Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (571) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№10 (571) / 8 марта ‘10

Илья Юков, Лидия ЕжковаАрхипастырь

— Что ответить неверующему человеку, который говорит, что религия — это самовнушение?

— Скорее, нерелигиозный человек — это самовнушение: он внушает себе, что Бога нет, хотя чувствует особую благодать Божию, перст Божий на земле, видит это, потому что окружающий мир — открытая книга промысла Божиего, нашего Творца, Который сотворил все видимое и невидимое. Поэтому здесь не нужно никакого внушения: наяву посмотри и виждь.
А человек, который не хочет видеть, внушает себе: нет, это неправда, это не то, нет ничего. Поэтому получается все наоборот.

— Сейчас многие люди перед вступлением в брак, да и в браке заключают брачные контракты, в которых описываются правила раздела имущества между супругами при разводе. Как Вы считаете, православный человек может заключить с женой брачный контракт?

— Брачный контракт уже с самого начала предполагает развод — человек уже готовится к нему. А мы должны думать, что вступаем в брак навечно, чтобы вместе быть до конца жизни и даже после. Поэтому о таком контракте и думать даже не надо.

Почему, к сожалению, это у нас есть? Потому что постепенно идет утеря истинных ценностей. Поначалу говорят: мы вот поживем вместе и посмотрим, как у нас все получится. То есть живут блудно, не расписываются, не венчаются, потому что уже вначале есть сомнение — будут вместе жить или не будут.

А если есть необходимость жениться или замуж выходить, надо просто все внимательно взвесить, подумать, принять решение и вступить в брак, не думая, что когда-то придется его разрушить и разводиться. Надо думать, как его сохранить, и это поставить в основу супружеской жизни — надо думать, как преумножить любовь между супругами, и если есть такие добрые намерения, сразу зарегистрировать брак в ЗАГСе, повенчаться, получить благословение священника и не думать, что когда-то что-то может случиться.

Ничего не должно случиться, если мы будем верить и надеяться, что с Божией помощью сохраним брак. А если мы будем думать: «А вдруг я через какое-то время найду человека получше и захочу жить с ним, а не с нынешним своим партнером, как мы будем разводиться?», такие мысли не позволяют человеку утвердиться в намерениии сохранить святость, целомудрие, чистоту и вечность брака.

Вот что нужно ставить в основу брачного союза и думать, как его сохранить при всех обстоятельствах жизни. Это и есть настоящая любовь, жертвенная любовь, когда человек может отдать себя полностью для сохранения брачного союза.

А западные веяния вроде брачного контракта направлены на ослабление брачного союза и самого смысла брака.

— Я хочу поехать в монастырь на каникулы, пожить, потрудиться, меня туда приглашают. Но родственники мои, люди неверующие, против этой поездки. Что делать? И второй вопрос. У меня есть 14-летний знакомый юноша. Ему очень хочется служить как батюшке. Как к этому отнестись?

— Порыв вашего сердца в каникулярные дни, когда человек не работает, идти в монастырь и потрудиться там, неся послушание, я думаю, очень хорош. Это будет очень полезно и для родственников, которые сейчас не понимают и не хотят отпускать. А когда человек поедет и будет молиться за них — всем это будет во благо.

Что касается подростка, который в будущем хотел бы стать священником — это хорошо. Нужно только помочь подростку приобрести правильные навыки духовной жизни, молитвы, чтения Священного Писания, изучения житий святых отцов. А когда время придет, можно поступить в семинарию, получить образование. А потом, Бог даст, Господь, может быть, сподобит его священнического сана.

Сейчас у нас есть при храмах церковно-приходские школы, катехизаторские и миссионерские курсы, так что можно, пока есть время и возможность, приобретать знания и навыки духовной жизни. А если молодой человек ходит в церковь, то нужно, чтобы батюшка его путеводил, руководил им на его духовном пути церковной жизни, давал наставления, исповедовал, причащал — чтобы молодой человек вел активную жизнь и готовился к высокому служению.

— Владыка, простите за глупый вопрос, но тем не менее проблема существует: какой подарок можно сделать священнику, чтобы он был ему полезен, нужен и удобен?

— Можно сделать подарок, который будет служить не только священнику, но и всему приходу, церкви. Может быть, есть необходимость в какой-то церковной утвари для храма. Это будет радость и священнику, и всем прихожанам храма — ведь у них обновляется и благоукрашается церковь.

Что касается подарка непосредственно лично священнику, то можно подарить что-нибудь из праздничных священнических одежд, наперсный крест или крест с украшениями или какую-нибудь книгу хорошую.

— У меня три дочери. Старшая дочь очень рано вышла замуж, у нее свекровь староверка была, и она ее покрестила по-староверчески. И сейчас мне сказали, что она не имеет права ходить в храм. Ей 36 лет, и она спрашивает, что сейчас ей делать.

— Если ваша дочь была крещена в старообрядческой церкви, единственное, что нужно будет совершить — Миропомазание; именно в этом различие между Церквами. После Миропомазания она сможет приступать к таинствам церковным. Что касается самого таинства Крещения, то и старообрядцы совершают его с троекратным погружением в воду, формулы правильно произносят.

Конечно, надо посоветоваться с духовником, настоятелем храма, чтобы выяснить все моменты прошлого Крещения: где крестили, кто крестил. И тогда можно уже принимать более конкретное и правильное решение.

— У меня такой вопрос. Если, например, чада нашли своего духовного отца, а его переводят в другой храм или даже в область, то как нужно поступать чадам — оставаться в своем приходе или следовать за своим духовником и менять приход?

— Нет, надо оставаться в своем приходе, потому что духовник приводит человека не к себе, а ко Христу, а мы должны оставаться в той церкви, где мы живем, служить Богу и людям и слушаться воли Христа Спасителя, жить по воле Божией. При необходимости можно поехать в храм, где совершает послушание духовник, посоветоваться и исповедаться, если есть такая потребность. А лучше оставаться на своих местах и никаких передвижений не делать.

Перемещение священника по благословению делается — по воле Божией, — и надо подчиниться этой воле.

— Случайно узнала, что священник, к которому я хожу, является архимандритом. Понятия не имею, что это значит. Это как-то сказывается на его взаимоотношении с паствой? Может, надо себя как-то по-другому вести? Помогите не наделать глупостей.

— Архимандрит, протоиерей, игумен... просто надо знать и понимать все наши церковные чины. Есть название, чин, который получает священнослужитель, будучи женатым. Женатый священник становится протоиереем с крестовым украшением, протоиереем с митрой. А духовенство монашеского направления — из монахов. У них простой священник называется иеромонахом, потом игумен, а потом архимандрит. Такой чин он получает за свои заслуги, труды и подвиги, которые он несет во славу Божию и во благо нашей Церкви.

Конечно, это обязывает самого человека, который носит высокий чин архимандрита или протоиерея, быть на высоте своего послушания и светить всем. Конечно, и прихожане должны относиться к этому человеку с достоинством, любовью, послушанием и с чувством долга перед священником, который удостоился столь высокого сана.

— Зачем православные расчленяют святых и рассылают части их тел по миру? Как-то странно слышать предложения пойти помолиться голове одного или ступне другого. Что же это за любовь к святым, что их тела буквально рассеяны по миру? Что-то есть в этом языческое.

— Здесь ничего языческого нет. Это почитание святых мощей. Мощи — это большая святыня, пропитанная духом и благодатью Божией и источающая для нас силу Божию, которая необходима нам для нашего спасения, укрепления в вере и благочестивой жизни.

Есть такая практика, традиция, когда частицы мощей того или иного угодника передаются в разные концы страны, мира, чтобы как можно больше людей могли соприкасаться со святыней. Для этого и совершается такое благочестивое отделение частиц мощей того или иного святого. Люди, с верою притекающие к святым мощам, получают пользу, помощь, исцеления от болезней и своих страстей, похотей греховных. И, конечно, человек воодушевляется на благочестивую духовную жизнь, ведущую в Царство Божие, подражая тому или иному святому в своей жизни, который помогает своими молитвами всем, кто притекает к нему с любовью, благоговением и со страхом Божиим.

— Владыка, меня интересует грань, отделяющая доброе христианское отношение к людям от человекоугодия, которое само по себе является грехом. Как ее определить?

— Конечно, мы должны человеку помогать в его нуждах, печалях, скорбях, болезнях, трудностях. Но когда мы стараемся выполнять все его прихоти или потворствовать каким-то его слабостям, чтобы завоевать его расположение к себе или с корыстной целью для себя что-то получить, то проявляется, конечно, человекоугодие — с какими-то корыстными целями для себя или выгодами для других.

Надо быть очень внимательными к себе, чтобы не переходить от человеколюбия к человекоугодию. Стремиться быть действительно помощником, попечителем бескорыстно, без всяких задних мыслей: а может, что-то я от этого еще и поимею? Ведь мы должны так делать добро, чтобы, как говорится в евангельском наставлении, правая рука не знала, что делает левая — делать не ради человека, а ради Бога, ради того, чтобы Господь через это доброе дело нам помогал и даровал нам вечную жизнь.

Вся суть наших добрых дел — чтобы Господь принял нас в вечную обитель через то доброе милосердное дело, которое мы совершим по отношению к нашим ближним, исполняя тем заповедь Божию о том, чтобы возлюбить Бога всем сердцем своим и ближнего, как самого себя. Как мы думаем о себе, чтобы нам было хорошо и спасительно, так мы должны делать полезное и спасительное и ближним своим.

— Владыка, как распознать волю Божию, как это почувствовать? Ведь если бы мы могли сразу понять, за что посылаются те или иные наказания, было бы намного проще...

— Воля Божия вся заключена в Евангельском учении. Если мы постараемся хорошо изучить Священное Писание, мы поймем, что там все написано, как Богу угодно, как нужно поступать по воле Божией в том или ином случае. Поэтому мы и говорим всегда: цель нашей жизни — стараться как можно больше приблизить ее к жизни евангельской, то есть к воле Божией. И когда так мы будем строить свою жизнь, то увидим разницу между волей Божией и волей человеческой, своей, которая ведет нас к страданиям, мучениям, неприятностям...

И распознать мы это сможем, когда будем просвещены светом Евангельского учения, благодатью Божией через очищение своей души от различных пороков и грехов.

— Можно ли во время поста заказывать благодарственные молебны?

— Можно и нужно всегда Бога благодарить.

— И в заповедях Божиих, и в Евангелии для людей прописаны определенные правила поведения. Если первородный грех Господь дает нам как способ познания добра и зла, греха и страсти, не получается ли, что современный человек нарушает эти заповеди прямо сейчас, живя на земле?

— Я уже говорил сегодня, что Господь дал заповеди о посте и воздержании первым людям, и они их нарушили. И сейчас, если мы нарушаем эти заповеди, мы удаляем себя от Бога, от благодати Божией и теряем возможность получать те великие милости, которые Он может нам дать.

Заповеди Священного Писания Нового Завета мы тоже должны постепенно осваивать и применять в своей жизни, чтобы она была близка к жизни евангельской, а евангельская жизнь — близка к нашей жизни. Эта задача всегда перед нами стоит. Как православные христиане мы должны любить Христа, потому что Он совершил дело нашего искупления и дал нам заповеди, чтобы мы не погибли, но пришли в разум истинный, спаслись и достигли вечного блаженства, которого были лишены грехопадением Адама и Евы.

— «Вызвали на священника на отпевание. Он запросил полторы тысячи рублей. Как в таких случаях поступать, чтобы избавиться от осуждения, как смиряться, чтобы не прогневить Бога?» — спрашивает Антонина из Пензы.

— Если возникают такие ситуации, существует вышестоящее церковное начальство, с которым нужно общаться — сообщить, не возмущаясь и не доходя до нервного срыва. С благочинным или с Правящим Архиереем можно обсудить этот вопрос и правильные пути его решения. Тогда не будет ни гнева, ни раздражения, ни осуждения.

— Обратилась в храм, хотела купить книгу профессора Осипова. Мне отказал архимандрит, сказав, что его запретили и что надо смиряться. Почему его запретили?

— Никто его не запретил. Слава Богу, Алексей Ильич трудится в Московской Духовной академии, проводит семинары и преподает свои дисциплины. Он частый гость на телеканале «Союз», мы слышим его лекции, ответы на вопросы из зала. Слава Богу, что у нас есть человек, который очень доступно, кратко и четко может раскрыть очень глубокие вопросы догматического учения, нравоучительного понимания на основе писаний святых отцов нашей Церкви.

 
Великий пост

Христиане почитают крест, потому что через крестные муки Христос открыл людям путь ко спасению

Лидия Ежкова

Прошла третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. 

 
Первосвятитель

«Антихрист явится потому, что люди перестанут отличать добро от зла»

Патриархия. Ру

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после вручения диплома почетного доктора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс