Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (520) → Юбилей в Старопышминске

Юбилей в Старопышминске

№7 (520) / 15 февраля ‘09

Духовное чтение

  Три юбилейные даты отмечаются в нынешнем году в церкви в честь Сретения Господня в Старопышминске: 200-летие строительства первого храма, 20-летие с начала восстановления церкви и 20-летие священнического служения настоятеля прихода протоиерея Николая Васильчука.

  Пышминский золотопромываленный завод был основан в 1763 году.

Уже на следующий год служители его вместе с управителями и мастеровыми Березовского завода составили прошение, чтобы в Березовском была построена церковь. Четыре десятка лет пышминские христиане состояли в Березовском приходе, пока в 1808 году не образовали свой собственный.
  И, конечно, взялись за строительство своей церкви. Как пишется в церковной летописи о строительстве в 1809 г. в Пышминском заводе: «В оном нынешнего года весною, заложенная во имя Сретения Господня древяная церковь и на оной колокольня, стенами снаружи и изнутри вовсе отстроенная и изготовленная к освящению, теплая, однопрестольная…» 19 февраля следующего, 1910 года церковь была освящена.
  За каждой Божественной литургией в храмах молятся, и до конца будут молиться о их строителях. Имена их знает Бог, но для современников они бывают скрыты историей. Здесь случай исключительный. В сохранившейся в Государственном архиве Свердловской области Клировой церковной ведомости сообщается, что церковь построена «тщанием бывшего управителя сего завода Гиттен-фервалтера Иоанна Гаврилова Шевкунова… с прихожанами и сбором прикладов по Пермской епархии от доброхотнодателей».
  Личность это была незаурядная. Подъяческий сын Иван окончил Санкт-Петербургское горное училище, и в 20 лет ему уже был поручен присмотр за добычей золотосодержащих руд в Березовском.
  Через три года его направляют на новое важное государственное дело: контроль за изготовлением артиллерийских орудий на Каменском заводе.
  В 1804 году уже опытного 27-летнего специалиста назначают управителем Пышминского завода, где он через пять лет и построит церковь.
  Как уже упоминалось, была она деревянная. И вот в 1882 году пышминцы начинают строить каменный храм, который Екатеринбургский епископ Нафанаил и освятил 5 июля 1887 года.
  Были в приходе и три часовни, одна из них каменная – в честь Преображения Господня – на горе напротив завода. Все они в годы гонений на Церковь были разрушены. Два года назад в лесу на месте Преображенской часовни установлен Поклонный крест.
  А какая участь постигла оба Сретенских храма – основной и приписной? Деревянный храм, который стоял на старом кладбище, в 1938 году переоборудовали под клуб. Среди могил и крестов играла музыка, устраивались кощунственные увеселения. Вскоре здание сгорело.
  Большой могильник среди поселка возвышается и поныне. И вновь власти считают его удобным местом для проведения поселковых гуляний, а под ногами поющих и пляшущих – усопшие предки. Сейчас многие люди старшего поколения жалуются, что болят у них ноги. А новое поколение отплясывает на могилах?! Как же придется замаливать этот грех? И тем, кто пляшет по неразумию, и тем, кто это организует.
  Всего с 1809 года и до периода революционных потрясений, то есть за 110 лет, служили Господу у престола десять священников.
  Первым был отец Стефан Мутин, затем в течение десяти лет отец Стефан Чирков. Его сменил на девять лет отец Гавриил Камышевский, потом иереи Тимофей Словцов, Александр Самарин. Все они учили в школах детей Закону Божиему.
  Как обычно, все они – сыновья священников или диаконов.
  Иерей Григорий Коровин к Сретенской церкви был определен в декабре 1855 года. Через год награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте. Через девять лет переведен к Пророко-Илиинской церкви Березовского завода, где и скончался через два года. Смерть скосила в один месяц его и 18-летнюю дочь Филицату. Их совместное надгробие сохранилось на кладбище в городе Березовском. Было у отца Григория шестеро детей. Два сына стали священнослужителями.
  Дольше всех служил в Сретенской церкви отец Андрей Тюшев – 23 года. И его Господь благословил миссией храмосоздателя. Пять лет в приходе совершалось великое событие – строился величественный храм, освященный 5 июля 1887 года. Настоятель за годы плодотворного служения получал награды: набедренник, скуфью, камилавку. Назначался духовником, благочинным церковных округов.
  После своей жизни благочестивый Божий служитель оставил свои сбережения по завещанию Екатеринбургскому епархиальному женскому училищу «на дело воспитания бедных и лучших по поведению воспитанниц».
  Отпевали иерея Андрея соборно восемь священников, иеромонах, четыре диакона и три псаломщика. Погребли в церковной ограде Свято-Троицкого храма в Арамили, где он служил в последние годы.
  С 1888 по 1899 год служил здесь отец Леонид Юшков. В этом году он выдал замуж свою дочь Надежду за выпускника Пермской духовной семинарии Александра Пономарева и благословил его на свое настоятельское место. Сам уехал служить в Кушву. В 20-е годы отец Леонид, будучи уже на покое, вернулся в Пышминский завод, где и скончался. На кладбище есть его могилка с крестом, за которой ухаживают добрые православные люди.
  За ревностное служение отец Леонид тоже не был обойден наградами: набедренник, скуфья, орден Святой Анны III степени, благословение Священного Синода.
  В 1910 году отец Александр Пономарев был переведен в Екатеринбург заведующим псаломщической школой, а на его место прибыл бывший там заведующим отец Иоанн Пьянков. Ему и пришлось пережить здесь самые трагические революционные события.
  Через несколько месяцев после его приезда церковь понесла большую утрату: скончался, можно сказать, патриарх здешнего служения, псаломщик Иоанн Старцев, которого исповедовал и приобщал Святых Христовых Таин перед кончиной новый настоятель.
  С 1859 года по 1908 год служил здесь Иоанн Старцев. И сегодня сохранилась его усадьба, которую он отстроил вблизи церкви. Живет в ней правнук Евгений Старцев. В городе Березовском трудится в местной Успенской церкви праправнучка Иоанна Старцева Татьяна Криволапова.
  Два последние года на покое получал псаломщик Иоанн пенсию от Святейшего Правительствующего Синода – за 49-летнюю службу в Сретенском храме. Покоится на местном кладбище под крестом и в гробу, которые он сам изготовил для себя из лиственницы.
  Но смута уже расшатывала вековые устои жизни. 1918 год стал критическим для большевистской власти. Уральские территории оказались в эпицентре борьбы. Ленин слал телеграммы: «Если мы до зимы не завоюем Урал, то я считаю гибель революции неизбежной».
  25 июля восставшие чехословацкие и казачьи войска овладели Екатеринбургом. Но величайшее злодеяние здесь уже совершилось: в ночь на 17 июля была зверски убита Царская Семья.
  Сопротивление красным стихийно возникало повсюду. Крестьяне создавали отряды Народной армии, как это было в Красноуфимском уезде. Освобожденный от красных Пышминский завод жители охраняли своими силами.
  Между тем жизнь в поселке шла по своим законам: люди рождались и умирали. Церковь освящала их приход в мир и уход в вечную жизнь. Вместе с отцом Иоанном Пьянковым служил диакон Иоанн Стефанович Плотников. Служил здесь вот уже десять лет. Учил сына в духовном училище, трех дочерей в Епархиальном женском училище. Хозяйство свое успевал вести – кормить надо было большую семью. Кроме слежения в храме и забот о растущей семье, отец Иоанн, имея глубокую любовь к природе, вел наблюдения за ней; более двух десятков лет состоял членом-корреспондентом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).
  В этот день 30 июля (12 августа) 1918 года они отпевали 70-летнего Иоанна Пушкина. Как обычно, сопровождали процессию до могилы, за северо-восточную окраину.
  В дозоре в это время были на западной окраине поселка, со стороны Березовского три прихожанина: Александр Устюжанин, Гавриил Чесноков и Димитрий Паздников. На них и налетела одна из разбитых красных банд, полегли под ее выстрелами защитники своих земляков.
  Как свидетельствует предание, эти бандиты с горы стреляли по поселку. Люди в панике бежали в Березовский под защиту Белой армии, оставляя незапертыми дома и некормленым скот.
  Эти рассказы слышала от своей матери Юлии Николаевны Бухвостовой живущая ныне в Старопышминске Фаина Мокеевна Бухвостова.
  С кладбища отец диакон пошел на свой покос. Оттуда, возвращаясь лесом по плоскогорью, он и вышел на своих убийц. Всадники, показавшиеся между сосен, без промедления стали стрелять в человека в подряснике. Убили только за то, что он священнослужитель. Что и подтвердили, бахвалясь потом перед жителями:
  – Мы там, на горе, вашего попа застрелили.
  В 2002 году диакон Иоанн Плотников канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Написана большая икона священномученика Иоанна Старопышминского.
  После с каждым годом гонения на веру нагнетались и привели, как и повсюду, к запустению, осквернению храма. Но пришло Божией милостью новое время, и в 1989 году началось восстановление церкви в Старопышминске. Настоятелем стал 27-летний иерей Николай Васильчук. 17 декабря 2009 года исполняется 20 лет его священнического служения. Вместе с матушкой Наталией вот уже двадцать лет несут они этот нелегкий труд возрождения святыни.
  Вместе с ними очищали от мусора, нечистот оскверненное здание, делали первичный ремонт ныне почившие Василий Истомин, Клавдия Колесова, Евметий Титов, Елизавета Кругликова, Виктор Пискулин и другие. Упокой их, Господи, в Царствии Своем! Собирали пожертвования по домам на необходимые стройматериалы. Оборудовали уголок, поставили железную печку, и уже 19 декабря, в день Николая Чудотворца, совершили первое богослужение.
  Храм стоял еще без крыши и главок. Два лета провел наверху жестянщик Константин Хомутов и, можно сказать, в одиночку устроил крышу, поднял главки и кресты. Здесь его крестили в 1929 году, и через 60 лет пришел он возрождать свою церковь.
  С первого года трудится в храме Ревекка Колпакова. Старательные помощницы настоятеля – Любовь Черных, Тамара Хисамутдинова, Алевтина Гурьева, Валентина Щупова. Девять лет ведет занятия в церковно-приходской школе Татьяна Калинина. Ее мать Валентина Ивановна Крохалева – во многих заботах хорошая помощница матушке Наталии.
  А на ее-то плечах – клирос. Здесь матушка Наталия и регент, и псаломщик, и певчая. Да еще и постоянно кого-нибудь привлекает сюда, учит, воспитывает в любви к церковному пению. С ней рядом всегда Тамара Лузина, Нина Вахромеева, Ольга Решетникова и ее дочь Мария. Участвуют в клиросном пении супруги Говоруха, Новоселовы. Укрепляются в служении юные алтарники Николай Говоруха и Григорий Решетников.
  И все двадцать лет наряду с благо украшением храма идет строительство в приходе. Появились храм во имя Архангела Михаила на кладбище, часовня в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» на Святом источнике, 2-этажный церковный дом, дом для крестильни и школы. Установлен на горе Поклонный крест в память об убиенных в 1918 году и крест в лесу на месте бывшей Преображенской часовни.
  Божиим Промыслом возвратились в храм его старинные святыни – иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и «Умягчение злых сердец» и многие другие святые образа. Люди, приходящие в храм, могут приложиться к ковчегу с частицами одиннадцати угодников Божиих.
  Подвижнический труд отца Николая Васильчука по возрождению храма и прихода был отмечен наградами: в 1992 году – вручением камилавки, 2001 год – наперсный крест, 2004 год – посвящение в протоиерея.
  В предъюбилейный год произошло знаменательное событие в храме – он весь был расписан святыми изображениями. Приезжала с Украины целая бригада из 15 человек во главе с Виталием Процюком, опытным иконописцем.
  Храм преобразился. Розово-сиреневые тона стен с золотистым орнаментом даже в сумрачный день создают впечатление освещенности. И повсюду, от самого купола, святые лики, изображения событий Священной истории. Какая это радость – молиться в таком окружении!
  Так достойными потомками служивших и молившихся здесь православных предков сотворяется новая история старинного храма.

Тамара Бортникова

  Для написания и издания книги об истории Сретенского храма продолжаются поиски потомков священнослужителей:
  диакона Иоанна Стефановича Плотникова. Родом из Катайска. Матушка Анастасия Александровна. Сын Константин, дочери Екатерина, Мария, Елизавета;
  иерея Иоанна Васильевича Пьянкова. Матушка Анна Гавриловна. Был наблюдателем церковно-приходских школ Верхотурского уезда, заведующим псаломщической школой в Екатеринбурге. Возможны родственники в селе Грязнухинском;
  иерея Андрея Николаевича Тюшева. По преданию, у него был родственник Николай Тюшев, замученный красноармейцами.

  Тел.: 8–909–702–58–23.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Митрофорный протоиерей Владимир Зязев: «Удивительную душевную атмосферу Поместного Собора я ни с чем сравнить не могу…»

  Конечно, в средствах массовой информации, как светских, так и церковных, работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и выборам нового Святейшего Патриарха внимание было уделено большое. Но все же небезынтересно узнать мнение самих участников событий.

 
Духовное чтение

Сувениры Богородицы

Ничего, кроме Него и надежды  «Virgin Mary Birthplase». И указатель-стрелочка.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс