Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (522) → Беседа с игуменом Флавианом (Матвеевым): «О Великом посте, развлечениях и шоппинге…»

Беседа с игуменом Флавианом (Матвеевым): «О Великом посте, развлечениях и шоппинге…»

№9 (522) / 1 марта ‘09

Интервью

На вопросы в программе телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой» отвечает игумен Флавиан (Матвеев)

– Начался Великий пост, первый день этого поста традиционно именуется чистым понедельником. Раньше в России с этого дня отменялись все увеселения, чтобы верующие прониклись покаянным настроением. Что это за настроение и как достойно провести Великий пост, мы сегодня поговорим с наместником Кресто-Воздвиженского монастыря игуменом Флавианом (Матвеевым).

Здравствуйте, батюшка!

– Здравствуйте.

– В воспоминание каких событий земной жизни Христа был установлен Великий пост?

– В cвятом Евангелии мы читаем, что Христос Спаситель принял на себя сорокодневное пощение. С такой целью Он удалился в пустыню для того, чтобы пребывать в одиночестве. За это время Он подвергался искушениям сатаны, о которых подробно описано во святом Евангелии. В память об этом установлен Великий пост, вернее, его основная часть – это Святая Четыредесятница. Это та часть поста, в течение которой мы берем на себя посильный подвиг (может, не такой, как взял на себя Христос – Он совершенно отказался от пищи в эти дни) отказом от некоторых видов пищи, которые причиняют нам наибольшие помехи в деле духовного возрастания и молитвы: наиболее калорийные сорта пищи (это пища мясная и молочная) – мы отказываемся от них и от какой-то избыточной суеты в нашей жизни для того, чтобы собрать себя воедино в духе покаяния; тем самым подражаем Христу Спасителю, Который сорок дней постился в пустыне.

– Принято считать, что пост сорок дней, а на самом деле сорок восемь; почему?

– На самом деле Великий пост состоит из двух частей – это святая четыредесятница, сорок дней воздержания и аскетики, и Страстная Седмица. В течение Страстной Седмицы мы больше не аскетике уделяем внимание, а духовному созерцанию. То есть в эти дни мы с особой остротой переживаем, вместе с Христом, Его спасительные страдания. Тогда наш акцент перемещается немного в другое направление, мы уже готовимся возблагодарить Господа за те страдания, которые Он претерпел, и благодарим Его. Мы духовными очами, вслед за чтением Евангелия в храме, следим за тем, как Христос восходит на Голгофу. И готовимся увидеть радость Пасхи за скорбными и страдальческими днями. Само название «Страстная Седмица» должно быть на русский переведено как «неделя страданий» или «страдальческая неделя». Потому что слово «страсть» переводится на русский как «страдание». Из этих двух частей и состоит пост. Но один лишний день – это праздник Входа Господня в Иерусалим, который как бы служит водоразделом, который не относится ни к тому, ни к другому. Мы пост в этот день продолжаем соблюдать, вкушая в этот день рыбу – то есть пост немного послабляется. Этот день считается праздничным, не совсем постным днем. Считается, что все до него – это четыредесятница, после – Страстная Седмица.

– В пост уменьшались и вообще исключались увеселения. Можно сегодня перечислить те увеселения, от которых стоило бы оградить себя? Потому что каждый увеселение понимает по-своему. Что подразумевает Церковь под увеселением?

– Вы правильно сказали, что у каждого свое понятие об увеселении. Одним нравятся дискотеки, другие терпеть их не могут, говорят: «Как можно в таком шуме пробыть хотя бы две минуты? Это невыносимо». Одним нравятся прогулки, другие не могут оторваться от книжки. Одним нравятся хождения по магазинам, другие говорят, что более пустое времяпровождение сложно вообразить. Одним нравятся спортивные состязания – участвовать в них или наблюдать; другие говорят, что это скучно. Поэтому у каждого свои представления. Кто-то любит дома развлечься с друзьями, посидеть, выпить по рюмочке, посмеяться над чем-нибудь курьезным. А другие идут в поход. Для каждого человека увеселение – это то, что привлекает его больше, больше развлекает. А что означает «развлечение»? В переводе на русский язык – «растаскивание». Мы, когда говорим о развлечении, подразумеваем, что это какой-то путь, противоположный целомудрию. Потому что целомудрие – это целостное мудрование, созидание самого себя и своего внутреннего мира. Это стяжание благодати, то есть присвоение, приобретение, а развлечение – это растаскивание. Нужно, чтобы наш отдых был так устроен, чтобы он не был развлечением. Как говорил великий физиолог Павлов: «Для организма лучший отдых – это не ничегонеделание, а изменение рода занятий»: если человек посидит за книжкой, а потом выйдет подышать свежим воздухом, потом поиграет в мяч, потом начнет картошку чистить, потом будет заниматься самообразованием, потом на лыжах покатается, так и получается: лучший способ поразмыслить над прочитанным, может быть, тогда, когда человек неспешно по лесу идет на лыжах или совершает пешую прогулку.

– Батюшка, здесь я хотела бы поподробнее расспросить, но после звонка, хорошо?

– Хорошо.

– Здравствуйте.

– Добрый вечер, батюшка. Была масленица, я Тихона Задонского читал. Он сколько мог, столько боролся со стадией масленицы, чтобы прощеное воскресение я провел в суде. А народ пировал, радовался; вот объясните мне: как так?

– Церковь всегда стремилась отвратить людей, своих прихожан от каких-то чрезмерных увеселений в масленицу, связанных в основном с избыточным употреблением спиртного и с мордобоем. Это было предметом забот не только святителя Тихона Задонского, но и других святителей. Церковь по-прежнему на этом настаивает; даже когда церковь участвует в организации народных увеселений, то всегда подразумеваются какие-то невинные развлечения. Катание на санях, поедание блинов – все то, что не связано с грубыми проявлениями падшей человеческой природы. В большинстве приходов так и говорится, что «да, пожалуйста, повеселитесь на масленицу, но сделайте это умеренно. Сделайте это так, чтобы не пришлось потом сильно раскаиваться, что накануне покаяния позволили себе то, что совершенно противоположно покаянию». Здесь ничего мудреного нет, всякий вдумчивый христианин поймет, что нужно и в масленицу, и не в масленицу вести образ жизни тихий, спокойный и смиренный. И себе позволять развлечения невинные. Вообще для нас Великий пост – это не какое-то противопоставление тому, к чему мы привыкли на протяжении всего остального времени. Потому что христианин всегда призван к покаянному переживанию своей жизни. Всегда призван к вниманию, самоконтролю, в церковной традиции это называется «внимание к себе» – когда человек приглядывается к тончайшим проявлениям своей внутренней духовной жизни и на протяжении всего дня не раз ставит себе вопрос: «Чем я занимаюсь? Где я? Кто я? В каких я взаимоотношениях с Богом? В каких я взаимоотношениях с другими людьми?». Каждый вечер совершает такой разбор дня – к этому мы призваны на протяжении всего года. Наше покаянное настроение, наше усердие обострить, уделить этому особое внимание. Поэтому те развлечения, которые мы себе позволяем, могут быть как раз противоположны тому спасительному настрою, который мы созидали на протяжении всего года. Поэтому для нас актуальная тема – организация отдыха, а не организация развлечений. Любой отдых должен, по крайней мере, подразумевать или включать в себя молитвенное делание. Он не должен мешать молитве. Я уже привел примеры: игра в мяч или лыжные прогулки – во время таких прогулок можно творить молитву. Размышлять о каких-то духовных вещах – такой отдых не мешает духовному деланию.

– Во время игры в мяч?

– Да. Почему нет?

– А вот сжигание чучела Зимы – к этому как относится Церковь?

– Сжигание чучела зимы…

– Нет здесь чего-то языческого?

– Языческие корни этого обряда, несомненно, есть, но если кто-то в этом чучеле увидит образ своей греховной жизни и, глядя на это исчезающее в огне чучело…

– Вряд ли… Это же все-таки чучело Зимы…

– Кто-то, если увидит в этом образ своих грехов и скажет себе: «Да, Господи, я вижу, как огонь пожирает несчастное чучело Зимы. Господи, даруй мне такое же пламя веры и горения, пламя любви к Тебе, чтобы оно попалило все мои греховные страсти. Чтобы от них не осталось ничего, а золу разметало ветром – так же, как сгорает это чучело Зимы», – тогда человек получит от этого духовную пользу. Это будет кстати, потому что святитель Тихон Задонский, упомянутый звонившим к нам телезрителем, как раз об этом рассуждал. Он говорил, «вот, если ты увидишь что-то отвратительное, нехорошее в своей жизни, то постарайся придать этому такое значение, чтобы оно принесло тебе духовную пользу». Поэтому этот обряд, на мой взгляд, некрасивый, неэстетичный, может принести человеку несомненную духовную пользу. А что касается того вопроса, который мы обсуждаем – о развлечениях… У каждого есть своя язва, каждого какой-то вид развлечений уязвляет. Всем хочется чему-то особенному посвятить свое время. Человек любит ходить по магазинам, он все что угодно сделает, накопит деньги, для того чтобы скорее предаться «шоппингу».

– «Шоппинг продлевает жизнь!» – я сегодня увидела плакат.

– Да.

– Батюшка, простите, давайте ответим на звонок; здравствуйте.

– Батюшка, вы заговорили о язве. У меня такая язва – курение: женщина верующая и курит. Пост я соблюдаю, но курю, это уже не получается соблюдение поста, да? Еще ответьте – это страсть или грех большой, великий? Спасибо.

