Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (522) → «Широкая Масленица» собрала гостей со всех волостей

«Широкая Масленица» собрала гостей со всех волостей

№9 (522) / 1 марта ‘09

Духовное чтение

  1 марта в Харитоновском саду на Вознесенской горке было многолюдно, шумно и весело. Здесь проходило масленичное гуляние, ставшее для Екатеринбурга традиционным: праздник проводится в столице Урала с 1994 года.

Масленица в старину была одним из любимейших праздников на Руси. Масленичная неделя – с весельем, блинами, забавами молодецкими, хороводами, играми – предваряла начало Великого поста.
 Яркий, самобытный, веселый и незабываемый праздник начался с прибытия масленичного поезда. После провозглашения «Масленичного указа» началась праздничная программа, которая включала немало интересных и забавных конкурсов и игр. Здесь и взятие снежной крепости, и состязания по традиционному русскому рукопашному бою, и театр Петрушки, и «частушечный марафон». Состязались в мастерстве и удали гармонисты и плясуны, поражали своей оригинальностью клоуны и фокусники.
 Организатором веселого праздничного действа стало объединение патриотических клубов «Наследие» при поддержке Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии.
 О традициях этого праздника рассказывает руководитель Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии А.Н. Черепанов.

  – Александр Николаевич, очень многие люди придерживаются мнения, что праздник масленицы – языческий и мало имеет общего с православными традициями и обычаями. Как Вы можете прокомментировать это?
  – Масленица никогда не была церковным праздником и по сию пору им не является. Это – сугубо народный традиционный праздник. Но когда Православие пришло на Русскую землю, оно освятило духовным, нравственным смыслом народную культуру. И в этом отношении те внутренние, содержательные изменения, которые происходили с культурой благодаря Православию, преобразили языческую культуру, в которой пребывала Русь до принятия Православия. Поэтому отождествлять или противопоставлять эти вещи ни в коем случае нельзя.
  Каждый человек, как бы по наитию, все равно в истории своей культуры отличает добро от зла, тьму от света и так далее. Вот почему так органично вплелось Православие в русскую культуру и было без труда воспринято людьми. Ведь оно было, в конечном счете, продолжением традиционной народной культуры. Народ в своей традиции все равно вырабатывал свои принципы сосуществования на этой земле, принципы взаимоотношений между человеком и природой, мужчиной и женщиной, стариками и детьми. В этом есть в определенной степени и преемственность, а с другой стороны – углубление духовных смыслов через идеалы Православия. Это и есть освящение культуры язычества.
  – Программа праздника довольно разнообразна. Это и поднятие гирь, и лазание на столб, и перетягивание каната, и бой мешками, и бег наперегонки на ходулях, и потешное сражение на санках… Но почему-то многие обращают внимание только на кулачный бой «стенка на стенку» и выражают сомнения: уместен ли такой вид состязаний на веселом празднике, где присутствует много детей? Не явится ли это зрелище для них жестоким и неразумным?
  – Вопрос в отношении кулачных боев мне задают нередко. Я могу ответить так: в них нет злобы, и предполагать, что кто-то собрался калечить другого, нет никакого основания. Среди участников боев нет противостояния, в их основе не лежат, говоря современным языком, принципы каких-то «разборок». Речь идет именно о соревновании, соревновании физическом наравне с соревнованием духа. Если Церковь будет освящать их, говорить о духовном смысле, о нравственности при проведении такого рода состязаний, я думаю, перспектива у них самая что ни на есть хорошая. И я хочу вот о чем сказать. Мы, к великому сожалению, живем «мимо» своей культуры, мы не знаем своих традиций, потому, в конечном итоге, мы не знаем даже самих себя. Человек, опираясь на опыт предшествующих поколений, становится богат опытом тысячелетий. И если он лишается этого опыта, он не просто обедняется, а фактически обкрадывает себя. А когда человек сам становится носителем культуры, не потребителем, а именно носителем, тогда он знает, когда придет масленица, что на масленице делать, куда приходить, что приносить… Печь ли блины, вставать ли в «стенку».
  И, кстати сказать, Харитоновский сад – пример возрождения русских народных традиций. Потому что в большей или меньшей степени там уже люди собираются, чтобы себя в этом празднике проявить. Это очень важно. Это – семейный праздник, для всех возрастов, этот праздник очень важен и полезен, интересен и глубок для всего общества.
  Я считаю, что думать о своих предках, вспоминать их, изучать и понимать их жизнь – дело каждого человека. Эстафета, которая тысячелетиями передавалась из поколения в поколение, все же дошла до нас. Мы знаем немало примеров и героических подвигов русских защитников, и научных открытий, имеющих мировое значение, и примеры образования, да и в других сферах жизни.
  Если бы мы отнеслись к своим предкам с уважением и задали бы себе вопрос: кто и как жил даже в моем личном роду? Вот за эту ниточку мы и могли бы потянуть «клубок истории». Потому что наши предки ходили в церковь, Рождество встречали, гуляли масленицу… Человек, возвращаясь «на круги своя», попадает в тот календарный круг, который мы сейчас пытаемся восстанавливать в Екатеринбургской епархии.
  Традиционная культура не направлена на сцену, она направлена на взаимодействие человека с другими людьми, на общение. Вопрос состоит в том, чтобы каждая семья, каждый человек были носителями культуры, чтобы они из поколения в поколение передавали ее, совершенствовали, творчески преломляли. Чтобы в этом отношении она была всегда актуальна, всегда современна.
 – Александр Николаевич, давайте все же вернемся к «праздничной» теме. Вам, наверное, уже не раз задавали вопрос: как церемония сожжения чучела масленицы, которая зачастую становится кульминацией праздника, сочетается с основами православной культуры?
  – К этому вопросу можно относиться по-разному. Я общался на эту тему и с ученым людом, и со священниками. И пришел к такому пониманию – в Православии перед постом человек как бы очищается: сжигает старую мебель, старую одежду, старую солому… И в этом отношении он как бы избавляется от «ветхого человека» в себе. Он очищался перед постом, уготовлялся к посту. Сжигаемое соломенное чучело можно при желании отнести к какому-то языческому ритуалу, а можно с таким же успехом отнести и к Православию – человек через огонь, через очищение уготовляется к посту. Обратите внимание: в этот момент люди просят прощения друг у друга, а это уже высокие духовные смыслы, которые, собственно говоря, никто не отрицает.
  Таким образом, православный человек может смотреть на эти вещи одними глазами, неправославный человек – другими. Мне очень понравилось одно выражение: когда человек верующий говорит, что мы все – от Бога, он ищет в другом человеке Божественное начало; человек неверующий ищет в другом человеке все отрицательные черты. Таким образом, глядя на масленицу, кто-то найдет какие-то признаки язычества, а кто-то найдет высокие культурные идеалы, которые в ней присутствуют.

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым)

Покаяние тогда только признается истинным и действительным, когда последствием его бывает оставление греха смертного. Без этого последствия покаяние — бесплодно.

 
Духовное чтение

В каждой работе художника – душа ее автора

  Заметным событием в духовной и культурной жизни Екатеринбурга стало открытие в областном краеведческом музее персональной выставки художника Василия Васина «Библейские мотивы». На ней представлено свыше тридцати уникальных работ, которые в разное время экспонировались на многочисленных российских и международных выставках, они находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Германии, Голландии, Бельгии, Польши и Японии.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс