Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Из выступления на пленуме Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви
4 мая 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. На открытии заседания Святейший Патриарх выступил с докладом.
О богословии
Существуют разные взгляды на то, что есть богословие.
Одни считают, что «богослов – это тот, кто чисто молится». Это древнее изречение принадлежит Евагрию Понтийскому и представляет собой аскетическую точку зрения на богословие.
На другом конце спектра точка зрения, согласно которой богословие – это дело профессоров, ученых, специалистов в разных церковно-научных дисциплинах. А поэтому место богословия – в духовных академиях или в иных научных и педагогических учреждениях.
Думаю, правильной будет средняя позиция.
Есть богословие молитвенников и подвижников – богословие как духовное созерцание вещей божественных. Без такого высокого богомыслия, укорененного в реальном духовном опыте, не может быть в Церкви никакого богословия.
И есть богословская наука, аккумулирующая все богатство церковного предания, которая действительно является и должна быть делом специалистов, церковных ученых. Без развития такого рода богословских знаний, без серьезной исследовательской работы во взаимодействии со светской наукой Церковь тоже не может жить полноценной жизнью. Можно ли представить себе древнюю Церковь без деятельности святых отцов – великих христианских мыслителей, творцов христианской культуры?
Но есть еще одно измерение богословия, на котором я хотел бы остановиться.
Бог открыл Церкви Свою волю – о спасении людей и даровал средства приобщения к Его спасительному действию. Однако под влиянием внешних условий жизни, включая господствующие в обществах взгляды и убеждения, истины Божественного Откровения нередко перестают быть актуальными и убедительными.
Богословие есть также инструмент истолкования Божественного Откровения, который помогает каждому последующему поколению людей осознавать актуальность слова Божьего.
Богословие в этом смысле есть подлинно творческая мысль, которая ищет решения конкретных задач и проблем, стоящих перед людьми, опираясь при этом на опыт церковного Предания: как на опыт молитвенный, так и на опыт интеллектуальный (если хотите, «книжный»).
Богословие как сотериологически ориентированная мысль ищет такого разрешения нынешних проблем, которое имеет своим источником Божественное Откровение и Предание Церкви. Богословию следует избегать двух ложных путей: с одной стороны – «модернизма», то есть адаптации содержания веры к сиюминутному, к духу времени; а с другой стороны – «фундаментализма», то есть такого толкования Богооткровенных истин, в котором отсутствует актуализация этих истин.
Актуальность богословия сегодня
В Евангелии от Матфея есть рассказ о том, как фарисеи и саддукеи приступили к Иисусу и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. И Он им сказал: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16, 3).
Речь здесь идет о пришествии в мир Спасителя – Христа. Но что сегодня значат эти слова о различении знамений времени? Не означают ли они необходимости видеть и понимать, каким образом Христос Спаситель может присутствовать в нынешней жизни людей, в современных условиях?
Одна из задач богословия сегодня – открывать это присутствие Господа Иисуса Христа и Его Церкви в современной жизни, в обстоятельствах настоящего времени. Здесь надо обратить внимание на один важный момент.
Течение истории неравномерно. Бывают времена общественной стабильности, когда действует инерция традиций, сложившегося уклада жизни. И само богословие в такие эпохи обретает форму подробных, как бы на века разработанных систем.
Но бывают другие эпохи – когда происходит усложнение общества, когда человеческая мысль порождает новые идеи и трансформирует жизненные уклады. Большинство людей болезненно переживает такие эпохи перемен, испытывает растерянность. Но в то же время многие именно в таких обстоятельствах ищут духовную опору и мировоззренческое обоснование своего временного существования.
Мы живем как раз в такое динамичное время и потому особо нуждаемся в творческом богословском мышлении.
Сегодня следует всячески содействовать возрождению русского богословия, дабы оно действительно стало интеллектуальной основой мировоззрения многих наших современников.
У Русской Церкви за плечами тяжелейшие испытания, подвиг новомучеников и исповедников веры, подвиг служения и свидетельства в самых неблагоприятных условиях.
За последние два десятилетия мы прошли по-своему не менее трудный путь возрождения церковной жизни, когда многое приходилось начинать практически с нуля. Сделано многое, но еще далеко не все и не во всех областях церковной жизни.
Но теперь мы видим, что у нашей Церкви есть ресурсы – прежде всего человеческие. Выросло новое поколение церковных людей. В Церковь пришла молодежь, люди среднего и пожилого возраста, представляющие самые разные социальные группы и профессии, обладающие различными дарованиями и опытом.
И еще больше людей стоят на пороге Церкви или, вступив в нее, делают лишь первые шаги. В этой ситуации роль богословия чрезвычайно велика.
Призывая людей – в том числе молодых, выросших в новую эпоху – войти в Церковь, включиться в ее благодатную жизнь, мы должны помогать им преодолевать субъективные, психологические препятствия для такового вхождения.
Но в то же время нужно осмыслить и другое: а не существуют ли объективные препятствия к воцерковлению этих людей? Может быть, есть нечто в самой церковной жизни, что не способствует их воцерковлению?
Хотелось бы сказать и еще о чем-то достаточно важном. Не секрет, что среди некоторых православных верующих бытуют весьма сомнительные с вероучительной точки зрения религиозные представления, возникающие в условиях отсутствия религиозного образования, нередко под влиянием ошибочного водительства со стороны духовников или чтения недоброкачественной литературы. Это – не новая проблема. Хорошо известно, что те же причины лежали в основе появления в России многочисленных сект. И сегодня мы сталкиваемся с проблемой появления ложных воззрений, касающихся духовной жизни людей, внутреннего бытия Церкви и ее общественного служения. Дать взвешенное толкование сложных проблем, дать ответ на существующие недоумения и сомнения и тем самым помочь людям понять позицию Церкви может только богословие.
Сошлюсь на свой личный опыт работы над «Основами социальной концепции» и над «Основами учения о достоинстве, свободе и правах человека». Это был длительный процесс согласования различных точек зрения, нахождения оптимальных решений. Мы практически осваивали целину, если иметь в виду пространство православной социальной мысли. Но опорой в этой работе были именно богословские критерии, богословское видение.
Нам предстоит продолжить работу по развитию и уточнению православной социальной доктрины. Идет время, возникают новые проблемы, которые волнуют наших верующих и которые беспокоят многих людей, и мы должны дать церковный, православный ответ на них, прокладывая тем самым пути, по которым Церковь будет выходить на проповедь и служение, осуществляя свою миссию в современном обществе и культуре.
Есть те, кто скептически оценивают реалистичность такого видения. Ссылаются на то, что мир бесповоротно изменился, что победила тотальная апостасия. Что поэтому надо еще больше закрыться и спасаться, так сказать, «в пещерах».
Это позиция ложная – именно с богословской точки зрения.
Христос Спаситель пришел в мир и культуру, которые не были христианскими. Церковь, по существу, преобразовала старую языческую культуру. И сегодня – вопреки всем «апостасийным тенденциям» – Церковь не может отказаться от максимальной задачи: созидать, строить христианскую культуру и христианское общество, духовно противостоять разрушительным для человека тенденциям неоязычества и обезбоживания. Но этой задачи нельзя решить, находясь в гетто, в самоизоляции, за стенами, возводимыми посредством отрицания всего, что не принадлежит собственной субкультуре.
Методы и формы богословской работы
Теперь хотелось бы сказать несколько слов о научно-богословских коммуникациях. Не может быть науки, интеллектуальной жизни без дискуссии, обмена мнениями и результатами исследований. Без поощрения – с одной стороны, и без аргументированной критики – с другой.
У нас проводится довольно много богословских и церковно-научных конференций, чтений, семинаров – как в центре, так и на периферии. Создаются традиции, и это хорошо. Плохо, что все это не складывается в системную работу, что позволило бы, в частности, выявлять наиболее талантливых и результативных специалистов и способствовать их научно-богословскому росту.
Конечно, чрезмерная централизация и заорганизованность никогда не идет на пользу науке и творческому мышлению. Но кооперация и координация необходимы, иначе мы будем только распылять наши силы.
Регулярно проводимые Богословской комиссией общецерковные богословские конференции, имеющие международный статус, представляют собой готовую форму консолидации научно-богословских ресурсов. Очевидно, следует подумать о развитии этой формы богословского взаимодействия, о повышении значимости и эффективности этих богословских форумов, о более широком вовлечении в их работу духовных школ и богословских интернет-дискуссий, которые становятся все более заметным явлением.
Сегодня мы собрались здесь именно для того, чтобы вместе подумать над этими вопросами.
Может быть, следовало бы обсудить и еще один важный вопрос. В рамках богословской комиссии высказывались соображения относительно необходимости создания современного систематического изложения Православного вероучения, своего рода развернутого катехизиса, который был бы адресован как членам Церкви, так и более широкой заинтересованной аудитории.
Хотелось бы знать мнение членов комиссии по поводу того, насколько актуальным видится такой проект.
Богословская конференция 2009 года
В повестке дня есть вполне конкретный вопрос: проведение общецерковной конференции 9–12 ноября 2009 года. Тема, утвержденная Священным Синодом: «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи».
В качестве докладчиков от Русской Православной Церкви предполагается участие ведущих богословов и специалистов в разных областях, а также руководителей отделов МП, которым предлагается обозначить свое видение содержания и форм церковной деятельности по соответствующим направлениям. По традиции предполагается привлечь также светских специалистов-гуманитариев, представителей православной интеллигенции и общественности.
Каковы особенности этой конференции?
Учитывая экономические обстоятельства, а также в силу отсутствия достаточного времени на подготовку, мы не сможем рассчитывать на большое количество докладчиков. Но мы должны консолидировать все наши интеллектуальные ресурсы так, чтобы конференция стала смотром лучших богословских сил нашей Церкви.
Это тем более важно, что предполагается приглашение – в качестве докладчиков и участников – богословов, представляющих все Поместные Православные Церкви.
Это не новшество: в прошлых конференциях принимали участие богословы практически всех Православных Церквей, но сейчас ставится задача обеспечения общеправославного представительства.
Это важно по нескольким причинам.
Сейчас возобновляется общеправославный предсоборный процесс, прерванный в силу разных обстоятельств еще в 1990-е годы. Он предполагает проведение межправославных совещаний с участием официальных делегаций Церквей. Но этот процесс должен сопровождаться проведением именно богословских встреч, в ходе которых, в атмосфере академической дискуссии, можно обсуждать вопросы, имеющие общеправославную значимость.
Это прежде всего вопросы, касающиеся современной роли православного религиозного мировоззрения, утверждения христианских нравственных ценностей, общественного свидетельства и служения Церкви, противостояния воинствующему секуляризму, выявления религиозно-культурных основ жизни православных народов в европейском и глобальном контекстах.
В отличие от нормы веры, которая находит выражение в изложениях вероучения и иных доктринальных текстах, актуальное богословие всегда действует в проблемных зонах, на границе верующего разума и светского мышления, Церкви и «большого общества». Такое богословие не может соскальзывать на уровень публицистики. А потому, работая в этой области богословской мысли, необходимо особо помнить о «богословии молитвы» и о богословии как научной дисциплине.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
6 мая 2009 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Георгиевском храме на Поклонной горе. На богослужении присутствовали мэр Москвы Ю.
– Елена от имени прихожан города Каменска-Уральского просит Вас помочь клиру Свято-Троицкого собора, самого посещаемого прихода города: «У нас не хватает священников, и на Исповеди выстраиваются огромные очереди. Требуется реставрация внутреннего убранства собора, на это нужны средства.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.