Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Елена от имени прихожан города Каменска-Уральского просит Вас помочь клиру Свято-Троицкого собора, самого посещаемого прихода города: «У нас не хватает священников, и на Исповеди выстраиваются огромные очереди. Требуется реставрация внутреннего убранства собора, на это нужны средства.
На самом большом Ивановском кладбище желательно выстроить хотя бы часовенку».
– В Каменске-Уральском планируется построить на кладбище небольшой храм, и еще один – в новом микрорайоне города. Мэр Каменска-Уральского Михаил Семенович – активный попечитель о нравственном возрождении – очень хотел бы, чтобы нравственные устои были более развиты среди жителей Каменска-Уральского. В городе создали Попечительный совет из предпринимателей, которые будут активно участвовать в строительстве и других мероприятиях по нравственному оздоровлению общества. Так что в Каменске-Уральском, надеемся, с Божией помощью, стараниями мэра города и других жителей, в том числе и отца Иоанна – благочинного Южного округа и настоятеля архиерейского подворья и храма Покрова Божией Матери – все наладится. Конечно, есть проблема со священнослужителями; желательно, чтобы верующие тоже подготавливали к священническому служению своих детей, внуков, отправляли их учиться в нашу Екатеринбургскую Духовную семинарию, чтобы после обучения они смогли послужить людям в сане священника, помогать им идти по пути спасения. Поэтому надо стараться с детского возраста так воспитывать своих детей, чтобы они, повзрослев, незапятнанные грехами, в которые впадает современная молодежь, могли пройти сквозь все испытания современной жизни и поступить в семинарию. Чтобы служить людям и направлять их на путь истины и добра, надо быть чистым от всех грехов современности, привязанностей, соблазнов, быть хорошим священнослужителем нашей Церкви.
– У нас телефонный звонок из Санкт-Петербурга. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Владыка Викентий, помогите мне разобраться в моей мирской жизни. Я очень часто, можно сказать, всегда слушаю Вашу передачу, смотрю телеканал «Союз», который, я так понимаю, идет из Екатеринбурга. Он очень помогает – наставлениями Вашими и проповедями он нас возвращает к правильной жизни. Спасибо Вам большое! И такой вопрос: я с мужем живу уже сорок лет, и в церковь его с собой беру, он слушает и ходит. Но бывает такое, как бы искушает его кто-то: может грубое слово сказать, то ему это не так, то другое. Я молчу, терплю, прощаю, другой раз бывает так, что тоже что-то не так скажу. Как мне правильно вести себя? Владыка Викентий, подскажите, пожалуйста. Спаси Вас Господи!
– Это, конечно, ваш крест, который вы несете в семейной жизни. Как жены-мироносицы несли свет Христовой веры в сердца многих людей, так вам нужно нести свет веры вашему мужу, который трудится и старается, но не всегда пока получается. Но если будут с вашей стороны любвеобилие, милосердие, понимание его немощи, снисхождение к ней (как написано в Священном Писании: «Нести тяготы друг друга, и так исполнить закон Христов»), с кротостью, с любовью вы сможете приобрести его душу для Христа, для христианской, церковной жизни. И даст Бог, он будет бороться со своими немощами и слабостями, которые проявляются иногда. То, что он слушается и приходит в церковь – уже большая польза: и для вас утешение, и для него спасительно – он обретает потихонечку путь к добру, к истине. Необходимо с помощью Божией искоренять из своего сердца все слабости и немощи. Для этого у нас есть Великий пост, который мы недавно прошли, чтобы постом и молитвой искоренять из сердца все злые помыслы, чувства, желания, дела, слова. Сейчас, в пасхальное время, мы молимся Воскресшему Господу, чтобы Он просветил наше сердце, воскресил нашу душу, чтобы Христос Воскресший поселился в нашей душе и воскресил ее для добродетельной жизни. Таким образом – с терпением, смирением, послушанием воле Божией – вы сможете нести свой крест: и сами спасетесь, и супругу поможете, потому что такова цель семейной жизни: супруги должны помогать друг другу в совершенствовании духовном, в возвышении к Богу, к церковной, добродетельной жизни, к жизни по заповедям Христовым, чтобы вместе спастись и достичь вечного, блаженного Царства, Царства Христова в обителях небесных. Помоги вам Господь в этом!
– Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Тольятти : «У меня два вопроса. На Пасху очень чувствуется благодать Божия в храме, она объемлет и верующих, и неверующих, весь мир. И такая радость духовная! Почему такую благодать Господь не дает каждый день в храме? Почему именно в праздники? Это первый вопрос. И второй: если все зло исходит от сатаны, и он влияет на человека так, что тот грешит и падает, почему Господь самого сатану не уничтожит? Если все люди – дети Божии, и Господь желает каждому спастись, почему не уничтожить сатану, чтобы все спасались? Спасибо большое.
– Мы с вами, когда приступали к Великому посту, говорили, что сейчас постом и молитвой, покаянием будем очищать свою душу и готовить ее к празднованию Пасхи Христовой. Чтобы почувствовать радость Воскресения Господня, ибо наша жизнь – в посте, молитве, воздержании и очищении – путь, который ведет нас к восстановлению падшей природы, воскресению ее, изменению для Царства Божия. И в эти пасхальные дни Господь, по Своему милосердию, дает нам возможность предвкушать радость, которая бывает в Царстве Христовом – ради нее мы и живем здесь, на земле, чтобы сподобиться вечной и блаженной жизни. И в эти Пасхальные дни Господь дает возможность хоть частицу этого Царства Христова предвкусить, чтобы мы могли воодушевиться стремлением к Царству Божию и всю свою жизнь строить только ради Царства Христова – трудиться, молиться, поститься, подвизаться, воздерживаться. Радость, малую частицу которой Господь дал нам ощутить в дни Пасхальные, мы получим в полноте, когда сподобимся отойти из этого мира в Царство Христово. Мы должны себя настроить в Пасхальные дни на подвиг чистоты жизни, чтобы не лишиться этой радости, чтобы радость Пасхальная всегда присутствовала в нашем сердце. А присутствовать она будет тогда, когда наше сердце будет чистым от греха. Поэтому помоги нам Господь сохранить чистоту сердца, радость Пасхальную, которая ввела бы нас в вечную, бесконечную радость со Христом в обителях Отца нашего Небесного.
Что касается второго вопроса… Диавол нас искушает, соблазняет и уводит от Бога, от Церкви Христовой, от добродетельной жизни, от Царства Христова. Конечно, это наш подвиг: мы созданы Богом со свободной волей, мы не какие-то роботы или механизмы, которые включили – и они сразу же спасаются. Спасения нужно достигать через труд, подвиг, борьбу, победы над злом. Господь победил зло в Своем искупительном подвиге ради спасения всего человечества. И Он хочет, чтобы мы тоже благодатью Христовой, с помощью Божией противостояли злу, побеждали его. В этом подвиге борьбы укрепляется наша вера в Бога, укрепляется любовь к Нему. И Господь, видя нашу любовь к Нему, помогает нам и дарует вечную жизнь. Если мы свою свободную волю применим именно на любовь к Богу и борьбу с диаволом, с сатанинской силой, то Господь всегда нам будет в помощь. И эта любовь Божия к нам будет проявляться изобильно. А наша любовь к Богу будет проявляться в стремлении к Нему и противостоянии всем соблазнам и испытаниям, которые диавол через современный мир нам посылает. Мы как мудрые, любвеобильные к Богу, к нашему Творцу люди, стараемся противостоять этим соблазнам и побеждать их – это и есть та ценность, изюминка, которая очень важна для нашего спасения. Этого Господь и желает от нас – проявления любви к Нему, противостояния злу, победы над злом. Конечно, мы должны понимать, что побеждаем зло не своей силой, а силой Христовой – наше только малое произволение, небольшое устремление, усилие, а все остальное делает Господь Бог. Поэтому Господь и попускает некоторые соблазны – для укрепления нас в вере. Ведь мы являемся воинами Христовыми; когда воин Христов проявляет свои воинские достоинства? Когда он в борьбе, когда борется и побеждает врага. Вот тогда он есть истинный воин, и поощряется за свои доблести, за мужество, за победу. И мы, воины Христовы, должны быть победителями в борьбе с диаволом, с врагом, со своими страстями, грехами и проявить доблесть, мужество и любовь к Богу, чтобы Господь оценил наш труд вечными благами в Царстве Христовом.
– Спасибо, Владыка. Поступил новый телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
– Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!
– Владыка, у меня вопрос по родительскому дню. Я очень хорошо понимаю, как можно поминать усопших с помощью молитвы в Церкви, поминать их, может быть, ежедневно, кто как может. Но мне немного непонятен ритуал хождения на кладбище. Ведь, по большому счету, мы приходим к месту захоронения, когда тело усопшего уже давным-давно истлело, а душа отошла в мир иной. Почему существует такая традиция? Откуда она идет? С каких времен? Вот такой меня вопрос интересует.
– Такое почтение к нашим усопшим идет от очень древней традиции. Мы знаем, что будет Второе Пришествие Христово на земле и все усопшие воскреснут там, где пребывают в своих гробах, но в новых телах. Поэтому мы, почитая наших предков, их останки, которые сохранились, может быть, в виде праха в земле – свидетельствуем, что мы верим в воскресение мертвых, что будет это воскресение: придет Господь и воскресит всех для Царства вечного, блаженного, в обителях небесных, в иную жизнь. Поэтому мы почитаем останки наших предков, молимся за них, чтобы Господь их удостоил великого, святого воскресения из мертвых, которое будет во Втором Пришествии Христовом. Поэтому мы приходим на кладбище и молимся – душа, которая сейчас находится в ином мире, и тело, которое в земле, в свое время соединятся, хотя тело уже есть прах. Но душа соединится с этим прахом, с этими костями, они воскреснут, как мы читаем в Великую Субботу в паремиях (есть такая паремия, где говорится, что вдунет дыхание жизни Господь в эти кости, и они воскреснут в преображенном, измененном теле, способном жить в иной жизни вечной в Царстве Божием). Поэтому мы и сохраняем единство тела и души, которые соединятся и будут жить вечно в Царстве Христовом.
– Спасибо, Владыка. Александр из Екатеринбурга спрашивает, что такое мерная икона? И где ее можно заказать?
– Сейчас возрождается древняя традиции России, когда после рождения ребенка измеряли его рост и ширину плеч, а по этим размерам делали доску для иконы, где был написан образ святого, имя которого давалось в таинстве Крещения новорожденному младенцу. В день Крещения эта новонаписанная икона вручалась младенцу и пребывала с ним до конца жизни. Родители и крестные, духовные родители, молятся перед этой иконой, чтобы Господь, по молитвам небесного покровителя ребенка, помогал ему в духовном и телесном возрастании. Конечно, для человека это большая радость – я думаю, когда он станет взрослым и будет понимать смысл, то, конечно, будет благодарить своих родителей за заботу. Они заботились, чтобы с самого раннего детского возраста ангел небесный или его небесный покровитель, святой, имя которого носит человечек, был постоянно с ним. И с первых дней его жизни на земле небесный покровитель становится его помощником, заступником, молитвенником. С самого раннего возраста родители учат ребенка молиться своему небесному покровителю, чтобы он подражал его жизни – святой тоже жил на земле, испытывал те же трудности и соблазны и перенес их, победил. Это помогает ребенку преодолеть все трудности жизни и расти незапятнанным соблазнами и искушениями. Это будет и подкреплением его веры, укреплением в молитве. Потому что если ребенок с самого детского возраста научится молитве, почувствует ее силу, важность, почувствует связь через молитву с Богом и помощь от Бога – это воспитание религиозного человека. Он с детского возраста будет религиозным и благодаря этому получит большую пользу и помощь. Человек, который умеет молиться, может испросить у Бога все, что необходимо для его блага, – и здоровье, и безопасность духовную и телесную, и многие-многие блага, в которых мы нуждаемся, чтобы жить на земле и избегать грехов и падений, которые предлагает нам современный мир. Поэтому большое благо – традиция мерной иконы: благостно иметь эту святыню с детства, чтобы святой покровитель путеводил человека во все дни жизни. Такие иконы можно приобрести у нас в епархии – на улице Репина, 6, есть мастерская, где можно заказать, приобрести, написать такую икону для новорожденного младенца.
– Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Молдавии. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
– Я звоню из Комрата. Благословите, Владыка!
– Бог благословит.
– Владыка, почему у вас Радоница во вторник, а у нас, в Молдавии, она отмечается в понедельник?
– В России такая традиция – Радоница празднуется во вторник. А в Молдавии эта традиция по большей части идет из советского периода, когда не разрешали идти на кладбище во вторник, поэтому сделали в понедельник, чтобы после воскресного дня идти на кладбище помолиться за усопших. А в России именно во вторник почитается память наших предков, поминаются все, от века усопшие. Мы христосуемся и поздравляем наших предков с великим праздником Пасхи Христовой, потому что они для нас живы, они не умерли, не исчезли – они существуют в ином мире. Тем самым мы разделяем радость о Воскресшем Господе с нашими предками, которые давно отошли из этой жизни. Мы понимаем, знаем и верим, что Христос Воскресший помогает всем нашим усопшим избавиться от вечной смерти.
– «Владыка Викентий, спасибо Вам за Ваш архипастырский подвиг. Откуда Вы черпаете силы, чтобы вести такую большую работу в епархии?», – спрашивает Ксения из Тольятти Самарской области.
– Молитвами всех наших прихожан и телезрителей Господь помогает нам нести свое служение, чтобы это служение было на пользу людям.
– Алла из Кировграда спрашивает: «Могу ли я отказать в просьбе стать крестной матерью ребенку моих знакомых, так как считаю, что духовно я к этому не готова? Не будет ли мой отказ грехом?»
– То, что человек понимает высокую ответственность быть духовной матерью, уже хорошо. Остается только единственное – научиться обязанностям духовной матери. Какие это обязанности? Это духовное воспитание крестника или крестницы. И самой необходимо возрастать духовно, учиться, и учить своего духовного сына или дочь. Если таким путем человек пойдет, то это не будет грехом, а будет только польза и для самого себя, и для крещаемого – для духовного сына или духовной дочери.
– Спасибо, Владыка. Поступил звонок из Нижневартовска. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
– Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!
– Владыка, скажите, пожалуйста, со скольки лет может ребенок исповедоваться?
– Традиционно у нас уже с семи лет начинают исповедовать ребенка. После семи лет мы можем даже пособоровать ребенка.
– И второй вопрос: может ли крестная вместо матери повести свою крестницу на Причастие?
– Может, конечно, может.
– Если, например, крестница из Верхотурья приедет к нам в Нижневартовск, можно будет здесь ее причастить?
– Да, можно, конечно.
– А исповедоваться должна мать или крестная может?
– И мать может исповедоваться, и крестная – если они хотят причаститься, обе должны исповедоваться, потом причаститься, подготовиться, почитать правило ко святому Причастию.
– Спасибо большое. Благословите!
– Бог благословит.
– Нина из Тольятти спрашивает, когда можно читать Псалтирь: по прошествии Светлой седмицы или после праздника Вознесения?
– По прошествии Светлой седмицы уже можно читать Псалтирь.
– Что такое непрестанная молитва? Можно ли это понимать как постоянное памятование о Боге?
– Да, непрестанная молитва – это памятование о Боге, размышление о Боге и, конечно, обращение к Богу известными молитвами – Иисусовой молитвой, или «Отче наш», или к Божией Матери «Богородице Дево, радуйся», или другие молитвы, или просто обращение к Богу о помощи, о милости, о спасении и так далее. Мы постоянно находимся под всевидящим оком Божиим и когда со страхом Божиим совершаем все свои дела и поступки, отдаем отчет, что все, что мы делаем, мыслим, чувствуем и совершаем, известно Богу и Господь все это видит и слышит – мы помним о Нем всегда, стараемся уклоняться от зла и делать добро. Это и есть памятование о Боге и стремление жить под взором Божиим и не согрешать. Это и называется «непрестанная молитва».
Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Из выступления на пленуме Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви 4 мая 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. На открытии заседания Святейший Патриарх выступил с докладом.
«Язык – небольшой член, но много делает» (Иак. 3, 5) Действительно, сколько хорошего может сделать иной раз одно слово, сказанное вовремя, обдуманно, слово, исходящее из сердца, плод доброго чувства, возвышенной мысли. С другой стороны, сколько невообразимого зла может сделать одно недоброе, едкое слово, действующее, как яд, направленный против ближнего. Как строго мы должны следить за этим «небольшим членом», который призван только благословлять, распространять одно добро и противодействовать злу, где только может.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.