Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В православном календаре имеется девять дней в году для особого поминовения усопших. 7 ноября 2009 года – один из них – Димитриевская родительская суббота, день, когда навещают на кладбище усопших родственников.
Дни особого поминовения усопших имеют особое значение в жизни каждого христианина. Как писал святитель Иннокентий Херсонский, «…смерть не страшна для истинного христианина, а для ложного, каковы все мнимые христиане, она страшнее, нежели для язычника. Поэтому будем стараться сделаться истинными христианами, то есть будем христианами не по имени только, а на самом деле; и жизнью своей, и деятельной любовью к Богу и ближним доказывать, что мы истинные ученики Христовы. Больше же всего будем любить Иисуса Христа; любовь к Нему соделает в нас все, что нужно для победы над страхом смертным. Теперь мы имеем много утешителей, собеседников, друзей, но в час смерти один будет утешитель, собеседник и друг – Иисус.
Люби Христа, посвяти Ему свою жизнь, живи для славы имени Его, для того, чтобы удостоиться жизни на Небесах с Ним, – и ты смерти бояться не будешь, даже возрадуешься, когда болезнь – вестник этой смерти – придет к тебе».
Приход в честь Рождества Иоанна Предтечи находится в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга. Эта церковь, можно сказать, самое последнее строение в городе в сторону Верхней Пышмы. Когда-то этот населенный пункт был деревней Пышма, но сейчас входит в черту города и считается городским районом. В этой деревне был небольшой деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, который, как сплошь и рядом в советское время, был закрыт; священника, служившего там, убили.
Долгое время находился дом Господень в поругании – его использовали в качестве клуба и библиотеки, на месте алтаря была оборудована сцена. Последние пять-шесть лет здание церкви вообще стояло бесхозным, поэтому деревянная постройка почти полностью пришла в негодность.
Три года назад здание старенькой церкви вернули верующим, был организован приход, настоятелем которого стал священник Алексий Долгоруков. Сегодня батюшка – мой собеседник.
– Сегодня мне хочется поднять одну важную тему. Мимо нашего храма проходит дорога на так называемое Окружное кладбище. Оно открыто совсем недавно, там еще не так много захоронений, но под кладбище отведено несколько гектаров земли, поэтому оно будет действовать длительное время.
Поэтому вполне закономерно встал вопрос о строительстве на кладбище церкви – чтобы люди могли иметь возможность по-христиански проститься с умершими родственниками, помолиться об их упокоении, поставить свечку, заказать требы. Обидно, что мимо нашего храма провозят тела усопших на кладбище, потому что не хотят отпевать в старом здании полуразрушенной церкви, а приходят и отпевают заочно – что совершенно неправильно и недопустимо. Или же священники служат прямо на кладбище в совершенно диких условиях.
В свое время я почти десять лет служил в кладбищенской церкви в Реже, поэтому опыт подобной работы у меня есть; можно сказать, проводил в последний путь не одну тысячу человек. Кстати, тот храм в Реже тоже был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Конечно, мировой экономический кризис внес коррективы в наши планы и по восстановлению пышминского храма, и по началу строительства церкви на кладбище. Но я надеюсь, что Господь поможет, мы постепенно выполним все намеченное.
Владыка уже благословил строительство церкви во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира на кладбище. А будет действовать храм на кладбище – мы и наш приход поднимем. И новые люди появятся в приходской общине. Потому что я знаю: похороны, отпевание, смерть близких многих невоцерковленных людей заставляют задумываться о смысле и сущности своей жизни и в конечном итоге приводят в Церковь.
Поэтому, я думаю, строительство кладбищенского храма – очень важное миссионерское дело.
– Отец Алексий, а какая конкретная помощь нужна Вам на сегодняшний день?
– Землеотвод будет сделан за счет епархии. Но нужна финансовая помощь, материальная, помощь строительными материалами. Помощь нужна и от прихожан, конечно же, молитвами людей. Потому что и мы в храме будем молиться и о здравии, и об упокоении – очень важно, чтобы на кладбище был храм. Поэтому у меня такая просьба ко всем, кто может помочь, сделать это благое дело.
– Батюшка, Вы сказали, что кладбище еще новое, только-только начало действовать. А как вы, например, хотите провести в нынешнем году поминовение усопших?
– У нас есть задумка выйти на одно предприятие; мы попытаемся организовать специальный автобус, чтобы люди вместе со священником приехали на кладбище и не бродили там сами по себе, а отслужили бы совместную панихиду. Я думаю, если мы соборно помолимся, это уже будет великое дело.
Но в будущем есть планы налаживать более тесные связи с коллективами предприятий, которые находятся неподалеку от храма, чтобы люди имели возможность пообщаться со священником, чтобы они включались в церковную молитву. Проблема в том, что когда человек жив, мы о смерти не говорим, стараемся не думать, и всякий разговор о смерти, о похоронах, об отпевании обычно прекращается. Когда же это случается – для людей это всегда горе, неожиданность, многие просто-напросто теряются, не знают, что делать. Поэтому вокруг смерти, похорон, отпеваний ходит самое большое количество всяких суеверий, каких-то ложных обрядов. А зачастую люди, даже самые благонамеренные, приезжая на кладбище к своему близкому на могилу, просто не знают, что делать. Ну, постоят у могилы, может быть, свечку зажгут. Что это за стояние такое – на остановке автобуса стоим, у могилы стоим.
Именно молитва и поможет людям сделать то самое главное, что говорит им сердце, к чему призывает любовь, память об усопшем. Выше молитвы как выражения любви – нет ничего.
– Батюшка, а какую самую простую молитву можно прочитать у могилы?
– Конечно, есть такие молитвы в требниках, но ведь мы и своими словами можем молиться и о здравии, и об упокоении. Хорошо, если кто-то знает тропарь «Со святыми упокой, Христе, души усопших раб твоих», но человек может просто сказать: «Господи, прости раба Твоего, моего близкого человека – маму, жену, брата… Прости ему все его прегрешения вольные и невольные, упокой его в Царствии Небесном. Прости, Господи, и меня, грешного…» Вот и все. Это – самое главное.
– А свечу на могиле непременно надо зажигать?
– Конечно, желательно, но не так обязательно. Свеча – это символ молитвы, и, конечно, люди пытаются зажечь ее на кладбище, а там – ветерок или дождь… Мне кажется, даже лучше, если свеча будет гореть в храме. Вот будет у нас на кладбище храм, и никаких проблем не будет.
Хотя раньше делали памятники со специальными углублениями, в которые ставили зажженные лампадки. Мне доводилось видеть такие памятники; может быть, со временем мы к этому снова придем.
Хочется акцентировать внимание на следующем. Меня, признаюсь, не очень хорошо понимают наши прихожане, когда я обращаюсь к ним с просьбой помочь храму. Здесь, наверное, есть элемент какой-то гордыни. Они говорят: надо, батюшка, самим, на свои средства строить. Есть приход, и он должен сам строить, благоукрашать храм. И это, наверное, правильно. Но я говорю именно о кладбищенском храме. Там похоронены и будут еще похоронены много людей. И если даже человек является прихожанином какого-то другого храма, вполне возможно, что на кладбище у него уже есть близкие родственники. И я думаю, что в память об этих родственниках такой человек всегда откликнется и поможет, чтобы на этом святом месте стоял святой храм.
– И это будет своеобразной милостыней с его стороны?
– Да, Церковь всегда живет общиной, живет на пожертвования людей, на труды самих прихожан. И это совершенно правильно. Надеюсь, наш приход со временем увеличится, у нас появится материальный достаток, чтобы самим содержать свою общину. Не надеяться на кого-то – на спонсоров, на «захожан», а чтобы сами прихожане были и спонсорами, и помощниками, и строителями. И пели, и читали на клиросе. Из таких прихожан будут выходить добрые священнослужители.
И еще один важный момент. Конечно же, в христианстве усопших традиционно поминали не рюмочкой и огурчиком, и даже не конфетками, которые мы приносим на могилу. Поминали прежде всего молитвой и милостыней. Считалось, что милостыня исходит как бы от усопшего. Нередко ведь перед своей кончиной человек, христианин успевал покаяться и причаститься и даже написать завещание. Люди к смерти заранее готовились, и даже домовину себе готовили – то есть гроб.
Конечно, бывали и внезапные смерти, поэтому мы и молимся, чтобы Господь нас от внезапной смерти избавил. А раньше, к примеру, купец, умирая в другом городе, писал завещание: «жене – столько-то, детям – столько-то, на храм – столько-то, нищим раздать – столько-то». Он, уходя из жизни, жертвовал на храм и нищих. И если мы будем жертвовать на храмы, помогать ближним нашим, немощным и обездоленным – это будет достойное почитание памяти наших усопших.
Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
У заведующего сектором по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями настоятеля прихода в честь Вознесения Господня поселка Полуночного иерея Алексия Елисеева есть еще одно, специфическое послушание. Он благочинный храмов и приходов, находящихся в местах лишения свободы.
Белград, 20 октября 2009 г. 20 октября 2009 года, по благословению Его Святейшества патриарха Сербского Павла и согласно решению Священного Синода Сербской Православной Церкви, Президенту России Д.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.