Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (569) → «Пост – самое удивительное средство, которое может нам помочь исцелиться от духовных язв»

«Пост – самое удивительное средство, которое может нам помочь исцелиться от духовных язв»

№8 (569) / 22 февраля ‘10

Лидия ЕжковаВеликий пост

Вступая в Великий пост, мы часто задаем себе вопрос: чем время поста должно отличаться от повседневной жизни православного христианина?

Об этом мы попросили рассказать священнослужителей Екатеринбургской епархии.

Митрофорный протоирей Иоанн Осипович, клирик Иоанно-Предтеченского кафедрального собора:

— Пост — время священное само по себе. Нужно сказать: «Всё, конец прежней жизни» и жить по-духовному, и не выгадывать себе ничего. Мог бы — убежал бы в лес на весь пост, с Псалтирью да с краюхой хлеба... Если быть кратким, то пост — это воздержание. Воздержание не только в пище, но и помыслах и действиях. Пост имеет две составляющие, телесную и духовную: «Полезен нам пост телесный, ибо умервщляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него — ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?» (святитель Тихон Задонский). Продолжая мысль святителя Тихона и основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что польза от такого поста минимальная. Но пост телесный — это первая ступенька к настоящему посту.

Тело, отягченное страстями и похотью, не дает душе раскрыть двери сердца и впустить туда Самого Бессмертного Бога, дающего жизнь вечную. Поэтому-то и нужен пост телесный, очищающий и смиряющий тело, помогающий в борьбе со страстями, укрощающий похоть и примиряющий душу с телом. И лишь тогда человек, примирившись с самим собой, очистив душу и тело, открыв сердце своему Богу и Спасителю, «уклоняется от зла и сотворяет благо» (1 Петр. 3, 11). Вот в этом и есть действенность истинного поста.

Митрофорный протоиерей Иоанн Агафонов, благочинный Южного церковного округа, настоятель храма в честь Покрова Божией Матери г. Каменска-Уральского:

— Постом меняется напряжение духовной жизни. Православный человек в своей жизни вырабатывает некий средний режим, в котором он живет, а постом человек переходит в режим более напряженный. Это происходит так же, как в спорте: человек изо всех сил тренируется, но перед соревнованиями он переходит на особый режим питания, жизни, тренировок. Так и в жизни христианина: если получается перейти на более напряженный духовный ритм — цель поста достигнута.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум: человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, «пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу». Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

Протоиерей Сергий Козлов, благочинный Северного церковного округа, настоятель прихода в честь Преображения Господня г. Серова:

— Братья и сестры! Вновь мы вступили во время Великого поста. Сколько раз в прошедшие годы мы пытались провести это время для спасения нашей души! Если строго себя судить, то можно сказать, что мало чего мы достигли.

Попытаемся же еще раз провести это время богоугодно. Как же нужно прожить это время, о чем просить у Бога? Часто, вступая в Великий пост, мы говорим: «Я буду соблюдать телесный пост, не употреблять в пищу скоромные продукты. Буду молиться, чаще посещать богослужения, делать добрые дела». Здесь, в этих обещаниях — казалось бы, спасительных для души, — враг улавливает нас в гордыне, ибо на первом месте говорится «я».

В чем же главный смысл и цель Великого поста? Ответ можно сказать в трех словах: «Боже, очисти меня, грешного» — я своими делами, постом и молитвами очищаюсь от грехов своих, но только Бог по своему милосердию может меня очистить от грехов моих, а сам я ничего доброго без Бога сделать не могу. Будем же из глубины своего сердца звать: «Боже, очисти меня, грешного». Тогда Господь даст и нам с вами свою божественную благодать и радость встречи с Воскресшим Спасителем в светлом празднике Христова Воскресения.

Протоиерей Николай Ладюк, настоятель храма в честь Преображения Господня на Уктусе:

— Слава Богу, возлюбленные братья и сестры, наступил Великий пост — время, в которое каждый православный человек должен более тщательно посмотреть на свою жизнь, оставить эту мирскую суету, которая полностью иногда овладевает человеком. Каждый из нас должен постараться остановить этот круговорот, чтобы мы могли посмотреть на себя со стороны и вместе со Святой Церковью оценить, а что мы собой представляем?

Время поста — время покаяния, а покаяние — это изменение своей жизни, образа мыслей, поведения. Если люди не покаются, не возвратятся к Богу, то они потеряют вечную жизнь, говорил старец Паисий. Днями Великого поста каждый человек должен помочь себе почувствовать глубочайший смысл жизни, каждый человек должен постараться прийти в себя, покаяться и ощутить Божественное утешение в святом Причащении.

Я желаю, дорогие мои, чтобы каждый из нас за это святое время Великого поста постарался сделать что-то для спасения своей души. Помоги Господь.

Протоиерей Николай Малета, настоятель Вознесенского Архиерейского подворья г. Екатеринбурга:

— Уже многие заметили, что Великий пост — это особый период, период труда, молитвы и покаяния, говорят святые отцы. И святая Церковь каждый раз нас к этому призывает.

Мы знаем из Книги Бытие, что прародители наши Адам и Ева нарушили ту самую заповедь, которую можно назвать заповедью Великого поста — воздерживаться от вкушения определенных плодов от древа познания добра и зла. И вот, вкусив это, многие, к сожалению, на сегодняшний день ограничиваются только воздержанием, можно сказать, физическим. Они не кушают определенный род пищи, пищи животного происхождения, и считают это постом.

Мы помним, что Господь наш Иисус Христос Сам дал нам пример. Прежде чем выйти на общественное служение, Господь положил в основу подготовки сорокадневный пост. Господь недавно меня сподобил быть на Святой Земле. Но сейчас нет возможности побывать на той самой Сорокадневной горе, на которой диавол искушал нашего Спасителя, когда подходил к завершению пост. Это страшные места — скалистые горы, на которых практически ничего не произрастает. И то искушение, которое предлагает искуситель: чтобы эти камни стали хлебом для Христа и Он потом бросился с кровли храма, чтобы поклониться диаволу. Иисус действительно взалкал напоследок, как говорится в Священном Писании, но устоял от искушения.

Вот это обозначено как похоть плоти, а червь — гордость житейская. Похоть плоти — это стремление к наслаждению, а червь — стремление к богатству, и гордость — к славе. Вот эти основные силы и борют нас в этой жизни. Поэтому время поста — это время, когда мы можем хотя бы немножко отстраниться от того, к чему влечет нас эта жизнь. И наши душевные и физические страсти, которые действительно призваны Великим постом к ограничению, помогут нам вспоминать, что главный враг нашей жизни, нашего спасения — это грех.

И пост — самое удивительное средство, которое может нам помочь исцелиться от этих духовных язв. Я думаю, что не нужно только на пост полагаться, как на какое-то автоматическое средство: будем воздерживаться от определенного рода пищи, и пост будет работать. Это в лучшем случае одна из сторон, а в худшем — это бесплодная, бесполезная с точки зрения нашего спасения диета. Будем помнить о том, что пост, как я уже сказал, прежде всего — время молитвы и покаяния. Это покаяние предполагает изменение отношения к жизни, к своим поступкам. Нужно в молитве обратить внимание на себя со стороны, развернуться, что называется, на 180 градусов, и не заниматься рассматриванием всего и вся, что нас окружает, а рассматривать то, что мы из себя представляем.

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук, настоятель прихода во имя Пророка Илии при Окружном госпитале ветеранов войн:

— Конечно, если вспомнить и обратить внимание на нашу жизнь, на ту же врачебную науку, которая выдает целый ряд предписаний, помогающих укрепить свое физическое здоровье и избежать чаще всего преждевременной смерти, то можно заметить, что мы эти предписания выполняем, стараемся им следовать. Но мы, к сожалению, забываем, что наряду с физическим воздержанием и физическим телом у нас есть еще и душа, которая тоже подвержена заболеваниям и даже смерти. И о которой человек верующий должен, по слову Божиему, постоянно помнить.

Поэтому те молодые люди, которые собираются держать пост, должны пройти определенную духовную подготовку. А пост сам по себе — не только ограничение в питании. Это еще и ограничение в просмотре различных передач, в хождении на дискотеки и другие увеселительные мероприятия.

Пост — это время раздумчивое, когда человек по-настоящему должен образовываться, и не только в питании и соответствующем поведении, но и в плане нравственном, духовном, в серьезном отношении к своей жизни. В конце концов, даже молодой человек должен знать смысл своей жизни. А для того чтобы познать этот смысл, время поста — самое подходящее. Это такое время, когда в себе самом что-то можно поменять по-настоящему. Это время, когда просьбы слышатся, когда слезы особенно учитываются. Господь Сам нам такое время определил; и если бы оно было неважным, что, в конце него разве Благодатный Огонь сходил бы? Пост не может быть обыкновенной жизнью, это какое-то движение, рывок. И ещё — это время, когда плод духовной жизни очевиден.

Иеромонах Аркадий (Логинов), клирик храма в честь Святых Кирилла и Мефодия Екатеринбургской Духовной семинарии:

— Великой пост, который Православная Церковь ежегодно совершает в преддверии праздника Пасхи, — это время духовного делания. Но что хочется заметить в первую очередь: очень часто мы заблуждаемся, полагая пост как случай отдания долга с нашей стороны кому-то. Мы полагаем, что этот пост нужен Богу и Церкви, но на самом деле это не так, это глубокое заблуждение. Богу не нужны ни наши посты, ни наши молитвы, равно как и Церкви. Мы должны понимать: вступая в пост и совершая этот подвиг, мы совершаем его исключительно для себя — вся та польза, которую приносит нам пост, обращается к нам.

Бог призывает нас в это время особенным образом научиться воздержанию. Если бы человек научился ограничивать самого себя, то имел бы от этого большое благо. В этом и заключается в конечном итоге цель нашего поста — мы должны учить себя воздержанию. И поэтому хочется пожелать, чтобы мы проводили этот пост не тяготясь тем, что вынуждены себя в чем-то ограничивать, а с памятью о доброй воле, об осознании того блага, тех даров, которые мы будем стяжать с тем, чтобы действительно приобрести подвиги добродетели, воздержания, терпения и смирения и с радостным сердцем встретить светлый праздник Пасхи Христовой.

Иерей Сергий Циммер, настоятель храма во имя Святителя Николая г. Тавды:

— Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».

Пост — это и школа, и врачебница — врачебница от духовных недугов. Желаю нашим дорогим читателям здоровья физического, возрастания духовного и исцеления нравственного от недугов греховных.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Илья Юков, Лидия Ежкова

— Владыка, сегодня самая значимая дата православного календаря — начало Великого поста. Расскажите, что это за период, каковы его значение, духовный смысл.

 
Великий пост

Святые отцы о посте

В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс