Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (546) → Церковная школа – основа духовного воспитания

Церковная школа – основа духовного воспитания

№33 (546) / 1 сентября ‘09

Духовное чтение

 Духовное воспитание краеугольным камнем положено в основу устроения церковной школы. Именно в ней создаются условия подлинного духовного развития и возникают предпосылки для совершенствования духовной жизни человека.

Подлинное духовное воспитание происходит через приобщение к таинствам Церкви, в соединении человека с Богом. Оно подкрепляется и учебной деятельностью школы, приобретением сведений о мире Божием, взаимными воспитательными усилиями священников и педагогов, при сохранении единодушия учащих и учащихся. Этот тезис красной нитью прошел в докладе руководителя Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии Галины Семеновны Ващенко «Церковная жизнь – основа духовного воспитания», с которым она выступила на V епархиальном Съезде православных законоучителей.

  Деятельность 183 церковно-приходских (воскресных) школ Екатеринбургской епархии подробно и тщательно анализируется дважды в году. Но, по мнению сотрудников отдела, даже при детальном рассмотрении сложно описать результат воспитательной деятельности церковно-приходских школ.
  Какие критерии применить для оценки нравственной жизни выпускников церковно-приходских школ? Несомненно, учащиеся находились в поле духовного воспитания, осуществляемого Церковью по отношению к своим чадам. Но насколько продуктивно влияние факторов духовного воспитания? Можно ли с уверенностью сказать, что воцерковление учащихся и выпускников церковно-приходских школ – надежная предпосылка того, что выпускник останется верен Христу, что он в большом и малом будет сверять свою жизнь с духовными и нравственными законами Церкви, что в будущем приведет в Церковь свою семью, приучит и детей своих почитать Бога и ближних, не проявит неверия и слабости, не возропщет на Бога за некоторые лишения или притеснения, которые есть в жизни каждого человека?
  На эти и многие другие вопросы Галина Семеновна и попыталась дать ответ в своем выступлении.
  – Добродетель, привитая в церковной школе, не кричит о себе. Итогом духовного воспитания и роста каждого воспитанника должны стать положительные изменения в нашем современном обществе. К этому призывает нас Правящий Архиерей. Вот и настанет время, когда нам самим понравится жить в нашей стране, в преображенном обществе. Значит, личное движение по пути нравственного совершенства помогает возрождению семьи, своей деревни, своего города.
  Мир уже спасен страданиями Христовыми. Церковь же говорит о вероятности спасения каждого конкретного человека, о возможности, которая может быть реализована в жизни земной. А ведь может и не случиться этого! Так вот в чем ключ: православный педагог должен посеять в душе воспитанника трепетную надежду на личное спасение, а не дерзкую мысль: «Я верю, значит – я спасен», подготовить к ответственности за свою семью, чтобы близкие люди вместе шли по пути спасения, поддерживая друг друга; поделиться любовью к своей малой родине, чтобы односельчане не унижали, а одобряли (как поступают в любви). А какой глагол применить для описания надлежащей, истинной любви к родному городу? Призывать любить его так, как обязан любить хозяин города? Жертвовать для него, но чем? Единичная жертва не будет продуктивна.
  Вероятно ли, чтобы город, епархия, страна стали единодушны? У Бога все возможно. Но ведь страна еще разнородна, и город не единодушен, а деревня либо спит, либо пьет. Семья разрушается, да и каждый ли член Церкви спасен? Так где же результаты духовного воспитания? Может быть, уже опустить руки и ничего не делать? Конечно же, делать! Ибо мир спасен возможностью спасения, страна не разрушена, хоть и больна, город не мешает заниматься подлинным воспитанием. В нем есть островки духовности – храмы; наша епархия укрепляется.
  Церковная школа, даже если ей иногда отведено место за шкафом в затертой трапезной или ризничной, оказывается уголком мира, где все свои (чужие или становятся своими, или уходят) и куда дети идут по зову души. Они стремятся сюда вопреки тому, что в воскресенье могли бы отоспаться, отдохнуть от занятий в обычной школе. В церковно-приходских школах Екатеринбургской епархии, по данным рапортов, в 2008–2009 учебном году обучалось 4149 детей, но в реальности количество учащихся немного выше. Но все ли учащиеся посещают Литургию: встают еще раньше и уходят из теплого дома в темноту зимнего утра и частый холод, который бывает на Урале? К сожалению, не все. Так что, не отвоевывать кусок трапезной у бодрых поварих? Не выпрашивать у отца-настоятеля автобус, чтобы поехать на не всем понятную Архиерейскую литургию в Екатеринбург? Но мы выпросим, и Бог подаст: будет и урок, и поездка.
  А как решать постоянно возникающие педагогические проблемы? Иногда просто руки опускаются! Христос также молил: «Да минует…», а ведь известен и конец моления: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Дети, ради которых преодолеваем столько хлопот, проблем, скорбей, вдруг утешат. Неожиданно водитель автобуса, видевший всякое, с удивлением скажет: «Ваши дети ведут себя лучше других». А то вдруг не самый прилежный ученик испросит у настоятеля благословение на послушание в алтаре. Потом, вопреки обстоятельствам, пойдет учиться в семинарию.
  Так как же оценить результат духовного воспитания, осуществляемого в церковно-приходских школах? Попробуем сделать это путем анализа послушания выпускников церковно-приходских школ. Многие продолжают учебу в Духовном училище, в Духовной семинарии, на кафедре теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, очень многие пономарят и несут алтарное и клиросное послушания как в качестве чтецов, так и в качестве певцов. Распространена также помощь в качестве библиотекарей в приходской библиотеке, дежурных по храму, около подсвечников, в трапезной, в уборке прихрамовой территории. Особо радуют примеры, когда выпускники после окончания школы становятся помощниками преподавателей, педагогами в своей школе, воспитателями в летнем лагере, помогают в постановке праздничных утренников, работают в качестве концертмейстера на выступлениях, участвуют в организации летнего лагеря. Кроме того, нередко ребята помогают в ремонте школы, храмов, принимают участие в миссионерской и социальной деятельности приходов, распространяют листовки и газеты православного содержания.
  Кто скажет, что выпускники общеобразовательной школы не занимаются в своей школе чем-то подобным? Занимаются. Так в чем разница? Отличительная черта каждой церковно-приходской школы в том, что дети идут в нее с радостью. Подобное отношение встречается и к общеобразовательной школе, но ведь церковная школа – это притвор храма, через который проходит путь ко спасению, чего об обычной школе не скажешь. В этом и состоит разница!
  Но церковное образование – образование основное, путеводное, а общее образование дополнительно, необходимо для социализации человека. Попытки сделать из него указатель пути вряд ли осуществимы. А церковная школа многим людям дала направление жизни, хотя и не всем, кто приходит. «Они не ходят в храм, но знают, где Истина», – утешают меня опекуны моих двух бывших учащихся. Всех не спасешь, но помочь можно каждому. Зная, через что прошли эти дети, тешишься этими словами, а не огорчишься. Есть, конечно, и иные примеры. Вот отзывы из семинарии: выпускники церковных школ подготовлены лучше других учеников. Это дает надежду: трудились не зря, возможно, не зря.
  Так что такое духовное воспитание? Думаю, что сколько им будешь заниматься, столько и будешь искать точный ответ на этот вопрос. Сам ковыляешь в храм, как в лечебницу, жаждешь. Попробуй поделиться жаждой. А это как? Поделиться можно живой водой: «Здравствуйте, ребята! Закон Божий – это закон, по которому устроена жизнь…». А как поделиться жаждой его изучать? Неужели дождаться, когда нагрешит ребенок, чтобы затем возжаждал?
  У православного педагога другой путь: сохранить чистоту и знание Бога «от юности моея…». Охранить целомудрие, то есть знание цельности мира, а не разобщенности жизни. Путь труден. Господи, помоги! Или я Тебе должен помочь? А Ты нуждаешься в моей помощи? Страх Божий. Не знаю ответа. А дети нуждаются, иначе зачем приходят? Действительно, страх Божий. И не здесь, не на епархиальном съезде православных законоучителей прозвучит ответ. Ответ будет, когда придешь исповедоваться к священнику, которого двадцать лет назад вскармливал «молочком» Закона Божия. Иначе зачем 654 педагога церковных школ каждое воскресенье проповедуют малым сим Закон жизни? И не в затертой трапезной школа должна быть расположена.
  Напомню, что если в позапрошлом веке школа существовала на министерские деньги, и долго приходилось ждать, когда они дойдут до школы, то сегодня церковно-приходские школы существуют на приходские деньги; осталось нам полюбить детей так, что не жалко их будет потратить для детей, как своих. Ведь полюбить детей – это присвоить их себе.
  Итак, как воспитывать духовно? Полюбить, создать условия для существования школы, полюбить так, чтобы поделиться не только знаниями, но, прежде всего, жаждой сохранить чистоту и целомудрие, самим не отпадать от таинств, жертвовать собой. Предназначение школы совпадает с назначением семьи. Да, собственно, школа – это и есть семья. А приход – община, то есть большая семья. С Богом в душах сотворим этот, казалось бы, непосильный труд. Так продолжим же трудиться во славу Божию!

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

«Духовно-нравственное воспитание детей – единая задача Церкви и государства»

  25–26 августа в Екатеринбурге состоялся V епархиальный Съезд православных законоучителей. Форум проводился по трем направлениям: «Духовное образование», «Православное просвещение в государственных учреждениях образования», «Церковное просвещение в различных сферах деятельности».

 
Духовное чтение

Педагогическое служение в Церкви

 За последние годы в Церкви обретен большой опыт преподавания Закона Божия, организации всего учебного процесса. Но скорбит душа, когда воспитанники церковной школы, взрослея, часто почему-то не становятся деятельными членами церковной общины, вырастают не в делателей, которых ждет Господь для жатвы, а в пользователей, готовых быть в храме и общине лишь по необходимости, привычке или интересу.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс