Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (514) → Протоиерей Сергий Вогулкин, Юлия Токарева: «Отцы и дети»

Протоиерей Сергий Вогулкин, Юлия Токарева: «Отцы и дети»

№1 (514) / 1 января ‘09

Духовное чтение

В этой теме:

Духовное чтение
Читаем «Добротолюбие»
Духовное чтение
Как проводить святки?

«Хотя бы у нас все наше было благоустроенно,
мы подвергнемся крайнему наказанию,

если нерадим о спасении детей»
Святитель Иоанн Златоуст

  Практически каждый человек, достигший половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать родителем – однако данная возможность зачастую понимается буквально, не учитывая миссию родителя и его роль в жизни ребенка. Кризис семьи, поразивший весь так называемый цивилизованный мир, не обошёл стороной и Россию. Более того, потеря традиционной культуры семейной жизни привела к кризису, последствия которого мы будем ощущать на протяжении многих лет, если не выработаем новые критерии и принципы семейных отношений. Средства массовой информации, дошкольные и школьные педагоги, специалисты разного уфровня в один голос твердят, что современная семья не выполняет своей основной задачи – воспитания детей как гармонично развитых личностей – и не только не способствует, а зачастую препятствует полноценному развитию ребенка, его становлению и превращению в зрелую и самодостаточную личность. Конечно, здесь не обошлось без лукавства, поскольку сами «радетели за семью» совершенно устранились от воспитания, а СМИ так просто из кожи вон лезут: как бы лучше соблазнить ребёнка. Да и многие взрослые считают, что воспитание – это настолько естественная функция человека, что выполняется как бы сама по себе и не требует специального внимания родителя к её результатам.
  В поисках ответа на вопрос, как достичь в воспитании подрастающего поколения такого уровня, который бы вселял уверенность в благополучии не только ближайшего будущего, но и далеко за его пределами, следует обратиться к нашим духовным истокам и православным постулатам о миссии семьи и родительства.
  Как отмечал блаженнейшей памяти Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «во все времена семья, благословенный Богом союз мужчины и женщины, играла важную общественную роль, служила основой развития и благополучия государства. Воспитанные в доброй атмосфере домашнего очага, наученные высоким нравственным принципам, воспринявшие культурные традиции своего народа, дети в русских семьях вырастали верными сынами и дочерями Церкви и Отечества.
  К сожалению, в современной жизни нашей страны традиционные ценности семейных отношений во многом утрачены… Главная причина этого упадка видится в оскудении любви, в нравственной распущенности, в утрате чувства ответственности за близких и родных…».
  Действительно, многие родители не способны создать благоприятные условия для полноценного духовного, душевного и телесного развития ребенка. А поскольку родительство обладает огромной социальной значимостью и имеет прямое отношение к развитию и благополучию института семьи и общества в целом, постольку эффективное родительство должно привлечь всеобщее внимание.
  По меткому выражению К.Юнга, «никто не в состоянии воспитать личность, если сам не является личностью»; поэтому важно констатировать необходимость повышения духовной и психологической составляющих родительства как условия гармоничного развития и достижения воспитанности подрастающего поколения и каждого конкретного ребенка.
  Стоит заметить, что современные социальные программы и проекты делают разного рода попытки формирования такой гармоничности и воспитанности, говоря о том, что нужно воспитать гармонично развитую личность: с гражданской активной позицией, патриота своей родины, образованного и нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага. Что же в результате? Педагогическая психология многократно констатирует увеличение числа неполных семей с дисгармонично развивающимся ребенком, проявляющим чрезмерную агрессивность и тревожность, увеличение количества детей, не способных усваивать традиционную программу обучения. Социальная психология подсчитывает проценты асоциальности, межличностной дисгармонии и конфликтности. Мы слышим об инфантильной, бегающей от ответственности, от армии, от семьи личности, имеющей тягу к различным зависимостям и пристрастиям, нерешительной и нередко безвольной. Личности, которая обвиняет государство в нестабильности и развращенности – и в то же время не умеет постоять за себя, взять на себя ответственность за свои поступки и решения. Именно с этим связано огромное количество «гражданских» браков, которые приводят к массовым убийствам нерожденных детей, поскольку ни мать, ни отец, живущие прелюбодейно, не способны взять на себя ответственность за воспитание ребенка. Безответственные отцы прежде всего виновны в убийстве младенцев во чреве матери.
  Необходимость пересмотра всей базовой составляющей жизни человека налицо, но с чего начать?
  Иоанн Златоуст указывал, что каждый христианский дом составляет малую Церковь, в которой отец семейства – пастырь для своих пасомых, образец христианской жизни для домашних. Действительно, роль отца трудно переоценить. Н.Соловьев писал: «Велико и ничем не заменимо значение и место отца в современной семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом». По мнению Н.Соловьева, отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Даже относительно непродолжительное отсутствие отца (полгода – год) ведет к тому что у детей, особенно мальчиков, начинают развиваться такие отрицательные черты, как трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы по дому, эту же привычку перенимают и дети. Если отец во главе семейства регулярно посещает храм, то все его дети становятся верующими. У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Велико значение отца и для развития девочки. Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола, именно это ощущение даёт ей общение с отцом. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца. В противоположность этому святые отцы Церкви дают нам такой совет: «Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением».
  Высокий авторитет отца в семье способен ее сплотить, сделать пребывание детей в ней самым счастливым и самым запоминающимся событием их жизни. Вот почему жена не должна ронять его авторитет в глазах детей, унижать достоинство отца – даже если она в чём-то опередила его и более успешна в работе или бизнесе.
  Во время финансовой и социальной нестабильности это особенно важно. Какие же объективные и субъективные факторы могут помешать сейчас семейной гармонии? Во-первых, семья как самодостаточная трудовая ячейка общества перестала существовать и превратилась в ячейку потребительскую. Этот процесс, начавшийся ещё в XIX веке с урбанизации, сейчас достиг своего апогея, сводя на нет все трудовые затраты по дому.
  Во-вторых, хранительница очага, собиравшая под своё крыло всё, как правило, многочисленное семейство, бросила этот очаг и пошла работать, причем насколько успешно идёт профессиональная карьера женщины, настолько же меньше она уделяет внимания тлеющим угольям бывшего очага.
  В-третьих, с большим, а чаще с меньшим успехом пытаются строить семейную жизнь и воспитывать детей те, кто перед своими глазами не имел опыта добропорядочной семейной жизни и сам вырос в неполных, разведенных семьях, а то и вышел из стен сиротского приюта.
  И, наконец, в-четвертых, при всей сохранившейся на генетическом уровне тяге к созданию семьи и деторождению женщина не может найти достаточно зрелого мужчину, способного не только произвести, но и воспитать детей.
  Итак, современная ситуация осложнила мужчине задачу реализовать себя. Многое из того, что когда-то он выполнял, сегодня делают машины или, как уже было сказано, женщины. Однако функцию отца, связанную с воспитанием детей и приобщением их к социальным нормам и ценностям, никто не отменял. Иоанн Златоуст пишет: «Нет нам извинения, когда дети у нас развратны».
  Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать это ему нетрудно – достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Например, супруг, который вносит в семью уверенность и покой, дает своим детям представление о мужчине совсем иное, нежели мужчина, который ищет в жене опору. Каждому «на роду написано» своё: женщине – попечение о домашнем тепле и уюте, мужчине – социализация ребенка, знакомство его с миром, защита от нападений людских и дьявольских. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание…». Плохо, когда по тем или иным причинам женщины берутся не за своё дело, а мужчины игнорируют то, что обязаны выполнить перед Богом – дать миру духовно, душевно и телесно здорового человека.
  Проблема отцовства действительно становится ключевой для современной семьи. Именно родительство, отцовство является одним из важнейших этапов жизни мужчины, приходящимся на возрастной период взрослости.
  Родительство во многих культурах так или иначе связано с понятием зрелости. Именно в формировании зрелой личности нам видится задача становления эффективного отцовства и укрепления семьи. Формированием, направленным на достижение личностной зрелости, следует заниматься с раннего возраста. С точки зрения психологической составляющей, зрелость мужчины и женщины достигается разными путями и средствами, так как психологическая основа у них различна. Говоря о формировании зрелого мужчины, а следовательно – полноценного отца, необходимо обратить внимание на те условия, которые создаются в современном обществе для данной цели.
  Первая группа – макроусловия, или условия макроуровня. К ним мы относим уровень культурного развития общества, социальный и политический уклад. Когда говорят, что мы живём в цивилизованном обществе, всегда вспоминается мнение историков о том, что «цивилизация – это то, что остаётся, когда разрушена культура». Отсутствие стыда, которое мы повсеместно отмечаем, и есть итог падения культурных навыков, свойственных нашему обществу. Финансовые и социальные проблемы ещё больше усугубляют внешнее давление на семью. Именно в этих условиях, как бы ни хотелось «сорвать злость и обиду» на своих домашних, отец должен себя вести по-мужски. В этих непростых и для взрослых, и для детей условиях оптимальное влияние на ребенка оказывает отец не авторитарный, но уверенный в себе и в своем положении, знающий и умелый, заботящийся о ребенке, не стесняющийся выражать свою любовь к жене и детям. Не нытик, а человек, способный в решительный момент взять на себя обязанность принятия ответственных решений.
  Вторая группа – это микроусловия, создаваемые конкретной семьей, родителями. Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4–5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка только «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. Необходимо сохранять мир и любовь в семье и отношения с ребенком устанавливать только на этой основе. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос».
  Таким образом, требования к мужчинам – отцам не только не уменьшаются, но, наоборот, в современных условиях увеличиваются. Не только мужественные физически, но и зрелые духовно нужны мужчины для благополучия семьи и государства. Где же их взять, когда кругом только и слышно об инфантильности мужчин? Врачу на ум сразу приходит некая телесная ущербность, которая и определяет инфантильность. Но глядя на нашу могучую молодёжь, в это плохо верится, хотя военкоматы нередко находят различные телесные дефекты у юношей, призываемых в армию. Но большинство из молодых людей так и не доходит до армии по разным, чаще субъективным, причинам. Видимо, инфантилизм проявляется в чём-то другом.
  Попробуем подойти к этому вопросу с другой стороны, исходя из трехсоставности человека. Большую часть составляет духовная суть человека, то, что принципиально отличает его от животного. Несколько меньшую часть – душа человека, его психика. Определенную часть душевного составляет у человека социальное и, наконец, незначительную, по мнению Православия, сугубо животную часть, составляет тело. Мы уже говорили, что с телом у наших юношей и мужчин всё более-менее благополучно. А если учитывать, как хорошо мы заботимся о своём теле, то даже более чем благополучно. Целая индустрия работает исключительно для нашего развлечения и ублажения нашей телесности.
  Что же такое инфантилизм? Обратимся к толковым словарям: «Инфантилизм – отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Внешне – взрослый, а ведет себя, как ребенок. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений».
  Исходя из этого определения и из трехсоставности человека, попробуем составить некую классификацию инфантильности.

  Степени инфантильности:

  • инфантильность духовная – отсутствие веры, незнание законов Божиих, добродетелей и блаженств, неразличение добра и зла. Другими словами – состояние, когда у человека «нет ничего святого»: ни Бога, ни родины, ни родителей, ни святоотеческой культуры, ни высокой нравственности;
  • душевная – психологическая инфантильность проявляется в отношениях, а именно тогда, когда надо принимать решение, брать на себя ответственность, совершать волевые поступки. Психологически незрелый человек не готов создавать, он может только разрушать. Психический инфантилизм – незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы. Естественно, что инфантильные люди несамостоятельны. Они привыкли к тому, что за них всё решают другие;
  • социальная инфантильность – состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств перед обществом, связанных с процессом взросления. Даже тягу к высшему образованию можно рассматривать как один из вариантов инфантильности – стремление как можно дольше побыть ребёнком, которого учат, тем более, что отечественная высшая школа всё ещё использует технологии чуть ли не дошкольного воспитания с «информационной жвачкой» вместо практического обучения;
  • телесная (не генетическая) инфантильность – следствие всех предыдущих, физическое недоразвитие, изнеженность мальчиков, огрубение девочек. Впоследствии может проявиться и крайняя степень нежелания брать ответственность за семью – изменение половой ориентации.

  Постоянная практика ухода от ответственности, нежелание, а потом уже и неумение принимать самостоятельные решения, ставить цели в жизни формирует стойкие черты личности, не позволяющие адаптироваться в обществе и быть успешным. Со временем человек начинает ощущать свою ненужность и губит себя пьянством, курением, наркотиками или ищет «утешения» в сектах.
  Мы уже не раз говорили, что проблемы современного мира нельзя решить без возрождения духовной компоненты, основы истинно человеческого в человеке и человечестве. Разговор об эффективном отцовстве как раз свидетельствует о необходимости именно духовного воспитания будущего отца. Все попытки, которые предпринимаются для этого без духовной составляющей, до сих пор кончались и впредь будут неизменно кончаться неудачей.
  Да, семья потеряла свою роль как трудовая единица, где отец (а ранее он именовался патриархом) организовывал труд семьи, являлся добытчиком, духовным главой своего семейства. Несмотря на это, функция семьи как малой Церкви сохраняется – она по-прежнему образует единое целое, нерасторжимое духовное единство. Поэтому описанный выше кризис семьи, связанный с превращением ее в потребительскую единицу, может быть преодолен изнутри, но лишь в том случае, если духовная связанность семьи сохранится и будет нарастать.
  Нельзя согласиться с тем, что, как пишут некоторые психологи, «родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и зависит только от обучения и может легко исчезнуть». Каждый отец, взяв на руки своего ребенка, испытывает не только гордость, но и внутреннюю потребность, безусловно врожденную, защитить, согреть, приласкать. Однако остается несомненным и то, что психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец. Понятно, какие трудности испытывает при образовании собственной семьи молодой человек, лишенный опыта взаимодействия с отцом или имея неудачный опыт такого взаимодействия.
  Итак, зрелая личность – это личность высоконравственная, духовная. Эффективный отец испытывает потребность в том, чтобы учить, передавать себя: сделать ребенка своим культурным и духовным наследником, то есть передать в будущее все лучшее, чем владеет сам. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнет воля. Научно доказано, что те дети, в чьем развитии активную роль играет именно отец, вырастают более умными и успешными. Духовное лидерство, ценность которого неоднократно доказана научными исследованиями, является для зрелого отца тем, что не подвластно никаким изменениям положения и функции семьи. Духовные качества возрастают по мере воцерковления человека; таким образом, даже если в детстве мы были лишены возможности приобщиться духовности, не поздно её приобрести в молодые и даже зрелые годы с тем, чтобы завершить своё взросление успешным родительством.
  Сегодня необходимо сменить приоритеты в гуманитарном образовании. Воспитание должно занимать по сравнению с образованием первое место. Конечная цель такого воспитания – развитие у молодых людей желания создавать семью и рождать детей как основу радости и счастья женщины и мужчины. Возрождение культурных православных традиций семейной жизни, когда юноши и девушки до свадьбы хранили свою невинность, девственность и неприкосновенность, вновь должно стать нормой поведения.
  Нужно не забывать, что стыд – критерий культуры не только общества, но и отдельного человека, а стыдливость, способность воздерживаться от исполнения своих плотских желаний, существование брака, наличие религии – это не просто абстрактные понятия, а то, что отличает человека от животного.
  Нужно учить молодых людей материнству и отцовству, обогащать их знаниями в области антропологии, детской, социальной, медицинской, перинатальной, специальной психологии, основ Православия. Там, где созданы школы и клубы материнства и отцовства и в их работе принимают участие представители духовенства, проблема создания крепких семей решается намного проще. Самое активное участие должны в этом принять преподавательские коллективы кафедр педагогических вузов, факультетов психологии высших учебных заведений, особенно там, где профессионально ведется изучение и преподавание детской психологии, дошкольного воспитания, психологии развития. Но следует помнить, что воспитание высокой духовности и нравственности должно стать приоритетным. Помните то, что сказал ещё 150 лет назад Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский: «Стойте сами пред лицом Божиим, будьте устами Божиими – тогда чрез ваше посредство Сам Бог будет воспитателем детей, вам порученных».

Протоиерей Сергий Вогулкин,
доктор медицинских наук, профессор
Юлия Токарева, кандидат
психологических наук, доцент

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Епископ Александр (Милеант): «Рождество Христово: начало новой эры»

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

 
Духовное чтение

Как проводить святки?

  Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.   В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс