Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (550) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№37 (550) / 1 октября ‘09

Архипастырь

 – Вопрос от Людмилы из города Ноябрьска: «Мой отец умер 5 лет назад; я была очень к нему привязана, его помощи мне не хватает до сих пор. Во всех трудных ситуациях я мысленно обращаюсь к нему за советом и, как мне кажется, всегда получаю нужный ответ.

Правильно ли я делаю, что постоянно беспокою умершего человека?»
 – Конечно, лучше было бы обратиться за советом и помощью к Богу, к угодникам Божиим, которые действительно могут дать ответы и утешение, необходимые человеку. Тут даже есть некоторая опасность: под видом помощи от отца могут быть замешаны силы бесовские, которые могут соблазнить и увести от правильного пути, ввести в заблуждение. Поэтому надо с этим быть осторожными, чтобы не попасть в искушение, в соблазн бесовский. Надо уважать, чтить отца, молиться о его упокоении, поминать на службах, если он крещеный был, подавать милостыню – это и есть наше общение, проявление любви к близким. А что касается советов или утешения, то лучше иметь это от Бога, от угодников Божиих, от Божией Матери, от молитв, к ним обращенных.
 – Вопрос от Татьяны из Полевского: «Когда мы начинаем посещать церковь и воцерковляться, то лучше видим и свои, и чужие грехи, при этом пытаемся простить их. Не является ли это лицемерием с нашей стороны – ведь мы видим недостатки близких людей и миримся с ними? Как это соотнести?»
 – Лучше всего дойти до такого состояния души, когда видишь только свои грехи, а у ближнего не замечаешь, не видишь; обвинять, осуждать, укорять себя, а ближнего оправдать, сознавая, что это он совершил по немощи или незнанию. Если есть возможность поправить, то поправить, а если нет возможности, тогда лучше себя укорять, осуждать, больше видеть свои недостатки, чем недостатки ближнего – это будет правильно.
 – «Я хотела бы приобрести четки. Как ими пользоваться? И чье благословение на это нужно?» – спрашивает Антонина из город Электростали.
 – Четки – это больше принадлежность монахов. Их используют, чтобы молясь Иисусовой молитвой, знать, сколько раз каждый из монахов прочитал молитву. Им вменяется в правило ежедневно читать Иисусову молитву 100, 200 и больше раз – кому как духовник определяет. Конечно, не возбраняется совершать Иисусову молитву и мирянам. И те, кто упражняется в этой очень важной и очень хорошей молитве, испрашивают у духовника благословение молиться по четкам. Поэтому приобрести четки можно, но нужно взять благословение и наставление на то, как молиться Иисусовой молитвой – чтобы это было во спасение, очищение души.
 – Владыка, следующий вопрос Вам прислали Ваши прихожане из города Новоуральска: «В нашем городе существует один храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, но его недостаточно для большого количества прихожан, посещающих службу. У нас, верующих, есть предложение: давно пустует довольно вместительный павильон «Кедр». К нему подведены все коммуникации. Нельзя ли его перестроить и возвести еще один храм во имя Христово? Просим Вашей помощи, Владыка».
 – Об этом мы уже говорили, когда я был недавно в Новоуральске на службе. И об этом мы со всеми прихожанами говорили: небольшой храм не вмещает всех желающих и есть необходимость не только в одном храме, там нужно побольше даже, потому что город большой. Я говорил и с мэром города, и со священнослужителем этого прихода, и с прихожанами. Конечно, нужно общими усилиями этот вопрос решить. Не отсюда, из Екатеринбурга, мы должны решать вопрос об открытии того или иного прихода, а сами верующие могли бы обратиться вместе со священником и мэром города к хозяину этого павильона и получить разрешение переоборудовать его под церковь и совершать богослужения. Мы говорили и о том, что нужно бы получить место под строительство храма в городе и построить деревянный, если нет возможности построить каменный – такой же хотя бы, как уже есть. Надо создать инициативную группу, которая бы все эти вопросы решала вместе с настоятелем отцом Алексием. Я думаю, что они этот вопрос уже решают – получили благословение. И с помощью Божией, надеюсь, вопрос этот решится в ближайшее время.
