ти регионах области начинается преподавание экспериментального предмета "Основы религиозной культуры и светской этики".
Этот воскресный праздник с огромным удовольствием отмечают все - и верующие, и неверующие. Раскупают магазинные куличи и пасхи, красят яйца и приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.