– Конечно, это страсть, которая приковывает к себе все внимание, заставляет человека страдать: ведь бедные курильщики, которые начинают бросать курить, подвергают себя страданиям. Если невольно очутятся в ситуации, когда нет возможности курить, как же они страдают! Весь мир готовы проклясть, только бы скорее припасть к сигарете. Это страсть, действительное страдание, привязанность. Страсть – это грех, который сделался привычкой, уже влился в саму природу, в естество человека; вот поэтому со страстью расстаться гораздо сложнее, чем просто с грехом. Страсть – это углубившийся грех.

– А как тогда женщине держать пост, если она не может терпеть?

– В первую очередь нужно избавиться от табака. Сделать это можно разными способами: взять на себя сугубый подвиг молитвы – «я возьму и буду сугубо молиться, и через молитву я сумею это преодолеть». Конечно, здесь необходима помощь духовника, который благословит на совершение молитв. Здесь нужно и христианское общение, чтобы находились такие люди, которые были бы готовы провести время, как-то поддержать этого человека – это тоже имеет большое значение; также церковные таинства – Исповедь и Причащение, Соборование обязательно: как раз перед Великим постом соборуют, совершаются общие Соборования в храмах; чтение Священного Писания… то есть у Церкви есть целый ряд вспомогательных средств, чтобы каждое из них выполняло особую роль в борьбе с грехом. Церковь предлагает: давайте, употребите, только не по отдельности, а сразу и то, и другое, и третье. Комплексное воздействие, чтобы не оставить ни одной щелочки, чтобы страсть не проникла и не водворилась. Имеет значение и медицина, которая может предложить всевозможные мундштуки, которые будут заменять первое время недостающие элементы в организме. Затем человек решит: «Сначала я избавлюсь от сигарет, а потом и от самого никотина». Так ему будет легче избавиться. Другими словами, не только духовные усилия, но и медицинские. Где-то может понадобиться психотерапия; беседа с хорошим врачом, желательно с православным, принесет пользу. Необходимо глубокое комплексное воздействие, в основе которого должна лежать любовь к Богу и решимость. Человек скажет: «Неужели я Бога не люблю? Хоть как-то, в чем-то Бога возлюбить!». Страсть препятствует тому, чтобы верность Богу чувствовать. За что-то уцепиться. Человек говорит: «Наверное, надо мне это бросить», а нужно сказать решительно: «Нет! Все! Я этому воспротивлюсь, но ты, Господи, мне помоги. Я слаба, а Ты велик. Я немощна, а Ты силен. Ты мне можешь помочь, я верю в это, я убеждена в этом!» И, конечно, при помощи священника и христианского общения – всего того, что я перечислил, взять на себя такой подвиг: избавиться от курения и к этой привычке больше не возвращаться. Это будет главная польза, которую человек может себе принести Великим постом. Это действительно язва, и то, что телезрительница нам позвонила и сказала о себе – хорошо. Курение – язва, от которой стоило бы избавиться.

– Батюшка, мне понравилось одно размышление женщины, которая курила и бросила. Она говорит: «Я приходила в церковь, произносила молитвы перед Господом. И однажды мне пришло прозрение: как это я произношу молитвы этим ртом, после того как покурила. И мне стало очень стыдно – я поняла: как я могу просить о чем-то Бога, когда у меня изо рта дурно пахнет». Для нее вот это стало толчком, то есть ей стало настолько стыдно, она поняла свое состояние: молит Бога о чем-то, о помощи в беде и тут же вот…

– Я сразу вспомнил рассказ преподобного Силуана Афонского, который ехал как-то в поезде с купцом, который всю дорогу страшно «смолил». У них завязалась невинная беседа о том, настолько ли нехороша эта привычка курить. Отец Силуан сказал: «Да, это привычка нехорошая». А купец отвечал: «Я не чувствую нехорошесть этой привычки – как познать, что эта привычка нехорошая?». Преподобный Силуан ему говорит: «А ты перед тем как закурить, прочитай «Отче наш», помолись». «Помолиться перед тем, как закурить? Так ведь это как-то нехорошо». «Вот видишь, если ты признаешь, что молиться перед каким-то действием нехорошо, значит нехорошо само действие». Купец задумчиво говорит: «Да, надо признать вашу правоту».

– Я хотела бы поподробнее остановиться на развлечениях, потому что для каждого развлечение свое. Вот Вы говорите: «для кого-то развлечение читать книги». Для кого-то, всегда говорили батюшки, «смотрение телевизора». Здесь я бы хотела сделать некоторое уточнение: посмотреть телевизор ради того, чтобы узнать новости, необходимые в работе или для общего кругозора. Вот нашу программу посмотреть – это одно, и допустимо, лучше, нежели смотреть по телевизору различные сериалы, художественные фильмы, или я неправильно рассуждаю?

– Сама по себе телекомпания «Союз» создавалась как некая альтернатива тому, что мы называем телевидением. Потому что по большинству телеканалов передают немного того, что действительно человека воспитывает, вразумляет, информирует. По большей части то, что мы называем телевидением – это развлечения. Развлекательные шоу, фильмы, концерты. Только новости (если это правдивые новости) сообщают нам правдивую информацию. Бывают интересные, хорошие ток-шоу, но они, к сожалению, редки на большинстве телеканалов. А телевидение «Союз» как раз было создано, чтобы созидать и вразумлять человека, чтобы доставить человеку какую-то пищу для размышления, чтобы смотря телевизор, а именно телеканал «Союз», человек умнел, а не глупел.

– Может, не только телеканал «Союз», все-таки есть некоторые программы…

– Есть, но я уже сказал, что они редки. Нужно понимать с какой целью мы смотрим телевизор. Если мы смотрим для того, чтобы развлечься, как говорят «развеяться», или: «Я телевизор практически не смотрю, приду вечером, посмотрю полтора фильма и все». Если полтора фильма – то это уже по времени 2, 5, а то и 3 часа.

– То есть особой потребности нет посмотреть в плане информации, чтобы быть в курсе новостей, может, каких-то познавательных программ. Тогда, наверное, стоит это время потратить на что-нибудь другое. Книги… Вы сказали, что чтение тоже может быть развлечением. Здесь я хотела бы уточнить, может, чтение духовных книг?

– Я здесь имел в виду как раз развлекательное чтение, так что совершенно правильно задали этот вопрос. Приходилось сталкиваться с людьми, которые чрезвычайно были горды, что читают книжки, которые сейчас продаются в ярких обложках. Это всевозможные детективы, мыльные оперы, переложение мексиканских фильмов, романы и так далее. Ужас! Я видел своими глазами в доме моего знакомого целую библиотеку из таких книг. Он чрезвычайно был горд тем, что «вот я и мой папа – мы читающие люди. Смотрите, какую мы библиотеку создали». Я посмотрел и не увидел в этой библиотеке ни одного классика! Мне стало за них боязно. Возможно, лучше бы они ничего не читали, чем читали эту детективно-развлекательную «белиберду».

– То есть можно, хотя бы ради подвига в этот Великий пост, взять и почитать хотя бы одну духовную книгу.

– Конечно.

– Пусть она тяжело читается и непонятна первое время, но хотя бы этот подвиг в Великий пост стоит совершить.

– Все правильно сказали.

– О магазинах я хотела сказать. Действительно, сегодня ехала, стоит большой билборд, где написано «шоппинг продлевает жизнь!» Наверное, в магазины все-таки не грех в Великий пост ходить, потому что нужны и продукты и одежда, даже подарки, потому что есть у людей дни рождения. Просто не стоит этому придавать такой развлекательный характер.

– Да, если для кого-то это является язвой, тот пусть лучше эти дни посидит дома и скажет: «Вот будет Пасха, тогда мы и купим все, что нам нужно». А в отношении того, что «шоппинг продлевает жизнь» – это смешно и наивно.

– Хотелось бы Ваше мнение услышать на этот счет, потому что такие плакаты не редкость сейчас. «Все, что тебе нужно – это шоппинг».

– Коммерсанты (как самые беззастенчивые люди нашего времени) все делают, чтобы мы расстались с заработанными деньгами, расстались с радостью – они нам все что угодно пообещают, посулят только чтобы наши деньги перетекли к ним и именно к ним, причем каждый хочет, чтобы именно к нему. Так что столько сейчас совершенно беззастенчивых плакатов, которые заключают в себе очень красивый, но все-таки обман. Я однажды втупик встал, когда прочитал на рекламе шоколада такую фразу: «Учись развлекаться!». Оказывается, развлекаться еще надо учиться. Какой ужас!

– Спасибо Вам за беседу.

– Будьте внимательны к своей внутренней жизни, подвергайте себя самоанализу во имя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. И пребывайте в духе особенного покаяния для того, чтобы встретить в радости праздник Святой Пасхи – Воскресение Христово.

Беседовала
Юлия ФАРБШТЕЙН

Расшифровка аудиозаписи –
Виктория ПАЛКИНА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковь и общество

Алексей Гордеев перед утверждением на пост губернатора Воронежской области поклонился мощам святителя Митрофана

  26 февраля 2009 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил молебен у мощей небесного покровителя воронежской земли — святителя Митрофана.   За богослужением молился Алексей Гордеев, который сегодня принял участие в заседании облдумы, в ходе которого была рассмотрена его кандидатура на пост губернатора Воронежской области, выдвинутая президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс