Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (528) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№15 (528) / 15 апреля ‘09

Архипастырь

 – Владыка, священник дал мне краткий перечень грехов. Некоторые грехи я не считаю грехами – например, молилась с непокрытой головой, смотрела телевизор (фильм о Гарри Поттере), стыдилась креститься при людях, ела лакомства, бесстыдно одевалась в юбки с разрезами и шорты, стриглась и красилась, в таком виде ходила в храм Божий, купалась и загорала при людях и так далее.

Такие грехи нужно исповедовать? Или они просто даны, чтоб мы не забывали?
 – Грехи, которые были перечислены, действительно являются грехами – отступлениями от норм христианской жизни, и мы должны это понимать. Что касается молитвы с непокрытой головой, то это нарушение Заповеди Божией, то есть грех. Поэтому, сознаем мы или не сознаем, но грех – прямое нарушение воли Божией. В этом мы и должны каяться и стараться исправлять. Также и хождение, как сейчас современные женщины, девочки ходят в полуголом виде – тоже грех, потому что так одеваются, чтобы соблазнять ближнего своего. А соблазн – великий грех. Господь сказал, что горе тому человеку, через которого приходит соблазн. Но, видно, человек еще далек, душа еще черства, ее надо очищать от множества, казалось бы, для этого человека мелких грехов; очищать побольше, чтобы чувствовала душа свою греховность. И, конечно, не стоит противиться, когда люди хотят помочь, привести человека к сознанию своей греховности, чтобы человек не погряз в своих грехах и не заглушал свою душу, совесть грехами. Чаще всего бывает, что даже голос совести заглушается нашими грехами: человек совершает грех и считает, что это не грех. Совершает беззаконие и считает, что это не беззаконие. Совершает преступление страшное и считает, что это не преступление. Это очень тяжелое состояние души, когда она так погрязла в грехах, что уже совесть не действует: она заглушена плотным слоем грехов, который уже не пробивает голос совести; и совесть тоненьким голоском вещает все-таки в сердце человека, но человек этого не слышит, не различает, не понимает. Но если человек будет молиться, просить Бога, чтобы Господь открыл его грехи, что мы и делаем в утренних молитвах, то Господь откроет сознание человеку. И человек будет каяться с сознанием, сознавать, что совершал неправильные поступки, неправильно вел себя, принося и себе вред, и ближнему большой соблазн.
 – Можно ли считать смирением такое состояние души, когда в ней равнодушие и безразличие к окружающим? И чем эти понятия отличаются?
 – Конечно, смирение – это не равнодушие и безразличие к окружающему миру. Смирение – состояние души, умиленного сердца, сознание своей греховности, недостоинства, нечистоты, слабости и немощи перед тем, чтобы совершить то великое, к чему призывает нас Господь в нашей жизни – к великим добродетелям. И умиляется сердце человека, и он чувствует свою нищету духовную и желает, чтобы Господь помог. И когда человек находится в таком состоянии, он особенно чувствует необходимость в помощи Божией, помощи Спасителя, он нуждается в спасении, в Спасителе. И для него Спаситель – это сила, которая необходима в жизни, чтобы восполнить свою слабость и немощь. Господь в такой нищете духовной и совершает Свое дело.
 Смирение – это сила, которая может побеждать многие трудности этой жизни, когда человек смиряется перед трудностями и невзгодами. Смиренный человек очень терпелив, очень крепок, силен в перенесении многих трудностей этой жизни, обид, скорбей, болезней, испытаний. В то же время смирение помогает человеку обрести ту высоту добродетели, которую обязан иметь каждый православный христианин.
 – Поступил телефонный звонок из Нижневартовска: «Владыка Викентий, помогите, пожалуйста, в таком вопросе. У меня ближние мои отошли от веры Православной. Кроме утренних молитв за них, каким образом я еще могу им помочь, чтобы они вернулись в Православную веру?»
 – Если они крещеные, то надо, конечно, молиться за них, чтобы Господь помог им обрести истину и просветил их разум, чтобы они видели свое заблуждение. Можно читать кафизмы, поминать их на кафизме, читать Евангелие, и тоже их поминать на каждой главке. Помолиться, чтобы Господь их просветил. Читать какой-нибудь акафист, из святых отцов нашей Церкви, которые могут просветить, умолить Бога, чтобы Господь посетил близких Своей благодатью. У нас есть большие возможности помочь человеку, который попал в такую беду. И думаю, что усиленная, непрестанная молитва дойдет до Бога. И Господь найдет возможность привести человека к пониманию его заблуждения, чтобы он принял веру своих предков и жил по заповедям Божиим и Православной вере Христовой.
 – Я лютеранка, можно ли мне ходить в православную церковь?
 – Можно ходить в православную церковь, но желательно посетить воскресную школу при храме, чтобы получить знания о Православной вере и знать традиции нашей Церкви Православной, чтобы понять различие между Православием и лютеранством, принять Православную веру, креститься и жить в дальнейшем в Православной вере. Я думаю, если человек другой веры имеет любовь к Церкви Православной и хочет ходить в храм – это призыв Божий, чтобы принять веру Христову, но для этого нужно знать Православную веру, чтобы не быть снаружи православным – ходить в церковь, а внутри иметь понятия совсем неправославные.
 – Я воспитанник детского дома, по крещению Иаков. Владыка, я бы очень хотел служить в Вашей епархии, но по незнанию, когда я находился с приемными родителями, они привели меня в храм, и я был рукоположен в диаконы, после чего узнал, что эта Церковь не принадлежит Московскому Патриархату, это раскольники. Я бы хотел служить у Вас, чтобы принадлежать Богу. Что мне делать?
 – Нужно покаяться, что попал в такую ситуацию по своему неразумию. Если был рукоположен во диаконы, значит, уже взрослый человек, не ребенок. Поэтому нужно было, конечно, изучить ситуацию и потом уже принимать решение на такое дело. Но Господь милостив, Он через покаяние принимает всех нас. Поэтому ничего не потеряно. Можно, если есть такое желание, прийти, побеседуем, узнаем ситуацию, тогда будем принимать решение.
 – Спасибо, Владыка. Поступил телефонный звонок… Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.
 – У меня вопрос о людях, которые добровольно ушли из жизни. Могут ли они спастись? Что ожидает их души там, за гранью смерти?

 – Вы знаете, что если Церковь не отпевает и не молится за них, то, конечно, самоубийцы находятся в очень тяжелом положении в потустороннем мире. Их души очень тяжко страдают, терзаются, мучаются. Мы, конечно, сожалеем, что в настоящее время таких случаев бывает очень много – даже среди детей, среди взрослых, среди стариков, даже 90-летние бабушки уходят из жизни. Незадолго перед эфиром приходили родственники и просили какой-то помощи. Даже в очень преклонном возрасте люди принимают такое решение. И это, конечно, очень обидно, очень неприятно; с этим нужно бороться. Одна из причин этого – у человека нет веры в Бога, нет понятия о смысле жизни, поэтому он так легкомысленно относится к своей жизни. А жизнь дана нам, чтобы трудом стяжать вечность блаженную. Самоубийством человек не решает свои проблемы – наоборот, усугубляет их. Он не избегает страданий, но приобретает еще большие, тяжелейшие, которые несравнимы со страданиями, испытываемыми человеком на земле, в этой жизни.
 К сожалению, такой грех не прощается. Потому что сам человек не может за себя молиться и каяться в этом грехе, уже нет покаяния за него. Единственное, что могут сделать родственники и близкие – молиться за него в домашних условиях и надеяться, что милосердие Божие велико. Если мы будем совершать дела милосердия, то, конечно, Господь, может быть, проявит Свое милосердие. И очень важно, чтобы после такого тяжелого случая ближайшие родственники, если они не были воцерковлены, воцерковились, чтобы изменением своей жизни помочь родственнику, попавшему в такую тяжкую беду. И если ближайшие родственники, ближайшие друзья, сострадая и переживая за душу умершего самоубийством, страдая за него в этой жизни, возвратятся к Богу, будут жить церковно, то, я думаю, это изменение принесет облегчение в потустороннем мире погубленной душе. Принесет даже какое-то утешение и просветление, избавление от тяжких мучений. Есть такие слова Священного Писания: «…обративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов». Поэтому если причиной обращения было то, что скончался в таком состоянии человек, то я думаю, что и сам человек, обратившийся от ложного пути, спасет свою душу от смерти и покроет множество грехов, и скончавшегося такой смертью Господь, может быть, спасет от смерти вечной. Есть такие возможности, чтобы потрудиться миссионерским трудом и обращать окружающих ко Господу, к церковной, нравственной, духовной жизни, приобретая мир, умиротворение душе, которая отошла ко Господу в иной мир именно таким тяжким грехом.
 – Вопрос от Сергея из Ростовской области: «Можно ли годовщину смерти отметить во время Великого поста?»
 – Мы обычно отмечаем годовщину смерти не какими-то застольями, а молитвой. Великим постом почти каждую субботу (три субботы в течение поста) мы совершаем поминовение усопших и молимся за них. Мы можем молиться за усопших после каждого богослужения. После вечерней службы совершается в храмах лития, чтобы помянуть усопших. Можно совершить в этот день молитвословия, панихиду заказать, помолиться за усопшего. Потом в ближайшее воскресенье подать записку на Божественную литургию за усопшего, совершить дела милосердия. Это и есть поминовение – так мы отмечаем годовщину: молитвенным и добродетельным путем. Это очень важно и нужно, и мы можем это делать.
 – Погиб некрещеный человек. Как за него можно молиться?
 – Мы за некрещеного человека в церкви не можем молиться. Мы можем молиться только дома и совершать дела милосердия. Одна из важных добродетелей сейчас – отвратить людей от греха, от зла и приводить к добру, к добродетельной жизни, к вере Христовой.
 – Вопрос от Николая из Богдановича: «Как Вы относитесь к тому, что в Москве может открыться кампания по выкапыванию останков из безымянных могил на кладбищах?»
 – В России так не делалось никогда. Всегда к усопшим относились с благоговением, с уважением, с почтением. Кладбища сохранялись длительное время. Это западное веяние идет. Но я думаю, у нас тоже есть люди благочестивые, понимающие, знающие. Думаю, что здравый разум возобладает над миром нашим.
 – Спасибо, Владыка. Новый телефонный звонок в эфире. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – У меня вопрос очень длинный, Вы меня простите, пожалуйста. Я несколько лет назад замуж вышла. Моя мать была верующей, и соседка ей посоветовала (она тоже уже покойница) благословить мне «Семистрельную» икону Матери Божией. А мой муж, когда пришел за мной и увидел эту икону, даже напугался: разве можно такой иконой благословлять?

 – Она вас благословила на что этой иконой? На брак?
 – Она не знала. Мы пожили, через год на квартиру переехали, и свекровь даже не отдала эту икону. А мы дом потом продали, и благословение осталось в этом доме. Я раньше об этом не задумывалась, а сейчас я в возрасте, и душа болит. Что мне делать? Приобрести такую икону в дом? Или забрать ту, съездить туда?
 – У нас была такая традиция, что родители благословляли детей иконой. Была традиция мерной иконы, когда дарили на Крещение младенцу икону с изображением его небесного покровителя. И она сохранялась всю жизнь в семье, передавалась из поколения в поколение. Также были семейные иконы, родовые, которые передавались из рода в род – иконы, перед которыми молились наши предки и бережно хранили в своих домах как большую святыню. Но мы потеряли эту традицию, ее надо, конечно, возрождать, чтобы в каждом доме была хорошая писаная икона, перед которой молились бы дети, внуки, правнуки… И она была бы ценностью домашнего очага. И чтобы, конечно, через эту икону получать благословение на благополучную семейную жизнь. Но если, к сожалению, вы потеряли икону и невозможно больше ее возвратить, то можно заказать или купить новую икону и иметь ее как благословение своей матери в доме, икону Божией Матери «Семистрельная». Чтобы по ее молитвам Господь помогал вам в вашей жизни, чтобы жизнь ваша была благочестивая, добродетельная и успешная.
 – Владыка, вопрос от Николая из Богдановича: «Мой сын сильно пьет, и у него бывают приступы злости и агрессии по отношению ко мне. Что мне делать? Кому молиться?»
 – Да, конечно, это очень тяжкий грех – пьянство. Тяжелая болезнь, в которой, к сожалению, человек приходит в состояние беснования, не владеет собой. Конечно, нужно молиться за этого человека, чтобы Господь его вразумил, просветил и он понял, что так жить дальше нельзя, что нужно избавиться от этого недуга и бросить пить, жить трезвой жизнью. Молиться можно каждому из святых угодников Божиих: любой силен в молитвах пред престолом Божиим. Мы молимся и Божией Матери пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Мы обращаемся к Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла избавиться от этого недуга нашим близким, родным. И Она помогает, и другие угодники Божии, например, наш праведный Симеон Верхотурский очень много помогает людям, которые подвержены страсти пьянства, зависимости от алкоголя. Многие святые имеют крепкую и сильную молитву, большое дерзновение пред Богом; Господь слышит их просьбы за нас и помогает нам в наших нуждах и проблемах.
 – Как молиться за умерших родителей-старообрядцев? И можно ли за них молиться в церкви? Нужно ли при поклоне задевать пол?
 – Мы знаем, что старообрядцы приняли правильное Крещение с троекратным погружением и чтением троичной формулы. Они к этому относятся очень серьезно. Но, к сожалению, в свое время они были против нашей Церкви, были большими противниками Церкви Христовой. И тут получается, что родственники просят молиться за тех, которые к нашей Церкви относились очень негативно. Но это не значит, что мы против того, чтобы молиться за них – сами они не хотели этого. Но чтобы как-то утешить людей, которые сейчас молятся в нашей Церкви и имеют умерших родственников-старообрядцев, мы не препятствуем молиться за них. И я думаю, что Господь примет их молитвы и даст им спасение и радость в Царстве Христовом.
 – Вопрос от Татьяны из Екатеринбурга: «Существуют старые иконы, которым более ста лет, и новые современные. Надо ли иметь дома старые намоленные иконы или достаточно новых? И есть ли разница в истечении благодати от икон?»
 – Если в доме остались старые иконы родителей, предков, то, конечно, нужно оставить их как память о своих предках, которые молились перед этой иконой, изливали и свои слезы, и горе, и радость, может быть, выражали перед ней. Это икона, через которую как бы продолжается связь между потомками и родственниками, которые жили в прошлые века. Но если этого нет, то можно сейчас приобрести или заказать, могут написать. Сейчас иконописцы пишут иконы, можно иметь хорошую писаную икону в семье. Конечно, мы всегда к старинной иконе относимся с особым благоговением, потому что она намолена – перед ней многие молились, через нее многие получили помощь, избавление. Она уже намоленная, благодатная. Но если мы даже перед современной иконой, написанной и освященной, будем молиться, то через нее тоже Божия Матерь или святые угодники посылают милость, благословение и благодать. Поэтому все зависит от нас – с каким отношением мы подходим к этой святыне. Если мы со слезной молитвой, с верой глубокой, с надеждой на помощь Божию подойдем, то через эту икону Господь пошлет нам помощь.
 – Поступил телефонный звонок из Орловской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.
 – Мне 54 года, я два года назад крестилась. До этого батюшка испытывал веру мою. Я 9 месяцев ходила в храм, посещала все праздничные и воскресные службы. В общем, человек я воцерковленный. Но что меня мучает очень сильно – я курю, я никак не могу бросить курить, что бы я ни делала. И акафисты читала Матери Божией, и плакала пред иконами, и Господа просила. Хочу Вас спросить, как Вы относитесь к кодированию от курения? Мой духовный отец отрицательно относится, батюшка иеромонах. Он объяснял мне все, но мне ничего не помогает. Силы воли у меня просто нет. Что мне теперь с собой делать? Посоветуйте, с чего начать?
 – Да, конечно, очень легко попасть в сети вражьи. Казалось бы, чего страшного – покурить? Вроде бы ничего страшного, а оказывается – такое рабство, из которого очень нелегко выйти. Хорошо, что вы понимаете, что это плохо, вредно для души и тела, что это не угодно Богу, что это грех. И с грехом нужно бороться. Это сознание очень важно, чтобы избавиться от этой страсти, привязанности. Видите, она держит вас в своих сетях, и вы как раб этого греха. Сейчас идет пост – это воздержание, ослабление своих страстей. А молитва – это сила, которую Господь дает через нее, чтобы искоренить наши страсти. Он это делает, Его сила Божественная может совершить это дело. А от нас нужно только произволение, желание воспротивиться этой страсти и не выполнять ее волю. Сложно бывает, не сразу все получается. Нужно поставить себе такую цель – не курить. И если хочется, то нужно чем-то другим заняться: творить молитву, поклоны, какое-то дело найти. Чтобы отвлечься от этого желания, чтобы оно пропало через некоторое время. И вы бы сделали свое дело борьбы с этой тягой. Придет еще желание покурить – опять нужно приняться за молитву, Иисусову молитву или другую, просто обращаться к Богу за помощью, чтобы Господь ослабил тягу, желание покурить. И не поддаваться этому – проявить силу воли и воспротивиться этому, и не выполнить желание, которое у нас возникло. Может быть, один раз так попробовать, другой раз, и с каждым разом мы будем побеждать свое желание, и оно будет с каждым разом ослабевать и не будет иметь такой силы, какую имело первоначально.
 Мы знаем о таком состоянии Господа нашего Иисуса Христа перед Его крестными страданиями, когда Он в Гефсиманском саду молился до кровавого пота. И молился, чтобы Господь помог Ему нести Свой тяжкий Крест. Так же и мы с вами должны, когда есть страсти греховные, молиться Богу и воздерживаться от порывов своего греховного сердца, не совершать тот или иной грех. Но, конечно, для этого нужна большая сила; человек даже потеет и болезнует душой, но воздерживается и проявляет волю. Когда увидит Господь наше малое желание и сопротивление этому греху, то Он придет к нам на помощь Своей великой силой, чтобы отсечь, искоренить эту тягу, чтобы больше к этому не возвращаться. В этом нужно постоянство, а не так, что «сразу, с сегодняшнего дня», хотя бывают такие чудеса – сразу после разговора с духовным человеком, со священнослужителем Господь посылает такую силу, что человек может преодолеть страсть свою и избавляется от нее навсегда. Молиться надо.
 Я знаю такое чудо. Оно произошло, когда у нас была чудотворная икона Святого Страстотерпца Царя Николая. Один курящий человек обратился со слезной молитвой к Святому Страстотерпцу, а когда отошел от иконы, больше не хотел курить, избавился от этой страсти. Поэтому и вы должны обратиться и к Божией Матери, и к Святому Страстотерпцу Николаю, и к другим святым угодникам Божиим. Но в то же время нужно стараться воспротивиться своему желанию, не поддаваться желанию покурить, а Господь будет помогать. Это нужно постоянно делать; если не сразу, то через некоторое время вы избавитесь от этого недуга. Нужны сопротивление и молитва.
 – Спасибо, Владыка. Вопрос от Валерия из Екатеринбурга: «Почему при выборе Патриарха использовалось голосование, а не жребий, ведь жребий бы более точно показал волю Божию?»
 – Я думаю, всем было видно, как мы совершали голосование, и все были уверены, что способом голосования совершилась именно воля Божия об избрании нашего Патриарха Кирилла. Поэтому нам возвращаться к этому вопросу нет смысла. Избрание совершилось; было принято всеобщее голосование Поместного Собора, который принял решение, чтобы именно таким способом, такой процедурой совершить избрание Патриарха Русской Православной Церкви. Это было сделано, и мы сейчас не жалеем.
 – Дорогие друзья, наша передача подошла к концу. Владыка, благословите наших телезрителей.
 – Бог благословит всех вас, дорогие наши телезрители. Желаю вам помощи Божией, силы Честного и Животворящего Креста Господня. Желаю, чтобы Господь помогал в несении подвига поста и молитвы, помогал нам искоренить наши страсти, недуги. И чтобы мы, очищенные от наших страстей и грехов через покаяние, через совершение добрых дел, радостно встретили великий праздник Пасхи Христовой – славный и светоносный праздник Воскресения Христова!
 – Спаси Господи, Владыка!

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Пасхальное послание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!  Возлюбленные о Воскресшем Господе чада мои – отцы, иноки и инокини, братья и сестры! От всего сердца поздравляю вас со Светлой Пасхой Христовой – «праздником праздников» и «торжеством из торжеств»! Ныне все мы исполняемся великой радости. Ликует вся Церковь небесная, ликует вся Церковь земная и все вместе объединяются в одной радости о воскресении Христа Спасителя, о великой любви Божественной к роду человеческому.

 
Духовное чтение

Юрий Максимов: «О видах добродетелей»

(Продолжение. Начало в № 12–14)Любовь  Любовь есть высшая из добродетелей и венец всех их.   Любая добродетель сама по себе не имеет ценности, если не основана на чистой любви, как об этом свидетельствует апостол Павел: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс