Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наместник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря игумен Филипп (Ельшин):
— Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается Литургия святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней мере клиросного) звучания отличается только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре.
А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», умилительное пение тропарей первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе Литургии Преждеосвященных Даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Прежде всего мы должны соблюдать Великий пост, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.
Наместник монастыря в честь Новомучеников Российских игумен Моисей (Пилатс):
— Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее можно выделить некоторые общие для всех направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия в организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном Уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, что мы много работаем или что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до Всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления, пресечь.
Митрофорный протоиерей Владимир Зязев:
— Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, должен стараться
делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Она многократно читается в храме в будние дни Великого поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.
Митрофорный протоиерей Виктор Махонин:
— Пост, как духовное явление, все-
гда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить, что в течение поста естественно возникают особенные искушения и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Поэтому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен. То есть только одно внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти — раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.
Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами — это теплохладность, это внешнее, формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей Исповеди мы вспоминаем все в завершении поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе — Его любви, Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.
Игумен Гермоген (Еремеев), настоятель храма во имя Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца:
— Самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, как плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивы к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения с этим невидимым миром связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать. Каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и Исповедью) и достойно причаститься Святых Христовых Таин. Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум единожды, однако следует постараться поговеть и принять Святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице поста, на четвертой и на Страстной — в Великий Четверг.
Протоиерей Петр Мангилев, проректор по учеб-ной работе Екате-ринбургской православной семинарии:
— Мы находимся в преддверии дней Великого поста, который имеет огромное значение в нашей жизни. Он учит нас послушанию уставам Церкви, он учит нас жертве, учит нас отказываться от своего ради Бога и ради Христа. Великий пост учит нас самым необходимым, самым важным навыкам в созидании нашего спасения. Наше духовное совершенствование без опыта поста не может быть совершаемо так, как должно все происходить. Великий пост требует внимательного к себе отношения, сосредоточенности. Для каждого из нас Великий пост должен быть не только периодом ограничения себя в пище — иногда это оказывается самым легким для нас. Но он должен сделаться для нас и ограничением других страстей: нашего гнева, гордыни, нетерпения. Мы должны научиться кротости и любви к ближнему. Труд поста совершается не только во внешнем, но прежде всего — в душе каждого человека. И я бы хотел пожелать всем, чтобы Великий пост был для каждого полезным. И чтобы к светлому празднику Христова Воскресенья каждый из нас подошел очищенным, готовым принять в свою душу и сердце радость Воскресения Христа. Спаси Господи.
Протоиерей Евгений Попиченко, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии:
— Великий пост — замечательное святое время, когда человек может освободиться от тех страстей, которые лишают его храбрости, мира, любви, гармонии. Время Великого поста — время приведения в порядок своей духовной жизни, которая в течение года расстраивается, расслабляется.
И Церковь для этого использует все возможные средства воспитания.
В первую очередь изменяются богослужения, пение заменяется чтением, изменяются цвет облачений, продолжительность служб, которые включают в себя постоянные поклоны, покаянный настрой. Все это в комплексе помогает человеку удалиться внутрь своей души и задуматься, насколько минувший год был проведен навстречу Богу, навстречу спасению своей души.
Пост — это не только некоторая диета, хотя и это очень важно: когда изменяется качество пищи, наше тело, привыкшее к изнеженности, к приятным яствам, конечно, начинает реагировать истощением и некоторой усталостью. И это позволяет человеку внимательнее относиться к своей душе. Потому что когда тело слабеет, души начинают выходить из тех страстей, которые под крепким телом, может быть, не очень заметны. Например, раздражение, чревоугодие, похоть, гордость.
И это очень важная цель поста — увидеть свое состояние, увидеть состояние своей души, все свои болячки. Пост — это не только диета: здесь очень важны и весь уклад жизни, и молитвенный настрой — важно настроить свое молитвенное правило. И духовное чтение очень важно, чаще чтение именно святых отцов — ежедневно, хотя бы по полчаса. Я подчеркиваю, святых отцов — Иоанна Лествичника, Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова) и подобные им книги.
Очень важно соблюдать регулярность Исповеди и Причастия. Эти таинства, к которым мы, может быть, в обычное время относимся довольно расслабленно и обращаемся к ним от случая к случаю, в Великий пост обретают особое значение. Поэтому надо постараться этот режим настроить.
Хотелось бы обратить особое внимание: дни поста — это дни милосердия и сострадания ко всем людям. Поэтому в этот период благотворительным делам, делам милосердия надо уделять как можно больше внимания, как можно больше времени.
Протоиерей Константин Янович, настоятель храма в честь Воскресения Христова г. Нижнего Тагила:
— Что касается Великого поста, то можно сравнить пощение человека с его отданием долга своему Спасителю. Потому что это неоплаченный наш долг за то, что Господь привел нас в этот мир, чтобы мы творили что-то доброе. А если мы сотворили что-то плохое, мы должны отдать свой долг Спасителю. И этот долг отдается именно во время поста, и вовсе не тем, что мы постимся гастрономически. Но если человек постится добрыми делами, он отдает свой долг полностью: он должен поститься не только не употребляя в пищу молочные и мясные продукты, но и еще творя добрые дела — чтобы люди, видя добрые дела, прославили Отца нашего Небесного.
В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками — с тем, чтобы заслужить себе от людей славу.
Начался Великий пост. Время, когда, по выражению святителя Василия Великого, укрепляется «добрая стража души», которая отражает искушения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.