Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Руководитель просветительского центра прихода в честь Рождества Христова кандидат биологических наук священник Димитрий Моисеев внимательно изучил причины кризисных явлений в современной российской семье и сегодня делится с читателями своими наблюдениями.
Семейный образ жизни предполагает особый строй включения личности в социум, а также тесное личностное общение, неслитное единство супругов между собой, тесную связь между родителями и детьми.
В традиционном обществе почти каждый человек проходит стадии детства, супружества, отцовства или материнства. Включенность в традицию предполагает трансляцию положительного опыта от одного поколения к другому.
Распад семейных отношений имеет место в те периоды и в тех человеческих сообществах, где наблюдается прерывание традиционного уклада, в том числе семейного.
Основополагающая причина кризиса современной российской семьи – нарушение религиозной традиции. Принцип нерасторжимости христианского брака обеспечивал низкий процент разводов в дореволюционной России. В Нагорной проповеди говорится: «Сказано также, что если кто разводится с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32–32). Сакральное значение брака являлось залогом бережного отношения к нему всех членов общества. Приоритетность ценностей брака и семейной жизни над другими социальными и индивидуальными ценностями была тогда вполне очевидна.
Процедура заключения брака была значительно более продолжительной и основательной, нежели его современная гражданская регистрация. Традиции благословения родителями на брак, сватовства и обряда обручения обеспечивали большую вероятность построения крепкой семьи, ее социальную поддержку со стороны родственников и устраняли случайность и быстрый распад браков.
В ХХ веке произошли значительные изменения в структуре семьи. Из патриархальной многодетной, чаще крестьянской семьи, ведущей свое хозяйство и живущей в собственной усадьбе, среднестатистическая русская семья превратилась в малодетную городскую семью, не имеющую собственных хозяйства и усадьбы. И эта перемена резко отразилась на демографическом состоянии как страны, так и русского народа, это повлекло за собой значительные перемены и в сфере семейного воспитания.
Один из основных принципов воспитания – воспитание личным примером. В дореволюционной крестьянской семье под одной крышей жило несколько поколений. Старшие при этом были окружены почетом и уважением. Дети учились почитанию старших и послушанию, видя почитание и послушание своих родителей дедушкам и бабушкам. В семье дети получали первые и наиболее существенные уроки веры и благочестия. В семье, с ранних лет трудясь по хозяйству, дети привыкали к труду и получали навык содержания и управления домом. В этом отношении характерно народное выражение «ищи жену не в хороводе, а в огороде». В семье же старшие дети получали первый опыт ухода и воспитания младших братьев и сестер.
Роль полов была четко разграничена. Мужчина – главный работник в семье, обеспечивающий ее существование. Мать основную часть своего времени посвящала воспитанию детей.
Связанность не только общими хозяйственными заботами и хлопотами об обеспечении большого семейства, но и необходимостью духовного воспитании детей объединяла супругов и других членов семьи, не позволяя отвлечься и иметь какие-либо эгоистические интересы на стороне. Служение семье и ее приоритеты в большинстве случаев преобладали над центробежными силами эгоистических интересов, стремящихся расколоть и разрушить семью.
В современных семьях проблемой является и проведение совместного досуга, поскольку многие его традиционные формы утрачены. Чаще всего свободное время каждый член семьи проводит по-своему, в силу своих культурных запросов и интересов. В этой сфере преобладают не совместная деятельность и отдых (прогулки, походы в лес, театр, на выставку) или общение (чаепитие, семейные праздники, семейное творчество), а только совместный просмотр телевизора или прослушивание музыки. Все это говорит об утрате ценностей семейной культуры.
Из вышесказанного следует, что для укрепления семейных отношений и возрождения семейной культуры необходимо прежде всего воспитание молодого поколения в религиозной традиции, восстановление потерянной значимости и авторитета церковного брака, воспитание культуры подрастающего поколения на основе лучших классических произведений художественной литературы и фольклора, психологическая и педагогическая подготовка молодых людей к браку и родительству, укрепление целомудренного и здорового образа жизни в молодежной среде.
Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Обретение мощей – обретение памяти Члены редакции журнала «Трезвое слово» вместе с духовником священником Игорем Бачининым побывали в Тюмени на праздновании обретения мощей святителя Филофея (Лещинского, 1650–1727), митрополита Сибирского и Тобольского. Справка: Тюмень – первый русский город в Сибири.
Одно из направлений работы Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии – духовное просвещение в различных сферах деятельности. Опытом работы в этом направлении, задачами и перспективами священнослужители поделились на заседании «круглого стола» по теме «Военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи, духовно-нравственное воспитание военнослужащих и сотрудников силовых структур».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.