Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ничего, кроме Него и надежды
«Virgin Mary Birthplase». И указатель-стрелочка.
Я не вчитывался в путеводители, на этой улице вообще оказался, ища выход из старого города, а тут… «Место Рождества Богородицы». Как это теперь принять? Чувство такое, будто пора причащаться, а совсем не готовился.
Спускаюсь в пещерку дома Иоакима и Анны. Поющая тишина. Никуда отсюда не уйду. Буду сидеть на малюсеньком выступе из стены, стоять на коленях, буду здесь.
«Си, си, си», — итальянцы, наверное, или испанцы. Слышу, как они спускаются. Зашли в «мою» комнату. Целуют иконки, крестятся — легким касанием подушечек пальцев. Парнишка в пляжных шортах указывает подруге на ракурс фотографии — чтобы в кадр вошла надпись «Virgin Mary Birthplase». «А свечки видны? И иконку захвати. О’кей. Grazia».
Их снова нет. Ушли. Сижу.
Опять шаги, шарканье. «Осторожно, Надя, голова», — наши. Священники. Или монахи. Не знаю, все в рясах. С ними только две женщины и девочка — уже ясно, что Надя. Зайдя в комнатку, они сразу — в традиционный обход: целовать все иконки. Закончили, раскрыли книжицу: «Велииичааааааем Тя…». Вот это здорово, этому я очень рад, что смог к такому присоединиться… «Амииинь», — и мигом ушли, будто куда-то опаздывали. Уже середина дня, а программа паломничества, видно, скроена очень плотно.
Лифостротон. Так и не разобрал значения этого слова. Это площадка, где избивали Христа. На каменных плитах выдолблены кривые знаки — это игра, что-то вроде «классиков» древних римлян. Чуть поодаль эти плиты разлинованы — табличка разъясняет, что это уже римская дорога, по ней Бога, избив, повели на Голгофу.
Французы: парень и девушка, парень и девушка, парень и девушка. У всех, видно, всё в самом разгаре. Руки парочек, прикрываясь смехом, шуткой, опять смехом — и опять шуткой, изучают друг дружку. Каникулы в Иерусалиме — звучит!
На Лифостротоне тесно, и мне надо пройти прямо через сладкую группку. Последний раз гляжу на классики. И, выходя, слышу, как широко встречена следующая шутка.
«St. Магу souvenirs». Этот магазинчик, похоже, старый — хозяин успел с престижным именем. Следующим владельцам приходилось мельчать: «St. Joseph souvenirs», «St. Anna souvenirs» и так далее — до местночтимых святых.
В этом сезоне, похоже, мода на деревянного Бога. Иисус под крестом, Иисус на кресте, Иисус над Крестом… Разбирают на ура. С одним таким крестом — большущим — стояла голландская пара в очереди к Гробу Господню. Монах-грек даже отозвался: «How much?» — «Two hundred!», — учтиво отвечали голландцы — это было как раз в те минуты, когда грек объявил, что пускать больше не будет и личным контактом с ним стали очень дорожить. «Dollars?» — он все рассматривал крест: правда, красавец — лакированный, и выделка такая тонкая, даже шипы на венце Спасителя сражают своей подробностью. «Еuго», — голландец с каким-то особенным значением это вывел. Монах присвистнул — дорого.
В этой же лавке картинка с удивительной технологией: она меняется от поворота. Мое детство вперялось в такие визуальные аттракционы и, обожая их, так и не разобрало, в чем секрет. Только здесь я теперь — в первый раз с тех пор, как могу как о чем-то отдаленном уже сказать «мое детство» — набредаю на такую радость. Ее сюжет: Лицо Христа на Кресте. Огромные глаза вглядываются в тебя, по вискам — бурые капли. Но делаешь шажок, и… глаза закрываются. Еще шажок — снова открываются. Еще…
В Иерусалиме перестаешь молиться так, как привык понимать молитву: говорить, говорить, говорить что-то Богу. Тут начинаешь слушать Ответ и боишься своим молитвословием перебить. Его перебить.
Этот Ответ рвется из пряной арабской лавки, из наивной коптской церквушки и из выстреливающей своей устремленностью в небо евангелистской кирхи. Из магазина расписанных вихрастой вязью тарелочек, из хрипа усатого мулата с черешневыми глазами, дерущего твой рукав: «О’кей, мистер, фифти шекель фор зис»… Бог шепчет тебе басом бронированного израильского полицейского, опустившего ствол в тесном проходе виа Долороза. Бог подает тебе кофе смуглой рукой с белыми ногтями — в маленькой чашечке в виде вздутой виолончели. Бог молчит вместе с тобой под кошмарным знаком «пятая остановка». А когда побредешь к шестой и будешь робко лыбиться зазывному «Where are yоu from?» из каждой платочной лавки, Бог тихо скажет тебе: «Вот видишь, это Я. Так Я живу в этом мире, так Я разрешаю Себя не замечать. Мой мир, Моя любовь, — скажет Бог, — ты так мало поменялся с той поры, как Я ступил сюда Человеком, но ты — Мой, все-все Мои красивые-красивые дети, вы все — Мои, вы все — Моя Любовь. Только Она».
А после Бог поведет тебя в баптистский молитвенный дом, а из него, мимо францисканской церкви — к бенедиктинцам. От них, мимо идолов в сувенирной лавке, Он покажет тебе армян, греко-католиков и греков-православных, болгарскую церковь и римско-католический пышный костел… И все это время будут тянуть муллы с минаретов, тянуть со всех сторон, сталкиваясь в твоем мозжечке всей упрямой инерцией этих обращений. Так ты выбредешь к Стене Плача и вонзишься в это молитвенное нашептывание нации. И здесь сядешь. Здесь остановишься. И Бог опять скажет тебе: «Вот гляди, и это Я, так по-разному Я разрешаю про Себя сказать, так по-разному я разрешаю к Себе обратиться».
И тут скоро, по-южному завечереет. Бог разделит с тобой кебаб в еврейском квартале. Вы сядете с видом на Стену, ловя губами выплывающий из булки хумус. И будете молчать. И в какую-то секунду вдруг не станет слышен ни один язык. И как раз тогда, когда упавшую на мостовую каплю хумуса начнет слизывать кошка, ты вдруг поймешь, что увидел весь мир. И что нет никакой особой Святой Земли, а вся планета, весь этот мирок — Святой. Святой — с секунды, когда всего несколько человек — малюсенькая группка — заметили в небе звезду чуть ярче других. Даже тот знак так нежно, будто извиняясь, вторгался в уклад и свободу созданий.
Ты увидел здесь весь мир. Ты ходил по фалангам Божьих пальцев, и почти всякое слышимое здесь слово «Бог» произносилось так, что если его стали бы писать, то вывели бы с маленькой буквы. Вывели бы — интуристы с фот-кой на фоне Его страдания; пилигримы, норовящие схватить сколько можно много благодати от всякого святого; экскурсоводы, утоляющие чье-то неверие справкой о вере; звонки мобильных у извершия Голгофы: «Привет, знаешь, где я сейчас?».
Ты видел весь мир.
Мир, в котором ничего уже не осталось, кроме Него и Надежды.
Гефсимания. Это — выйти из Иерусалима и подняться на соседний холм. В сторону наших золотых маковок. В пять часов в русском монастыре Святой Марии Магдалины начинается служба. Две монашки поют, две читают, еще две просто молятся. Служит один батюшка. Со мной и бабушкой за свечным ящиком — не набралось и десяти человек.
«Господу помолимся!…» — я отворачиваюсь от алтаря. Двери храма — настежь: духота. Там лежит весь мир, золотой купол мусульманской святыни алеет закатным солнцем. И знаешь, точно знаешь, что миром, миром — отсюда звучит вернее всего, потому что здесь — предел этого мира, потому что здесь — он весь, вон он, обернись только.
Этот монастырь оторвался от Иерусалима. Поднялся над городом. И этим, кажется, над планетой. Если вникать в зашифрованную формулировку «Небесный Иерусалим», то он начинается здесь. Потому что здесь — даже физически — неба больше, чем города.
Бог больше ничего тебе не говорит. Потому что вы теперь в предельном общении — в молчании. А там, внизу, замирает Его растерявшееся Творение — по стенке минарета тянется тень креста от базилики напротив, поднятый зонтик гида приближается к входу в Кувуклию, дворник заметает оброненную туристом брошюру: «Отдых всей семьей, первая линия, детям скидка, посещение святых мест, все включено».
Борис КОРЧЕВНИКОВ,
артист, телеведущий
(журнал «Фома»)
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Три юбилейные даты отмечаются в нынешнем году в церкви в честь Сретения Господня в Старопышминске: 200-летие строительства первого храма, 20-летие с начала восстановления церкви и 20-летие священнического служения настоятеля прихода протоиерея Николая Васильчука. Пышминский золотопромываленный завод был основан в 1763 году.
Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способствует якобы становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма. Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе означает «способность переносить, терпеливость».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.