Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз»
– Сегодня мы поговорим о женщине – о ее роли и месте в нашем обществе, об уготованной ей Богом участи. У нас в гостях клирик храма во имя Святого Целителя Пантелеимона, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко. Здравствуйте, батюшка.
– Здравствуйте.
– Перед Богом женщины и мужчины равны – спасение будет для человека, а не отдельно для мужчины и женщины. Почему в жизни существуют различия в отношении к женщине и мужчине?
– Человек имеет одну природу – как женщина, так и мужчина и ребенок. Каждое из этих трех существ имеет свою ипостась, то есть свое индивидуальное проявление. Человек создан по образу Божию, Бог есть Троица. И человек – троица: мужчина, женщина, ребенок; каждый из Святой Троицы отличается личностно – также и человек в своей природе один, но отличается по ипостасям, по проявлениям себя в жизни. Каждый имеет от Бога свои таланты, определенные дары, определенные качества и потенциал – необходимые качества души, чтобы осуществить самое главное – дело спасения души. Призвание у мужчины: разум, воля, логика, рассудочность, рационализм, прагматизм и так далее. Призвание у женщины другое. Призвание ее – в мире, в жизни. В вечности понятно: как апостол Павел говорит, во Христе нет половых различий – «ни мужеского, ни женского пола», нет национальных отличий – нет ни иудеев, ни эллинов. Но нужно жить во Христе, чтобы замечать это. А мы живем здесь, в миру. Мужчине от Бога необходимо свое призвание для спасения, женщине – свое призвание. Поэтому они разные.
– Вы говорите: у каждого свое призвание, но почему мужчины кичатся своим призванием, принижая призвание женщины? Говорят, мол, твоя обязанность – дети, и все, не суйся. Существует ведь пренебрежение?
– Это грех, это плохо. Нельзя человека по половому признаку унижать – это неправильно. Нужно разобраться, для чего вообще человек приходит в мир. Мы знаем, что Бог есть любовь: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Смысл жизни человека – научиться любить, отдавать себя, жертвовать. Отрекаться от своего, преодолевать свой эгоизм, себялюбие.
– По-моему, женщина жертвенна как никто…
– Совершенно верно. Школа любви – это семья. Бог специально устроил этот организм, чтобы человек именно в семье в первую очередь учился любить. Учился жертвовать, преодолевать собственное «Я». Кто в семье учит любить? Конечно, женщина.
– Почему-то сейчас больше пользуются этой любовью. Она жертвует – вот и хорошо, вот и здорово…
– Это еще раз подтверждает, в какое печальное время мы живем. У нас совершенно извратились представления о любви. Любовь воспринимается как пользование: человеком пользуются как вещью, удовлетворяя только свои потребности. Но не о такой любви говорил Христос.
– Мы говорим, что женщина – учитель любви в семье. Сейчас нередки случаи, когда мужчины просто пользуются любовью женщины. Неужели в разводах тоже женщина виновата? Она не научила любить или была слишком жертвенна?
– Говорить о традиционных отношениях можно только когда человек хранит традицию и живет в ней, когда в семье воспитывается уклад православной жизни. Потому что Церковь – хранительница традиций: того, что Господь замыслил о человеке, в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми. Мы видели, как народ искусственно был оторван от Церкви. Первым действием большевиков было разрушение фундамента человека, основания бытия человека – семьи. Современные либерал-демократы недалеко ушли от большевиков. Один из первых законов, который был ими принят – отмена уголовного преследования за гомосексуализм. У кого что болит, тот за то и радеет. А большевики сначала легализовали аборты – первая страна, узаконившая это преступление, за которое несколько лет назад была уголовная ответственность. Потом женщину уравняли в правах с мужчиной. Это демогагический метод – «равноправие» звучит хорошо, а в результате получилась совершенно извращенная система отношений. Равноправие – это чисто сатанинская выдумка. Бог устроил все разумно, но о таком равенстве, которое предложили большевики, похоже, позаботился враг рода человеческого. Какое может быть равноправие, когда один человек весит 120 килограммов, а другой – 60? Одному нужна двойная доза тетрациклина, а другому одна таблетка. Соответственно, у первого должна быть одна зарплата, чтобы себя содержать, а у второго – другая. Один мужчина, другой – женщина. Один старый, другой – молодой. Какое может быть равенство и равноправие? Господь, наоборот, построил все так, чтобы не было равенства. В природе есть четкая иерархия. Одни подчиняются другим: в армии, в Церкви, везде. Больные получают помощь от здоровых, богатые заботятся о бедных, сильные о слабых, родители о детях. И в семье должна быть иерархия. Только в таких отношениях возможна любовь – когда человек несет на себе тяготы другого. А когда провозглашается равноправие, тогда, возможно, получится хороший строй, где все равны и ходят в одинаковых синих штанах, получают одинаковую зарплату. Но в таких отношениях пропадает любовь: у человека нет необходимости носить тяготы другого, заботиться о нем. То, к чему мы сейчас пришли – последствия этой разрушительной целенаправленной политики государства. В семье нет главы, значит, нет ответственного, нет правого, не с кого спросить. Поэтому сейчас в семьях постоянное выяснение отношений – кто за что отвечает, потому что нет четкого представления о семье. А женщина намного одареннее от Бога, чем мужчина. В религиозном отношении тоже: пока мужчина додумает, логически все сопоставит, женщина чувствует сердцем. У нее эмоциональная сфера преобладает, потому она в семье может взять, если захочет, главенство. У нее есть материнский инстинкт, она энергичнее. Когда начинается «перетягивание каната», женщина оказывается под большим прессом ответственности за семью, под таким грузом семейных проблем, что просто не справляется.
– Здесь спорный вопрос: Вы сказали, что женщина берет на себя груз ответственности. Отчего это происходит? Оттого, что ей больше нечем заняться или она хочет доказать мужчине, что равна или превыше его? А может, она в силу природного материнства пытается сохранить семью, вырастить детей, а подмоги-то нет: ей волей-неволей приходится брать на себя эту ответственность, потому что поддержки нет. Давайте посмотрим на жен обеспеченных, состоявшихся мужчин – они не рвутся в бизнес-леди. А если и рвутся, мужья дают им волю, чтобы они просто удовлетворили свои творческие желания, способности – в минимуме, не в ущерб семье. А кто же у нас рвется в бизнес-леди? Да те, кому опереться не на кого. И они совсем не доказывали мужчинам, что они лучше…
– Мы инвалиды нашего времени – вы правы; как говорит Высоцкий: «так случилось, мужчины ушли». Дефицит нормальных мужчин – это патология, бич современного общества. Мужские особи есть, а мужиков нет. Как говорит Юрий Шевчук: «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться. Чтобы стать железом, мало быть рудой! Надо переплавиться, переродиться и, как руда, пожертвовать собой». Мужчина – это определенный набор «тактико-технических характеристик»: воля, благородство, ответственность, жертвенность. Почему так произошло, понятно – мужчина вытеснен из системы воспитания. Вытеснен напором женщины. В семье мужчина в лучшем случае выполняет функцию добытчика. Приносит денежки домой, а остальное – вино, кино и домино. Женщина с детьми, в школе, на родительских собраниях…
– Но это же ее миссия, женщина должна воспитывать…
– Я объясню, почему мужчина вытеснен. В садике – женский персонал, в школе тоже всего пара учителей-мужчин: физрук да трудовик. Армию молодежь старается обходить. Поэтому школы для мужчины практически нет. Где тот образ, на который может равняться мальчик? И естественно, когда он достигает зрелого возраста? В наше время хорошо если к тридцати годам он сможет ощутить себя мужчиной, готовым взять ответственность за другого человека. Даже как строить отношения в своей семье, он не знает. Поэтому женщинам нужно брать удар на себя. В каком смысле? Нужно учиться быть деликатными, дипломатичными. Если тебе досталось «сокровище инфантильное», которое носки за собой постирать не может, а привыкло «балдеть», надо с этим «материалом» работать. Нужно учиться воспитывать своего будущего мужа. Может, это звучит вызывающее, но во многом успех в семье зависит от женщины – насколько она смиренно сможет отойти в сторону. Ей необходимо трудиться годика два-три, чтобы юноша осознал ответственность за семью. Например, ребеночек подбегает: «Мамочка, можно я пойду гулять?». Она говорит: «Иди к папе». За стол садятся, первая тарелка супа – отцу, потом детям. Так целенаправленно утверждается авторитет отца – ему постоянно надо подчеркивать: твое решение самое главное, «как ты скажешь, так и будет»…
– Да, но последствия-то ей придется расхлебывать…
– Последствия будут нормальными, когда мужчина осознает себя мужчиной и главой семьи. Девушка за ним будет, как за каменной стеной. Часто приходят женщины «бальзаковского возраста» на Исповедь и начинают: «Я тут одна, изнемогаю. Сумки, работа, вкалываю, некому в доме гвоздь прибить, а «этот»… лежит, газетки читает». Проблема жуткая, но когда начинаешь разматывать клубочек, понимаешь, что в какой-то момент в этой семье был такой период отношений, когда юная женщина не захотела проявить должного смирения. Не захотела отойти в стороночку, а просто взвалила на себя семейный груз – из гордости и самоуверенности – и потащила его по жизни. Серьезная проблема: мужиков нормальных очень мало. Одна женщина сказала, что их просто всех расстреляли. Что с этим делать? Нужно воцерковлять мальчиков, приводить в Церковь. Треть семей сейчас неполные. Как одинокие женщины могут воспитать будущего семейного человека – без идеала отношений, без образа? Только если человек придет в Церковь, потому что придя в Церковь, он сразу приобретает множество тетей и дядей, братьев и сестер. И в этой семье он может научиться. Там есть отец-священник, который всегда являет образ отеческой заботы. Если ребенок в Церкви окажется, то есть надежда, что у него образ семьи все-таки возникнет.
– От многих слышу укоры в сторону женщин: «Женщина вообще создана из ребра Адама, она нечто вторичное и создана Богом в услужение Адаму». Так ли это?
– В услужение или в помощь?
– В услужение: постирать, подмести, убрать, то есть обихаживать. Служанкой быть…
– Мы же об этом говорили – нельзя к человеку относиться как к вещи, как к рабу. Если жена «служит» без чувств, в этих отношениях нет любви. Женщина создает любовь, она дарит жизнь и любовь. Внутренняя жизнь семьи в первую очередь зависит от женщины. Мужчина вовне: воюет, зарабатывает. А женщина, как говорится, хранительница очага семьи. Или, как говорят по-немецки: «Женщина – это три «К»: кюхен, киндер унд кирхе», то есть «кухня, дети и церковь». В этом нет ничего унизительного. Нужно в этом увидеть предназначение женщины. Что унизительного в том, чтобы рожать и воспитывать детей? Это великий и самый главный подвиг. Как это может сравниться с достижениями бизнес-леди? Это несопоставимые вещи.
– А почему одно исключает другое?
– Потому что «бизнес» не хочет делиться ни с кем, не хочет жертвовать.
– У нас же масса случаев, когда в семьях, где жены-домохозяйки сидят с детьми, дети абсолютно невоспитаны и вырастают такими же инфантильными или неудачниками…
– Это зависит от того, насколько женщина смирилась со своим призванием. Можно создать видимость, что сидишь дома, но вести гламурную жизнь – «шоппинг, который продлевает жизнь». Недавно рассказали: мама поехала отдохнуть за границу, а детей устроила в инфекционную больницу. Заплатила денег, договорилась. Можно таким образом создавать видимость воспитания, но это же лицемерие! Воспитать детей может только любовь, которая всегда требует жертвенности. Но она всегда приносит и огромные плоды в любви ответной – детей к матери и отцу. Почему сейчас люди находятся в патологическом состоянии несчастья? Потому что потеряно здравое отношение друг к другу в семье. Отношения стали извращенными, люди не знают, как друг к другу относиться – ругаются, выясняют отношения. Это вырождение нации, потому что школа любви – семья. Если эта школа разрушится, то уйдет любовь. А если любовь уйдет, будет злоба и ненависть. Жизнь потеряет всякий смысл. Нужно вводить в школах нравственные основы семейной жизни, то есть учить детей.
– А кто будет этому учить? Такие вещи в учебниках не пропишешь; наверное, должен быть личный опыт? Точно так же, как высокодуховным священником нельзя стать, просто прочитав Священное Писание. Это же и духовный, и личный опыт, какой-то труд над собой. Кто сегодня может преподать такие уроки в школе? Насколько я знаю, и у учителей не самые лучшие семьи, поскольку они тратят свою любовь и внимание на чужих детей.
– Православные христиане – единственные, кто в современной жизни пытаются организовать семью по образу Церкви. Люди, которые не просто «плодятся и размножаются», но сознают великую ответственность перед Богом за то, что им даны дети. Далеко не каждый педагог является образцом. Все люди грешные, слабые, но преподают же литературу, историю, приводят какие-то примеры, на что детей нужно ориентировать. По крайней мере, педагоги будут говорить детям, как надо. Может, начать с того, чтобы знали, какие должны быть отношения в семье. Кто муж, кто жена, кто дети. Традиционно, как это было и должно быть. Почему как должно быть – потому что на православной семье стоит «знак качества», она проверена временем. В православной России практически не было разводов. А в современной России 93% семей «умирает», еще не успев родиться.
– То есть это бездуховность? Не виноваты ни мужчина, ни женщина, причина в их бездуховности?
– Во-первых, это последствия антисемейной политики государства, которая велась несколько десятилетий. Во-вторых, современные средства разврата, пропаганды потребительского, инстинктивного образа жизни. Гитлер это использовал, завозя на завоеванные территории тоннами порнографическую литературу. То же самое происходит сейчас. В любой киоск «Роспечати» загляни – одна порнография. Она, конечно, называется эротикой, но шила в мешке не утаишь. Такая продукция провоцирует у детей раннее пробуждение определенных инстинктов. Это убивает чувство отцовства и материнства, стремление к созданию семьи. «Поматросить и бросить» – это да. А чтобы взять замуж, взять ответственность на себя до скончания века – такое редко увидишь. Нужно осознать, что Православие – это не просто в храме со свечкой постоять: это образ жизни, который распространяется на семью в первую очередь, на работу – во вторую. Если ты надел на себя крест, как ты можешь опаздывать на работу? Как ты можешь на работе «чесать языком» или раскладывать пасьянс на компьютере? Ты же работаешь, ты же деньги за это получаешь! А у нас как-то наполовину, то есть мы православные на краткий миг, а остальное время живем хуже язычников.
– Батюшка, есть слова: «жена да убоится мужа» –это что значит? Когда он посылает ее на аборт или, наоборот, запрещает его делать? Что значит «убоится»?
– «Жена да убоится мужа» – это слова апостола Павла. Он регламентирует отношение женщины к мужчине: боится так, как мы Бога боимся. Боимся сделать что-то вопреки и поперек – в этом и выражается любовь: уважение, благоговение, почитание. Мы знаем, что отношения между мужчинами и женщинами Господь ставит как отношения между Христом и Церковью. Муж любит жену, как Христос Церковь – до смерти.
– Но это же идеальные отношения. В отношении Церкви и Христа понятно – Христос идеален, и подчинение и смирение оправданно. Но как жена может убояться мужа, человека не идеального, такого же грешного – что, подчиняться его грехам? Она хочет сохранить ребенка, он говорит: «Нет, он нам не нужен сейчас»…
– Когда муж будет заботиться о жене так, как Христос заботится о Церкви, жена будет бояться потерять такого мужа.
– Тогда кто должен сделать первые шаги?
– Конечно, глава семьи. Поэтому нужна иерархия, где муж является образцом отношений, любви, жертвенности, показывает пример и отвечает за свою семью. В иерархии нет ничего постыдного для женщины, никак ее роль не умаляется; просто глава – это тот, кто берет на себя большую ответственность перед Богом. Перед Богом мужчина будет больше отвечать, чем женщина.
Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи – Виктория ПАЛКИНА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Недавно вышла в свет книга «Человек должен оставаться человеком» академика Петровской академии наук и искусств, специалиста в области биокибернетики и систем управления Валерия Филимонова. В ней автор публикует уникальные документы, раскрывающие планы создания всемирной технотронной диктатуры, и размышляет над проблемой превращения человека в биоробота.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.