Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (572) → Страстная седмица: «У меня впереди еще семь дней! я еще могу и поплакать, и покаяться, и помолиться, и исповедаться, и сделать доброе дело…»

Страстная седмица: «У меня впереди еще семь дней! я еще могу и поплакать, и покаяться, и помолиться, и исповедаться, и сделать доброе дело…»

№11 (572) / 15 марта ‘10

Лидия ЕжковаВеликий пост

Приближается Страстная седмица. Многие считают ее особым периодом Великого поста. Почему? Об этом наш корреспондент беседует с митрофорным протоиереем Владимиром Зязевым, настоятелем екатеринбургского храма Рождества Христова.

— Отец Владимир, какое особое значение имеет для христиан Страстная седмица, почему она так почитаема?

— Мне часто думается, и в первые годы, когда я только начинал посещать храм, да, наверное, и сейчас, когда за плечами уже столько лет служения в Церкви, что чем больше посещаешь храм, тем больше тебе открывает Господь. В том числе это и великое делание поста.

И вот мы уже накануне Страстной седмицы. И опять же, если задуматься, появляются разные мысли: как, для чего, зачем человеку дал Бог этот пост? Для чего и зачем человек ежегодно вспоминает и Рождение Христа, и Его Крещение, и Его страдания, и Его земную жизнь? И не напрасно Святая Церковь предписывает православному люду, чтобы и в самой церкви в дни Великого поста читалось все святое Евангелие, и отдельно, вне службы, оно как бы даже особенно выделено. И если кто-то церковь не может посещать, он должен читать и еще раз перечитывать его дома, еще раз подумать над ним, найти для себя все ответы на вопросы своей жизни.
Вы знаете, приходят и такие мысли, когда мы видим уже другой евангельский пример. Однажды Господь увидел смоковницу. Конечно, Господь всеведущ, и Он не мог не знать, что на ней нет плода — Он не мог не знать, что она бесплодная. Это уже потом для нас все было явлено. А смоковница нежно шелестела листвой под порывами ветра, она была красива, как дерево, как растение: листва была блестящая и зеленая, крона густая. Казалось бы, все на ней есть, ветерок над ней шумит, листва ее шумит, дерево так призывно к себе манит...

Господь подошел к этому дереву, и, как сказано в Евангелии (я еще раз говорю, что Он был всеведущ и все знал), для апостолов, и, наверное, для всех нас, кто живет, Он захотел найти на нем плод. Но не нашел. Вот посмотрите: листва есть, дерево красиво, призывно шумит, все есть — а плода нет.

Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник

И вот во время Великого поста, особенно ближе к Страстной седмице и Пасхе, задумываешься: а я что такое? Есть «дерево», то есть человек, есть тело, есть кости, есть одежда, есть какой-то шум — человек говорит. Но есть ли плод? А плода-то очень часто не бывает.

Вот сейчас можно включить телевизор и посмотреть его хотя бы в течение часа. И увидим, что большинство передач — или развлекательные, или завлекательные, или рекламные. В телепередачах почти нигде не учат работать, не говорят о том, что надо рожать и растить детей, беречь и уважать престарелых людей.

Но какую «заботу» проявляют авторы этих программ о человеке! И о волосах подумают, чтобы они у тебя и длинные были, и волнистые, и красивые; и чтобы губная помада у тебя была блестящая и яркая; и чтобы вечернее платье у тебя было с самыми модными пуговицами; и чтобы ногти у тебя были красивыми... То есть делается все, чтобы внешне украсить «дерево». И вроде бы оно и правда неплохое. А что находится внутри — об этом мало кто задумывается.

Вот одна зарисовочка из жизни. Недавно я ехал в машине, и по радио запели песню еще тех давних довоенных времен: «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета...» И исполнитель пел ее именно тем напевом, тем языком, как пели тогда, он интонационно выделял принятые тогда обороты речи, определенное звучание некоторых согласных. Я, с высоты своего возраста, слушал такое исполнение песни с удовольствием, она звучала очаровательно. А, с другой стороны, если эту песню услышит современный молодой человек, она ему покажется смешной и нелепой, старомодной. У молодежи сейчас своя музыка, свои кумиры, свои идеалы.

Сейчас любой, даже сельский житель, может так «листвой шуметь», то есть так говорить, что это будет привлекательно для многих. А наши депутаты, а наши министры, а наши чиновники, руководители? Они так «шумят листвой», что вы думаете: там есть и правда, и плод. А результат? А плода-то нет.

И хочется сейчас напомнить всем нам, что Господь сказал тогда смоковнице: «Да не будет от тебя отныне вовек плода». И она засохла. Мы сейчас являемся свидетелями страшных катаклизмов: за последние два-три месяца произошло четыре мощнейших землетрясения, унесших в одной стране сотни тысяч, в другой — тысячи человеческих жизней, происходят небывалые наводнения, ураганы, смерчи, наступают небывалые морозы или засуха...

— Действительно, природа буквально сходит с ума...

— А может быть, Господь сказал Земле, вот этой общей нашей Земле, всем нам, что мы, образно говоря, и есть та библейская смоковница? И вот Господь ждет от этой смоковницы, от нашей земли плода. Какого плода? Плода покаяния, плода любви, плода добра, плода милосердия. А его нет. И, может быть, Господь нам уже сказал: «Отныне не будет от тебя плода».

— Батюшка, как-то это уж очень жестоко...

— Возможно, но как бы грозно, как бы жестоко эти слова ни звучали — судя по этим катаклизмам, по этому разврату, можно говорить об этом так, как в Евангелии сказано: «А разве вы сами не видите, куда вы катитесь?». Если глубже посмотреть, мы это сейчас видим. Может быть, нам уже, и всей Земле, как той смоковнице, было сказано: отныне ты проклята.

Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу».

Преподобный Иоанн Лествичник

И здесь хочется вернуться опять же к Страстной седмице. Что такое жизнь, что такое год? Год — это малая жизнь человека: рождение — Новый год, центр — весна, лето, осень — угасание, зима — умирание. Что такое день? Есть начало — восход, центр — полдень, конец — закат, угасание. Что такое жизнь? То же самое. Так и Великий пост, так и Страстная седмица... Каждый год она нам напоминает: опомнись, человек, подумай, что ты завтра скажешь? Да, и обувь у тебя хороша, та, которую рекламировали по телевидению; и костюм твой неплохо выглядит; и ты солидно смотришься, с бородой ли, без бороды ли; и волосы у тебя густые и блестящие — все у тебя есть! А плод-то есть или нет?

А если плода-то и нет, что тогда? А тогда ждет смерть. И вот над этим на Страстной седмице всем нам нужно задуматься.

— Не слишком ли маленький срок, чтобы суметь решить какие-то свои проблемы и получить душевное облегчение?

— С одной стороны, Страстная седмица — всего только семь дней. С другой стороны, Страстная седмица — это целых семь дней. Однажды одного святого спросили: сколько нужно времени, чтобы покаяться, достаточно ли трех лет? И он сказал: если это будет сделано достойно и от души, от всего сердца, то достаточно и трех дней. А тут — семь.

То есть начав Страстную седмицу, не думай, что пост уже почти кончился, не думай, что ты не совсем правильно провел его... Думай так: «У меня впереди еще семь дней! Я еще могу и поплакать, и покаяться, и помолиться, и исповедаться, и сделать доброе дело, и посетить соседку или соседа, болящего, немощного, с детьми, и помочь старушке, и помочь храму, и почитать для души... Сколько я могу еще сделать!»

Даже если уже и шесть дней прошли, и остаются только одни сутки, идет уже Великая Суббота, и все уже совершится завтра — не думай, что для тебя уже все потеряно. Вспомни разбойника, распятого на кресте рядом с Иисусом Христом. Ему уже немного оставалось жить, и он не мог не знать, что через час-полтора, или через 10-20 минут, или через 3-4 часа он уйдет из этой жизни. Посмотрите на него — как мало, но как емко и много ему оставалось времени. И когда его собрат смеялся над Спасителем вместе с безумной толпой, то разбойник осознал здесь, на смертном кресте, все величие Жертвы Господней. А главное, что он, наверное, осознал — всю низость своей жизни. Он осознал это первым, сам осознал. И второе, что он сделал — он покаялся.

— Как же он покаялся?

— А он сказал своему собрату: «Ты что, брат, делаешь? Мы ведь с тобой осуждены достойно».

Как мало из нас, сегодня живущих, осознает это, и как редко мы так говорим, как тот разбойник. Мы чаще сетуем: а за что мне вот это, и за что мне вот то, и за что у меня денег не хватает? И почему в меня в квартире не так, и почему у меня здоровье плохое? И этими своими «почему?» Самого Бога обвиняем: почему, Господи, Ты мне дал это, а не иное?

А разбойник, будучи на краю смерти, сказал: «Брат, мы с тобой достойно получили!» И вот эти мучения, нечеловеческие страшные мучения — висеть в самый жар на кресте и знать, что ты уже умираешь, и чувствовать, как из тебя по капле выходит жизнь — это покаяние: достойно признать, что он получил заслуженное — это покаяние.

Второе — разбойник ведь целую проповедь произносит, он признает Бога, он говорит: «А Этот же страдает ни за что, без вины страдает». И он говорит об этом огромной беснующейся толпе. Толпа действительно была огромной: Иерусалим сам в то время около полутора миллионов населения имел, а на Пасху приходило еще до миллиона человек, чтобы поклониться Пасхе. И вот эта толпа злобствует, беснуется — люди кричат, шумят, лютуют. И он всем им говорит: «А этот-то невинно получил».

Чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться.

Преподобный Иоанн Лествичник

То есть здесь идет уже обличение — он обличает толпу. Он их не называет, он их не осуждает, он обличает: «Ведь вы же невинно Его распяли, я — разбойник, это понял. Я вишу на кресте, человек, у которого руки по локоть в крови, у которого в жизни были только злоба и ненависть, и я понял, что Его-то распяли невинно. Как же вы-то этого понять не можете? Первосвященники, воины, женщины, дети — все вы беснуетесь сейчас...»

И третье. Разбойник явил глубочайшую веру, сказав: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». И настолько эти слова с покаянием и верой прозвучали, что Господь ему сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю».

Вот и ты, если думаешь: что я могу сделать — уже последний день остался, завтра разговеюсь и все, зачем мне потом о чем-то думать еще... Подумай о разбойнике, которому оставалось жить всего несколько минут. И он услышал слова: «Ныне же будешь со Мною в раю». С одной стороны, у тебя остался один только день или один только час, но, с другой стороны, у тебя остался целый день или целый час.

И здесь хочется сказать вот о чем. Среди тех, кто в эту минуту читает эту газету, есть и такие, которые лежат на смертном одре и знают, что им уже не встать; есть такие, которые терпят сейчас страшные несчастья, боли, скорби. Так вот, призываю в эти великие дни, минуты, секунды нашей жизни, вот так, как разбойник, обратиться к Господу Богу. Осознать, что Христос пострадал невинно.

— А тогда ради чего? Что это — прихоть была: вот, пойду, пострадаю невинно...

— Нет. Тогда Он это сделал ради чего-то или ради кого-то — у Бога нет ничего просто так. Если ради чего-то, то зачем — Ему и так вся Вселенная принадлежит, весь мир, все звезды, все планеты. Все полностью — это Его, Он в один миг может все разрушить и в один миг создать. Так что «ради чего?» уже отходит; остается «ради кого?».

И вот здесь-то и надо, как тот разбойник, сказать: ради меня Ты, Господи, пришел. И, как разбойник, сказать от всей души: «Помяни меня, Господи, когда Ты приидешь в Твое Царствие». И вот если эти слова у тебя прозвучат, как прозвучали они у разбойника, тогда и ты услышишь: «Ныне же будешь со Мною в раю».

— Батюшка, это относится только к тому, кто уже умирает?

— Почему же? Это относится ко всем, потому что для человека в жизни есть только мгновение настоящего, и оно неуловимо. Прошлое мгновение уже прошло, а будущее мгновение не от нас зависит. Поэтому для каждого из нас эти слова очень важны.

Вот что мне еще хочется сказать, пока идет Великий пост. Помните из Библии: «И была неделя Страшного Суда» — вы представляете, как происходит этот Суд? Об этом нам и апостол-евангелист, и Господь говорят образно, так, как мы это можем понять — говорят: одни люди встанут по правую сторону, а другие по левую сторону. И скажет Он тем, которые стоят по правую сторону (я говорю своими словами): «Приидите, благословенные Отца Моего, ибо Я был голоден, был наг, нуждался, был в темнице, был во всяческой нужде, и вы пришли ко Мне». И спросят Его люди: «Господи, когда мы пришли к Тебе, когда Ты нуждался?». И Он скажет: «Ибо вы сделали это одному из ближних своих, одному из людей — значит, сделали для Меня».

И другие слова скажет: «Идите от Меня, проклятые Богом», и то же самое: «Ибо Я был голоден, и наг, и был в темнице, и в нужде любой, и вы не пришли ко Мне и не помогли Мне». И скажут люди: «Мы никогда, Господи, не видели Тебя нуждающимся или в темнице». А Он скажет: «А вы не пришли и не помогли ни одному из ближних своих, голодных, раздетых, нуждающихся, значит, не помогли Мне».

— Мне кажется, что именно в этих строках, более близких душе каждого, вся жизнь человека указана просто и ясно.

— А что мы видим сейчас на самом деле? Расскажу опять же о своих личных наблюдениях.

Нередко вижу, как возле церкви сидят нищие. И вот выходит человек из «крутой», как сейчас говорят, машины, иногда даже с охранником, достает из кармана пачку денег и отдает каждому нищему по тысяче рублей. А потом он, удовлетворенный, садится в свою машину и думает: «Какой я хороший». И этот человек приедет и сядет у себя в кабинете, а к нему какая-то женщина, немощная, худая, бедная просится на прием и три дня, и неделю, и месяц, и он ее «отфутболивает», туда-сюда она пишет... Тот же самый человек.

Или другой пример. Приходит человек в храм, закупает охапку свечей, причем самых дорогих, одну поставит, другие просто положит, и считает, что выполнил свой долг.

Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда; тот подобен угашающему пожар маслом.

Преподобный Иоанн Лествичник

Недавно слышал, как одна женщина говорит другой: «Я каждое утро читаю три кафизмы, два акафиста, потом я еще каноны читаю, потом я делаю поклоны». А тут старичок какой-то рядом стоит и спрашивает у нее: «Матушка, а ты вот там-то живешь — я слышал, что у вас там соседка месяца три назад тяжело заболела, и у нее там большие проблемы». Женщина отвечает: «Да, да, я тоже слышала об этой соседке». — «А ты, матушка, хоть один раз у нее была?». — «Нет, не была...»

И здесь хочется сказать, что ничего не сказано в картине, которую Господь нарисовал нам о Страшном Суде так конкретно: вот, ты поставил Мне три тонны свечей, ты выстроил десять храмов, ты раздал (я замечу — гордости ради!) десятки тысяч рублей — и ты уже достоин Царствия Моего. Не сказано этого. А апостол Павел пишет: «Даже если вы все имущество свое полностью раздадите, но сделаете это без любви — ничего не будете иметь от этого. Даже если вы голосом ангельским будете говорить, но без любви — вы будете как железо звенящее, медь звенящая».

— А самое-то главное и было — эту больную женщину навестить...

— Я помню случай, который мне пришлось наблюдать на Всенощной службе на Троицу в храме села Коуровского. Смотрю, подходит старичок к одному молодому человеку и что-то говорит ему на ухо. А затем они вместе уходят из храма, несмотря на то, что многие с осуждением посмотрели им вслед.

— Что же такое случилось в это время, что вынудило их уйти из храма?

— Когда служба закончилась, выяснилось, что перед самым богослужением подул сильный ветер и у одной очень бедной женщины полностью снесло старенький забор огорода. А рядом паслось большое стадо коз и овец. Сами понимаете, что к Троице уже взошли и картошечка, и морковка со свеклой, и капустка высажена уже. Вот так и нависла прямая угроза ее будущему урожаю и пропитанию.

Сама-то женщина даже и не знала об этом, а старичок-то заметил, что забор упал. Он понимал, что зайдет сейчас туда стадо коз и овец — и лишит ее всего, ничего там не останется.

И он, не тревожа эту женщину, ничего ей не сказав, просто позвал с собой паренька, пошли они, подняли этот забор, укрепили как могли. А люди идут со службы и возмущаются: «Ну вот, надо же, Иосиф Андреевич, еще говорит — верующий, а вот погляди-ка, в Троицу на Всенощной пошел работать! Нашел время работать!». И смотрю, молодой человек тоже смутился, а Иосиф Андреевич, я слышал, ему говорит тихонечко: «Ты не волнуйся, мы этот забор себе в Царствии Небесном городили — мы его не здесь городили». Вот это был факт.

То есть нигде не сказано никому, что если ты редко ходишь на службу, ушел с нее даже в праздничный день — значит, ты отвержен, а если ты часто ходишь на богослужения — ты будешь в селении праведных. Не сказано, что если ты красиво говорил при жизни, то это тебе зачтется, а если не умел красиво говорить, будешь наказан. Не сказано, сколько канонов надо за день прочесть, сколько поклонов отвесить.

Но сказано: если ты не помог ближнему — ты не помог Богу.

— Как это понимать по-человечески, по-нашему, по-простому?

— Скажем, ты пошел в церковь и взял с собой некоторую сумму денег. Чаще всего люди, которые ходят в церковь, живут небогато — откуда там богатство. Может, у тебя есть сто рублей, чтобы свечку купить, молебен заказать, или еще что-то.

И вдруг ты вспомнил: Господи, у меня же соседка недавно овдовела, или старичок-сосед у меня заболел, совсем немощный. Дай-ка я к ним все-таки зайду, кто его знает, а может, после службы у меня не будет времени или забуду? Опять же подумал: у меня только сто рублей, чтобы свечку поставить; а ведь с пустыми руками к людям не пойдешь. Нет, все-таки надо. И зашел, и купил хлеба, и принес этому человеку, попроведал его, сказал ему доброе слово, поздравил его с праздником. А если он не может, а желает, то, может быть, даже с ним вместе ты просто помолился, и после этого пошел в церковь.

И даже если ты опоздал на это богослужение, то помни, что ты не опоздал на то богослужение — Небесное.

— Спасибо, отец Владимир, за интересный разговор, за душеполезные советы и добрые пожелания. Надеемся, что наши читатели из этой беседы с Вами смогут почерпнуть много важного и полезного.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Илья Юков, Лидия Ежкова

— В нашей маленькой деревне, где я живу, еще нет храма, и ходить в храм далеко, а я боюсь собак, чтобы через соседние деревни ходить.

 
Церковь и общество

Издания, не рекомендованные к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети

Патриархия. Ру

Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета № 5 от 11 февраля 2010 года

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс