Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На вопросы в программе телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой» отвечает священник Александр Дубасов
– Сегодня я хотела бы поговорить об идущем сейчас Великом посте, чтобы поддержать вас в каких-то делах, возможно, предупредить от каких-то согрешений. У нас в гостях настоятель храма Святых Мучеников Флора и Лавра села Косулина священник Александр Дубасов.
Здравствуйте, батюшка!
– Добрый вечер.
– Обычно начало поста, все собираются «с духом», начинают, и в конце завершение: подводятся итоги, тоже какие-то усилия прилагают. А середина – о ней как-то меньше говорят, она в какие-то будни превращается. Что Вы посоветуете, как «середину» провести? На что обратить внимание?
– Обратить внимание еще в начале поста, что без будней не обойтись. Если сравнить пост с постом, на котором солдат стоит, то можно представить: человек заступил и знает, что не все спокойно на его участке. Первое время солдат усиленно бдит. А когда какое-то время прошло, обстановка без изменений, то у человека появляется желание присесть, отдохнуть. Это естественная человеческая потребность. Бдительность притупляется. Поэтому пост у нас не раз в жизни, а по нескольку раз в году и на неделе: среда, пятница. Поэтому человеку нужно поститься не только в Великий пост, но и в среду, пятницу. То есть среда, пятница – это время учебы, когда мы сталкиваемся с теми же сложностями, что в Великий пост, только в небольшом размере. Человек учится, учится, а в пост сдает экзамен. Тут нужно помнить, что будни будут, от них никуда не деться. Поэтому нужно собрать все силы на начало поста, тем более если человек недавно начал этим заниматься. А когда заканчиваются первая седмица, вторая, третья, придерживаться тех установок, которые человек себе дал. Если нужна будет корректировка, можно посоветоваться с человеком, которому доверяешь.
– Что Вы посоветуете сделать, чтобы не потерять бдительность – так скажем, не уснуть на посту?
– Пост – это время, удобное для духовного становления, для молитвы, для покаяния, для изменения своей жизни, чтения духовной литературы, посещения богослужений. И ничего нового не стоит придумывать. Если здесь что-то не получается: с молитвой как-то не так, с чтением не то, богослужение не получается посещать, то нужно посоветоваться; хорошо, когда у человека есть наставник.
– А что делать, если после первой, второй недели срыв произошел? У человека «руки опускаются»; возможно, уже второй или третий пост выдержать не может; что, все бросать?
– Есть же Церковь, мы же постимся, не только на диете сидим…
– Нет, но и с духовной составляющей не получается – молитвы утром и вечером читать…
– Посоветуйся с Церковью, с тем, кому ты доверяешь. Человеку, идущему духовным путем, нужен наставник, помощник, проводник.
– Но не стоит «руки опускать», бросать пост?
– «Упал – вставай, – говорят святые. – Ни за что не соглашайся с этим положением». Кто-то лежит: «Помоги мне», – ложись рядом.
– То есть если пост вдруг прервался, ничего страшного, за это казнить особо себя не стоит?
– В данном случае надо отличать покаяние от чувства вины. Человек покаялся и сказал: «Господи, Ты меня прости. Я постараюсь укрепиться, дай мне силы». Опять же, пользуясь теми механизмами, которые нам церковь предоставляет, себя укреплять и возбуждать к дальнейшему продолжению дела. Таинство исповеди, таинство Покаяния, молитвы и результат всего этого – таинство Причастия – соединение с Богом. Это все, что нам дано, и дано не безосновательно.
– Можно ли начинать и держать пост без благословения?
– Благословение – это не приказ. Когда мы ставим священника в известность и просим благословения, мы как бы уверяемся, что через благословение священника нас благословляет Сам Бог. То есть священник должен рассмотреть то, что мы просим. И если видит, что человеку что-то не по силам, где-то неправильно он действует, то подсказать ему в этом. Если человек постится, потому что постится вся Церковь – это нормально. А если ему нужно укрепление, человек имеет духовного наставника, священника, у которого он благословляется, то без благословения он не будет поститься. Человек постится ради достижения общения с Богом; я думаю, на это его Сам Бог благословил. Священник благословляет в общем, на службе, поэтому это не будет пост без благословения. А когда человек желает поголодать, на диету себя посадить, то это постом будет сложно назвать. Если он это делает без благословения, то нужно разобраться – почему? Потому что не у кого благословиться или потому что он не считает нужным? Пост без благословения как таковой даже не предполагается, потому что вся Церковь благословлена Богом. А кто имеет наставника, пусть подойдет, какие-то вопросы разрешит.
– Я хотела бы, чтобы Вы прокомментировали такую ситуацию: очень многие люди, называя это светским языком, отчасти хвастаются: «Я пощусь!», делают это демонстративно, не скрывают. Нет ли здесь неправильного поведения? Не порождает ли это какого-то тщеславия, гордыни? Как я слышала, лучше о том, что вы поститесь, промолчать – это должно быть личным делом человека и духовника…
– Подобная ситуация известна и из Священного Писания. Буквально перед самым постом мы читаем Евангелие, где прямым текстом говорится: «Если вы поститесь, то поститесь для Бога». Не нужно это делать напоказ. Господь укоряет тех, кто так бахвалится. Поститься, в большей степени, нужно тайно. Что мы делаем явно, то скрыть нельзя. А сокровенное известно только нам да Богу; Богу в большей мере, нам – отчасти открыто. Поэтому делать такое заявление и выставлять себя особо трудящимся постом будет не совсем правильно. Опять же, Господь все это допускает и рад, чтобы мы увидели в этом негатив и изменились. Чтобы мы поняли, что действительно «я себя тут выставлял постником, а потом не смог до конца вынести это». А может, и вынес, только потому, что тщеславился. Из гордости я продолжал поститься, чтобы потом кого-то укорить, а себя превознести. Это, конечно, неправильная ситуация. Но все на пользу человека. Если человек так делает и нас сейчас слышит, то дай Бог ему поразмышлять, подумать и посоветоваться с духовным наставником.
– У нас звонок: «У меня есть дочь, ей 15 лет, в данный момент она живет в доме инвалидов. Но у меня есть еще две дочки, которые я родила после того, как ее оформили туда. Есть ли грех в том, что у меня так ребенок живет? Я и муж ее навещаем. 18 ей исполнится, я вроде как хотела ее домой взять, но муж против. Мне хотелось узнать, в чем мой грех и какое наказание я понесу за свои деяния?»
– Вопрос не такой простой. Что значит «грех»? Тут дело вашего духовного наставника. Нужно изучить вопрос, почему так случилось, что ваша дочь оказалась в этом учреждении? Какими вы руководствовались резонами, что дочь пришлось туда определить? Как вы сейчас к этому относитесь? Если вы говорите: «ладно, ей там лучше, нам тут лучше» и все, то тут будет небрежность, безответственность за свое чадо. А если вы всю ночь напролет плачете и в молитве спрашиваете разрешение этого вопроса, творите милости по этому поводу в результате того, что, может, муж не соглашается, может, дома дочери не выдержать. Может, дома-то было бы сложнее – ну, разные причины, тонкостей очень много. В результате всего этого можно уже сделать какой-то вывод. Если вам не хочется с дочерью, поскольку она инвалид, а инвалиды, с одной стороны – крест, а с другой – великая ответственность. Если человек эту ответственность выдерживает, то великая награда для него уготована Господом. Если ваше деяние сопряжено с тем, что вы просто от ребенка избавились, который доставляет много хлопот, то, как говорится, «грех за грехом, только смотри и смотри, изучай и изучай». А если была другая необходимость, то ее надо посмотреть, со священником посоветоваться. То есть священнику, которому доверяете, как-то раскрыть все дела. Надеемся, что вы получите более глубокий ответ на этот вопрос.
– А как же быть с мужем, который против?
– Да, тем более не понятно – это ребенок совместный или нет? Если совместный, тогда позиция мужа непонятна. Если же это ребенок от другого брака, то отчасти этого мужчину можно понять. И если уж вы решили свою дальнейшую жизнь связать с мужем, то надо на мнение мужа хочешь – не хочешь опираться. Как минимум, с ним считаться. Поэтому тут опять вопросы: конфликт в дом вносить еще хуже, чем существующее положение. Поэтому посоветуйтесь более детально со священником храма, куда вы ходите, окормляетесь. Если нет, то желаю вам такового обрести.
– Женщина сказала, что ребенок-то уже взрослый, 15 лет, в 18 хочет забрать, то есть стоило бы учесть желание самого ребенка? Может, ребенку самому лучше там…
– Думаю, что с мамой-то все равно ребенку хорошо, но тут опять возникает вопрос: как мама? Как у мамы здоровье? Насколько она может выполнять функцию матери? Вопросы за вопросами, поэтому тут непросто ответить.
– У нас еще один звонок, здравствуйте…
– Добрый день. У меня такой вопрос: показывают трапезную – позавчера показывали обжарку форели на подсолнечном масле. Скажите, пожалуйста, можно ли сейчас вкушать подсолнечное масло?
– И форель…
– Церковь имеет такую благодать, постановление и структуру, что такие слова как «можно», «нельзя» не очень-то употребимы. Все зависит от того, насколько человек воцерковлен, каково его здоровье, насколько он имеет сил поститься по Уставу. По Уставу я могу сказать, что можно, а что нельзя. По Уставу Великим постом, с понедельника по пятницу, масло подсолнечное не вкушается, не говоря уже о рыбе. Среда, пятница – дни еще более строгие, даже пища не варится. Но опять же, тут вопрос: кто может понести такой пост? Если человек это может и его духовник его на это благословляет и не беспокоится, что у его духовного чада произойдет срыв, то спокойно можно поститься по Уставу. То есть с понедельника по пятницу – пища без масла. А в среду и пятницу – сухой день.
– А в субботу, воскресенье?
– А в субботу, воскресенье пища варится и добавляется масло.
– Но Великий пост – это пища без рыбы и мяса…
– Кроме двух дней – без пищи животного происхождения. Рыба употребляется в этот пост дважды: в Благовещенье и в Вербное воскресенье. Кто может это нести? Если человек давно этим живет, нет противопоказаний по здоровью. Бывает, что человек болеет, например диабетом; его в такие рамки поставить – так он неделю протянет, а потом вдруг умрет. Спросишь: «Что случилось?». «Он постился» – так это не пост. Ведь в пост предполагается так свое тело утончить, чтобы душе было удобно молиться. Церковь говорит: когда человек заболел, это уже так или иначе определенный вид поста. То есть что-то у человека в жизни отнялось, чего-то он уже не может себе позволить. Поэтому какая-то часть поста уже есть, и эту часть нужно дополнить. А чем? Пост должен быть радостным, надо освободиться от ненужностей. Цель поста – приблизиться к Богу. И когда мы это сделали, еще и поделиться этой благостью с ближними. Самому достичь Бога и Богом поделиться. А средства, которые мы употребляем для этого, надо смотреть по нашей жизни. Если мы живем в полноценной православной семье, то не вопрос – употреблять масло или нет. Мы постимся по Уставу, масло не употребляем. Или же нет, может, у нас в семье не все верующие, православные. Не все, может, даже крещеные, возможно, другой веры. Может, дети малые есть или болящие. Тут, исходя из всех этих условий, человек выбирает свой посильный пост. Однозначно можно отказаться от просмотра сериалов. Не посещать магазины без надобности (понятно, что продукты питания нужно покупать, их же не запасешь). Добавить надо в свое постное делание духовно-нравственные моменты: не ходить по магазинам, не глазеть на витрины.
– Не искушать себя…
– «Не могу я без рыбы в силу того, что у меня со здоровьем не все в порядке, но вот от сериала любимого я воздержусь, вместо рыбки». Еще важный момент. Говорят: «Я, батюшка, не пощусь». «А что такое?». «А я вот болею». «Что такого болит?». «Мне нельзя без мяса, молока…». Тут есть разные советы, духовники по-разному советуют. Вот что можно однозначно сказать: «А вы можете поступить следующим образом. Вы поститесь без молока, без мяса. А вот у вас есть возможность и вам необходимо вкушать какое-то количество мяса и пить какое-то количество молока. Поэтому вы варите без молока, а молоко вкушаете как лекарство – возможен такой путь?» Человек говорит: «Да, возможно». Или говорит: «Нет, невозможно, потому что я сухое есть не могу». «Хорошо, готовите на молоке, добавляете масло, а мясо отдельно отвариваете и вкушаете как лекарство. Это возможно?» «Да, возможно» или «Нет, невозможно». «Что невозможно?». «То-то и то-то» – и дальше, по силам человека, можно вывести его на бакалейно-гастрономическую тему. Определить какие-то рамки. Когда эта тема пройдена с человеком, можно спросить: «А что еще есть в вашей жизни, что вы говорите «я не пощусь?»»
– Ну, в конце концов, можно, наверное, совсем-то не упираться в тему еды.
– Опять же – по состоянию человека. Может, он живет один. Может, телевидение, сериал душещипательный для него – единственная отдушина. Возможно, он не может часто выходить, живет в четырех стенах, и все. Священник на то и дан, чтобы он сказал, как человеку удобно поститься, что для него будет постом. Ведь цель поста какая – достичь Бога. «А как я буду достигать?» Наблюдением за собой: что у меня не в порядке – чтобы эти моменты преодолеть. Мы трудимся над этим в течение поста, прилагаем усилия. Что в сердце негативное хочет войти и что негативное уже там есть: новое не впустить, а что уже есть – исправить.
– Правду ли говорят, что во время поста телесная оболочка истончается и гораздо ярче проявляются те греховные стороны души, которые есть? То есть человек начинает быть либо очень агрессивным, либо очень нервным, либо его тянет на обжорство… То есть время поста – это, наоборот, лакмусовая бумажка, которая еще ярче и нагляднее показывает, где проблемы души. Или нет?
– С одной стороны, так, а с другой – на сегодня мы не можем не учитывать психического состояния человека. Насколько он адекватен, насколько его психика в пределах нормы. Одно из дел духовника – определить, насколько психика перенесет этот пост. Например, человек хочет постом поставить себя в рамки; а насколько его психика к этому готова? Мы сегодня не можем об этом не говорить. Есть общие рамки, положения, но каждому человеку надо индивидуально посмотреть. Я окормляю психиатрическую больницу и часто сталкиваюсь с этим вопросом. И понимаю, что такого болящего постом выведешь в такое состояние… Один человек говорит: «Я стал поститься, бросил курить и снова попал сюда». Поэтому тут осторожно надо смотреть, какие у человека возможности. С одной стороны, пост и дан, чтобы проявился во мне весь негатив и я его увидел, – но если негатив связан с неровностью в моей психической картине, тут надо быть осторожным.
– То есть это проявилось, вы увидели это. И дальше с духовником решать, что делать. Либо послабляться в посте…
– Тут очень осторожное дело. Духовник должен быть очень чуток. Лучше скажем, духовный наставник, потому что духовников сейчас не так много – это такая божия благодать. И духовников, именно высокой духовной жизни, на всех не хватает. А духовный наставник тоже просит, чтобы Господь, по Своей благодати, через священника помог человеку. Тут не столько личный фактор священника работает, а именно Господь через священника помогает. Это не значит, что священник при этом должен жить как угодно. От его благочестия тоже многое зависит.
– Можно ли крестить детей в пост?
– Конечно. Ведь Крещение есть духовное рождение. На заре христианства существовала практика – креститься в большие праздники. Но давно этого нет, и человека мы крестим, когда он считает, что готов. Поэтому нет никаких противопоказаний человека в пост покрестить. Вот зачатие ребенка христианину, живущему по правилам Церкви, в пост будет неверно.
– Спасибо за беседу.
– Желаю вам бодро пройти будни постные, достичь Светлого Христова Воскресения, достичь Бога – и этим достижениями делиться с ближними, дальними.
Беседовала
Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи –
Виктория ПАЛКИНА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
7 марта митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил Божественную литургию в Свято-Иннокентиевском храме одесского Спасо-Преображенского собора. Во время богослужения Владыка Агафангел рукоположил диакона Иоанна Рымаря в сан священника, а выпускника Одесской Духовной семинарии Андрея Кирлика в сан диакона.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.