Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, у нас звонок из Казахстана, из Семипалатинска. Давайте ответим.
Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как можно прожить благочестивой христианской жизнью в настоящее время, когда люди не понимают, что это значит? К ним относишься с любовью, терпением, добром, а тебя воспринимают как слабого, бесхарактерного, и просто вытирают о тебя ноги…
– Понятно. Мы не должны смущаться тем, что люди так жестокосердны и невнимательны к нашей любви и милосердию. Мы должны быть такими, как нас призывает Господь, несмотря на то, что они об нас «вытирают ноги». Потому что мы через терпение этих унижений получим от Бога великую милость и благословение в Царство Божие. Ведь мы живем на земле, чтобы трудом своим заработать вечность, притом блаженную вечность, поэтому многими скорбями и тернистым путем мы должны идти. Я думаю, если бы мы не сдавались, а твердо стояли на позиции высокой нравственности и духовности, показывали пример милосердия, сострадания и любви к людям, рано или поздно их жестокосердие умягчится и они поймут, что православный христианин, который действительно живет по-православному, достоин уважения, чести. И этим мы многих отвратим от зла и поспособствуем тому, чтобы они стали добродетельными, отзывчивыми, любвеобильными… Поэтому не надо смущаться. Терпеливо перенося все, рано или поздно мы приведем этих людей к Богу, и Господь отвратит их от зла. Только добром мы можем победить зло, но никак нельзя зло злом побеждать. И печально, что, к сожалению, мы, видя, что нет отдачи на нашу доброту к ближним, становимся как все – мы сливаемся со всеми, и нас, православных христиан, не видно в этом мире, в этой жизни. Поэтому нам все равно нужно найти в себе силы, мужество сохранить высокие качества и идеалы христианства, которые мы должны показать людям, чтобы приводить их к Богу, к Церкви, к церковной жизни. Не нужно сливаться со всеми и быть как все – гневливыми, раздражительными, обманчивыми, лживыми, двоедушными и так далее. Нам не нужно это: нужно думать о своем спасении. Если мы будем стоять на позиции добра и стяжать добро как можно больше в своей душе, проявлять его во внешнем мире, то рано или поздно это добро отзовется добром в душах людей, и оно возвратится к нам. Так мы приобретем многих людей для Бога, изменим атмосферу в нашем обществе. А когда мы будем поддаваться соблазнам, потеряем и Царство Божие, и людей, которые вокруг нас. А мы призваны быть «светом мира и солью земли».
– Любовь все побеждает и все превозмогает. Только любовь. И стоит обратить внимание, что совсем скоро, 8 июля, мы будем чтить память святых князей Петра и Февронии – небесных покровителей брака. Этот день, 8 июля, можно назвать и Днем всех влюбленных, который нам пытаются в феврале навязать, и Днем семьи, что, в принципе, сейчас супруга президента Светлана Медведева как-то пытается привнести в нашу жизнь, участвует, по крайней мере, в этом. Накануне этого дня в Екатеринбургскую епархию будут доставлены мощи святых князей Петра и Февронии. Владыка, расскажите, пожалуйста, для жителей в первую очередь Екатеринбургской епархии об этом предстоящем событии.
– Действительно, мы готовимся к этому празднику – дню святых князей Петра и Февронии. Есть большая федеральная программа – в больших городах в этот день положить основание строительству памятников в честь Петра и Февронии, а может быть, основать и храмы в честь этих святых, чтобы действительно этот день был особым днем для нашей страны, для нашего Отечества, чтобы мы взяли пример высокой семейной нравственности, который подавала эта семья, Петр и Феврония.
2 июля к нам прибудут святые мощи. Сейчас с администрацией города решаем вопрос, где будет памятник строиться, и будем освящать место под строительство памятника; желательно, чтобы рядом был и храм в честь этих святых. У нас такого храма в городе нет, поэтому было бы хорошо, чтобы храм был, и рядом с храмом – памятник, чтобы люди могли прийти в церковь, помолиться, а потом приложиться к скульптуре святых Петра и Февронии, получить благословение на брачный союз. Издревле мы знаем, что святые Петр и Феврония ходатайствуют перед Богом о благословенном браке, о хорошем, добром, счастливом союзе на всю жизнь, как у них. Они полюбили друг друга, когда Петр был очень болящим, проказой поражен, и ему было открыто Богом, что есть такая Феврония в Рязанском княжестве; это благочестивая дочь пчеловода, которая смогла бы его исцелить. И были посланы к ней люди, которые привезли Февронию в дом Петра. Действительно, она своим благочестием, молитвой исцелила Петра. Они друг друга полюбили и стали вместе жить, несмотря на то, что бояре были этим недовольны.
– Разные сословия были…
– Да, раньше было такое понятие – сословие. Она была простой крестьянкой, и знать не хотела, чтобы девушка из простой семьи была княгиней. Поэтому их и выгнали из Мурома. Но потом случилась беда, Божия казнь над городом. Жители Мурома потребовали вернуть князя Петра и Февронию в город. И они долго жили в Муроме, много добра сделали; жили в любви и уважении друг к другу, их любовь не разлучила даже в день смерти – они скончались в один день и в один час. Это особое явление в жизни человека, семьи, когда любовь так крепка, что любящих людей даже смерть не может разлучить. И для нас это особый день. Но я бы сказал, что «день влюбленных» – это не совсем правильное выражение. Это день памяти об истинной, настоящей, сильной, крепкой и жертвенной любви. Вот это я понимаю, а «влюбленные» – это так, на сегодня-завтра: сегодня в одну влюблен, завтра – в другую. А любовь – это один раз и навсегда, как они, друг друга в первый раз увидели, любовью скрепились на всю жизнь, и она умножалась каждый день, развивалась, становилась все больше и больше.
Сейчас народ все больше влюбляется – как вспышка какая-то, и через некоторое время все стихает. К сожалению, бывают случаи, когда люди 15 лет живут вместе, а потом любовь угасает. И они сами говорят, что нет любви. А любовь надо каждый день возгревать, но не плотскими страстями, похотями, блудом, а жертвенным служением друг другу.
– Так, как у апостола Павла об этом сказано…
– Да, а у нас все сейчас переводят на плоть.
– Владыка, нас ждет из Челябинска телезритель, уже давно на линии. Говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
– Владыка Викентий, доброго Вам здоровья и долгих лет жизни!
– Спасибо.
– У меня два вопроса. Если супруги зарегистрировали брак в ЗАГСе, но не венчаны в Церкви, считается ли, что их супружеская близость – это блуд? И второй вопрос: с позиций христианства, каждый умерший человек должен обязательно быть предан земле; замечательно, что мы можем прикоснуться к святыне, к святым мощам, но то, что они не преданы земле – как это, с точки зрения христианства и православия?
– Что касается первого вопроса, то действительно мы считаем: есть необходимость, чтобы семейная пара после того как зарегистрировала свой брак, обязательно сразу же после регистрации приняла таинство Венчания, то есть получила благословение Божие на совместное жительство. Люди получили разрешение от власть предержащих вместе жить, юридически скрепили свои отношения, а теперь нужно скрепить эти отношения благословением Божиим. И очень печально, что многие в настоящее время думают по-другому: зарегистрируют брак, а венчаться не спешат. Поживут еще, посмотрят. А что смотреть-то? Что, еще есть мысль разводиться, что ли? Непонятно это.
– Причем с первого дня…
– Да, с первого дня. Если люди решили вместе жить, то они должны получить благословение на всю жизнь. И чтобы так было, они должны для этого прийти в Церковь, повенчаться, получить благодать Божию, которую нужно постоянно возгревать, преумножать. Преумножать чем? Вместе ходить в церковь, вместе молиться за утренними и вечерними молитвами, вместе делать добрые дела, друг другу помогать искоренять те или иные страсти, помогать друг другу в совершенствовании своего естества человеческого. Так люди живут и преумножают любовь свою, благодать Божию, данную в таинстве Венчания – им скрепляется брак, и люди живут и не думают ни о каком разводе. А когда человек с первой минуты думает, что что-то еще может случиться, он откладывает Венчание на потом, потому что это серьезно. Да, это серьезно, потому что надо брать благословение у Бога. Это серьезно, потому что человек, вступивший на этот путь, обязательно должен вступить в совместные отношения с благословения Божия. Этим дается благословение на деторождение, воспитание детей, укрепление семьи. И если мы читаем чин венчания, то делаем логический вывод: если в таинстве брака дается благословение на совместное жительство, на деторождение, на благочестивое воспитание детей, то не получивший этого благословения – вне благодати Божией. Хотя мы признаем, что в годы лихолетий, когда не было возможности венчаться, скрепить отношения, зарегистрировав брак, считалось тоже хорошо. А сейчас нет проблем, чтобы повенчаться – слава Богу, количество церквей увеличивается, человек может беспрепятственно прийти в определенное по Уставу время в церковь и повенчаться; нет никаких проблем.
Нам сейчас надо возвращаться к нашим ценностям, а это величайшая ценность – сразу после регистрации в ЗАГСе идти в церковь. Заранее подготовиться, согласовать, прийти и повенчаться. Как обязательно нужно зарегистрировать брак, так обязательно нужно и венчаться: одно дополняет другое. К этому надо обязательно возвратиться, это старая и добрая традиция – это было обязанностью каждого христианина. Ну и, конечно, каждый христианин понимает, что венчаться можно только в определенные дни, не в постные, и придерживается этого правила. Тогда, конечно, и брак будет честен, и дети будут рождаться в свое время, как Бог благословил – здоровыми, мудрыми, красивыми, хорошими и благочестивыми.
– На радость родителям…
– Да, на радость родителям и всем нам.
– Наверное, отвечая на вопрос телезрительницы, надо просто ее благословить повенчаться… И второй вопрос – по поводу святых мощей…
– Святые угодники Божии становятся таковыми после их отшествия из этой жизни, хотя бывают такие духоносные старцы, святость которых чувствуется при жизни. И мы сначала их хороним, то есть предаем земле. Спустя некоторое время (у кого-то 40 лет, у кого-то меньше или больше) и по благословению чиноначалия нашей Церкви, принимается решение обрести святые мощи. После обретения они признаются святыми мощами, тогда мы прикладываемся к ним, и они служат для нас сосудом благодати Божией, изливаемой для нашего спасения, исцеления, укрепления.
Сейчас есть очень нехорошая традиция сжигать тела. Это очень не к лицу Святой Руси, не к лицу нашей великой и славной России. От этого надо отказываться, это даже в какой-то степени грех. Потому что мы знаем слова Божии: «ты земля еси, и в землю отыдеши». А мы вмешиваемся в дело Божие – мы земля, но не в землю пойдем.
– А в печку…
– Да, в печку. Конечно, все равно пепел потом в земле похоронен, но это не наша традиция, не христианская.
– Это, по-моему, в индуизме принято…
– Да. Поэтому нужно это исправить. Сейчас, конечно, все считают деньги…
– Это более рентабельно…
– Да, считают, что это более рентабельно для семьи: менее затратно, быстрее и без очереди, нет проблем с захоронением, с могилкой… Но на самом деле, разве человек, проживший жизнь, не достоин, чтобы его похоронили по-человечески? Это неуважение к нашим предкам.
– Очень актуальный вопрос, Владыка, нам поступил от Нины из города Бабаева Вологодской области: «Я весь год еженедельно хожу в храм, кроме летних месяцев. Летом живу в деревне; там нет церкви, поэтому три месяца провожу без Причастия. Меня мучает из-за этого совесть, но без запасов с огорода мне не прожить. Как поступать в таких случаях?»
– Это хорошо, что человека совесть мучает, когда он неправильно поступает: совесть – это голос Божий. Если голос Божий говорит, что это неправильно, значит, нужно исправляться. Я думаю, что нужно прислушаться к голосу Божию, который говорит, что «шесть дней делай, а седьмой – Господу Богу твоему». Никто не запрещает работать на огороде, это даже хорошо. Дай Бог, чтобы все наши соотечественники полюбили землю и жили на земле – это будет очень хорошо, никакие кризисы нас не возьмут. Но я думаю, что можно найти возможность в субботу и воскресенье на два дня возвратиться в город или в ближайшее место, где есть храм, прийти и помолиться – не лишать себя великой благодати Божией, которая дается в Церкви Христовой во время богослужения. В годы лихолетий, когда у нас не было церквей, мы ходили пешком по 14–15 километров в субботу и воскресенье, чтобы посетить храм, а тем более сейчас – сел на машину, на автобус – все есть, слава Богу, и вовремя можно прийти в церковь и помолиться. Надо не забывать канонические правила святых отцов, Вселенских Соборов, которые говорят, что человек, который не был в храме два или три воскресных дня, отлучается от Церкви. Вот почему мучает совесть.
– То есть здесь самоотлучение получается…
– Да, самоотлучение; сама себя лишила благодати Божией, вот и мучается. Зачем лишать себя? Конечно, это важно и хорошо – готовиться к зиме, запасать продукты питания. Но, я думаю, один день можно найти.
– Значит, надо исправляться…
– Надо исправляться.
– Владыка, у нас звонок из Воронежа. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Благословите, Владыка!
– Бог благословит.
– Я бы хотела задать такой вопрос. На Синоде перед избранием Патриарха решался вопрос об изменении акафиста святому праведному Иоанну Кронштадтскому. А что именно там изменилось? Я не знаю. И второй вопрос. Допустимо ли хору в Храме Христа Спасителя петь без покрова головы? Просто я своих сестер учу, чтобы они ходили с покрытой головой. И сейчас такое время сложное, потому что, как лжехристиане, в храмах матушки ходят с непокрытыми головами или службу отстоят – выходят и снимают платок. И тут то же самое: в самом Храме Христа Спасителя – пели с непокрытой головой во время интронизации; я вижу, когда показывают. Разве это допустимо? Простите.
– Мы идем к тому, чтобы пришло сознание у наших верующих выполнять волю Божию, а не свои прихоти. Есть правило, которое дано Самим Богом, это правило написано в Священном Писании, и мы должны его выполнять. А если люди еще не дошли до такого уровня, то надо молиться, чтобы Господь нас всех вразумил.
– Не стоит осуждать, но самим надо поступать правильно…
– Да, если мы сами будем поступать правильно и привлекать к этому своих друзей, близких, родных, когда это будет повсеместно, тогда люди не будут робеть и стесняться. Так у нас принято: если все, то и я. И если большинство у нас ходит без платков, то и другие так же стремятся – такая у нас слабая воля. Поэтому нам нужно помочь людям, чтоб они увидели, что в храмах большинство в платках, и им тоже неудобно будет прийти без платков.
– Так что правильная позиция у нашей зрительницы.
– Да.
– И по исправлению акафиста, Владыка, что-то непонятно, о чем речь…
– По поводу исправления акафиста на Соборе не было никаких вопросов.
– «В Писании сказано, что когда Христос придет и позовет, то все должны явиться со своими светильниками. Что подразумевается под словом «светильник»?» – спрашивает Екатерина из Санкт-Петербурга.
– Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл жизни – это стяжание Святого Духа. О светильниках он говорил следующее. Чего не хватало женщинам, у которых светильники угасли? Масла. То есть не хватало благодати Божией, которую нужно стяжать в течение всей нашей жизни. А стяжается эта благодать деланием добра во имя Христа Спасителя. Чем больше именем Божиим мы будем совершать добрых дел, тем больше будем стяжать благодать Божию – и это будет тем светильником, который будет нас путеводить в Царство Божие.
– Из Нижнего Новгорода, Владыка, звонок. Здравствуйте; говорите, пожалуйста!
– Здравствуйте. Николай из Нижнего Новгорода. Скажите, Владыка, как Вы считаете, в нынешней России возможно возрождение русской традиции – помазания главы государства?
– Я думаю, нам нужно всем потрудиться, чтобы воспитать граждан нашего Отечества в духе высокой нравственности и духовности. И когда вся наша Россия станет высококультурной, нравственной, духовной и глубоко верующей, живущей по всем правилам христианской жизни, из такого большого количества людей можно было бы найти достойного человека, который продолжал бы дело служения Отечеству в Православии и вере, в благочестии, в создании высоких идеалов жизни по заповедям Божиим. И тогда, конечно, помазание, которое предполагает, что человек будет продолжать в нашей жизни заповеди Божии, Евангелие – будет. Надо научиться исполнять Евангелие на практике, и тогда у нас будет такая возможность.
– А пока молебны совершаются…
– А пока мы молимся, да.
– На линии Екатеринбург. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Здравствуйте. Владыка, добрый вечер, благословите!
– Бог благословит.
– Владыка, разрешите задать такой вопрос: как Вы относитесь к старцам? В частности, к отцу Александру Никулину?
– Мы должны ко всем относиться с любовью и уважением. Потому что все нас окружающие люди являются образом и подобием Божиим. И мы должны их уважать, чтить и стараться с любовью относиться друг к другу. Есть люди, которые стремятся к более благочестивой жизни, более духовной; и только Бог в помощь им, чтобы они правильно исполняли волю Божию! Поэтому когда мы видим того или иного благочестивого мирянина, который в какой-то степени возвышается над нашим уровнем жизни духовной, не должны завидовать ему и палки в колеса ставить, а наоборот – помогать ему, поддерживать и уважать этого человека. В числе священнослужителей тоже есть некоторые, кто на какую-то ступень духовности возвышаются. И слава Богу, что есть такие, как мы называем, «старцы». Что касается конкретно отца Александра, то он такой же священнослужитель, как и многие священнослужители из нашей епархии; он у нас находится в командировке от Курганской епархии, потому что оттуда, от Владыки Михаила, он был уволен. И я его принял, как в командировку. Он несколько лет у нас; были и некоторые сложности, связанные с непослушанием. Слава Богу, сейчас он более-менее справляется. Дай Бог, чтобы нес свое служение как положено священнослужителю нашей епархии: с полной отдачей сил пастырскому служению, с послушанием чиноначалию нашей Церкви, не осуждая никого – ни Патриарха, ни архиереев, а с любовью молился за всех. И тогда у нас все будет хорошо.
– Дай Бог. Вот еще интересный вопрос, Владыка, от Екатерины из города Урая Ханты-Мансийского автономного округа: «Почему говорят о трауре по умершим? Почему надо соблюдать траур? Это вообще церковное понятие или светское? Ведь священник отпевает в белом облачении, чин отпевания больше радостный, чем грустный. И если умирает благочестивый христианин, то его душа уходит в чертоги вечные – какой же здесь может быть траур? Как правильно понять?»
– Смерть для православного христианина – это переход в иную жизнь, в жизнь вечную – или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа – мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. И когда мы видим, что человек ушел подготовленным, то, конечно, у нас на душе радость и утешение – и, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), когда мы находимся на отпевании, невольно в душе какая-то легкая радость, незаметно для нас, какое-то торжество на душе. Это показатель, что человек угодил Богу.
– Праведник…
– Что он праведный, да. Но, к сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел – скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи.
– Помощь молитвенную…
– Это серьезное понимание смерти как перехода в вечность. Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь – наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности.
– То есть у траура более светский характер?
– Нельзя вообще говорить о трауре – мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен.
– Мы отпеваем в том же облачении, в котором крестим – встречаем в эту жизнь, в котором венчаем…
– Да. Поэтому траур неуместен. Просто в советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет – конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть – это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет – рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные.
Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Патриаршее слово за Божественной литургией в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником – с памятью святителя и чудотворца Иова, Патриарха Московского и всея Руси. В день, когда мы вспоминаем имя этого угодника Божия, возглавившего в Патриаршем достоинстве Русскую Православную Церковь и положившего начало Патриаршему служению на Руси, читаем удивительные слова Спасителя в Евангелии от Иоанна: пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник бежит, ибо не есть пастырь (см.
В цикле бесед о почитании Святых Царственных Страстотерпцев на Урале с составителем и редактором книги «Един от царей» Алексеем Анатольевичем Кузьминым мы рассказали об истории Вознесенской горки, Ипатьевского дома, Храма-на-Крови, монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Но за всеми этими великими православными святынями Екатеринбурга стоят его жители, а также тысячи православных, которые были не только свидетелями рождения истории, но и ее активными участниками.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.