Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Количество погибших, раненых и арестованных в столкновениях на улицах Тегерана, по официальным данным, исчисляется десятками, если же верить оппозиции — сотнями. Между тем в Иране проживает около 4 тыс.
наших сограждан и выходцев из России. Чувствуют ли они себя в безопасности? Этот вопрос Дмитрий Виноградов, корреспондент отдела «Репортаж» журнала «Русский репортер», задал игумену Александру (Заркешеву), настоятелю Свято-Николаевского собора, крупнейшего православного храма в Иране.
— Какая сейчас ситуация на улицах Тегерана?
— Как всегда, на телеэкране все выглядит страшнее, чем на самом деле. Вокруг нашего храма все тихо и спокойно. Мои прихожане тоже не жалуются на какую-то опасность. Наш храм находится прямо напротив бывшего американского посольства, которое в дни исламской революции было эпицентром столкновений. Но даже в те дни храм не пострадал. Так что, Бог даст, и в этот раз ничего не случится.
— Новостные агентства сообщают о 500 задержанных. Есть риск, что среди них могут оказаться русские?
— Какие-то выстрелы где-то вдалеке мы слышали, но сами на митинги стараемся не ходить. Это внутренние дела Ирана, в которые мы не вмешиваемся. Я уверен только в одном: как бы ни повернулись события, иранский народ останется таким, каким я его знал всегда.
— Каким?
— Если отбросить идеологию, то иранцы удивительно толерантный и даже интеллигентный народ. У них какой-то врожденный пиетет к служителям культа. Я неоднократно убеждался в том, что меня, например, тут уважают не меньше, чем мулл. Однажды я не успел продлить визу, и пришлось явиться в суд. Иду по коридору — все как один кланяются, уступают место, а когда меня увидел судья, тут же принял без очереди, выписал минимальный штраф и, чуть ли не извиняясь, отпустил. Когда в магазине спрашиваешь, сколько стоит то или это, первый ответ: «Для вас — нисколько». Это, конечно, не значит, что можно взять и уйти, не заплатив. Это просто знак уважения.
— Но в эти дни иранцы совсем не похожи на интеллигентный народ…
— Надо делать поправку на темперамент. Если посмотреть историю Ирана, то в ней можно найти немало бурных событий. Но это не Кавказ, где обиды помнят столетиями. Здесь люди быстро взрываются и быстро отходят. Это можно наблюдать не только в политике, но и в быту. Если два иранца ссорятся, со стороны кажется, что они сейчас друг друга убьют. Но проходит пять минут — и они уже обнимаются.
— Что сегодня представляет собой местная русская диаспора? Говорят, Вы написали на эту тему целую книгу.
— К сожалению, сегодня большинство наших соотечественников — это работники посольства и представительств. Граждан Ирана российского происхождения не более 500 человек. Но так было не всегда. В XIX веке влияние России здесь было огромно, диаспора исчислялась десятками тысяч, а Каспийское побережье было практически полностью русским. В одном только городе Энзели работало 66 наших магазинов, а православных храмов по стране было с полсотни. Первые шоферы и автомеханики сплошь были русские, а личного водителя шаха Резы Пехлеви звали Степан Антонович Секрет. Первым фотографом в Иране был тоже русский — Антон Васильевич Севрюгин. Впоследствии он стал работать при дворе и даже получил звание хана. Иранцы до сих пор употребляют слова «стакан», «самовар», «пирожки», «запас», «полуось», «сухари». А самоваров и сейчас в одном только Тегеране столько, сколько во всей России нет.
— Куда же все это делось?
— Большевики очень хотели, чтобы Иран признал молодую советскую республику. И уступили ради этого почти все. Остались только законы Российской империи. Между прочим, Иран — это единственное государство в мире, где они еще действуют.
— Это как?
— Когда победила исламская революция, новые власти разрешили всем нацменьшинствам самим написать себе нормы семейного и имущественного права. Местные русские взяли свод законов Российской империи, слово в слово перекатали оттуда соответствующие главы и направили на утверждение властям, а те их одобрили. Я же говорю: иранцы — очень толерантные люди.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В Центральном Доме кинематографистов в Москве с 29 июля по 3 августа пройдет I Международный экологический кинофорум «Золотой витязь». Организаторами форума являются ООО Международный кинофорум «Золотой витязь», Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Союз кинематографистов РФ.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.