Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (511) → Пой, поэт, пой, матушка Людмила!

Пой, поэт, пой, матушка Людмила!

№46 (511) / 8 декабря ‘08

Духовное чтение

  В музыкальных программах православного радиоканала «Воскресение» Екатеринбургской епархии часто звучат песни автора-исполнителя Людмилы Кононовой. Как писал доктор философских наук В.

Н. Катасонов, «этот голос не спутаешь ни с каким другим. Это поет сама душа России. России сегодняшней, прошедшей через горнило огненных испытаний ХХ века – через катастрофы его начала, через трагедию его конца. Поруганной, облитой ушатами грязи всех ее врагов, внешних и внутренних, надломленной, потерянной».
 
И действительно, когда слушаешь, как поет матушка Людмила, невольно задаешься вопросом: «Да можно ли жить в России или нужно только душу спасать?…» И понимаешь, что Россия – православная Святая Русь, которая, однажды сочетавшись со Христом, уже никогда не променяет Его ни на какие земные блага и утопии. И как бы ни было трудно, не отступит Святая Русь, не предаст своего Небесного Жениха и только еще истовей будет молиться и искать входа в град Божий… И петь свои молитвенные песни, как песни матушки Людмилы.

  Я познакомилась с Людмилой Кононовой на православной выставке-ярмарке «Русь крещеная, святая», которая проходила в Екатеринбурге в январе текущего года. На выставке были представлены шесть альбомов с песнями матушки: «Ангел последний», «Снег идет по Божьей воле», «Нескучные песни», «От Рождества до Пасхи», «Семейный альбом», «Христу Богу работать легко», и книга стихов и песен «Поэтам железного века», изданная в Кирове в 2006 году. Каждый альбом построен по принципу единого смыслового пространства, основная тема которого определяется названием. Возле стенда с работами автора всегда было много людей – любители и ценители хорошей душевной музыки с удовольствием приобретали диски с записями песен матушки Людмилы.
  Не удивительно, что так много людей собралось и на ее сольный концерт, который состоялся на выставке. Матушка не только исполняла песни собственного сочинения, но и беседовала со зрителями, рассказывала им о своих жизни и творчестве.
  Среди православных бытует мнение, что главное и в идеале единственное призвание верующей женщины – семейный очаг. Но жизнь дает нам порой прекрасные примеры мудрого сочетания женщиной обязанностей жены, матери и личного творчества, например, авторской песни, как в случае с матушкой Людмилой Кононовой.
  – Без отсечения собственной воли, наверное, не осилила бы это дело. Чувствую, что сейчас многое делается по чьей-то молитве. Потому что нагрузки, которые на меня выпадают в связи с переездами, концертами, не должны бы позволить быть готовой к выступлению или к написанию стихов, – говорит матушка.
  – Делается это, конечно, не без моего участия. Но главное, что мой муж относится с сочувствием и пониманием природы творчества, поскольку он сам человек пишущий. Я слабее: легче поддаюсь каким-то сомнениям; бывает, хочется все оставить, а батюшка крепче, понимает все глубже, видит со стороны и, слава Богу, не то что не удерживает, а благословляет всякий раз на поездки и концерты. Только благодаря взаимопониманию и пониманию им необходимости этого творчества я и тружусь.
  Необходимо объяснить, что после окончания музыкальной школы Людмила, в девичестве Лопаткина, поступила в Пермский институт искусств и культуры, работала в Пермской филармонии. Сцена – ее основная профессия. По слову апостола матушка осталась в том звании, в котором призвана. И с будущим отцом Андреем, поэтом-авангардистом, в 1989 году она познакомились на концерте… Вскоре молодая супружеская чета уезжает в город Уржум Кировской области восстанавливать собор Святой Троицы. Этот пятиглавый, крестом поставленный собор с центральным куполом высотой более пятидесяти метров, просторный, вмещающий несколько тысяч молящихся, с резным дубовым иконостасом, силами уржумского купечества воздвигнутый в начале ХХ века по проекту замечательного архитектора Дружинина, был и остается украшением вятской земли. Вот оно, живое церковное дело – и сердце к нему можно пристроить, и душу свою укрепить!
  Людмилу приняли певчей на клирос, Андрея определили разнорабочим – а по вечерам секретарствовать: печатать на своей железной «Башкирке» отчеты, рапорты, прошения. Днем он подметал церковный двор, таскал бревна, колотил дранку в новоотстраиваемых помещениях, собирал и заведовал соборной библиотекой, делал временное рубероидное покрытие на соборной крыше, разгружал машины с цементом и гипсом для восстановления храмовой лепнины, топил печи, красил полы, помогал столяру делать шкафы и скамейки – в общем, все такие душеспасительные работы: чтобы сердце угнездилось, укоренилось в церковной ограде. Так и началась их совместная жизнь.
  В храме Людмила пела больше семи месяцев, пока у нее не родился первый сын Василий.
  – Я могу сказать, что клиросное послушание очень-очень нелегкое. Могу это утверждать как поющий человек: иногда легче отпеть полтора или два часа на концерте, чем одну Литургию. Что-то таинственное происходит, особенные такие энергии проходят через сердце, что ничем земным, домашним после службы не можешь заниматься. Душа возносится на Евхаристии высоко, и не так-то просто ей, вернувшись на землю, следовать земному порядку вещей.
  Примерно через год разнообразной службы при храме настоятель определил Андрея в штат звонарем и представил его как кандидата в диаконы. Его поступление в духовную семинарию совпало с рукоположением. Вот что вспоминает матушка о том времени.
  – Среди творческой интеллигенции в год тысячелетия крещения Руси был духовный порыв: оставить артистическое, писательское, художественное поприще и принять посильное участие в церковной православной жизни. Это по всей России – как благодатная волна прокатилось. Уходили служить в Церковь доктора и кандидаты различных наук, известные писатели и поэты, заслуженные артисты, талантливые художники, замечательные музыканты и даровитые философы. Уходили, принимали монашество, священство, начинали петь на клиросе, строить и расписывать храмы, воссоздавать колокольное искусство, устраивать иконописные мастерские, поднимать древние иноческие обители, преподавать Закон Божий в детских домах и воскресных школах, открывать православные гимназии.
  Это было, несомненно, призвание Свыше. И мне тоже захотелось не час на воскресной литургии отдавать Богу, а теми силами, что у меня есть, послужить в церковной ограде, захотелось душу свою приложить к этому святому делу – воцерковлению Отечества. Мне стало понятно, как и тысячам других русских людей, что жизнь в России целиком зависит от Церкви, от веры православной – жизнь земная от жизни Небесной, истинной, Господней.
  В 1992 году рождается сын Алексей, и тогда же режиссер-документалист Марина Дохматская снимает фильм о творческом и духовном становлении матушки Людмилы и отца Андрея – «Возвращение»: большой, почти часовой фильм о возврате души к Первоисточнику Жизни, к Единому Божиему Корню. Они стали в нем главными героями.
  – Мы долго сомневались, нужно ли выносить свое личное решение служить в Церкви, свои прошлые ошибки и горечи на широкий людской суд. Согласились. Наш опыт поражений и отхода от вечности был типичным опытом творческих людей восьмидесятых годов, поэтому и попытка идти другим, благодатно-церковным путем кому-нибудь тоже по своей типичности может послужить к возвращению не на круги своя, а на гончарный Божественный круг, – отмечает матушка Людмила.
  Поэт и музыкант Людмила Кононова много концентирует по России и за рубежом с авторскими программами. География поездок обширна: Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Днепропетровск, София, Киев, Сыктывкар, Калининград, Пермь и многие другие города…
  – Я знаю, что у вас на православном радиоканале «Воскресение» очень часто звучат записи моих песен. Поэтому считаю, что я небезызвестный человек на Урале. Моими песнями оформлены многие православные фильмы – «Кронштадтский пастырь», «ВЧК против Патриарха Тихона» и многие другие.
  Я уже очень давно, тридцать лет пишу стихи, придумываю мелодии на эти стихи. Это началось еще до моего воцерковления, и я счастлива, что это пригодилось мне после него, и пришлось, так сказать, к делу возрождения нашего Отечества. В настоящее время у меня уже шесть выпущенных аудиоальбомов, которые я впервые и привезла нынче на екатеринбургскую ярмарку «Русь крещеная, святая…». Все это производится и распространяется больше всего в Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах Центральной России. Я подумала, что несправедливо не приехать на Урал и не познакомиться со своими слушателями воочию.
  Эпиграфом одной из первых песен, посвященных судьбе России, которую написала матушка Людмила, стали слова старца Лаврентия Черниговского. В 1942 году, когда стоял вопрос: будет ли дальше существовать Россия, к нему пришли его духовные дети, чтобы узнать, что им делать. И он ответил: «Молитесь за Святую Русь, она как роза цвела, а иноземцы принесли в нее грехи содомские, растлили и развратили ее». И вот этот образ моей Родины как цветка в снегу, там, где жизни по естеству быть не должно, настолько меня поразил, что была написана песня.
  Осеняла крестным знаменьем
  Матерь Божия посады,
  И горели ровным пламенем
  Негасимые лампады.
  И цвела ты Розой Белою
  На заснеженной равнине,
  И была ты Светлой Девою,
  Причастившейся святыне.

  Иноземные растлители
  Чистоту твою казнили,
  Твои горние обители
  Попирали и сквернили.
  Сапоги кирзовые,
  вышки смотровые –
  Где же твои соколы,
  Матушка Россия?

  Сколько зельем нас не потчевать,
  Не хвалить чужие страны,
  Знаю, вспомнят веру отчую
  Твои Марьи да Иваны.
  В предрассветной стылой темени
  У Креста, где ты распята,
  Тихо светятся до времени
  Сокровенные булаты.
  Полетят к заутрене
  Преподобных стаи,
  И восстанет мудрая
  Русь моя святая!

  Поскольку я нахожусь в Екатеринбурге, то не могу не представить песню, посвященную Святым Царственным Страстотерпцам. Она написана давно, в 1994 году, когда появились материалы о гибели Царской Семьи. За нее как за лучшую песню о Царе я награждена Свято-Введенским монастырем Оптиной Пустыни медалью «Всенародное покаяние». Основная тема этого произведения – предательство Царя его подданными. Ведь во время его ссылки «не нашлось крестьянина, Ивана Сусанина из всего народа. И никто спасти не смог, да за него костьми не лег…» И только сейчас восстановлена историческая справедливость по отношению к Святым Царственным Страстотерпцам, и именно она «будет отрезвлять и кровью поминать».
  Есть у меня еще одно стихотворение, посвященное Царственным Страстотерпцам, которое пока еще не положено на музыку.

  А к утру изуверы устали,
  И делов-то всего.
  Это после того, как распяли?
  Это после того.
  Не помянут ни в девять, ни в сорок,
  Не оплачут его.
  По стране расстилается морок,
  Во хмелю потешается ворог –
  Это после того.
  По следам
  В оседающей глине
  Не найти ничего.
  Это было уже в Палестине?
  Это после того.

  Сизы голуби землю вращали,
  Претворив естество.
  Отлетали, просили, прощали.
  Это после того.

  Слышим, братие, бездны минуя
  В оскверненном дому,
  Что Господнюю волю иную
  Возвещают ему.

  «Полагается в замковый камень
  Пречестная главо».
  Покаянной молитвой восстанем –
  Только после того.

  Судьба России в ХХ веке – главная тема, на которую матушка Людмила пишет. Возможно, это происходит еще и оттого, что сама она из семьи репрессированных, есть в ее роду и люди, пострадавшие за веру. Возьмем одну из песен, которая, по словам матушки, абсолютно биографична. Это – история о том, как в одну ночь 1937 года поселок ссыльно-каторжных, который состоял сплошь из сосланных со всей России благочестивых работящих людей, с множеством детей, в число которых входила и ее семья, лишился всех мужчин.
  Люди жили в землянках, и когда взяли всех мужчин, земля как будто стонала от горя, потому что в каждой землянке раздавался плач жен, матерей и сестер.
  – Моему деду Ивану тогда было 25 лет, бабушке Анисье – 23 года, но в семье было уже пятеро детей. Мама моя, Екатерина, в то время была семимесячным младенцем и еще лежала в люльке. Эта песня очень дорога для меня, потому что в ней называются родные имена.

  Да, не видела я, да, не ведала я,
  Как костьми дорогих засевались поля,
  Как стонала по детям родная земля,
  Да как жены и матери выли,
  Когда их по ночам уводили.

  Но напрасно искать следопытам следы –
  Ни куста, ни креста, ни фанерной звезды,
  Ни холма, ни приметы в глухой стороне,
  Где мой дед неотпетый взывает ко мне!

  Многие теперь любят расковыривать душевные раны и получать какое-то мазохисткое удовольствие от самомучительства. Даже называют это очищением, лишая себя преображения и здоровья. Но с матушкой Людмилой все иначе. Каждая ее песня – преодоление.
  – У меня не получается только рыдать и плакать. Так организм устроен, – шутит матушка, – хотя есть такие моменты, когда написать песню – не только возможность избавиться от тяжести, но сказать то, чего от себя не ожидаешь. Не могу сказать, что получаю Откровение, просто обозначается что-то, чего от себя не ждала. И тогда все сказано, обретаешь опору. Да и в жизни не бывает беспросветной ночи и беспросветного мрака.
  Практически все песни написаны мной, но некоторые стихи к моим песням пишет и мой муж, отец Андрей. Одна из таких песен – «Псалом боевой», которая широко известна в России. Ее поют хоровые коллективы, она часто звучит в фильмах. В ней замечательные слова:

  Прочти нам, священник, псалом боевой
  И силою, данною Богом,
  Благослови нас на битву со тьмой
  Державным пророческим словом…

  В песнях Людмилы Кононовой выражен стиль эпохи со всеми ее контрастами: нищетой, бесправием, униженностью народа и процветанием власть предержащих, разобщенностью людей. Но выражен и свойственный православному мироощущению исторический оптимизм – поскольку «если с нами Бог, кто против нас»: «И восстанет мудрою Русь моя святая». В ее песнях и исповедь русского народа, и проповедь покаяния для еще не осознавших смысл своего существования; выражение горячей и нежнейшей любви к Родине и к жизни во всей ее полноте и многогранности, и ободрение унывающих:

  Поэт осознает себя так:
  И главное – в пути неблизком,
  В мелькании числ
  Я – малый светоч Божьей искры,
  И в этом смысл…

  В предисловии к одному из альбомов Людмилы Кононовой доктор философских наук Владимир Николаевич Катасонов написал: « Это поет сама Россия, ее недра, политые кровью стольких героев и принявшие останки стольких святых, ее бескрайние поля, леса и горы, где выходят на поверхность благородные рудные пласты с золотыми прожилками. Пой же, поэт, пой же, матушка Людмила, учи нас, малодушных, любви, вере, памяти и… сопротивлению!» К этим словам могут присоединиться сотни, тысячи людей, которые любят и ценят творчество Людмилы Кононовой.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Возвращение христианства на святую землю православной Византии

  17 ноября на Урал вернулась первая паломническая группа из православной Византии – современной Турции. Группу паломников возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

 
Духовное чтение

За такую «Державу» нам не обидно…

  Владимир Николаевич Пономаренко – председатель Свердловской областной общественной организации «Реабилитационный центр «Держава», а также казачий атаман хутора «Державный» исетской линии станицы «Медный рудник». Этому центру 14 ноября 2008 года исполнится два года.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс