Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
За последние годы в Церкви обретен большой опыт преподавания Закона Божия, организации всего учебного процесса. Но скорбит душа, когда воспитанники церковной школы, взрослея, часто почему-то не становятся деятельными членами церковной общины, вырастают не в делателей, которых ждет Господь для жатвы, а в пользователей, готовых быть в храме и общине лишь по необходимости, привычке или интересу.
Задумаемся: может быть, в нашем нынешнем преподавании в церковно-приходских и воскресных школах упускается какое-то существенное, главное содержание, совершаются какие-то ошибки в целеполагании, не совсем правильно расставлены акценты, может, что-то в самих педагогах и других членах церковных общин препятствует детям вырастать в живых, любящих, ревностных членов Церкви?
В качестве своеобразного эпиграфа к нашей беседе вспомним один принцип педагогического служения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Когда святой пастырь, приходя на урок, замечал у кого-то из учеников грустное лицо, он не начинал преподавать. Подсев к ребенку, он что-то тихонько говорил ему. Только после того как ребенок был утешен, умиротворен, начинался урок Закона Божия.
Тема нашей сегодняшней беседы – «Служение сестер и братьев милосердия как форма служения законоучителей в Церкви». А нашей собеседницей стала матушка Юлия. Юлия Товьевна Антипенко занимает немало должностей, она – председатель научно-методического совета ЕОРО Санкт-Петербургской епархии, старшая сестра отделения «Синий Крест» сестричества милосердия Святой Мученицы Татианы, директор церковно-приходской школы им. Святителя Иннокентия, Митрополита Московского. Опыт работы матушки Юлии в этом направлении, несомненно, представляет интерес для всех православных законоучителей, в том числе и педагогов церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии.
– Когда в свое время мы познакомились с содержанием доклада отца Григория Антипенко, клирика храма в честь Державной иконы Божией Матери города Санкт-Петербурга «Педагогическое служение в Церкви», у нас появилось горячее желание осуществить изложенное им на практике. Размышляя, мы пришли к некоторым выводам, которые, на наш взгляд, было бы важно учесть тем, кто возгорится подобным желанием.
В исполнении правил служения на определенном этапе человек, борясь со страстями, учится облекаться в добродетель любви, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 14). Как можно говорить о Боге, Который есть Любовь, и учить исполнению заповедей, если сам не учишься любить и не являешь любовь? Именно облечение в любовь и является одной из самых главных целей обучения педагогическому служению, а само педагогическое служение является одной из форм деятельной любви христианина в мире. «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7–8).
«Любовь не ищет своего», – говорит апостол. Служащий педагог всей душою желает, чтобы исполнился замысел Божий о ребенке, его ревность – это ревность о славе Божией, о том, чтобы Божие в ребенке крепло и возрастало, а греховное, злое теряло силу и не мешало «горе иметь сердце». Зная, что вне Церкви нет спасения, служащий педагог старается найти единодушие со всеми, кому желанно построение всей жизни в христианских тонах. «Это не означает, – пишет протоиерей Василий Зеньковский, – что нужно добиться, чтобы жизнь стала вполне христианской – важно устремление честное и настойчивое к тому, чтобы строить жизнь в духе христианства. Надо признать, – продолжает он, – что сначала надо создать в нашей культуре островки христиански устрояемой жизни, и только тогда возможно плодотворное христианское воспитание. Нельзя воспитать дитя, держа его вне жизни, изолируя. Воспитывают ребенка не только мать и отец – но вся полнота жизни играет свою роль, и проблема христианского воспитания разрешится легко, если будут существовать островки христианской культуры». Не желая смутить ребенка своими страстными желаниями и движениями души, служащий педагог в Покаянии испрашивает у Христа одежд добродетелей, он готов отлагаться себя, чтобы детям и взрослым людям сиял сквозь его немощи свет надежды, свет истинной радости, свет Христов. Он готов употребить все свои силы, «чтобы явить на деле, – говоря словами преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), – силу религии Христовой»; показать «что еще жива вера Христова, что еще действенна любовь Христова, что Учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина, семьи и общества»; показать на себе, «что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни сама смерть. Она, эта сила, велика и вечна, как велик и вечен Сам Христос».
Служению надо учиться; процесс обучения служению, как и любой педагогический процесс, должен осуществляться очень постепенно, переход со ступени на ступень производиться только после должного усвоения определенного на каждой ступени содержания не столько теоретического, сколько практического внутреннего труда человека над собой во исполнение правил служения.
Одной из форм такой структуры может быть сестричество, братство милосердия. Устроить такую структуру церковно можно, если придерживаться в рассмотрении вопроса относительно служения сестер милосердия в Православной Церкви точки зрения, которую имела прмц. Елисавета и достаточно подробно изложил в своих трудах духовник Марфо-Мариинской обители преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). Вслушаемся в его слова. Они звучат как особые благословения тем, кого Бог избирает на служение ближним.
«Сестра! Помни всегда ту цель, ради которой ты пошла на труд. Цель эта – показать настоящему обществу Христа так, как древнему языческому обществу показали Его первые христиане…
Деятельность всех людей должна быть единая деятельность любви; все люди, уподобляясь Творцу своему, должны составлять одно гармоничное целое, духовный организм, где все части – люди – действовали бы на пользу друг другу без противоречий…
Счастливы люди, если они помнят о вечном своем назначении – Богоуподоблении, выражающемся главным образом в деятельности любви, – это основа Царствия Божия, которое, начинаясь на земле, в полной мере расцветает после общего воскресения. Вдвойне же счастливы те люди, которые не только сами стремятся к этой цели, но и самоотверженно трудятся для ближних, чтобы и в них пробудить сознание необходимости жить только Богоподобно…
Постарайся помочь самому последнему бедняку и развратнику сбросить с себя скорлупу разврата и засиять своим Богоподобием, как и нужно истинному сыну Божию…
Не забывай богатых и здоровых, но немощных духом; они часто гибнут от маловерия, греха, незнания истинной духовной жизни…
Люди часто не умеют ни молиться, ни читать Священного Чтения… Они или забыли это после учения своего, или вовсе не знали – ведь общеизвестно, что религиозно-нравственное воспитание и духовная жизнь по заветам Евангелия и Уставу святой Церкви в большинстве нынешних семейств ужасно пали… Напомни им, помоги им, научи их» (см.: преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). «По стопам Христа»).
Выбирая форму сестры милосердия для педагогического служения возможно изменить цвет креста на сестрической косынке, так как красный цвет может сузить попечение о детях до медицинского и социального служения.
Название «Синий Крест» может быть отнесено к педагогическому служению, так как в XIX – начале XX веков в Санкт-Петербурге под августейшим покровительством Великой княгини Елизаветы Маврикеевны Романовой существовало общество попечения о детях под названием «Синий Крест». Общество осуществляло различные виды попечения о больных и здоровых детях, устраивая для одних больницы и приюты, а для других школы, училища и мастерские. И хотя в свое время эта организация была общественная, сейчас деятельность ее членов может стать для Церкви некоторым примером заботы о ее малых и немощных членах, нуждающихся в современной ситуации прежде всего в свете Божественной Истины и живительной влаге церковных таинств.
Возможно, если мы, возлюбив Христа и Его Церковь, будем желать учиться Ему Одному служить, учиться всем своим существом церковно грамотно открываться Ему навстречу, чтобы Он действовал в нас и через нас так, как Ему угодно, то дети, увидев в нас веру, любовь, Учение и благодать Христовы, загорятся желанием учиться любить Бога и людей, Богу одному служить, отлагаться себя, ревновать о славе Церкви Христовой, и так вместе мы исполним Закон, которому учим.
Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Духовное воспитание краеугольным камнем положено в основу устроения церковной школы. Именно в ней создаются условия подлинного духовного развития и возникают предпосылки для совершенствования духовной жизни человека.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.