Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (517) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№4 (517) / 22 января ‘09

Архипастырь

 – К нам поступил звонок из Саратова от Лидии Павловны Кравцовой: «Владыка, скажите, к кому мне обратиться? У меня есть книга «Верхотурье», ей более 100 лет. Она о том, как начиналось развитие самого города, но самое главное, как православная вера там прививалась, приходила.

Много там написано и о мужском монастыре, и о верхотурском чудотворце. Кому ее можно мне пожертвовать? Она для меня очень ценная, просто отдать куда-то в библиотеку не хочется. И когда я узнала, что у вас так почитается святой Симеон Верхотурский, решила обратиться к Вам».
 – Я думаю, было бы очень хорошо пожертвовать эту книгу в Верхотурский монастырь, чтобы в монастырской библиотеке ею могло пользоваться большое количество людей. Если вам тяжело передать в Верхотурье, то можно сюда, в Екатеринбург, передать на мое имя, а потом я сам передам ее в монастырь.
 – Следующий вопрос: «Я прочла книгу про отрока Вячеслава, в Волгограде продавали раньше, а сейчас не продают и говорят, что ее запретил продавать Владыка. Поясните нам, почему так произошло, и что нам думать и делать?»
 – Действительно, эта книга о святости отрока Вячеслава ставится под сомнение. Правящий Архиерей Челябинской епархии митрополит Иов по этому поводу написал всем архиереям, обратился ко всем верующим, чтобы не делали паломничества к этому отроку, потому что он не причислен к лику святых. И он не имеет святости, которую люди ему приписывают, поэтому нам нет необходимости обращаться к нему с молитвой или иметь его житие. У нас, слава Богу, есть много святых угодников Божиих, святых мощей, икон, поэтому не нужно смущаться или стремиться еще одного почитать, которого святая Церковь не причислила к лику даже местночтимых святых.
 – Почему Рождество Господне не может быть 25 декабря? Если Церкви объединились, как нам быть? Ведь удобнее справлять 25 декабря.
 – Действительно, мы радуемся единству с Русской Православной Церковью Заграницей, но что касается празднования Рождества Христова 25 декабря – для России это невозможно, потому что нужно поменять старый стиль на новый. Я думаю, в России это неприемлемо: люди понимают, что старый стиль благословлен Богом, он благословлен отцами еще Вселенских Соборов. И если поменять на другой стиль, то будут очень большие волнения в нашей Церкви. Мы не хотим этого допускать, поэтому нет нужды менять новый на старый стиль. Мы празднуем 25 декабря Рождество Христово, но по старому стилю, а по новому получается 7 января. Поэтому мы приглашаем всех на праздник Рождества Христова 7 января по новому стилю или 25 декабря – по старому стилю. В этом ничего страшного нет, этим не разрушается наше единство – празднуя Рождество Христово, мы прославляем едиными устами, единым сердцем Христа, рожденного в Вифлееме. И прославляем Его пришествие в мир для спасения всего рода человеческого. Многие приходы даже в Зарубежной Русской Православной Церкви тоже празднуют Рождество по старому стилю; может, не все. А делать такие перемены в нашей стране не совсем уместно.
 – Спасибо, Владыка; поступил звонок от Валентины из Краснодарского края.
 – У меня такой вопрос. У нас бывают трудные моменты. Вот буквально недавно, когда я была в затруднительной ситуации, я прочитала акафист Владычице нашей Богородице пред Ее иконой «Споручница грешных», но без благословения. А потом подумала, что, наверное, неправильно сделала. Считается ли это грехом? В этом нужно исповедоваться? Когда бывают трудные минуты, можно ли какой-то акафист прочитать без благословения?
 И второй вопрос. Я уже 20 лет в Церкви и новогоднюю ночь провожу в молитве, в храме. А почему новогоднюю ночную службу не показывают по телевидению?

 – Что касается чтения акафиста, то, конечно, вы имеете право почитать его, если душа к этому расположена. Лучше было бы испросить благословение у вашего духовника или у священнослужителя прихода, куда вы ходите в церковь. Если вы имеете желание читать акафисты ежедневно и постоянно, это очень серьезно; и нужна помощь Божия, благословение Божие через священника, чтобы это чтение было полезно и спасительно для вас. Но если у вас эпизодически бывают порывы сердца почитать тот или иной акафист, вы можете потом на Исповеди сказать об этом. Но если вы, как вы говорите, уже 20 лет в Церкви, то должны иметь определенного священника, с которым вы должны советоваться и все эти вопросы решать на Исповеди или в личной беседе и уточнять ваши действия по отношению к молитвенному правилу.
 По поводу второго вопроса – о трансляции ночной службы на 1 января – мы пока не думали. Если будет такая возможность, то, может, в записи какую-нибудь службу мы будем транслировать, чтобы люди, которые не могут пойти в церковь в эту ночь или хотят побыть дома, могли бы помолиться во время трансляции службы, которая будет идти в ночное время.
 – Спасибо, Владыка. Ирина Борисовна Крылова из города Заречного просит: «Коленопреклоненно прошу разрешить в храмах Екатеринбургской епархии совершать молебны святому мученику Уару с чтением канона, где молитвенная просьба о помощи умершим некрещеным. Священники, с которыми мне пришлось говорить, боятся читать этот канон, считают, что это нарушение догматов».
 – Святой мученик Уар – прославленный святой нашей Церкви, поэтому молебны мы можем совершать и молиться ему, чтобы Господь по его молитвам помиловал и простил наших предков, которые ушли из жизни некрещеными. Это мы можем делать. Но только не нужно делать это в нарушение наших канонических правил. Есть житие этого святого, который имеет дерзновение пред Богом, поэтому молитесь ему, чтобы Господь даровал милость через его молитвы.
 – Евгений из Подмосковья спрашивает: «За умершего не молятся, если он пил? Ведь в Священном Писании сказано, что пьяницы не наследуют Царствия Божия?»
 – Да, если строго относиться к нашим каноническим правилам, то действительно, человека, который был подвержен пьянству, не стоит и нельзя отпевать. Но мы сейчас идем в какой-то степени навстречу людям и отпеваем, и молимся за них, чтобы Господь миловал по молитвам Церкви. Но еще раз говорю, должно быть так, как вы говорите, если строго по Священному Писанию, по каноническим правилам.
 – Спасибо, Владыка. Поступил звонок из города Ноябрьска.
 – Хочу поблагодарить Вас, Владыка, за Ваш труд.

 – Спасибо большое.
 – Я знаю, что у Вас очень тяжелый крест. Я молюсь Господу, чтобы Он вас поддержал.
 – Спасибо.
 – Я слышала, что есть люди, которым что-то не нравится в Вашей службе. Но это всегда было так: встречаются люди, которые идут против Православия, хотят возмущать нас. Даже не знаю, что сказать, Владыка… низкий поклон Вам. Чтобы Вы знали, что мы любим Вас все, все православные очень поддерживают Вас. Простите нас… Мы молимся Господу Богу нашему, чтобы он помог в Вашем трудном деле, помог нести крест.
 – Спасибо вам большое, очень благодарен вам за ваши молитвы и за добрые пожелания. Спасибо.
 – Вопрос от Татьяны из Кирова: «Сейчас в нашем храме стали петь по-другому. Это похоже на концертное пение с руладами, с повышенной громкостью. Но ведь это очень мешает молиться. Правильно ли такое сопровождение службы, ведь оно отвлекает? И какими канонами руководствуются в храме, подбирая хор?»
 – Хор, конечно, должен петь мелодично, молитвенно. Чтоб он мог настраивать молящихся на умилительную молитву, которая бы располагала людей к благочестивой жизни, чтобы можно было внимательно слушать, что поется и что читается, и чтобы эти слова проходили через наше сознание, сердце. И чтобы действительно наша служба в храме была постоянной беседой с Богом. Чтобы Господь, услышав нашу общественную молитву, даровал нам и милость, и заступление, и благословение нашей жизни. Действительно, когда хор довольно громко и негармонично поет, тяжело бывает его слушать. Даже в нашем Типиконе сказано – «бесчинные вопли»… Это все зависит, конечно, и от хористов, и от регента, и от настоятеля храма, который должен их направлять. Иногда бывает, что люди, которые поют в хоре, не совсем церковные, поэтому им сложно настроиться на молитву, сложно петь церковно, молитвенно. И даже, может быть, хорошие и добрые замечания настоятеля они не сразу воспринимают. Нужен труд. Поэтому, конечно, надеемся, что настоятель или какой-то специалист, который с ними занимается, направит их на путь правильного пения, и со временем они исправятся. Поэтому нужно проявить и терпение, и смирение, обратиться к местному священнику, чтобы он как-то постарался быстрее урегулировать эту проблему в церкви.
 – Мария из Воронежа спрашивает: «Болею пятый год, парализована. Думаю, что на меня порчу навела моя невестка. Она сама уже умерла. Умерла ли ее порча вместе с ней, или она продолжает оставаться на мне?»
 – Надо искать причину не в женщине, которая якобы навела порчу и скончалась. Надо искать причину в своей душе: грехи наши – проводники порчи и зла, которое идет от врага, диавола, причиняющего нам много неприятностей в нашей жизни. Если мы освободимся от наших грехов и пороков, то освободимся и от порчи. Нужно потрудиться над собой, посмотреть на свою душу, увидеть свои недостатки и грехи, исправить их, и тогда все наши трудности душевные, наваждения бесовские и порча – все отойдет от нас. Где есть чистота жизни, там не может быть духа злобы поднебесной. Надо заботиться о чистоте своего сердца, своей жизни, о жизни христианской, церковной, православной – это нас очистит от всякой порчи.
 – Владыка, это из Волгограда раба Божия, грешница Людмила. Я хотела бы узнать, почему сейчас с такой поспешностью Поместный Собор собирается, ведь он должен быть через полгода. Нельзя ли его сделать в марте, апреле?
 – Прошлые Архиерейский и Поместный Соборы проходили через месяц после смерти Святейшего Патриарха Пимена. Здесь нет никакой поспешности. Если бы Поместный или Архиерейский Собор был в конце декабря, к 1-му или 7 января, мы могли бы сказать, что это поспешность. Но уже пройдет более 40 дней со дня кончины нашего Святейшего Патриарха Алексия. И только после этого будут совершаться Архиерейский и Поместный Соборы, избрание нового Патриарха и его интронизация.
 В Уставе нашей Церкви сказано, что до полугода можно избирать Патриарха: всякие бывают случаи в жизни, которые не допускают, не дают возможности совершить дело избрания Святейшего Патриарха, поэтому дается такое время.
 Мы, конечно, скорбим и болезнуем о нашем почившем Патриархе, но жизнь такова, что нам нужно избрать нового кормчего, который бы путеводил Церковь по водам бушующего моря и продолжил работу, труд, который нес наш почивший Святейший Патриарх Алексий.
 – У нас телефонный звонок из Ставрополя. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
 – Здравствуйте, Владыка Викентий. Это раба Божия из Ставрополя. Хочу выразить Вам большую благодарность за Вашу программу «Союз», хочу сказать Вам спасибо за Вашего отца Димитрия (Байбакова) – мы его любим, он так нас поднимает. Спасибо Вам большое, доброго вам здоровья всем! Мы молимся за вас. Низкий поклон Вам, Владыка Викентий, и отцу Димитрию большое спасибо!

 – Спасибо вам за ваши молитвы.
 – Вопрос из Тамбова: «Родственница больна старческим склерозом, исповедовать и причащать ее нельзя; а можно ли ее соборовать?»
 – Соборовать, я думаю, можно; но нужно, чтобы священник определил, можно или нельзя причастить и исповедовать эту женщину. Если она постоянно находилась в Церкви и священник знает ее жизнь, может быть, можно с ней переговорить – если она сознает себя грешной и кается в своих грехах, то можно будет ее допустить к Причастию, исповедовать. Нужно знать поближе ее жизнь. А соборовать можно, если она православная христианка, крещеная и ходила в церковь.
 – Вопрос от Ольги из Сибири: «Владыка, при храме есть человек в клире, который аморальным поведением смущает окружающих. Это супруга диакона. Индивидуальные беседы не помогают, супруг для нее не авторитет. Может быть, можно рассмотреть этот вопрос на общем собрании?»
 – Поскольку это не наша епархия, нужно обратиться к местной церковной власти, чтобы она решила эту проблему. Действительно, сейчас есть такая проблема, что некоторые матушки ведут себя не совсем церковно, не совсем по заповедям Божиим. Бывает, что священнослужитель был рукоположен во священство, а супруга его была неверующая в то время, и ей приходится как бы догонять, воцерковляться потом. Наша Церковь воспитывает своих чад в духе смирения, послушания, терпения, но люди воспитаны в светской жизни в духе гордости, самомнения, высокоумия. Возможно, матушке тяжело оставить свою гордыню и смиряться перед трудностями, перед людьми, которые пытаются подсказать ей, чтобы она себя как-то по-другому вела, может быть, даже по-другому одевалась – в соответствии с ее статусом матушки как матери духовных чад Божиих в том или ином храме. Поэтому мы должны снисходительно относиться к этому; это ситуация нашей современной жизни. Нам необходимо в своих семьях воспитывать детей правильно, чтобы они – и девочки, и мальчики – были воспитаны в смирении, послушании, терпении, в любви к Богу и ближним, чтобы другие добродетели приобретали. Когда они станут большими, если станут священнослужителями, а девочки – матушками, то они, конечно, по-другому уже будут себя вести. Но сейчас, после разрушительного действия атеистической пропаганды, мы находимся в очень непростом положении – есть необходимость в священнослужителях, но не всегда семья соответствует этому высокому призванию. Поэтому необходимо и терпение со стороны прихожан, понимание; надо постараться с любовью, с кротостью исправлять все наши недостатки.
 – Владыка, это раба Божия Елена из Татарстана, из города Альметьевска. Только что ко мне пришли люди за советом, потому что у них такая ситуация сложилась – забеременела у них девочка в 18 лет. И ее мама, чтобы у нее не испортилась жизнь, хочет, чтобы она отказалась от ребенка после родов, но при этом он остался бы в семье: бабушка оформит опекунство, будет получать деньги. Я даже не знаю в этой ситуации, как и что им посоветовать. Потому что я сторонница того, чтобы ребенок воспитывался с родителями – с мамой.
 – Да, правильно. В любом случае нужно, чтобы ребенок родился, чтобы не было аборта. И обязательно надо помочь, чтобы она не боялась: если случилась такая беда, это плохо; но что делать, если такая ситуация сложилась? Пускай она родит и особенно не думает, что и как будет. Если она родит и почувствует своим материнским сердцем любовь к своему ребенку – она никому не отдаст его воспитывать, и не будет бояться, что испортит свою жизнь. Не испортит – наоборот, будет польза и для матери, и для ребенка, потому что она не оставит свое дитя без материнского попечения. В крайнем случае, конечно, если есть какие-то проблемы, это тоже выход из положения – если ближайшие родственники (бабушка или другие) помогут в воспитании ребенка. Имеется в виду, что и сама мама будет участвовать в воспитании, но родные и близкие – вместе с ней. Сейчас в первую очередь нужно думать, как родить здорового ребенка, думать о его здравии, благополучном рождении. А после, я думаю, вопрос решится благополучно. Не переживайте!
 – Владыка, второй вопрос от Ольги из Сибири: «Можно ли заказать сорокоуст о здравии взрослого крещеного человека, не посещающего храм?»
 – Я думаю, можно и нужно, потому что, если человек крещеный, он имеет благодать таинства Крещения. У него есть семя христианской жизни, но он не может пока создать условия для возрастания в духовной жизни, христианской. Ему нужно помочь нашей молитвой церковной, чтобы Господь посетил его и обратил к вере Православной, к жизни по вере, церковной жизни. Поэтому необходимо молиться, чтобы Господь посетил его, и он воспрянул, восстал от сна греховного и начал жить деятельной, активной христианской жизнью.
 – Спасибо, Владыка. У нас звонок из Екатеринбурга. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте, Владыка. Благословите.

 – Бог благословит.
 – Владыка, скажите, пожалуйста, сколько раз в жизни православный христианин может собороваться?
 – Обычно, если мы не болеем тяжкими болезнями, нужно обязательно собороваться один раз в году. Если же человек чувствует какое-то недомогание, то по своей болезни он может попросить, чтобы его дополнительно соборовали. Это зависит от нас. Конечно, мы все больны духовно. Если телесно меньше болеем или не болеем совсем, то душой мы болеем всегда. И наша испорченная, больная природа нуждается в исцелении, поэтому мы и проходим это великое таинство – таинство Елеосвящения или Соборования.
 – Спасибо, Владыка. Такой вопрос: «В Новом Завете описывается, как христиане продавали свое имущество для пожертвований. Я бы не продал ничего ни тогда, ни сейчас. Оцените мое отношение к этому – хорошо или плохо так думать?»
 – Если мы не хотим продавать или раздавать что-то из скупости, не желая помочь ближнему, то это плохо; а если мы можем совершать дела милосердия и без того, чтобы что-то продавать, есть возможность помочь человеку в той или иной беде или нужде и мы помогаем своей милостыней, – то, конечно, можно и не продавать, но помогать. Мы призваны быть милосердными к ближнему своему, ибо даже в повелительном тоне сказано: «Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный». И мы должны быть милосердными, миловать и помогать ближним, нуждающимся в нашей помощи и поддержке. Если ваши мысли с точки зрения эгоизма: «не буду продавать, не буду помогать» – это плохо. А если есть возможность не продавать, а помогать – это нормально.
 – Вопрос от рабы Божией Татьяны из Екатеринбурга: «Ходят слухи, будто бы Владыка Викентий преподавал на кафедре медицинского института атеизм. Правда ли это?»
 – Нет, конечно, не правда. Я в юношеские годы хотел учиться в медицинском институте, но отец меня не благословил по одной лишь причине – там преподавался атеизм. Он не хотел, чтобы я слушал этот курс. Поэтому я даже не поступал в медицинский институт из-за этого – чтобы, как опасался мой отец, не потерять веру в Бога. После окончания десяти классов я поступил на работу, а потом призвали в армию, после – поступил в Духовную семинарию, академию, а в медицинский институт я так и не попал.
 – Спасибо, Владыка. К нам поступил звонок из Курска. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте. Владыка, благословите. Это раба Божия Любовь.

 – Бог благословит вас.
 – Владыка, у меня такой вопрос. У меня есть очень близкий человек. Когда мы поехали в монастырь к старцу Власию и спросили, как ему жить, старец сказал: «Ваш гость попал в такую ветвь – он не женится, не разводится, непьющий, не суженый, не ждет свидания». Как это понять? Объясните, пожалуйста!
 – Сложно, конечно, сказать, что имел в виду отец Власий. Можно было бы его спросить, чтобы он разъяснил вам конкретнее, если вы не поняли смысл его слов, его благословения. Мне сложно сказать, потому что я не знаю, что он имел в виду. В Священном Писании сказано, что в Царстве Божием «не женятся и не выходят замуж, но живут как ангелы Божии». Имеется в виду, что человек, может быть, не понимает смысла жизни человечества в Царстве Божием и ему объясняется, что там совсем другая жизнь, чем здесь, на земле. Здесь и женятся, и замуж выходят, и дети рождаются. А там, на небе, совсем иная жизнь – как ангельская. Нужно делать различие между жизнью земной и жизнью небесной. Там иная жизнь, которую мы сейчас представляем «как через тусклое стекло», но когда мы отойдем из этой жизни, то будем знать в точности, как действительно жизнь проходит в Царствии Божием.
 – Спасибо, Владыка. Зинаида из Пензы задает вопрос: «Известно, что Церковь отвергает теорию эволюции Дарвина. Откуда тогда в человеке животные инстинкты: голод, продолжение рода и так далее? Это ведь животные инстинкты…»
 – Эти животные инстинкты, страсти появились, когда человек пал, когда он согрешил пред Богом. У него появился и страх, и многие другие страсти греховные, и недовольство, и ропот. Сейчас нам необходимо трудиться, чтобы эти страсти искоренить из нашей жизни. Церковь действительно не принимает теорию эволюции Дарвина – мы знаем, по Откровению свыше, от Бога, что Господь создал человека по образу и подобию Своему. И человек имеет предназначение жить в Боге, с Господом в Царстве Божием. Но поскольку человек пал из этого богозданного состояния, то сейчас, после искупительных подвигов Христа Спасителя, мы имеем возможность восстановить то, что мы потеряли после грехопадения прародителей. И трудясь и подвизаясь на этой земле, с помощью Христа Спасителя мы можем восстановить свою падшую природу и вновь стать такими, какими были до грехопадения – даже больше, если мы будем в вечном Царстве Христовом, в небесной обители, которую уготовал Господь любящим Его.
 – Вопрос от Марии из Екатеринбурга: «Я пожелала своему близкому человеку смерти, и всем говорила, что он умер, хотя он был живой. Сейчас прошло много времени, и я чувствую, что согрешила, и на Исповедь боюсь идти. Но каждый день прошу у Бога в душе прощения за то, что я сделала. И каждый день раскаиваюсь. Бог простит меня? И что мне делать?»
 – Конечно, лучше всего найти в себе силы пойти на Исповедь и покаяться, чтобы получить разрешительную молитву после этого таинства. А покаянное чувство вы должны всегда иметь: мы совершаем действительно большой грех, когда желаем смерти ближнему своему – мы не имеем права желать смерти, потому что не мы дали жизнь человеку, а Господь Бог. И господь Бог, когда Ему будет угодно, заберет человека из этой земной жизни и вселит душу живую в Царство Божие, или в иной мир. Поэтому желать смерти – это грех большой. Конечно, нужно каяться, нужно исправляться. И самое важное – нужно пойти на Исповедь и рассказать все духовнику, священнослужителю, чтобы он прочитал над вами разрешительную молитву, чтобы через таинство Покаяния Господь простил вас. В дальнейшем вести достойную христианина жизнь в покаянии, которое бы искупило этот грех.

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Слово Высокопреосвященнейшего Митрополита Кирилла, избранного и нареченного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси

  Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, Преподобия, досточтимые отцы, братья и сестры!   Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения – Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет.

 
Духовное чтение

Читаем «Добротолюбие»

Одно дело – рассуждать о хлебе и о еде, а иное дело – есть и принимать в себя хлебную питательность. Одно дело – на словах поговорить о самом сладком питии, а иное – пойти и почерпнуть из источника и насытиться пития.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс