Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О ЦЕРКВИ
Выступление на открытии конференции «Церковная жизнь», 1 ноября 2007 года
С точки зрения верующего человека, церковная жизнь объемлет все сферы человеческой активности, включая частную и общественную, потому что Церковь – это универсальный способ бытия человека в мире. Главная особенность этого бытия заключается в том, что оно открывает путь соединения небесного и земного, Бога и человека. И здесь не может быть никаких границ, которые разделяли бы Бога и человека.
Церковная жизнь строится вокруг общения человека с Богом. Каждый раз, произнося слова молитвы Святому Духу: «Иже везде сый и вся исполняяй», мы тем самым исповедуем, что наш мир может существовать только если в нем присутствует благодать Божия. Поэтому главная цель церковной жизни состоит в том, чтобы дать Богу действовать в жизни самого человека и всего видимого мира.
Выступление на Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 16 ноября 2007 года)
Я бы сказал, что сама Церковь есть таинство, потому что она есть место особого присутствия Божия – место, где осуществляется встреча и соединение Бога и человека. А как мы уже сказали, такое соединение невозможно без таинств. Таким образом, таинства и Церковь теснейшим образом связаны друг с другом, и через таинства реализуется природа Церкви. Таинства имеют благодатное и спасительное воздействие на человека только в Церкви, и Церковь не может быть истинной и благодатной, если в ней не осуществляются таинства. Без таинств Церковь перестает быть Церковью и в лучшем случае становится группой людей, объединенных общностью убеждений. В этой группе может сохраняться стремление ее членов к личному совершенствованию и солидарность в практической деятельности, но будет отсутствовать благодатное соединение со Христом во Святом Духе, через которое обретается прощение грехов и дар спасающей благодати. Только через таинства человек приобщается к божественному бытию.
Доклад на конференции «Пастырство: традиции и современность. К 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского», 12 ноября 2008 года
Сегодня большую обеспокоенность вызывают попытки под лозунгом церковного блага и сохранения верующего народа маргинализировать Церковь, ограничить ее миссию в обществе, по сути загнать ее в «духовное гетто», в печально известные «пензенские пещеры». Такое псевдоцерковное поведение ярко характеризует «могильщиков Церкви», лицемерно выдающих себя за ее верных сынов. Сам протест против деятельной миссии Церкви, ее диалога с обществом и народом на поверку оказался марионеточным. Ведь пользуясь этим протестом, недруги Церкви сознательно расшатывали ее, затягивая в паутину митингов, пикетирований, медийных конфликтов. Каждый православный человек, думаю, понимает, что эта стихия, при помощи которой некоторые хотели якобы «улучшить и очистить» Церковь, по сути своей глубоко нецерковна.
О НЕОБХОДИМОСТИ ХРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ
Проповедь за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря 19 декабря 2008 года, в день памяти святителя Николая Мирликийского
Святители именуются правилом веры. Правило – это есть некая норма. Так человек измеряет температуру своего тела, и если она отличается от нормы – слишком высокая или низкая – это свидетельствует о болезни. Вот так же существует и норма веры. Это та самая вера, которую Господь передал апостолам, а они передали святителям – архиереям Божиим, и они вместе со всей Церковью эту веру сохраняют. Если отойти от апостольской веры, если нарушить эту норму, то происходит то же самое, что и с человеческим организмом, если повышается или понижается его температура, – начинается болезнь. То же и в Церкви: если нарушаем правило веры, весь организм церковный начинает болеть.
Ересь – это отклонение от нормы веры, которое проистекает по человеческому мудрствованию. Норма веры важна для церковного организма. Тогда не только в мыслях мы право прославляем Бога, но вера православная формирует наше поведение, нашу жизнь, нашу систему ценностей. Вера самым тесным образом связана с нравственным началом, ибо во многом нравственность основывается на тех заповедях, которые христианская вера передает из поколения в поколение, и если разрушается вера в обществе, то разрушается и система ценностей. И тогда каждый человек с гордостью говорит, что он сам для себя судия, сам себе хозяин, что истинно лишь то, что он думает и что он говорит.
О ВЫБОРАХ ПАТРИАРХА
Слово в день празднования иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», на торжественном богослужении в храме во имя Святого Пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве, 22 декабря 2008 года
Мы знаем, как много привносится в светские выборы греховных страстей, конфликтов, противоборств групповых интересов… Патриарха должны избирать не люди, но Бог через людей. А потому наше участие в избрании должно заключаться в сердечной и сильной молитве, чтобы Господь послал нам Предстоятеля, который смог бы сохранить единство нашей Церкви, объединить людей, дабы Церковь была способна ответить на многочисленные вопрошания, которые сегодня к ней обращает мир; дабы слово Церкви было убедительным и одновременно проникнутым любовью и силой молитвы.
О СЛУЖЕНИИ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ
Встреча с преподавателями и студентами Московских Духовных школ, 14 декабря 2008 года
Став Местоблюстителем, я принял решение идти по стопам покойного Святейшего Патриарха и постараться в меру своих сил до Поместного Собора выполнить ту программу, которую он намечал. У него было желание посетить в этот день Лавру, поэтому я счел своим долгом приехать в обитель. Я благодарю Господа за то, что практически именно с посещения Лавры, с молитвы у раки преподобного Сергия начинается мое служение в качестве Местоблюстителя, главной задачей которого является подготовка и проведение Поместного Собора. На этом Соборе будет совершено избрание Патриарха Московского и всея Руси.
О ПАСТЫРСТВЕ
Доклад на конференции «Пастырство: традиции и современность. К 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского», 12 ноября 2008 года
Пастырское служение в Церкви имеет многовековую традицию и связано с особым избранием, в котором сакраментальным образом соединяется промыслительное действие Творца и человеческое произволение. Подлинное пастырство – синергия Божественной благодати и волевого устремления человека к Богу.
Для гармоничного сочетания традиции и современности нужно не только искать новые формы и методы духовного попечения, но и уметь преломлять их сквозь призму многовекового опыта пастырского делания. Подлинная церковность требует от пастыря укорененности в истинной вере, в Священном Предании и в православном каноническом сознании. Без этого немыслимо внутреннее единство церковного организма. И именно такая духовная основа созидает правильное понимание пастырем важности сохранения его молитвенной, духовной и административной связи со своим епископом и Священноначалием, со всей церковной полнотой.
Пастырь должен быть открыт и доступен каждому. Различные области жизни, все, что волнует людей, должно входить в сферу его ответственности и заботы. Конечно, это не означает, что священник должен раздавать направо и налево благословения, без оглядки поддерживать те или иные действия, в том числе нравственно сомнительные и связанные с грехом. Умение распознать тщательно замаскированную ложь, выдаваемую за правду, отличать безнравственное и неэтическое поведение от вполне допустимого – составляет важное качество пастыря.
ОБ УПРАВЛЕНИИ ЦЕРКОВЬЮ
Слово перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия в храме Христа Спасителя, 9 декабря 2008 года
Что означает любовь? А как можно любить дальнего человека? Как можно любить врага? Как можно любить того, кто очень далек от тебя, того, кого ты не знаешь? Человеческий разум цепенеет перед этим вопросом и не может найти логического ответа. Но есть один ответ – это Господь наш Иисус Христос. Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и человеческом могуществе. Он пришел слабым и беззащитным и сказал, что любовью человек спасается. И Он показал, что это означает – Он ради любви взошел на Крест и отдал Самого Себя. Тайна человеческой любви – в способности отдавать себя людям.
Честно исполняя свой долг, выходя за рамки служебных предписаний, не считаясь со временем и силами, невзирая на здоровье и настроение, невзирая на то, что о тебе говорят и что о тебе пишут, – делать до конца дело, к которому ты призван, отдавать себя и через эту отдачу являть пример любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту отдачу самого себя каждый человек обретает встречный импульс огромной духовной силы, встречное движение, тяготение, которое и формирует единство человеческой семьи, человеческого общества.
Если мы отдаем себя, мы принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой солидарности, духовной поддержки, взаимной помощи, единства. И только так можно уберечь семью от распада, мужа и жену – от развода; только так можно сохранить детей вместе с родителями, сохранить трудовые коллективы, общественные организации, общество, страну и – давайте взглянем дальше – всю человеческую цивилизацию.
Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок – нашу искреннюю, сердечную молитву, нашу готовность идти дальше таким же путем, каким шел он, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать власть силой, но открывать наши сердца людям, чтобы в ответ на любовь, по примеру Христа Спасителя, создавалась единственно прочная и реальная связь между людьми; чтобы торжествовала любовь, а вместе с ней – мир, процветание и благополучие.
О СОБОРНОСТИ
Выступление в эфире радиостанции «Маяк», 26 марта 2007 года
Церковь ассоциируется в сознании большинства людей с батюшками, с архиереями, с облачением и богослужением. И порой, когда кто-то из священников излагает свое мнение по тому или иному вопросу, это воспринимается как позиция Церкви. Но люди забывают, что в храме служит один священник, может быть, два или три. А за богослужением молятся сотни, может быть, даже тысячи людей. Вот это все и есть Церковь: молящаяся община, в центре которой – священник или епископ, пребывающие вместе с народом и совершающие святую Евхаристию.
Поэтому и проповедь Церкви, и свидетельство Церкви перед лицом внешнего мира – это прерогатива отнюдь не только одних священнослужителей. Сама Церковь призвана соборным голосом выражать свою позицию, в том числе и по самым волнующим проблемам.
О НОВОМУЧЕНИКАХ
Слово в храме Троицы Живоначальной в Хорошеве на Божественной литургии, 12 апреля 2007 года
Когда вокруг торжествовало безбожие, когда множество храмов было разрушено и осквернено, когда имя Божие было под запретом, когда нельзя было открыто креститься, поскольку можно было поплатиться свободой, наши отцы и деды ни на минуту не сомневались в том, что Господь победил зло. И сегодня они – живые и мертвые – вместе со Спасителем оказались победителями исторического зла, которое было обрушено на нашу страну. Тысячи новомучеников и исповедников прославлены Церковью. Имена этих людей, которые так ярко воссияли сегодня на небосклоне нашей истории, – это невидимое свидетельство победы добра над, казалось бы, абсолютным торжеством зла.
О РЕФОРМАХ В ЦЕРКВИ
Встреча с представителями российских и зарубежных радиостанций и ряда ведущих информационных агентств, 29 декабря 2008 года
Если же говорить о Церкви, то нужно многократно подчеркнуть, что она сама по себе является консервативным началом, ибо сохраняет апостольскую веру. Для того, чтобы вера на протяжении тысячелетий передавалась из поколения в поколение, она должна быть сохранена неизменной. Если реформа разрушает веру, традицию, ценности, то такую реформу называют ересью.
Церковь сегодняшнего дня мы сравниваем с Церковью конца XX века или, лучше сказать, с послевоенным периодом. Ныне у Церкви совершенно иное лицо. Произошли огромные перемены. Почему они не вызвали никакого протеста у людей? Да потому, что явились результатом естественного роста, естественного движения. И то, что происходило в Церкви на организационном уровне, лишь только фиксировало это внутреннее движение, и эта фиксация помогала сделать новый шаг на пути церковного развития.
Мы дважды научены своей историей тому, сколь бережно следует относиться к традициям, особенно же к богослужебному укладу, который люди воспринимают как часть священной традиции. Первый урок – это старообрядческий раскол, а второй – это пресловутое обновленчество 1920-х годов. И то, и другое разделило людей, при этом цели, которые ставили реформаторы, не были достигнуты.
Я полагаю, что сила нашей Церкви заключается в способности сохранять веру, христианскую нравственную парадигму, передавать эти ценности из поколения в поколение. Уверен, что в чистоте сохраненная вера и христианская нравственность сегодня являются единственной силой, которая может изменить мир к лучшему.
О СОХРАНЕНИИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
Интервью программе «Вести недели» (ГТРК «Россия», 19 ноября 2006 года)
Богослужение – это колоссальный культурный пласт, который был сформирован в греко-славянской культуре. Если его просто перевести на русский язык, это будет профанация. В основном богослужебные тексты – это стихи, это греческая поэзия. Русский язык не является калькой с греческого языка. С греческого языка калькой является славянский. Значит, сохранить ритмику, сохранить поэзию можно только на славянском языке.
Приветствие Международной научно-практической конференции «Кириллица: от возникновения до наших дней», 6 – 8 декабря 2007 года.
Трудно переоценить роль и значение славянской письменности не только для семьи славянских народов, но и в целом для мирового сообщества. Человеческая история знает немало примеров того, как многочисленные народы растворялись в глубине веков по причине отсутствия у них письменности. Они не смогли сохранить и передать своим потомкам собственную культурную традицию. Созданная солунскими братьями, кириллица вошла в плоть и кровь нашего народа. Она способствовала формированию его самосознания и самобытности. Первые рукописные книги, переведенные на славянский язык, – Евангелие и Псалтирь – обеспечили не только строй православного богослужения, но и стали средством духовного просвещения. До сегодняшнего дня Русская Церковь совершает богослужение на церковно-славянском языке, заботясь о преемственности духовной традиции, а также бережно развивая его богатство и красоту.
ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГЕ
Интервью порталу «Православная книга России», 25 мая 2007 года
Книга для России, как, впрочем, и для всего христианского мира, значит очень много. Достаточно вспомнить слова Господа Иисуса Христа, сказавшего, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). На протяжении веков именно слово Божие было тем источником, из которого черпали мудрость многие поколения христианских народов.
Становление русской культуры неразрывно связано с книгой. Еще во времена Ярослава Мудрого при Софийском соборе Киева начали собирать книги, а в Новгороде одновременно обучалось до трехсот человек. По некоторым оценкам, на Руси XVI века владели грамотой три четверти монашествующих, половина землевладельцев, одна пятая посадских людей и пятнадцать процентов крестьян. Для того времени это внушительные цифры, которые свидетельствуют, что наша страна была весьма грамотной. Излюбленным чтением на Руси были Четии-Минеи, жития святых.
Россия вновь вернула себе лидерство в области православного книгоиздания. За 10–15 лет появилось множество издательств, связанных с нашей Церковью. Выпускается небывалое для других стран и даже для дореволюционной России количество богослужебной, святоотеческой, катехизической, учебной, научной, просветительской, другой православной литературы. Суммарный объем продукции православных издательств за год исчисляется миллионами экземпляров. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно посетить православные выставки – к примеру, ежегодную общецерковную выставку-форум «Православная Русь».
Большая роль в этой области принадлежит нашим ведущим церковным издательским учреждениям: Издательскому совету Русской Православной Церкви, издательствам Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского, Сретенского, Свято-Данилова монастырей, Оптиной пустыни. Не могу не отметить и работу издательства «Даръ».
О ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ
Газета «Труд», «Диалог при свете лампады»
Возможен ли, пусть в будущем, переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь? (Степан Павловский, Москва)
Хотел бы сразу подчеркнуть: сам по себе календарь как система исчисления времени не может быть ни греховным, ни спасительным. Это вопрос исторический, астрономический, отчасти этнографический, но уж никак не сотериологический (сотериология – учение о спасении. – Ред.) Судя по накалу страстей вокруг календарной темы, немногие, наверное, знают, что в первые века христианства разные поместные церкви Пасху праздновали в разные дни, и это не вызывало никаких взаимных подозрений в ереси и тем более в богоотступничестве. В отношении календаря в нашей Церкви существует устойчивая традиция – более глубокая, чем просто благочестивая привычка, и с ней необходимо считаться. Если вы сызмальства праздновали Рождество Христово 7 января, то вам очень трудно будет пойти на рождественское богослужение 25 декабря. А поскольку от верности тому или иному календарю дело человеческого спасения не зависит, то мы и не считаем нужным отказываться от юлианского календаря, к чему нас некоторые то и дело побуждают. Нужно уважать духовную традицию, в которой наши прихожане родились и выросли, щадить их религиозные чувства. Так что в обозримом будущем календарные перемены нас не ожидают, и Русская Православная Церковь будет по-прежнему жить по юлианскому календарю.
О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ И БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ
Доклад на конференции «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог», 29 марта 2007 года
В наше время, когда Русская Православная Церковь восстанавливает традицию паломничества, и у православных верующих вновь появилась возможность своими глазами увидеть святыни Иерусалима и Палестины, «Хождение» игумена Даниила становится востребованным путеводителем – не только по святым местам, но и по всему тысячелетнему пространству нашей духовности и культуры. В эпоху разделений и нестроений лампада, возжженная Даниилом от Благодатного Огня «за всех князей русских», является символом единства славянских народов и их верности Христу.
Доклад на IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», Москва, 28 ноября 2007 года
В истории Русской Православной Церкви паломническая традиция прерывалась два раза: во время нашествия монголов в XIII веке и в советский период XX века. Первый раз паломничество восстанавливалось свыше ста лет. Сейчас прошло всего лишь пятнадцать лет после происшедших со всеми нами радикальных перемен, а мы уже видим, как начало свое возрождение массовое паломническое движение. Но мы также понимаем, что это только первые шаги, многое еще предстоит сделать для того, чтобы современное русское богомолье по своему удельному весу приблизилось к дореволюционному.
ОБ ОТНОШЕНИИ К НАСЛЕДИЮ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ
Из ответов на вопросы журнала «Шпигель» № 2/2008 от 7 января 2008 года
После государственного переворота большевиков, когда началось не знавшее себе равных в русской истории преследование Церкви, некоторые из духовных лиц сочли необходимым стать на путь компромисса с властью, видевшей в Церкви врага. Просто ради сохранения возможности вести службу в храмах и проповедовать народу, чтобы никому не приходилось прятаться. Иные же этот путь отвергли, решили создать «Катакомбную церковь», которая была практически полностью уничтожена. У нас нет права осуждать ни тех, ни других. Всем им пришлось пережить жесточайшие репрессии.
О ДЕЛЕ ДИОМИДА
Пресс-конференция 28 июля 2008 года в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс»
Разумеется, всякое разделение и всякий раскол в лоне Церкви – это для нас боль и печаль. У меня лично еще остается какая-то доля надежды на то, что Владыка Диомид приедет на заседание Синода, куда он вызван, как это и полагается, в соответствии с каноническими нормами, что он принесет покаяние и воссоединится с Церковью. Для него дверь еще не закрыта.
Кое-кто критиковал Архиерейский Собор нашей Церкви за то, что его решение о лишении сана епископа Диомида было якобы канонически неправильно оформлено. Должен разочаровать этих критиков: решение Собора было канонически абсолютно безупречно. Ибо Собор не может созываться каждый месяц, и потому, естественно, было невозможно ждать следующего Архиерейского Собора, чтобы в соответствии с буквой канонических правил трижды пригласить Владыку Диомида на суд собратьев-архиереев. Поэтому Собор вынес решение в отсутствие не явившегося епископа Диомида на основании всех тех материалов, которые имелись в распоряжении Собора, а также исходя из собственных высказываний и заявлений Владыки Диомида, неоднократно им подтвержденных.
Но поскольку сам Владыка Диомид не предстал в качестве свидетеля или обвиняемого перед отцами Собора, то ими было наложено эмбарго на собственное решение до заседания Священного Синода, куда епископ Диомид приглашается в соответствии с нормами канонического права.
Если же он не явится на заседание Синода, то тогда эмбарго будет снято, и решение Архиерейского Собора войдет в силу.
Но если Владыка Диомид приедет на заседание Синода, то разбор его дела состоится. А результат будет во многом зависеть от позиции самого Владыки Диомида.
ОБ АПОКАЛИПТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЯХ
Пресс-конференция 28 июля 2008 года в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс»
С самых ранних времен существования христианства возникали подобные апокалиптические настроения. В какой-то момент Церковь их осудила, но они продолжают возрождаться время от времени. Причем, объективно рассуждая, у проявляющихся сегодня апокалиптических настроений имеются некоторые поводы.
Ведь далеко не все благополучно в жизни рода человеческого, даже на самый поверхностный взгляд. А приглядевшись, мы обнаружим некие грозные знаки серьезного кризиса, который ныне переживает человеческая цивилизация. До сих пор никогда и нигде, даже в языческой Римской империи, грех не оправдывался публично, никогда и нигде до сих пор грех не подкреплялся нормой закона. Такого в человеческой истории еще не бывало. И вот мы дожили до времен, когда грех подкрепляется нормой закона, а значит, и силой власти.
Такое развитие событий генерирует в некоторых умах апокалиптические настроения. Трезвое религиозное сознание способно их преодолеть, потому что у глубоко верующего и религиозно образованного человека есть ответы на эти мучительные вопросы нашего бытия, но многие другие люди таких ответов не находят. И они чувствуют свою беспомощность, неспособность на что-либо повлиять. Отсюда – самозакапывания в пещеры, бегство от этой жизни, бесплодные поиски спасения вне Церкви.
Поэтому нужно, конечно, прежде всего молиться за этих людей, пастырски работать с ними, если только они способны расслышать пастырское слово. Эта тема шире, чем история о 20 затворниках в Пензе. Это вызов пастырской деятельности Церкви, ибо она призвана учить и вести людей по пути спасения, невзирая ни на какие обстоятельства жизни.
А что касается конкретно этих людей, – я бы их не тревожил. Если хотят в пещере посидеть, пускай посидят, лишь бы, сохрани Бог, не обвалилась эта их пещера.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ
Интервью областному ежемесячному журналу «Смоленск», № 11 (91)/2006
Исторически Русская Церковь была рачительным и умелым хозяином, а средства, которые она зарабатывала, шли, в частности, на дела милосердия и благотворительности. Ныне наша Церковь практически не имеет никакой недвижимости, ей не принадлежат даже сами здания православных храмов и монастырей. Между тем Церковь принципиально отказалась от идеи требовать ей возвращения отнятых у нее при Советской власти земель и недвижимости.
Однако для того, чтобы финансировать свои социальные, образовательные и воспитательные программы, которых ожидает от нее общество, а также восстанавливать разрушенные за семь десятилетий богоборческих гонений храмы и монастыри и возводить новые, нужны значительные средства. Поддержки одних только благотворителей и пожертвований верующих для этих целей слишком мало, и потому часть недостающих средств компенсируется за счет хозяйственно-экономической деятельности. Это, в первую очередь, хозяйства монастырей, церковные фермы, мастерские. Но отнюдь не участие в крупном бизнесе, как о том любят говорить наши недоброжелатели.
О ЕДИНСТВЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, июнь 2008 года
Свидетельство Православия в современном мире требует укрепления всеправославного единства и единства нашей Русской Православной Церкви. Несмотря на сложный исторический контекст, в котором живут наши страны и народы, несмотря на многие вызовы единству Православия, существует сильная надежда, что с помощью Божией наша Поместная Церковь, как и все вселенское Православие, найдут в себе силы к их преодолению. Очень важно, не поддаваясь на искушения, сохранить молитвенное общение и возгревать те проявления доверия и братской любви, которые сегодня реально существуют в семье Поместных Православных Церквей.
Из беседы с корреспондентом телепрограммы «Вести недели», 26 февраля 2008 года
Сохранение единства нашей Церкви – это задача огромного значения, огромного масштаба. Речь идет о сохранении единства того духовно-культурного мира, который не в этническом, а в историческом смысле можно назвать русским миром, зародившимся еще в киевской купели Крещения. Это понятие не только церковное, не только культурное, но, я бы даже сказал, геополитическое.
Подготовил
Сергей МОРОЗОВ
(Продолжение следует)
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Москва, 27–28 января 2009 года «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Водимые Самим Господом, мы – иерархи, пастыри, монашествующие, миряне – прибыли сюда из многих стран и регионов, чтобы принять решения, которые во многом определят пути русского Православия в XXI веке.
Высокопреосвященнейший Владыко митрополит Кирилл! Воля Божия, благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2), явилась ныне в избрании Вашем всей Полнотою Русской Православной Церкви – ее архипастырями, пастырями, монашествующими и мирянами – на Патриарший престол.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.