Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Недавно Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал официальное согласие на нововведения в сфере образования. В качестве эксперимента в восемнадцати регионах страны будет введен такой предмет, как ДНВ (духовно-нравственное воспитание), где будут изучать основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма – каждый школьник сможет в силу своих религиозных убеждений выбрать направление «по вкусу». Ученикам, не имеющим определенных предпочтений, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. И все же в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения церковное образование должно быть приоритетным.
Об этом наш сегодняшний разговор с кандидатом исторических наук, проректором по учебной работе Екатеринбургской православной Духовной семинарии протоиереем Петром Мангилевым.
– Решение государственной власти о преподавании основ религиозной культуры в школе, безусловно, является одним из самых значимых событий в церковно-государственных отношениях в последнее время. Конечно, мы все воспринимаем это решение как большой успех, испытываем удовлетворение от законного признания государством значимости опыта Церкви в деле воспитания нравственных ценностей. Чувство радости здесь – вполне законное чувство. Перед нами открываются новые перспективы, открываются большие возможности, не использовать которые в деле христианского свидетельства – грех. Но за всем этим мы не должны забывать, что принятое решение – это и серьезный вызов всем нам. Вызов, который требует от нас трезвого осмысления ситуации и правильных практических действий.
– В связи в этим, отец Петр, поделитесь своими мыслями и планами в организации церковного образования школьников.
– Во-первых, в этой новой для нас ситуации мы не должны утратить ясного понимания, что государственная власть, с трудом соглашаясь на введение преподавания основ религиозной культуры в школе, исходит из сугубо практических соображений. В данном случае она имеет заботу о воспитании добропорядочных граждан и пытается использовать религиозные ценности лишь как одно из возможных воспитательных средств.
– Из этого можно сделать вывод, что, по большому счету, государству нужен добропорядочный и законопослушный гражданин? Даже не нравственный в смысле христианской нравственности, а именно добропорядочный и законопослушный…
– Действительно, государство обратило свой взгляд на потенциал религиозных ценностей потому что другие способы достижения этой цели оказались малодейственными. Но государство руководствуется своими земными интересами, у него земные цели, которые не совпадают с целью бытия Церкви. На цель и смысл бытия Церкви нам совершенно ясно указал святой апостол Павел, который говорит о Господе Иисусе Христе: «…Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 11–13). То есть Господь созидает Церковь на земле для спасения людей от власти греха, чтобы каждый человек мог «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22–24). С пришествием в мир Господа Иисуса Христа «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1, 15). Цель бытия Церкви на земле – являть это Царство, призывать человека в это Царство. Вся церковно-образовательная деятельность должна быть подчинена этой цели. Иначе она будет лишена смысла.
– И все же область формирования нравственного чувства в человеке может стать полем продуктивного церковно-общественного и церковно-государственного сотрудничества, и уклоняться от него мы не имеем морального права…
– Коль скоро мы принимаем участие в преподавании основ религиозной культуры в школе, то мы должны определить для себя, какое место занимает новый школьный курс в деле исполнения миссии Церкви в мире – какова задача этого курса в деле христианского свидетельства? Думаю, ответить на эти вопросы можно примерно так: помочь школьнику поставить перед собой вопросы о смысле жизни и попытаться показать ему, что искать ответы на эти вопросы следует в Церкви. Если в результате изучения этого курса человек придет к церковному порогу, то с церковной точки зрения можно говорить, что курс выполнил свою задачу.
Задача же курса может быть качественно решена лишь в том случае, если в его рамках будут адекватно переданы дух и буква церковного вероучения.
– Тут сразу же возникает вопрос: кто и по каким учебным пособиям будет преподавать?
– Проблемы подготовки кадров преподавателей и учебных пособий в конечном счете являются во многом кадровой проблемой. И решение этих проблем Церковь не может переложить на государство. Церковь – единственная хранительница вероучения. Она одна имеет право и обязанность его преподавать. Забота о кадрах, таким образом – церковная забота, забота существующей в Церкви системы образования.
Если мы соглашаемся, что разговор о вере в государственной школе есть только предварительный разговор, а его задача – поставить перед человеком религиозные вопросы и подсказать, что ответы на эти вопросы можно найти в Церкви, то мы должны быть готовы, что человек придет к нам в поисках ответов, к тому, чтобы эти ответы давать. В современной же церковной жизни, по крайней мере по моим весьма скромным, субъективным наблюдениям, далеко не достаточным для того, чтобы в полной мере точно и объективно представить ситуацию, существует определенного рода перекос: мы много призываем в Церковь, но мало заботимся, когда люди к нам пришли. В большинстве случаев человек, пытающийся переступить церковный порог, оказывается предоставленным в большей степени сам себе, оказывается вне заботы и научения, и даже если начинает жить в Церкви, нередко очень плохо знает основы вероучения, пребывает ненаученным. И здесь дело не только в нашем нежелании или лени, но чаще всего в нашей неспособности дать вразумительный ответ о нашем уповании. И эта неспособность во многом определяется современным состоянием системы церковного образования на всех уровнях – от приходского до общецерковного.
– Система церковного образования есть механизм освоения, сохранения и передачи церковного вероучения. Как в настоящее время работает этот механизм?
– Работа этого механизма пока еще далека от совершенства. Я не хочу сказать, что абсолютно все плохо, что нет заботы о церковном образовании, что ничего не делается в этой области, что нет никаких усилий, что не накоплен никакой опыт. И забота есть, и делается много, и опыт накоплен. Но прилагаемые усилия часто разнонаправлены, опыт не обобщен. Существующая в Церкви система образования не стала до настоящего времени предметом специального анализа ни как целое, ни на уровне отдельных ее частей: мы все осознаем, что система образования в Церкви должна быть, но смутно представляем, какой она должна быть. Остаточный принцип по отношению к церковно-образовательной деятельности продолжает доминировать. Церковное образование, к сожалению, еще не стало подлинно всецерковным делом. Вызов со стороны государства, таким образом, обнаруживает наши собственные большие проблемы. Путь решения этих проблем – в совершенствовании внутрицерковной системы образования. Наш ответ на вызовы общества и государства, на вызовы мира будет адекватным лишь при условии нашей укоренённости в церковной традиции, при условии качественного, полноценного её усвоения.
В решении этой большой задачи может принять участие каждый. Область церковного образования должна быть осознана нами как приоритетная, и это осознание должно получить отражение в наших делах и молитве. Таким образом, внутрицерковное образование и подлинное воцерковление людей должно стать приоритетным в каждом нашем приходе.
Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
«Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему» (Мк. 8, 32) Замечательно, что незадолго до того, когда даже ближайшие ученики, не разумея смысла слов Христа, старались отклонить Его от страдания, на которое Он и пришел в мир, два ветхозаветных мужа, Моисей-законодатель и Илия, восстановивший служение истинному Богу, беседовали с Ним на горе Преображения именно «об исходе» Его. Им, просвещенным небесным светом, ясно было все значение этого ни с чем не сравненного, все затмевающего «исхода», совершившего дело спасения человечества, ничем иным не совершенное: ни Синайскими громами, ни законом, ни вдохновенными пророческими словами.
Лариса Октябристовна Павлова – юрист Московской городской коллегии адвокатов, член Правления национального проекта «Родительский комитет». Будучи в Екатеринбурге, она встретилась с корреспондентом «Православной газеты» и поделилась своими мнениями на тему: «Школа и будущее России».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.