 – «Хочу заказать сорокоуст за сына, страдающего алкоголизмом. Подскажите, как его назвать: страждущий, заблудший, болящий или как-то иначе?» – спрашивает Нина из города Ртищева.
 – Как бы его ни называли – страждущий или болящий, – Господь знает, чем он болеет, какая у него беда. И если будет наше усердие и милость Божия, то покроет его и поможет. Поэтому не имеет значения, как его называть. Конечно, он болящий алкоголизмом, потому что пристрастился к спиртному, и эта страсть его мучает. Он раб этой страсти, и нужно как-то освободиться от этого. Конечно, с Божией помощью – без Бога невозможно это сделать. Но нужно и усердие самого пьющего, и близких, родных, которые бы молились за него, помогали, поддерживали – с помощью такой духовной, дружеской, человеческой поддержки, я думаю, он выйдет из этого тяжелого состояния.
 – Владыка, спасибо. У нас звонок от Татьяны из Волгограда: «Владыка, у меня к Вам вопрос. Перед Причастием положен трехдневный пост, даже если идет сплошная седмица. В эти три дня можно ли употреблять рыбу и растительное масло? Спасибо».
 – Если Великий пост или Страстная седмица, то поститься нужно по Уставу, как это положено. А что касается обычных дней, как сейчас, то желательно, конечно, без рыбы. Масло, я думаю, можно употреблять. Конечно, если есть желание, усердие к строгому посту, то можно в трехдневный пост перед Причастием даже и без масла. Это уже для более строгого, прилежного отношения к этому великому таинству. Никто не будет против, это только на пользу.
 – Нина из Казани спрашивает: «Я с любовью отношусь ко всему клиру нашего храма. Недавно я заказала благодарственный молебен всем служащим храма. Правильно ли я поступила, можно ли так делать?»
 – Конечно, это хорошо. Можно молиться за своих священнослужителей. Даже апостолы просили молитв у своих духовных чад, тем более мы нуждаемся в помощи и молитвах.
 – «Очень хочу уйти в монастырь и принять постриг. Вопрос в том, примут ли меня, ведь мне 60 лет… Но я пришла бы не с пустыми руками: планирую разменять с дочерью квартиру и продать свою долю. Скажите, могу ли я стать монахиней?» – спрашивает Наталия из Екатеринбурга.
 – Можно, конечно. Нужно только подойти в тот монастырь, который вам больше по душе. У нас женских монастырей восемь, нужно избрать один из них и подойти к матушке настоятельнице. Если она посчитает нужным и есть возможность, то она примет, и будете жить в монастыре. Даст Бог, может, даже Господь сподобит принять монашеский постриг. Есть возможность выбора, все зависит от самого человека. Никто не возбраняет прийти в монастырь в любом возрасте.
 – Владыка, у нас на связи Волгоград. Алло, здравствуйте, вы в эфире, говорите, пожалуйста!
 – Здравствуйте. Владыка, благословите, это раб Божий Александр.

 – Бог благословит вас, Александр.
 – Владыка, у меня такой вопрос: как Вы относитесь к компьютерным интернет-играм и к интернет-общению?
 – Эти игры – тоже страсть, которая, к сожалению, людей уводит «в страну далече». Это тоже приводит к нехорошим последствиям, когда человек привязывается к компьютерным играм и забывает обо всем, теряет очень много времени, даже, бывает, не спит ночами – только под утро понимает, что надо немножко отдохнуть. Складывается не очень хорошая ситуация – человек сбивается с ритма жизни. Что касается интернет-знакомств, общения – с этим тоже есть проблемы. К сожалению, люди, увлекаясь письмами, виртуальными знакомствами, совершают ошибки в реальной жизни. К сожалению, есть такие случаи, когда приходит женщина и плачет, говорит: «Доигрался в компьютер, сейчас уже живет с другой женщиной». Вот такая катастрофа в семье. Поэтому надо быть во всем внимательными, чтобы не привязаться ни к чему и трезво смотреть за событиями нашей жизни, чтобы не быть уловленным в сети вражьи, которые приносят нам много горя и неприятностей. Лучше быть трезвым всегда и смотреть трезвыми глазами на все, чтобы не быть уловленными, не быть рабами тех или иных привязанностей.
 – «Можно ли киот с иконами разместить не в переднем углу, поскольку он занят, а в другом?» – спрашивает Галина из Магнитогорска.
 – У нас принято, что святые иконы мы ставим в тот угол, который направлен на восток. Но если это невозможно по каким-то причинам, то можно, конечно, перенести их в другое место. Но святой уголок должен всегда быть в доме православного христианина, чтобы это святое место, где мы молимся и беседуем с Богом, получаем благодать Божию через нашу посильную молитву, было почитаемым.
 – Владыка, Алла из Кировграда задает вопрос: «Могу ли я отказать в просьбе стать крестной матерью ребенку моих знакомых? Я считаю, что духовно к этому не готова. Не будет ли мой отказ грехом?»
 – Мы не знаем, когда будем готовы духовно, это сложно сказать самому человеку. Нужно стремиться к совершенству, вести нормальную христианскую церковную жизнь. А если есть необходимость быть крестным отцом или крестной матерью, то нужно помочь. Это тоже одна из важных наших обязанностей – быть покровителем и помощником в воспитании людей в христианской вере. Ведь мы все должны быть миссионерами, всех нас Господь призывает быть свидетелями о Христе. И Господь говорит: «…кто не будет свидетельствовать в роде сем, грешном и прелюбодейном, о том и Я не буду свидетельствовать пред Отцом Моим Небесным и перед святыми ангелами». Тем более что в данном случае есть возможность свидетельствовать перед младенцем, воспитать его в христианской, церковной жизни, помочь родителям привести его к христианской вере. Это благородное, очень важное, нужное и спасительное дело для нас с вами.
 – Владыка, спасибо. У нас очередной звонок. Алло, здравствуйте…. К сожалению, звонок сорвался. Хотели задать вопрос: можно ли печь просфоры в доме, где сквернословят и ругаются?
 – Конечно, просфорная – это святыня. Просфоры надо делать в хорошем, специально отведенном помещении, где бы просфорницы совершали это дело с молитвой, благоговением, со страхом Божиим, с любовью. Поэтому, конечно, недопустимо, чтобы в месте, где пекутся просфоры, люди сквернословили и непристойно себя вели – это неблагоговейное отношение к святыне. Нужно быть внимательными, чтобы не согрешать пред Богом, потому что это очень ответственно.
 – «Можно ли с помощью молитв избавиться от шизофрении, известны ли такие случаи?» – спрашивает Вячеслав из Екатеринбурга.
 – Конечно, известны такие примеры даже из житий святых угодников Божиих: человек был нормальным, подвижником, потом Господь попустил болезнь сумасшествия. А через некоторое время все равно Господь восстанавливал его в здравии душевном и телесном, и человек становился высоким и духоносным старцем, угодником Божиим. Это зависит от того, в каком душевном состоянии находится человек, как мы относимся к духовной жизни, к вере нашей, к Богу. И если у нас будет глубокая вера и жизнь по вере, то, конечно, Господь может все сделать, и даже эту болезнь исцелить.
 – Владыка, спасибо. У нас звонок из Великого Новгорода. Алло, здравствуйте, поздравляем вас с праздниками, наступающими в вашей епархии. Говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте. Владыка, по субботам телеканал «Союз» транслирует Всенощное бдение. Скажите, пожалуйста, можно ли креститься на иконы, которые на экране? Или лучше иметь перед собой икону Божией Матери, Спасителя или другую какую? Пожалуйста, ответьте.

 – Лучше молиться перед святым уголком, перед иконами, которые у нас должны быть в комнате – слушать богослужение и молиться перед святыми образами. Икона на экране – это образ, через который мы должны возноситься к первообразу. Она не мешает молиться – мы не экрану молимся и не той иконе, которая изображается на экране, но возносим свои мысли к Богу, к первообразу, и молимся церковными молитвами, которые совершаются в храме и транслируются по телевидению.
 – «Мои родители были разной веры, мама – православная, а отец – мусульманин. Я была крещена по настоянию мамы, а через какое-то время отец привел меня в мусульманство. Я тогда была еще ребенком. Родителей нет в живых. Я считаю себя православной, но прихожане нашего храма предлагают мне, зная мою историю, пройти чин возврата. Ваше мнение, как мне поступить?» – спрашивает Раиса из Екатеринбурга.
 – Если это было в детстве и человек, может быть, даже не знал никаких особенностей мусульманской веры, то в данном случае единственное, что нужно – знать точное изложение нашей Православной веры и ее отличие от мусульманства. И, конечно, чистосердечно принимать православные истины – нравоучительные, догматические и так далее. Если придя в Православие, изучая Православие, увидели какие-то ошибки в своей жизни – что неправильно понимали ту или иную истину, в этом нужно покаяться, исправиться. И тогда жить благочестиво, по заповедям Божиим в Православной Церкви.
 – Владыка, очень хотелось бы узнать о единоверии, хотя бы кратко. Слышала, что в Вашей епархии освящен единоверческий храм. Хотелось бы знать, кто может молиться в этом храме? И с какой целью они открываются?
 – Единоверческий храм – это храм, где молятся старообрядцы, молятся по книгам, по которым в древности молились. Крестятся тем перстосложением, как это было до нашего разделения. А в основном они исповедуют нашу веру, принимают наше Крещение, Миропомазание. Они православные христиане, в лоне нашей Церкви находятся. Поминают на службах, молятся за нашего Святейшего Патриарха. Единоверческие храмы есть во многих епархиях нашей Церкви. В них, конечно, могут молиться все, кто желает прийти на службу. Особенно те люди, которые исповедовали или исповедуют старообрядчество – из старообрядческой семьи, например. Они имеют возможность быть членами нашей Церкви, находиться в лоне нашей Церкви. Это очень важно, что они служат по своим традициям, хотя служба ничем особенным не отличается – может, более продолжительная. Другие напевы читаются и поются без особых сокращений. Поэтому желающим туда пойти и молиться никто не возбраняет.
 – Владыка, вопрос от Ольги из Тюменской области: «Я каждое воскресенье причащаю своего маленького ребенка, ему 2, 5 года. Нужно ли мне каждый раз читать молитвы ко святому Причастию и благодарственные после святого Причастия?»
 – Если молиться вместе с ребенком, чтобы прививать ему любовь к молитве, понимание, что есть у нас долг христианский готовиться к Причащению определенным правилом, а после Причащения Бога благодарить, то, конечно, это хорошо – ребенок с младенческого возраста приучается любви к Богу, и мать его учит живой молитве, живому общению с Богом. Это очень хорошо! Если ребенок не слушает, гуляет где-то, это имеет меньшее значение для самого ребенка. Мы это делаем ради него, ради его воспитания, духовного возрастания. Совместная молитва родителей, отца и матери вместе с ребенком – это очень важно.
 – Здравствуйте. Это Евгения из города Михайловска Волгоградской области. Владыка, благословите.
 – Бог благословит.
 – Я Вас очень прошу, пожалуйста, помолитесь за меня, болящую Евгению, и за сына, болящего Сергея. У меня зрение упало, я не вижу. И Сережа у меня очень сильно болеет, он раньше молился Богу, а сейчас и молиться не может, очень болеет. Мне очень тяжело ему помочь, хотя я его систематически причащаю. Очень прошу Вас! Я так стремилась, чтобы именно Вы помолились или, может, кого попросите еще из священников помолиться за нас, двух болящих. Благодарю Вас.
 – Хорошо. Бог в помощь вам, дай Бог вам здоровья и спасение.
 – «Я нашла золотой крестик, взяла его себе, освятила и стала носить. Но меня гложут сомнения: не взяла ли я с крестиком на себя чужие грехи? Подскажите, как мне поступить?» – просит Раиса из Воронежа.
 – Мы не берем с крестом грехи других людей – наоборот, крест как был, так и остался силой Божией, которая нас освящает и охраняет от всех бед и напастей, от всех козней вражьих. Крест не оскверняется нашими грехами, не берет грехи на себя, не «заражается» ими и не передает другим людям. Это неправильное отношение. Наоборот, крест освящает человека, очищает от грехов.
 – Владыка, от Валентины из Ульяновска похожий вопрос: «Нашла уже три нательных крестика; что мне с ними делать? Отдать в церковь, пустить по чистой воде, как советуют соседки?»
 – Это очень благое дело, что нашли – крест не остался в поругании от людей. Его можно окропить святой водой, положить у святого уголка, кому-то подарить, если человек не имеет креста на себе. Или самому можно носить. Каждый христианин должен носить крестик.
 – «Почему христианским символом является крест, ведь он всегда нам напоминает о мучениях Христа? А мы носим его на груди», – спрашивает Алла из города Обнинска Московской области.
 – Действительно, Господь наш Иисус Христос был распят на кресте – это была самая позорная смерть в Иудее. Господь принял на себя самую позорную казнь, чтобы ею нас искупить от греха, проклятия смерти. После подвига Христа крест приобрел великую силу, из позорного символа до распятия Христа стал символом победы добра над злом, победы над диаволом. Поэтому мы носим крест, почитаем его, он является символом нашей веры, символом веры Господней, которая нас избавляет от бесовского наваждения.
 Например, мы знаем из житий священномученика Киприана и мученицы Иустинии, что когда Киприан наводил на Иустинию разные козни вражии, волшебства, колдовства и чародейства, то никакие чародейства на нее не действовали. Он был удивлен: почему? Он даже бесов спрашивал, почему такое? И они сказали, что крест, сила креста не допускает до нее. И тогда Киприан сказал: «Если крест, на котором был распят Христос, имеет такую силу, то что сказать о Самом Христе, который сообщил эту силу кресту?! Он намного больше силы имеет, чем этот крест». Священномученик Киприан дает нам ответ, что на кресте – благодать Божия, ведь на нем был распят не просто человек, а Богочеловек, и Божественная сила была сообщена кресту. Эта сила является залогом победы добра над злом.
 – Владыка, расскажите, пожалуйста, о монастыре в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница Хлебов» и его духовнике отце Сергии. У нас бытуют два мнения: одни относятся к нему с большим доверием, другие – настороженно. Даже батюшки из некоторых храмов не благословляют паломнические поездки в этот монастырь. Каково Ваше мнение об отце Сергии? Галина, город Челябинск.
 – Этот монастырь новый, он был недавно основан как хозяйственное подворье монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Но поскольку было очень много женщин, которые приходили и почитали Царскую Семью и мы не могли их поместить в мужском монастыре на Ганиной яме, то мы их туда определяли, на хозяйственный двор. Почитательницы Царской Семьи там трудились, возделывали землю, появилась необходимость построить корпуса, даже церковь небольшую. Из хозяйственного подворья получился женский монастырь с уставом. Потом туда еще Святейшим Патриархом Алексием II был назначен духовником отец Сергий, который очень много трудится, чтобы строить новые корпуса, новые храмы. Сейчас уже третий храм строится на территории этого монастыря (один храм в честь Иконы «Спорительница Хлебов», второй в честь Иконы Божией Матери «Владимирская»), построены здания монастырской трапезной, школы. А сейчас возводится большой соборный храм в честь Святой Троицы. Храм двухэтажный, нижний придел будет в честь Святых Царственных Страстотерпцев, а верхний – в честь Святой Троицы. Вот такая деятельность отца Сергия – довольно успешная, ревностная, старательная, чтобы создать хорошую духовную атмосферу в монастыре для женщин, которые хотят потрудиться в иноческом, монашеском чине. Не думаю, что у отца Сергия можно найти какое-то недостойное поведение, в чем-то его подозревать. Есть плоды добрые – «по плодам их узнаете их».
 – Татьяна из Екатеринбурга спрашивает: «Мы увлеклись лекциями профессора А.И. Осипова по телеканалу «Союз», и у нас в домашней библиотеке есть его книга о вечной жизни. Можно ли в нашей Церкви сейчас отпевать неверующего человека? Осипов говорит, что на проскомидии нельзя неверующего поминать, а остальное служить можно, то есть отпевать неверующего, некрещеного человека…»
 – Нет, некрещеного человека мы не поминаем на проскомидии и не совершаем чин отпевания. Мы говорим в таком случае, что нужно молиться дома, поминать его, совершать дела милосердия по мере своих возможностей. Это все может человек сделать ради усопшего, который отошел из этой жизни без таинства Крещения.
 – «В алтарь нашей церкви заходят посторонние люди, друзья батюшки. Имеют ли они на это право?» – спрашивает Мария.
 – Это, конечно, дело самого священника – он должен знать, кого можно пустить в алтарь, кого нельзя. Сейчас очень сложно сказать, правильно он делает или неправильно. Если эти люди достойны по нашим каноническим правилам быть в алтаре, значит, он правильно поступает. А если они недостойны, тогда, я думаю, он их не пустит. Тут надо не смотреть со стороны, а знать непосредственно, что делает священник и ради чего он это делает.
 – Можно ли, Владыка, украшать иконы в церкви искусственными цветами? Или только живыми?
 – Желательно, конечно, украшать живыми, но не всегда и не везде есть такая возможность. Поэтому иногда люди из желания сделать что-то доброе и хорошее украшают искусственными.
 – «В нашем городе стало популярным сообщество «Радастея», возглавляемое Евдокией Дмитриевной Марченко. Многие прихожане, став членами этого кружка, отошли от церкви. Расскажите, кто они такие? И как к ним относиться?» – спрашивает Валентина изВерхней Салды.
 – Это одна из сект, распространенная, к сожалению, в некоторых городах нашей области. Печально, что даже православные люди, которые ходили в церковь, решили уйти почему-то в эту секту. Видно, слабая вера была у них, неправильное понимание смысла христианской Православной Церкви, раз предпочли поменять истину о Христе, о спасении, о церковной жизни на заблуждения, которые проповедует секта. Об этом я знаю, и уже говорил настоятелю отцу Александру и отцу Михаилу, чтобы они вели более активную работу среди жителей города – чтобы больше жителей города могли знать истины Православной веры и не впадать в искушение и соблазн, который бывает по незнанию, по неведению о высоких истинах и идеалах христианской веры.
 – Владыка, вопрос из Курской области от Елены: «В Никольском мужском монастыре города Рыльска находится могила архимандрита Ипполита, который прожил 8 лет на Афоне. Около его могилы происходят исцеления, поток людей к его захоронению не иссякает. А у нас в доме замироточила его фотография, приобретенная в монастыре. Он не канонизирован, но для нас он уже святой. Могу ли я поставить его фотографию на киот вместе с иконами?»
 – Пока он не причислен к лику святых, этого не стоит делать. Я думаю, придет время (я не знаю, как решается вопрос о канонизации этого священноархимандрита), когда наша Церковь примет решение о канонизации, о причислении к лику святых; тогда икону или фотографию можно будет поставить. А сейчас нужно жить в рамках веры, которые нам определила Церковь. Если человек умерший проявляет какие-то чудодействия, то мы можем поминать его на панихидах, на службах, просить у него помощи, если он приобрел дерзновение перед Богом. А когда придет время и будет видно, что действительно совершается множество чудес – а это одно из свидетельств святости, – я думаю, чиноначалие нашей Церкви примет решение по этому вопросу.
 – «Моего умершего отца звали Радий. Он был крещен. После смерти его отпевали. Сейчас я его поминаю, заказываю требы, но мне часто отказывают в поминовении, потому что такого имени нет у православных. Подскажите, как мне быть?» – спрашивает Ольга из Новочебоксарска.
 – Если он был крещен этим именем, так и нужно поминать. Что делать, раз так произошло?
 – «После Литургии мы целуем крест в руках батюшки, а иногда ему руку или манжет. Нужно ли это делать? Разве не достаточно одного креста Господня?» – интересуется Галина из Екатеринбурга.
 – Крест – это великая святыня, мы прикладываемся к нему, чтобы получить благословение на дальнейшую нашу христианскую жизнь. А руку священника мы целуем из благодарности: через эту руку подается благодать, которая сообщается через крест Господень. Это и благоговение, и почитание священнослужителя, через которого подается благодать Божия – он благословляет Святые Дары, и они освящаются. Вот такой смысл. Может, и достаточно, но у нас есть еще чувство благодарности, признательности к священнослужителю, который совершает это великое таинство.
 – Вопрос от Татьяны из города Улан-Удэ: «Я 23 года прожила с мужчиной без оформления брака, он не хочет расписываться, так как я старше его на 2 года. Я верующая, а он нет. Сейчас мне отказывают в Причастии, потому что я живу в блуде. Как мне быть? Разрушить наш длительный союз? Или оставаться без Причастия?»
 – Надо пойти хотя бы на один шаг – зарегистрировать брак, чтобы он был узаконен хотя бы гражданским законом. А потом, даст Бог, с помощью Божией муж примет Крещение и повенчаетесь. Но надо обязательно узаконить брак. Сегодняшнее общество, к сожалению, очень безответственно относится к таинству Брака – живут как попало, «гражданским браком». Это неправильно и с точки зрения светского законодательства, и с точки зрения церковного. Нужно жить по закону и по Закону Божиему.
 – Владыка, где можно отреставрировать икону Пресвятой Богородицы, которой более трех столетий?
 – У нас есть возможность это сделать; надо подойти в Храм-на-Крови, там сейчас расписывается нижний храм. И на Патриаршем подворье в храме Николая Чудотворца роспись идет. Там наши иконописцы скажут, к кому обратиться, чтобы отреставрировать икону.
 – Можно ли в старую заброшенную могилку на кладбище произвести новое захоронение?
 – Как понять – заброшенную? Если в этом месте нет никакого следа захоронения, то, конечно, там хоронят усопшего, но если там есть обозначения, даже намек на могилку, то нежелательно над этой могилкой делать новое захоронение.
 – Владыка, спасибо Вам за Ваши ответы. Время нашей передачи подходит к концу. Благословите наших телезрителей и радиослушателей.
 – Спаси Господи, дорогие наши телезрители, радиослушатели за ваше участие в нашей программе. Спасибо за ваши вопросы, ваш интерес к духовной жизни. Помоги вам Господь! Дай Бог, чтобы наши собеседования, наши ответы были на пользу душе, для укрепления нас в вере, чтобы наша жизнь была светом для окружающего нас мира, чтобы мы были примером христианской жизни. И чтобы свет Христов распространялся по всей нашей святой Русской земле. Спаси Господи! Бог благословит все наши добрые начинания.
 – Спаси Господи, Владыка. До свидания.

Беседовал Илья ЮКОВ
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

«Ад и рай — это не категории наказания и поощрения, рай и ад — это категории нашей жизни»

Слово Предстоятеля Русской Церкви на встрече с молодежью в Концертном зале «Витебск»  Я очень рад встретиться сегодня с молодежью Витебска, и не только с молодежью, но и с теми, кто пожелал прийти на эту встречу. Я придаю очень большое значение таким разговорам – от сердца к сердцу, глядя в глаза друг другу, потому что для того, чтобы понимать пастырские задачи Церкви, необходимо ясно понимать, что сегодня происходит с человеческим обликом, что происходит с каждым из нас, что происходит в наших сердцах.

 
Духовное чтение

Он – твердыня моя

«И понудил Иисус учеников Своих войти в лодкуи отправиться прежде Него на другую сторону»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс