Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
С началом нового учебного года вновь обострилась дискуссия по поводу введения в школьные программы изучения предмета «Основы православной культуры». Есть немало сторонников нововведения – равно как и его противников.
О православных ценностях в образовании сегодня рассуждает проректор Екатеринбургской Православной Духовной семинарии протоиерей Петр Мангилев:
– Мы много говорим сейчас о глубоких кризисных явлениях, которые могут быть наблюдаемы в жизни современного общества. Но наша задача состоит не только в том, чтобы констатировать факт всеобщего упадка и разрушения и описать его максимально емко. Мы должны искать и предлагать пути выхода из тех тупиков жизни, в которых важно бывает поставить правильный диагноз, но еще более важно назначить правильное лечение и неукоснительно проводить эти назначения в жизнь. Иначе рассчитывать на выздоровление сомнительно. И мы на наших епархиальных собраниях и заседаниях также должны определяться, что нам следует делать и чего делать не следует.
– Так что же православным священнослужителям следует делать, а чего делать не следует?
– Мы приходим сейчас к пониманию, что кризисные явления в жизни современного общества во многом, или правильнее будет сказать, в основном, обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором общество находится. Для многих стало очевидным, что не является истинным грубо-материалистическое представление о том, что достаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности.
Мы видим, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того, насколько развито или не развито в нем нравственное чувство. Нравственное чувство нужно воспитывать.
– Как? Какие ценности должны быть положены в основу воспитательного и образовательного процессов?
– Это вопросы, на которые современное общество ищет ответы. Общество и государство обращаются за ответами на эти вопросы и за помощью к Церкви. И надо сказать, эта область, область формирования нравственного чувства, может быть полем продуктивного церковно-общественного и церковно-государственного диалога. Формы этого участия могут и должны быть самыми разнообразными. И особо продуктивным может быть участие Церкви в деле привития учащимся религиозных нравственных ценностей.
– Многие священнослужители на личном опыте убедились в том, что участие Церкви в воспитательной и образовательной деятельности в светской школе сопряжено с определенными трудностями. Как их преодолеть?
– Действительно, штампы атеистического отношения к церковно-образовательной деятельности еще очень живы в сознании нашего общества и это налагает на преподавателя целый ряд ограничений. Церковный же преподаватель, верующий православный христианин ни на минуту не должен забывать о том, какова главная цель церковно-образовательной деятельности. А подлинная цель церковно-образовательной деятельности уясняется из цели и смысла бытия Церкви Христовой. На эту цель нам совершенно ясно указал святой апостол Павел, который говорит о Господе Иисусе Христе: «…Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 11–13). То есть Господь созидает Церковь на земле для спасения людей от власти греха, для того, чтобы каждый человек мог «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22–24.). С пришествием в мир Господа Иисуса Христа «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1, 15). Цель бытия Церкви на земле – являть это Царство, призывать человека в это Царство.
Цель церковно-образовательной деятельности сообразна цели бытия Церкви на земле, из этой цели выводится и проистекает все. В центре церковного образования должна находиться проповедь спасения, проповедь Царствия Божия. Своей подлинной и естественной задачей церковное образование должно иметь только одно – воцерковление. Вне этого церковное образование с неизбежностью превращается в навязывание безжизненных идеологем, в ханжество и фарисейство.
– Отец Петр, и все же следует признать, что среди подрастающего поколения, молодежи немало людей, которые не верят в Бога и считают себя атеистами. Чем Вы можете это объяснить?
– Главной причиной наших неуспехов в области церковно-образовательной деятельности всегда является потеря главного смысла человеческой жизни – соединения с Богом, и только там, где в центре жизни есть Христос, только там может быть подлинный плод. Господь во святом Своем Евангелии говорит нам: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и все приложится вам» (Мф. 6, 33). Главная причина, нарушающая внутреннее единство нашей церковно-образовательной деятельности, как раз и заключается в том, что в этой деятельности мы основные свои усилия сосредотачиваем не на «Царствии Божием и правде Его», а на том, что «приложится». В центре нашей духовной образовательной деятельности могут оказываться важные и значимые, но лишенные главного смысла, а потому утратившие свою значимость предметы. Мы можем, например, заниматься богословием, но превратить богословие в безжизненную метафизическую систему и низвести богословие на уровень любой другой философской или идеологической системы. Такое богословие перестает быть «разысканием истины или исповеданием веры», и по слову одного современного греческого православного богослова, «не имеет ничего общего с переживанием события спасения, с объединяющим Церковь вселенским опытом – опытом сущности единства и общения единого лика верных в богослужении и в аскетическом подвиге». Такое богословие с неизбежностью будет приводить к рационализму и безверию. Мы можем много усилий отдавать проповеди морально-нравственных ценностей, но если наша проповедь лишена главного содержания, которое есть Христос, то и эта проповедь будет бессмысленна, ибо не обусловленная Христом нравственность превращается в пустой и тягостный свод никому не нужных, бессмысленных предписаний.
В такой деятельности мы уподобляемся древним фарисеям и вместе с ними заслуживаем осуждающих слов Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 25–28). Подлинная же, а не лицемерная праведность, подлинная нравственная жизнь возникает тогда и только тогда, когда мы изживаем в себе ветхого человека и созидаем нового, «созданного по Богу» (Еф. 4, 22–24), но только тот, «кто во Христе, тот и новая тварь» (2 Кор. 5, 17). Только тогда «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 11, 30) нравственного закона могут превратиться в легкое бремя Христово (Мф. 11, 30).
– Но как же этого можно добиться?
– В церковно-общественном и церковно-государственном диалоге по проблемам образования и воспитания нам важно показать, что те ценностные ориентиры, которые мы стремимся сформировать в молодом поколении, укоренены в религии, и как практическое руководство в жизни с наибольшей эффективностью могут быть восприняты только тогда, когда будут религиозно осмыслены. Мы также должны помнить сами и объяснять другим людям, что религиозная мотивация нравственных поступков самым решительным образом отличается от идеологической их мотивации.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
…На сцене, декорированной застольем с пузатым самоваром во главе, водят хоровод с рушниками семь девушек и четыре парня, одетые в нарядные старинные одежды. Ведущая, что называется, с порога подключает к праздничному действу зал, заставляя вспомнить прадедовские обычаи.
Чин закладки краеугольного камня и памятной капсулы в основание нового храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Путеводительница» совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь в микрорайоне «Аэрофлотский» города Симферополя. На месте закладки правящий архиерей Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви совершил в сослужении благочиннного Симферопольского благочиния № 2 протоиерея Николая Сопиги и иерея Сергия Шипилова молебен на начало нового дела, на котором присутствовали городской глава столицы Автономной республики Крым Геннадий Бабенко, представители городской администрации, руководство аэропорта «Симферополь».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.