Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (511) → Возвращение христианства на святую землю православной Византии

Возвращение христианства на святую землю православной Византии

№46 (511) / 8 декабря ‘08

Духовное чтение

В этой теме:

Духовное чтение
За такую «Державу» нам не обидно…
Духовное чтение
Пой, поэт, пой, матушка Людмила!

  17 ноября на Урал вернулась первая паломническая группа из православной Византии – современной Турции. Группу паломников возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

В ее состав вошли священнослужители, представители органов государственной власти, предприниматели города Екатеринбурга и Свердловской области.
 Для большинства россиян Турция до сих пор была только страной пляжного отдыха, но сегодня первые паломники открыли новую страницу истории православной Византии и посетили места, на которых звучала проповедь святых апостолов.
 Вот что рассказывает о поездке одна из паломниц – Екатерина Олеговна Шаршапина.

  Уникальность нашей поездки заключалась еще и в том, что семь дней в самых значимых местах и святынях совершались первые богослужения за последние пять столетий. Так, в Эфесе в первом в мире храме, построенном во имя Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия – по свидетельству историков православная служба в храме Пресвятой Богородицы не совершалась с ХV века. Также богослужение прошло в Каппадокии, которая на заре расцвета христианства была колыбелью православия. Не менее важной стала служба в храме Николая Чудотворца в городе Демре. В богослужении имели возможность участвовать даже православные жители Анталии, которые в настоящее время испытывают на турецкой земле духовный голод.
  Во время поездки были проведены встречи с губернатором района Каппадокии в городе Невшехир, а также с заместителем министра культуры и туризма Турции. В ходе этих встреч были намечены шаги по развитию культурного туризма и паломничества между Россией и Турцией.
  Мы предлагаем сегодня нашим читателям совершить хотя бы мысленное паломничество по святой земле православной Византии.
  Когда с севера на юг перелетаешь Черное море, внизу в сизой дымке проступает слабо изрезанный берег Анатолии… «Восточная страна» – так называли в древности греки эту обширную территорию посреди Малой Азии. Именно здесь зародились и развились многие из древнейших цивилизаций. Здесь сталкивались, переплетались и взаимно обогащались европейская, азиатская и африканская культуры. В центральной части Анатолии расположилась Каппадокия (в переводе с персидского – «страна прекрасных лошадей»). Это малая часть эллинского мира, а впоследствии и Римской империи с тем же названием. Первые исторические данные о Каппадокии имеются у Флавия. Он часто говорит о ней с тех пор, как дом царя Ирода породнился с домом каппадокийских царей в результате брака сына Ирода Александра (позднее казненного) с Глафирой, дочерью царя Каппадокии Ахелая.
  Анатолию можно назвать страной природных контрастов. Ее центральная, внутренняя часть –изолированный и однообразный мир плато, котловин и возвышенностей с безграничными сухими степями. А вокруг – расчлененные ущельями горы, на севере и юге круто спускающиеся к морю. Пустынные просторы Центральной Анатолии производят унылое впечатление. Ослепительное солнце, мерцание горячего воздуха и вокруг до самого горизонта в голубоватой дымке – лишь серовато-желтая степь. Редкие пастбища, одинокие тополя и дикие грушевые деревья усиливают ощущение пустынности. «Птица не пролетит, караван не пройдет – пустынны дороги Анатолии», – гласит турецкая поговорка. Но как только дорога приводит путника к первому же городу, красота представшего его взору пейзажа настолько поражает, даже оглушает, что возникает ощущение виртуальной реальности. Прибывающим сюда со всего света туристам Каппадокия до сих пор кажется затерянным миром. Временами ее ландшафт напоминает лунную поверхность. Многочисленные конусообразные скалы похожи на муравейники – в них выдолблены жилища, обитателями которых стали ранние христиане. Сейчас в некоторых из этих «муравейников» расположились небольшие, но престижные гостиницы.
  По свидетельству множества источников, христианство в Анатолию принес апостол Петр в I веке н. э. В IV веке христианство стало государственной религией Римской империи, и вскоре население Западной и Центральной Анатолии было почти полностью обращено в эту веру. Господствующей формой христианской религии здесь сделалось Православие, которое отделилось от Римско-Католической Церкви с центром в Риме и образовало свою церковь, так называемую греко-православную, во главе с патриархом в Константинополе. На востоке Анатолии распространились несторианский и якобитский толки христианства, армяне создали свою Церковь – армяно-григорианскую. Тогда же, в первые годы Византийской империи, епископом Кесарии, столицы Каппадокии, был назначен Василий Великий. Он поощрял создание новых монашеских поселений, и на протяжении последующих тысячелетий монахи вырубили в туфе множество церквей и келий. Ранние церкви строились по самым простым проектам – с куполообразным сводом, прямоугольным нефом и большим алтарем. Длина церкви обычно не превышала 8 метров. Когда в VII веке участились набеги арабов, строители отказались от украшения фасадов, чтобы не привлекать внимание незваных гостей. Спустя столетие иконоборцы, члены христианской секты, запрещавшей иконопочитание, уничтожили многие из ранних фресок и заменили их геометрическими узорами. Кстати, именно в эпоху иконоборческих споров происходит особенно мощное движение христиан в сторону Каппадокии. Таким образом, эта территория долгое время оставалась одним из немногих мест иконопочитания в Византии. К X веку уже наметился возврат к богатому и красочному убранству. Начали строиться церкви большего размера по византийской крестообразной модели с куполами в центре и по бокам; они украшались в византийском стиле.
  Вторжения турок в XIII веке нанесли непоправимый удар не только по церковному строительству, но и по мирным христианам, вынудив их скрываться под землей. К югу от Невшехира, одного из городов прекрасной Каппадокии, есть несколько подземных поселений. Они высечены на разных уровнях из туфа. Каждое из этих тесных пещерных обиталищ могло вместить несколько тысяч человек, скрывавшихся от вражеских армий. Из истории X века известно, что местные жители были прозваны «пещерными людьми» за то, что «перемещались под землей сквозь отверстия, трещины и лабиринты, похожие на пещеры и норы». Подземными пещерами пользовались ранние христиане во времена гонений, а последними обитателями были турки, спасавшиеся от египетских войск в XIX веке. Самой известной горной долиной с церквами считается долина Гереме площадью 111 кв. км. Начиная с IV века под воздействием византийских монахов Гереме стала превращаться в паломнический центр православия. Духовенство, отшельники и монахи селились здесь и устраивали кельи, создавая общины. Путешествуя по Каппадокии в 1907 году, ученый-иезуит Гийом де Жерфаньон был поражен: в одной только долине Гереме он насчитал не менее 350 скальных церквей IX-XIII веков. «…Наш взор был поражен. Я помню эти долины в ослепительно ярком свете, пронизывающем поистине фантастический пейзаж», – так писал француз, открывший скальные церкви лишь по воле случая. Необозримый ландшафт, усеянный бесконечным множеством скал, на создание которых природе понадобились миллионы лет, заставляет трепетать душу и уносит воображение в глубь веков. На сегодняшний день в Каппадокии находится около 1500 христианских церквей, из них сохранившихся – около 200. Археологи предполагают, что многие церкви по сей день еще не найдены, потому что некоторые крестьяне используют их под хлевы. К счастью, не все – их новые хозяева понимают ценность приобретенной ими исторической реликвии. К сожалению, многие христианские обители не избежали надругательства. Почти все православные храмы в Турции остались таковыми лишь снаружи, внутри это – действующие мечети со всеми необходимыми атрибутами. Однако церкви меньших размеров еще хранят на своих стенах и куполах фресковые росписи, на которых угадываются изображения святых и сцены из Ветхого и Нового заветов.
  Надо сказать, что современные турки считают себя достаточно веротерпимыми людьми. Действительно, в отличие от своих предков, они не разрушают христианские святыни – но и не заботятся об их сохранении. Многие церкви нуждаются в срочной реставрации, иначе время и непогода разрушат их окончательно. Складывается довольно устойчивое впечатление, что турок не интересует прошлое земли, на которой они живут, растят своих детей. Какое будущее у страны, народ которой не чтит прошлого…
  Самый древний храм в Каппадокии датируется IV веком и связывается с деятельностью святого Василия Великого, вместе с которым христианство в народ несли святые Григорий Назианзин (Богослов) и Григорий Нисский. Названные впоследствии Каппадокийскими отцами, они положили основание новому периоду истории христианской церкви. Ведь в то время в христианство обращались все слои населения, включая интеллигенцию и аристократию. Несмотря на этническое разнообразие, все они принадлежали к эллинистической культуре, и ключом к их ментальности была греческая философия.
  Чтобы обратить мир в христианство, необходимо было истолковать христианство в греческих понятиях и категориях, что предполагало творческое усилие ума, духа и сердца. Это истолкование представляло собой подвиг, который и составляет смысл христианского свидетельства. В IV веке этот подвиг взяли на себя отцы-каппадокийцы. Результатом их деятельности явилась православная культура, определившая судьбы многих народов.
  Вообще земля Анатолии – это неисчерпаемая сокровищница памятников истории и культуры. Именно здесь, на территории современной Турции, находится Тарсус – место рождения апостола Павла. Сегодня в этом небольшом, немного мрачном городишке память об этом событии хранит лишь чистый дворик с бетонной площадкой, в котором находится колодец Святого Павла. И город Конья (Икония), в котором жила святая Фекла, ученица апостола Павла, первая из христианок, пострадавшая за веру и обратившая многих язычников ко Христу.
  Отдыхая в Турции, не забудьте обязательно выделить время для посещения Эфеса – одного из древнейших городов мира. Здесь находится дом Святой Девы Марии, где Она, согласно Преданию, скрывалась с Иоанном Богословом после казни Иисуса Христа (Эфес – родина Иоанна Богослова) от преследования римлян. Стоит только на минуту представить себе, что все в легенде соответствовало действительности, и предстоящая поездка заставит задуматься о событиях 2-тысячелетней давности…. Устроители этой экскурсии отмечают, что посещение дома Пресвятой Богородицы приравнивается для христиан к паломничеству в святые места. Кстати, не забудьте захватить три пустые емкости для воды, так как там есть три святых источника, дарующие, как утверждают гиды, здоровье, любовь и благополучие.
  А теперь посмотрим, что пишут об этих местах туристические путеводители Турции. В частности, в путеводителе на русском языке «Турция» сказано, что, по преданию, святая Дева Мария умерла в возрасте 63 лет в Иерусалиме, где предположительно и находится ее могила. Однако достоверных свидетельств о захоронении до сих пор не обнаружено. В 431 году на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе было провозглашено, что между 37 и 48 гг. святая Дева Мария пришла в город вместе со святым апостолом Иоанном и что здесь она жила и умерла. В 1852 году вышла работа Клеменса Брентано «Жизнь молодой женщины Девы Марии», которая удивила многих, будучи основанной, на откровении Анны Катерины Эммерих: в ней было описано местонахождение дома, где жила Пресвятая Богородица. После того, как в 1892 г. жилище Девы Марии было обнаружено, архиепископ г. Измира объявил Эфес местом паломничества. Сегодня в дом Богоматери приходят не только христиане, но и мусульмане. Со времени открытия дома отмечались многие случаи исцеления больных.
  Дом Святой Марии – однокупольное строение; у его входа виден маленький фасадный холл, с задней стороны которого размещена немного удлиненная молельня с алтарем, расположенным у апсиды. Справа находится спальная комната, а слева, видимо, раньше была кухня. Туристам непременно покажут и развалины древнего города Эфеса, многие из строений которого неплохо сохранились до наших времен, а многие хорошо отреставрированы.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Архипастырь

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 – Владыка, Екатерина из Новосибирска задает такой вопрос: «Профессор А.И.

 
Духовное чтение

Пой, поэт, пой, матушка Людмила!

  В музыкальных программах православного радиоканала «Воскресение» Екатеринбургской епархии часто звучат песни автора-исполнителя Людмилы Кононовой. Как писал доктор философских наук В.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс