Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (541) → Николай Оплетин: «Так что же это значит – быть русским сегодня?»

Николай Оплетин: «Так что же это значит – быть русским сегодня?»

№28 (541) / 22 июля ‘09

Духовное чтение

  «Русский народ есть особенный народ в свете, который отличается догадкою, умом, силою. Бог дал русским особые свойства…», – так когда-то сказала о русском народе императрица Екатерина II.

А что означает для нас с вами, уважаемые читатели, быть русскими сегодня?
  «Великий русский народ», – всякий раз, произнося эту фразу, я невольно вспоминаю знакомые мне со школьной скамьи слова замечательного русского писателя И.С. Тургенева, написанные им о русском языке и русском народе – помните?
  «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!… Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
  Только теперь, по прошествии многих лет после окончания школы, приобретя жизненный опыт, я, вдумываясь, начинаю понимать, насколько тонко и точно обозначил, установил, определил И.С. Тургенев эту взаимосвязь. Связь судьбы великого русского языка и будущего великого русского народа…
  В подтверждение мысли об этой взаимосвязи хотелось бы процитировать фрагмент работы доктора филологических наук профессора члена Союза писателей России Всеволода Юрьевича Троицкого.
  Вот что он пишет: «Одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых».
  Каким же образом судьба человека, судьба народа зависит от того, какие слова этот народ произносит?
  Вот что думает по этому поводу игумен Петр (Пиголь), кандидат богословия, первый проректор Российского православного института Святителя Иоанна Богослова: «Вспоминается мне один случай, – пишет он, – когда во время моего разговора о происхождении русских слов с иностранцем, православным епископом, знатоком русского языка, я услышал от Владыки восторженные слова: «Вы, русские, очень счастливые люди. Слова вашего языка творили святые. Слова эти все свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению, в Царствие Божие».
  Ф.М. Достоевский в своем «Дневнике писателя» писал, что «русский народ просветился уже давно, приняв в свою суть Христа и учение Его. Научился же в храмах, где веками слышал молитвы и гимны, которые лучше проповедей. Повторял и сам пел эти молитвы еще в лесах, спасаясь от врагов своих, в Батыево нашествие еще, может быть, пел: «Господи сил, с нами буди!» И тогда-то, может быть, и заучил этот гимн, потому что кроме Христа у него тогда ничего не оставалось, а в нем, в этом гимне, уже в одном вся правда Христова».
  Значит, Правда Христова живёт в носителях русского языка, в представителях титульной нации России, исповедующих Православную веру, то есть в нас с вами… Так как именно о нас с вами, дорогие братья и сестры, говорят: русские…
  А поэтому очень важно для тех, кто считает себя русскими, чтобы наш родной язык не утратил своего благозвучия, своей богодухновенной сути, мелодики, задушевности и не превратился бы в ту ужасно запутанную и непонятную мешанину англоязычных слов, которая лавинообразно обрушилась сейчас на Россию с телеэкранов, со страниц газет и журналов…
  Василий (Фазиль) Ирзабеков в удивительной книге, написанной им о таинственной, созидающей Божественной силе русского слова, – азербайджанец по национальности, крестившийся в Православную веру уже в зрелом возрасте – в одной из глав своей замечательной работы, называющейся «Тайна русского слова», пишет: «Чем же обогатился наш язык в последние десятилетия? И обогатился ли? Новых слов много, но какие это слова? Бабки (в значении деньги), баксы и грины, башлять, виповский, гей-клуб, имиджмейкер, лейбл, наркодоллары, ништяк, пиарить, плюрализм, пофигист, прикид, секс-шоп, секстренинг, секьюрити, татуаж, тинейджер, транссескуал, тусоваться, хавальник, шейпинг – и далее в том же духе. Нетрудно заметить, что это или иноязычные слова, отражающие не свойственные русской традиции и зачастую весьма отвратные реалии, или жаргонизмы, которыми сегодня считают приличным пользоваться и некоторые писатели, и политики, и ученые».
  Быть русским сегодня – это значит помнить, что русский человек – носитель русского языка, носитель родной речи, носитель Православной веры, православной культуры…
  Давайте же не забывать о том (как пишет В. Ирзабеков в книге «Тайна русского слова»),что, «кажется, нет ни пяди Русской земли, в которой не покоились бы люди – мученики, великомученики, страдальцы за Православную веру, за Богородицу, за Христа и святых Его угодников…
  Потому что бесконечные сонмы полчищ, во все времена идущие на Россию войной, все это «мировое окаянство» шло против Христа, образ Которого и поныне пребывает незамутненным в сердце каждого истинно русского человека. Без Бога русский человек не мыслил и не мыслит себе подлинной жизни. А они все лезут и лезут на Русь, посягая не только на ее землю и ее богатства, но и на души наши и детей наших: разномастные легионы тех, кто так и не принял Богочеловека, распял Его, готовя из века в век трон человекобогу, поливая его страшный путь кровью и устилая плотью лучших русских людей».
  А это значит, что всякий истинно русский сегодня, как и во все времена – это воин, воин Христа, представитель Православной Апостольской воинствующей Церкви Христовой, ведущий невидимую духовную брань, не прекращающуюся ни днем, ни ночью, о которой апостол Павел в своём послании к Ефесянам (6, 12) сказал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».
  Что враг стремится уничтожить, растоптать, высмеять, искоренить в первую очередь, ополчившись на Святую Русь? Православную культуру России, русский язык, вся чистая глубина, вся необъятная высь и ширь которого становятся понятными лишь в свете христианской веры. Именно через возрождающуюся православную культуру, через Православную веру в каждом русском человеке пробуждается чувство национального достоинства. Почему так настороженно относятся недруги и неприятели России к словам императора Александра III: «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ»? Стоит вслух упомянуть об этом, процитировать это высказывание российского императора, как тут же тебя заклеймят как русского националиста, вандала, варвара, которому неведомо, что такое политкорректность и толерантность (слова-то какие!)…
  В. Ирзабеков пишет: «Как ни прискорбно, но мы, нынешние, толерантные и политкорректные, боимся обидеть кого угодно: национальные и сексуальные меньшинства, правых и неправых (этих особенно), своих и чужих (этих не приведи Господь!). Не боимся обидеть только Христа. Что же касается пресловутой толерантности, то на этот счет запомнилась остроумная реплика на одном из Рождественских чтений профессора Ирины Яковлевны Медведевой, замечательного ученого-психолога и блестящего оратора. Она поведала, как на одной из конференций ее вконец одолели с этим требованием, а именно – большей толерантности, которой, как там утверждали, в России еще очень мало. Пришлось прикинуться простушкой и поинтересоваться, а что означает это слово, как это можно сказать по-русски. Ей пояснили: терпимость. На что она, не растерявшись, ответила, что-де до революции в России были так называемые дома терпимости. Выходит, их правильнее было называть домами толерантности?
Мы же, в свою очередь, задумаемся – а не желают ли наши многочисленные «радетели» и впрямь превратить святой Русский Дом в один большой «дом толерантности»?»
Иначе как объяснить то усердие, с которым они стремятся сделать из нас, русских, иванов, не помнящих родства?… Почему им так важно, чтобы мы перестали помнить, забыли великую славу великих предков? Перестали помнить победы князей Святослава и Александра Невского, генералов Паскевича и Раевского, Брусилова и Рокоссовского? Забыли, как развевались русские стяги над взятой Казанью, над покоренным Кавказом, над неприступной Шипкой?
  Быть русским сегодня – значит помнить… Помнить воинов-интернационалистов, павших смертью героев, защищая Россию в Афганистане… Помнить подвиг гвардейцев-десантников из 6-й роты 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника Марка Евтюхина, преградивших на двухсотметровом участке Аргунского ущелья путь бандитской группировке полевого командира Хаттаба, насчитывающей в своих рядах более 2000 головорезов. Бойцы вступили в неравный бой с бандитами, силы которых в 20 раз превосходили силы десантников. 84 бойца 6-й роты геройски погибли в этой схватке на высоте 776, но не отступили, не дрогнули, не пропустили неприятеля… Они, воины, шагнули в бессмертие. Так будем помнить об этом, помнить!
  А еще – любить… Любить свою армию… Да-да, именно такую, какая она сегодня: униженную материально, опозоренную прессой и алчными офицерами, позорной дедовщиной, высмеянную в анекдотах. Какая есть! Какие мы – такая и армия. Случись что, именно она, Российская армия, будет защищать нас с вами, наших матерей, жен, отцов, дедов, наших детей, нашу землю, наши храмы, наши святыни, наши дома и наши могилы… Кто же как не она – армия России, преданная некоторыми высокими армейскими чинами, нажившими себе немыслимые барыши на разбазаривании и распродаже армейского имущества с аукционов, невзирая на все тяготы, лишения и потери исполняет свой долг – заслоняет нас от оголтелой ненависти ублюдков всех мастей, оберегает от смерти и наркотиков: от далекой Пянджской заставы до предгорий Кавказа.
  Сегодня как никогда русские обязаны быть сильными, ведь если русские слабеют, другие звереют…
  Наши враги сегодня называют нас с вами, русских, нацией пессимистов и маргиналов… Пьянство, эмиграция, суицид – именно эти явления, с их точки зрения, являются показательными, характерными для жизни в современной России… Поэтому быть русским сегодня – значит бодрствовать и трезвиться, всем миром преодолевать пагубную привычку прибегать по каждому мало-мальски значительному поводу – как радостного, так и печального свойства – к спиртному, памятуя поучение Владимира Мономаха: «Лжи остерегайся и пьянства, от этого ведь душа погибает и тело»…
  Трезвение и бодрствование народа невозможно без воцерковления. Быть русским сегодня – значит верить и молиться… Очень важно каждому из нас, русских, проторить свою дорожку в православный храм… И пусть сначала церковные службы покажутся новоначальным православным христианам нудными, длинными и непонятными. Это не беда… Православный храм – это вовсе не источник некоей мистической информации для пытливого ума, это источник неизреченной благодати, постичь которую призвано наше сердце через непосредственное участие в церковных таинствах.
  Быть русским сегодня… Это, наверное, еще и поменьше жаловаться – на власти, на погоду, на ближних, да мало ли на что! В том числе и на судьбу, памятуя, что «судьба» значит – «Суд Божий», который мы сами себе по мере своей жизни готовим: словами, мыслями, поступками…
  И в заключение, подводя итог всему, скажу, что, с моей точки зрения, быть русским сегодня – это значит быть православным!
  Подтверждение своих мыслей нахожу в рассуждениях Владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Владыка Иоанн (в миру — Иван Матвеевич Снычев; 9 октября 1927 — 2 ноября 1995) явился одним из крупнейших мыслителей и величайшим религиозно-нравственным авторитетом нашего времени. Его исследования, публицистика – свидетельство нового взлета и цветения русского православного богословского и историко-философского творчества, всегда бесстрашного и исполненного благодатной глубины и правды. Митрополит стал духовным отцом и путеводителем русского народа. В своей книге «Битва за Россию» (СПб, 1993) он писал: «Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех её проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности нравственное и догматическое вероучение, принесённое на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному, неискаженному христианскому вероучению».

Николай
Оплетин,
Магнитогорск

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня в нашем прямом эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». И на ваши вопросы, как всегда, ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс