Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (546) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№33 (546) / 1 сентября ‘09

Архипастырь

 – Владыка, у нас звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.

 – Здравствуйте, Владыка. Здравствуйте, отец Димитрий.
 – Здравствуйте.
 – Я хотел спросить о признаках конца света. Сейчас Церкви принадлежат четыре величайших миссионера нашего времени – это протодиакон Андрей Кураев, профессор Алексей Ильич Осипов, профессор Александр Дворкин, ну и, конечно же, Патриарх. В истории Церкви такое встречается редко – рядом с нами живут люди, которые в совершенстве знают Писание. К каждому из них я могу подойти, задать высокий вопрос богословия и получить исчерпывающее свидетельство истины. Этот факт не говорит о том, что уже скоро конец света? Что этих людей Господь послал, чтобы, в конце концов, как можно больше людей получило возможность услышать слово Господа? Все они достойны, не увидев смерти, быть взятыми с телом на небо. Вот я об этом хотел спросить, об этих людях.
 И еще, Владыка, попросите отца Димитрия, пожалуйста, чтобы больше было лекций отца Андрея Кураева по телеканалу «Союз». К сожалению, сейчас мало лекций и у профессора А.И. Осипова. Спасибо большое.

 – То, что у нас есть такие миссионеры, проповедники – это действительно милость Божия, но это не признак конца мира. Я думаю, что к голосу этих проповедников, миссионеров прислушивается все наше общество. И доходят до сердец слова, которые, я думаю, многих отвращают от ложного, греховного пути. Они приближают людей к Богу, к церковной жизни, к жизни по заповедям Божиим. Чем больше людей будет приходить в Церковь, молиться, жить по воле Божией, тем лучше будет становиться жизнь на земле, тем больше будет благословений Божиих, меньше катастроф и неприятностей, скорбей, болезней и трудностей, которые испытывает человек из-за грехов. Грехи являются причиной всех катастроф и неприятностей. И если люди будут прислушиваться к голосу нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который из глубины своего страдающего сердца желает помочь всем людям обрести истину, Царство Божие – он говорит так убедительно, с таким желанием донести до сердца каждого человека заповеди Божии, – если люди оставят свое неверие, беззаконие, станут жить по заповедям Христовым, Господь благословит народ Божий, наше Отечество Российское, и оно будет в славе, чести и в великом достоинстве.
 – Валентина из Новокузнецка спрашивает: «Во время поста нужно воздерживаться от супружеской жизни. Я готова следовать этому правилу, но муж, с которым мы в браке более 20 лет, невоцерковленный человек, протестует, и у нас на этой почве ссоры. Я устала на Исповеди просить прощения. Что мне делать в этой ситуации?»
 – Да, действительно, в дни постов и накануне среды и пятницы по канонам Церкви не благословляется совместное жительство в законном браке. Этому мы должны следовать, потому что это одна из важных заповедей, данных нам от Бога через святых отцов нашей Церкви. Но есть какие-то ситуации сложные, трудные, как приведенный пример. Нужно было раньше подумать об этом, чтобы не случилась беда – может, еще до вступления в брак решить эту проблему и поставить все на свои места, чтобы еще до брака разъяснить: «Я – христианка, у меня такие правила жизни, и если ты хочешь быть вместе, то должен тоже принять Крещение и жить так. А по-другому нам будет сложно, тяжело. Может быть, тебе будет нормально, а мне будет трудно».
 Не очень хорошо сейчас чувствует себя женщина. Ему все равно, а жена, которая имеет страх Божий, понятие о Боге, о заповедях Божиих, страдает, и ей это неприятно. Она ничего не может сделать, потому что у супруга черствое сердце, которое не понимает, что нужно идти навстречу, помочь жене выйти из неприятной ситуации. Ничего страшного не было бы, если бы муж исполнил волю своей жены, потому что эта воля дана нам от Бога, стал жить в чистоте, принял Крещение и жил по заповедям Божиим. Но поскольку это не получается, нужно молиться – может, Господь услышит, умягчит его сердце, и он постарается принять веру, принять Крещение и жить по правилам христианской жизни, которые дают нам и радость, и утешение. Тогда восстановится единство супружеской жизни и не будет разделения. Единственный выход из положения – терпеть, молиться. И Господь, видя терпение и смирение, постоянную молитву, рано или поздно этот вопрос решит. Муж станет христианином, обвенчаются и вместе будут жить как положено.
 – Галина из Магнитогорска интересуется по поводу соевых продуктов. Сейчас много производится заменителей мясных продуктов из сои – можно ли их употреблять в постные дни?
 – Я думаю, что немощным, которые только начинают поститься, чтобы не тяжело было расставаться с мясными и молочными продуктами, можно хоть какую-то замену иметь. Но если человек вкушает то, что требуется постом – ничего тяжелого нет. Это какой-то ложный страх.
 – Что без мяса не проживет…
 – Да, что с голоду умрет. На самом деле это неправда. Я думаю, начинающим путь христианской, постной жизни для подкрепления сил можно вкушать сою, хотя силы сейчас можно подкрепить и постной пищей. Но если человек воображает, что вкушает мясо…
 – Тогда смысл поста вообще теряется…
 – Да.
 – Из риса можно приготовить массу блюд, из картошки, не говоря о том, что специи растительные существуют, которые придают любой вкус и картофелю, и рису. И не надо никаких соевых котлеток совершенно.
 Владыка, Светлана из Березовского спрашивает: «Имеется ли доказательство существования бесов и сатаны? Может быть, зло исходит от человека, а они – лишь выдумка?»

 – В Священном Писании есть указания о существовании бесов. Сам Христос Спаситель был искушаем диаволом после сорока дней Своего поста. Господь Иисус Христос несколько раз исцелял бесноватых. И сейчас полно таких ситуаций, когда бесовская сила проявляет себя, и у нас бесноватых, которые кричат нечеловеческим языком и ведут себя не совсем по-человечески – огромное количество.
 – Еще больше тех, которые просто в храм не могут зайти, им плохо от храма становится…
 – Да, есть ситуации, когда в доме все движется и не знают, что делать. Слышат ночью какие-то голоса устрашающие и так далее. Так что много примеров, показывающих, что есть сила бесовская и это злая сила. Конечно, она действует через нашу испорченную природу, которая удобопреклонна ко греху; наша испорченность, наше зло соединяются со злом бесовским и получается страшное действие.
 – Кошмар получается…
 – Да, очень неприятно бывает и самому человеку, который это делает, и тому, кто от него получает зло. Опять мы возвращаемся к житиям священномученика Киприана и мученицы Иустинии. В их времена тоже было действие бесовской силы, и молитва святой мученицы Иустинии отогнала бесов, Божия благодать защитила ее через молитву, и она победила силу бесовскую. Победила не только свои страсти – своей борьбой она победила и страсти того, от кого исходило искушение. И этот человек стал вместе с ней проповедовать слово Божие.
 – Нина из Самарской области спрашивает: «В нашем селе живет женщина, которую сельчане между собой называют колдуньей, имея на то основания. Но она вместе со всеми ходит в храм, причащается, соборуется. Может ли батюшка отлучить ее от Церкви, и какие доводы для этого нужны? И вообще, может ли заниматься колдовством человек, который исповедуется, причащается, соборуется?»
 – Сложно об этом говорить; нередко по каким-то наваждениям бесовским люди подозревают того или иного человека в колдовстве, а на самом деле это может быть просто обман бесовский. Взять, например, житие святителя Василия Рязанского. Он вел благочестивую жизнь, был большим молитвенником, жил в чистоте. Но враг диавол сделал так, что люди замечали, будто около келии святого находятся какие-то женские вещи. Люди начали подозревать, что он блудник и развратник, и весь город восстал против него. Когда его выгнали из города, он сел на свою мантию и поплыл против течения реки. Увидев такое чудо, люди испугались и поняли, что они ошиблись по наваждению диавола. Вот такие бывают ситуации. Поэтому надо быть осторожным в оценках людей – не так все просто бывает. Но если действительно что-то есть, то на местном уровне батюшка и Правящий Архиерей должны этот вопрос решить и принять меры.
 – «Если мужчина уходит из семьи, находясь под магическим воздействием, будет ли он за это отвечать перед Богом?» – спрашивает Светлана из Краснодарского края.
 – Конечно, будет, потому что он допустил своими грехами, чтобы магическая сила действовала и он уже как подневольный исполнял волю диавола. Нам всем нужно быть очень внимательными к себе, чтобы не допустить какие-то ошибки в своей жизни, через которые враг нас может уловить, и мы будем под наваждением бесовской силы совершать поступки, которые не совсем приличны человеку. Мы понимаем, что человек не по своей воле это делает, но первоначально именно он допустил такое состояние своей души, что враг взял верх над ним. И он уже под контролем не своего сознания, а бесовской силы, которая водит его.
 – «Владыка, расскажите, какой статус у домашней, домовой церкви? Может ли она быть в частной собственности? Допускается ли это, если престол освящен? Может ли быть такая церковь на коммерческом предприятии?» – спрашивает Надежда из Московской области.
 – Такие церкви могут быть и на участке земли, который является частной собственностью, и на предприятии; единственное «но» – эта церковь должна быть епархиальной, то есть она должна принадлежать той или иной епархии, чтобы не получилось, что архиерей не имеет власти над этой церковью. Любой храм принадлежит Церкви, управление которой осуществляется Священноначалием. Если кто-то хочет иметь на своем участке церковь, никто ему не возбраняет ее построить, но только с благословения Правящего Архиерея. Потом надо оформить ее принадлежность епархии или местному приходу. Это все делается по благословению Правящего Архиерея. Это будет правильно.
 – Владыка, у нас звонок из Молдавии. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Владыка Викентий, благословите!

 – Бог благословит вас.
 – Мы очень Вас любим, Владыка, уважаем. Спасибо, что есть такая программа, где мы можем смотреть и поддерживать Вас духовно и молитвенно. Спаси Господи Вас, Владыка.
 – Спаси Господи!
 – Владыка, в субботу-воскресенье Вы будете в кафедральном соборе Екатеринбурга?
 – Да, буду.
 – Спасибо, Владыка, постараемся приехать туда.
 – Это был звонок от наших молдавских зрителей. И новый вопрос – теперь от Нины из Екатеринбурга: «В нашем храме один священник заканчивает службу, а другой в это время уже начинает Исповедь прихожан. Очередь на Исповедь дышит в спину, я всегда стесняюсь, поэтому разговора с батюшкой не получается. Нельзя ли в храмах для этих целей иметь отдельную комнатку?». Раньше, Владыка, был подобный вопрос – приводили в пример католические исповедальни, где священник и исповедующийся отделены друг от друга. И почему этого нет в Православии?
 – У нас нет такой традиции. Просто священнику, который принимает Исповедь, не следует приближать народ к аналою, где совершается Исповедь, чтобы человек действительно мог спокойно, не стесняясь, раскрыть свою душу. И чтобы люди, которые стоят в очереди, не слышали разговор, который ведется на Исповеди. Просто чаще надо напоминать священнику, чтобы он не забывал эту очень существенную деталь. Действительно, многие люди не желают, чтобы их слышали другие, стесняются. Но с другой стороны, если человек искренне и глубоко кается, он не видит вокруг себя никого.
 – Ничего и никого…
 – Даже бывает, что желая очистить свою душу, получить избавление от тягости греха, от укорений своей совести, он готов кричать на весь храм, сколько он нагрешил, лишь бы эта болезнь его оставила.
 – Чтобы освободиться…
 – Конечно, до такого состояния нужно дойти, чтоб не стесняясь говорить о своих грехах, желая, чтоб Господь простил, помиловал, очистил душу, видя, что он победил ложный страх, победил в себе стеснение. Стесняться надо, когда грешишь – очень сильно стесняться, прямо всему в краске быть от того, что приближается грех; нужно его отдалять и не исполнять. Но, к сожалению, мы стыда не имеем, когда совершается грех, а когда видим следствие греха, какие трудности, терзания и боли мы испытываем! Тогда готовы идти на Исповедь, но, к сожалению, там начинаем стесняться, бояться, что кто-то услышит. Это, конечно, проходит в процессе духовного возрастания человека, и не значит, что мы не должны начинающих уважать. Надо постараться создать такие условия, чтобы они могли не стесняться, а спокойно приступить к таинству Исповеди и чистосердечно покаяться.
 – Поэтому батюшкам просто надо обратить внимание на эту проблему, чтобы дистанция между теми, кто ожидает Исповедь, и исповедующимся была достаточной.
 «Мне 94 года, – пишет Антонина из Электростали, – я давно не хожу в церковь, но Литургию и Всенощное бдение смотрю по Вашему каналу. Могу ли я это делать сидя или нужно обязательно стоять?»

 – Это хорошо, что человек находит возможность посмотреть наш телеканал и молиться, когда совершаются Всенощное бдение и Литургия. В определенное время Литургии, например, когда совершается Евхаристический канон, читается Евангелие, Херувимская песнь, если есть силы, лучше стоя молиться. Если немощь сильно одолевает, конечно, можно и сидя, и лежа. Главное, чтобы шла молитва, чтобы ум и сердце были к Богу направлены и такое единство сохранилось. Важно в таком возрасте не лишиться святого Причастия. Если нет силы, нет возможности пойти в церковь исповедаться и причаститься, нужно обязательно пригласить священника домой, чтобы он совершил таинства Покаяния и Причащения, приобщитья к благодати Божией.
 – Владыка, у нас следующий звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Владыка, это раба Божия Анна из деревни Якшино Ирбитского района. Владыка, сейчас очень много сектантов всяких ходит по домам. Иеговисты сегодня ходили, они пришли ко мне. И я могу ответить им, потому что читаю Евангелие, но ведь не все читают Евангелие. Можно, чтобы больше о всяких сектах передавали по православному телевидению? Потому что очень тяжело – после этого люди прибегают ко мне и спрашивают (потому что я староста), почему они ходят, как это допускается?
 – По нашему телеканалу, конечно, мы очень много говорим из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. У нас даже есть такая программа, где мы читаем Евангелие и объясняем его, чтобы зрители вместе изучали Священное Писание – когда человек будет знать с точки зрения Православия Священное Писание Нового и Ветхого Завета, он будет более компетентным, грамотным, сможет говорить с людьми, которые увлекают в другую веру, дать отпор сектантам. Просвещенный светом Евангельского учения человек может устоять пред всеми соблазнами. Необходимо также приходить в церковь, чтобы участвовать в уроках, которые даются в воскресной школе для взрослых. Там люди узнают, какое различие между православными и иеговистами, другими конфессиями. Задача каждого христианина православного – знать свою веру, изучать ее, уметь применить в своей жизни это учение и другим дать. Это наша с вами прямая обязанность, потому что Христос сказал: «Кто не будет свидетельствовать пред людьми в этом мире, в этом роде грешном и прелюбодейном, то и Я не буду свидетельствовать пред Отцом Моим Небесным. И кто отречется от Меня в этом мире пред людьми, от того и Я отрекусь пред Отцом Моим Небесным». Господь нас призывает свидетельствовать о Христе, о Его Учении. А чтобы свидетельствовать о Христе, нужно изучать, знать, читать, спрашивать, интересоваться. Есть уроки по нашему каналу – можно приобретать знания, навыки духовной жизни. И обязательно надо кому-то другому дать. Почему сектанты ходят из дома в дом? Чтобы уловить в свою веру людей. А мы, православные, почему-то такое миссионерское служение не несем. Конечно, у нас не было такой практики – ходить из дома в дом, но на работе, дома, где бы мы ни были, мы должны быть свидетелями о Христе, свидетельствовать о Христе не только словами, но и своей жизнью. И чем больше мы будем распространять нашу веру среди окружающих, тем меньше могут повлиять на наших людей сектанты. То, что они ходят и улавливают – наша вина, православных христиан, потому что мы не проявляем любви к своим ближним, не даем знания о Боге, знания о христианской жизни, о Православной вере. Это наша с вами беда. То, что должны мы делать, делают другие. А потом нам неприятно видеть, что человек, может, когда-то ходил в церковь, молился, был православным, а сейчас…
 – Пошел не туда…
 – Да. Это нас должно заставить быть более активными среди окружающих нас людей, создавать такую православную атмосферу вокруг себя, которая могла бы привлекать к христианской жизни всех, кто еще сомневается, кто еще не укрепился, кто еще только хочет и думает. Если они увидят ваш пример христианской жизни, услышат хорошие и красивые, добрые слова из нашего учения православного – они получат то, что необходимо для человека. А для этого нам самим нужно учиться, идти в церковь, в православные школы, воскресные школы для взрослых. Приходите, изучайте, читайте, чтобы сами назидались и других назидали.
 – Спаси Господи, Владыка! Всего доброго!

Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл: «Человек может развиваться как личность и совершенствоваться, и общество может развиваться и совершенствоваться только в том случае, если законы общества и законы личной жизни человека соответствуют Божиему нравственному за

Выступление Предстоятеля Русской Церкви на встрече с общественностью Архангельска  Ваше Высокопреосвященство, Владыка Тихон, уважаемый Илья Филиппович, дорогие архангелогородцы!  Для меня большая радость встретиться сегодня с вами уже не в богослужебной, а в светской обстановке, которая предоставляет мне возможность не только говорить, но и слышать и слушать вас. Я придаю большое значение своему общению с людьми, потому что, если возникают какие-то мысли, то они возникают чаще всего от соприкосновения с мыслями других людей, с их вопросами, пожеланиями, идеями. И, наверное, без такого живого соприкосновения с людьми Предстоятель Церкви не может достаточно эффективно осуществлять свое служение. Поэтому я говорю всегда, что, путешествуя, я в первую очередь учусь. Учусь понимать то, что происходит в стране, что происходит в сердцах человеческих. И это обучение является очень важной составной частью моего служения. И поэтому я сегодня скажу какие-то слова — то, что мне, что называется, Бог на душу положит; а потом с удовольствием вас послушаю и буду готов ответить на ваши вопросы.

 
Духовное чтение

Священник Павел Гумеров: «Таинство причащения»

Происхождение Литургии Таинство причащения с древности получило также именование «Литургия», что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс