Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В преддверии 200-летнего юбилея со дня закладки первого в старинном Екатеринбурге храма в честь Преображения Господня, что на Уктусе, который отмечается 4 ноября текущего года, мы поговорим о православных святынях, об иконах, находящихся в храме, ибо храм и икона – неразрывны. О помощи и исцелениях, получаемых прихожанами от Господа через эти святыни, многочисленные свидетельства о которых собрали приходские летописцы Ольга Пономарева и Владимир Николаевич Морозов.
Икона – это окно в иной мир, окно в Царствие Божие. Нам не дано понять, отчего мироточат или изливают чудный аромат, а иногда плачут или кровоточат иконы, будь они на дереве, металле или простой бумаге. Это неизвестно, «тайна сия велика есть…» Нам же нужно смиренно принимать, радоваться или обострять свое внимание, так как часто слезо-мироточение икон приходит нам как предупреждение для покаяния в грехах, порой – как предупреждение об опасности. Исцеление, полученное от икон, – это великое благо, посланное от Бога. Одному помощь приносит одна икона, другому – другая, но есть особо часто повторяющаяся помощь исцеления от одного и того же недуга, икона, к которой валом валит народ православный и… уходит исцеленным. За такими иконами закрепляется название «чудотворных».
В Преображенском соборе усилиями его настоятеля отца Николая Ладюка, благодаря пожертвованиям прихожан собралось уже достаточное количество икон – и очень древних, и сравнительно новых, и икон, специально написанных к определенному событию. Все иконы чтимы и спасительны, но некоторые из них вызывают всеобщее почитание. Как не считать чудотворной икону – список со всем известной иконы XVII века «Всецарица» или «Пантанасса» (греч.), хранящейся на Афоне в монастыре Ватопед, даже, конечно, не прямо с нее, а с многочисленных репродукций и открыток с этой иконы, привезенных отцом Николаем с Афона. Написанная в 1996 году иконописцем Татьяной Водичевой, икона явила уже немало исцелений страждущих от такого страшного, почти безысходного заболевания, как рак, о чем свидетельствуют письма исцелившихся.
Вот только несколько примеров. Анна Ветлугина, полтора года болевшая раком молочной железы, пережила различные состояния: от отчаяния и готовности умереть до пламенных молитв перед этой иконой. Сорок акафистов, прочитанных перед ней, заставили болезнь отступить…
Елена Николаевна Рябцева пишет, что после удаления раковой опухоли у ее отца возник сепсис. Надежды не было. Она заказывала молебны с акафистом, читаемые каждую субботу перед этой иконой. Через 20 дней Господь поднимает ее отца на ноги.
Любовь Сергеевна Мельникова принесла письмо о том, что по пламенному обращению к иконе «Пантанасса» обнаруженное у нее подозрение на раковую опухоль не подтвердилось. Она ездила каждую субботу все лето и осень в храм на молебен «Всецарице» и к концу октября была снята с онкологического учета. Примеров таких – не счесть.
Лучшее доказательство помощи, полученной от нее – несколько рядов нитей, натянутых под стеклом иконы, где находятся нательные крестики с цепочками, кольцами, серьгами, часами, пожертвованные Божией Матери в благодарность за спасение. Раз в год открывается специальный сейф, и новые нити с собравшимися за год пожертвованными драгоценными изделиями появляются под стеклом иконы. Ну какое лучшее доказательство можно привести тут?!
В сущности, все иконы целительны и чудотворны, на каждой лежит печать Духа Святого. Просто при различных обстоятельствах, по вере человека, по каким-то, для нас неясным, причинам, Господь посылает помощь и утешение от той или иной иконы.
В Никольском приделе храма у окна, как бы отгораживая левый клирос, находится большая икона Царственных Страстотерпцев, тоже писанная Татьяной Водичевой. Перед прославлением Царственных Страстотерпцев в России было очень много чудесных явлений мироточения и икон, и даже фотографий Царской Семьи.
В Преображенском храме всегда с особым почитанием относились к убиенной семье Царя Николая, и икона эта появилась даже до их прославления и причисления к лику святых. Помощь от иконы идет сильнейшая: только приближаешься к ней – сразу ощущаешь себя в окружении мощной благодатной силы, исходящей от Царственных Страстотерпцев. Молись, проси – и все будет дано тебе по вере твоей…
Лик святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, запечатлен на пяти иконах храма. На первый взгляд, все странно: грек по рождению, всю жизнь проведший на юге, никогда не бывавший в России, но такой глубоко русский святой, так почитаем на Руси, в России – сразу после Иисуса Христа, Божией Матери и Пресвятой Троицы! В самой глухой деревушке знают и чтят святителя Николая.
Икона, лежащая на центральном аналое Никольского придела, небольшая, с несколько гипертрофированными пропорциями головы и верхней части фигуры, довольно сурово и скорбно смотрящая на мир. Икона из Великорецкого села Крутицы Вятской губернии. История ее явления такова: местный крестьянин Агалаков, находясь в лесной чаще на берегу реки, заметил яркое свечение, как оказалось, от чудесной иконы с образом святителя Николая. Крестьянин принес ее домой, где вскоре обнаружилась ее исцеляющая сила. В 1555 году по велению царя Иоанна Грозного образ «от Вятских сел Великоречья» был впервые доставлен в Москву. В знак глубокого ее почитания один из приделов московского соборного храма Покрова на Рву был освящен во имя Николы Великорецкого, в нем поместили и образ, списанный с чудотворной иконы. Позже для святыни был выстроен храм, ставший центром Великорецкого погоста. Погост расширялся. Рядом с храмом Николая Чудотворца возвели еще одну церковь – Преображенскую. К XVIII веку можно отнести строительство целого Великорецкого комплекса, включающего уже каменный Никольский храм, церковь Преображения, колокольню и часовню, поставленную над источником. Идеи и замыслы строителей Великорецкого комплекса осеняло имя великой вятской святыни – образ святителя Николая. Список с этой иконы и лежит на центральном аналое Никольского придела Преображенского храма Екатеринбурга.
Другая, тоже очень старая, икона была настолько разрушена, что, казалось, не подлежит восстановлению. По милости Божией Татьяне Водичевой удалось восстановить лик святителя; была отреставрирована латунная риза, и восстановленная икона понесла людям тепло и благодать. От нее не хочется отходить. Прекрасна икона святителя Николая сибирского письма, которая находится тоже в приделе Святителя Николая, недалеко от алтаря.
В двух углублениях восточной стены находятся два ковчежца с чудотворными мощами. В ковчежце на северной стороне – частицы мощей святого Митрофана Воронежского, святого Тихона, епископа Задонского, священномученика Владимира, митрополита Киевского, преподобных Иова Почаевского, Олега Брянского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, преподобных Николы Святоши, Прохора Лебедника, Далмата Исетского.
Ковчежец на южной стороне – дар Оптиной пустыни (о.Мелхиседека) Преображенскому храму. В нем заключены частицы мощей оптинских старцев: Амвросия, Моисея, Илариона, Исаакия, Иосифа, Никона, Исаакия, Льва, Макария, Антония, Анатолия, Варсонофия, Анатолия, Нектария.
Архиепископ Мелхиседек – прежний Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии – пожертвовал отцу Николаю для Преображенского храма частицу мощей благоверного князя Олега Брянского: Владыка Мелхиседек всегда живо интересуется жизнью Екатеринбургской епархии, хорошо знает и любит отца Николая, очень ценит его за большую духовность и просто феноменальные энергию и трудолюбие.
По пути из Брянска на Урал в Киево-Печерской Лавре отец Николай получил в дар частицу мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, а в Почаевской Лавре (в этих местах родина о.Николая, и в Почаевской Лавре он трудился и пел в хоре) наместник Лавры благословил для уральского храма Преображения частицу мощей основателя Лавры – преподобного Иова Почаевского.
Частицы мощей иноков Киево-Печерских преподобных Николы Святоши, князя Черниговского, и Прохора Лебедника пожертвовал храму художник-реставратор Георгий.
В 1997 году епископ Курганский и Шадринский Михаил, будучи в Екатеринбурге, благословил храму Преображения частицу мощей святого Далмата Исетского, основателя Далматовского монастыря.
Следуя вдоль восточной стены храма, мы поклоняемся иконе Серафима Саровского, сравнительно новой, которая соседствует с иконой Божией Матери «Скоропослушница», пожертвованной в 1996 году храму игуменом Андрианом – насельник Почаевской Лавры, он родом из Екатеринбурга, и это – дар его и его семьи.
Огромная, самая большая в храме, икона Божией Матери Иверской («Вратарница») расположена на входе в центральный придел и находится в арочном проеме, соединяющем оба придела. Икона была приобретена просто в плачевном состоянии: лики Богомладенца и Пресвятой Богородицы, очевидно, реставрировались и были очень неудачно вновь записаны. Потребовалось много усилий, чтобы написать их практически заново. Но в целом икона поражает красотой соединения графики и чеканки в орнаменте растительного фона, и по трудолюбию, с которым она выполнена, ее трудно даже с чем-то сравнить…
Икона «Неупиваемая Чаша» – еще одно изображение Богоматери. По молитвам к ней, Богородица избавляет от пьянства, которое буквально захлестнуло сейчас многострадальную Матушку-Россию. Не удивительно, что возле этого лика Царицы Небесной так часто звучат молебны и акафисты.
Большая икона «Распятие» была куплена отцом Николаем у очень бедного и больного человека, который хотел просто пожертвовать ее храму. Но батюшка чувствует, когда действительно нужна помощь и, как говорится: «Да не оскудеет рука дающего»…
Тут же рядом сравнительно недавно появилась современная икона в металлическом окладе. Такие красивые переходы и чередования золотого и голубовато-серебристого цвета являет богомольцам эта икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба и листиками с него!
Хочется сказать еще о иконе Казанской Божией Матери. Она пожертвована храму протодиаконом Анатолием Головиным. Икона старинная, очень хорошего письма. Перед ней, как и перед «Всецарицей», возжжена неугасимая лампада.
Дар одного из врачей города – икона святителя Николая и Симеона Верхотурского – нашего уральского святого и покровителя. Игумен Свято-Николаевского Верхотурского монастыря о.Тихон в 1996 году благословил Преображенскому храму частицу мощей святого Симеона Верхотурского, и ковчежец с ней встроен в эту икону.
А на западной стене Казанского придела помещена икона Богоматери с Младенцем. Выполнена она не в традиционном, каноническом стиле, а скорее это список с иконы художника Васнецова; она очень походит на икону Богоматери в храме города Гусь-Хрустальный, где она ранее находилась. При взгляде на эту икону каждый раз просто замирает сердце! Какая чистота, решимость и нежность одновременно в лике и позе Пресвятой Богородицы! Она, зная, какие муки ждут Ее Дитя, отдает, протягивает Его людям. Вот он – Божественный подвиг Матери, Богоматери. А Младенец! Смотришь, и кажется, что вот еще мгновение, миг единый и изображение начнет двигаться… Пусть она не канонична, но настолько возвышает душу и вызывает трепет и любовь – и… боль. Хочется все время смотреть и молиться, глядя на нее.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы отделяет правый клирос от храма. Икона новая, но написана с большой любовью.
В некотором отдалении – большая икона трех святителей, отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, тоже дар храму от верующих. И еще одна старинная икона – Иоанна Тобольского, по чьему благословению был заложен первый деревянный Свято-Николаевский храма на месте будущего Преображенского. Преосвященный Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, благословил храму частицу его мощей, и ковчежец с ней также помещен под стекло иконы.
Всего не перечислить… Не так давно в Никольском приделе появилась большая икона блаженной Матронушки, а на противоположной стене – икона покаяния: для молитвы родителей за детей, убиенных в утробе матери. Какая нужная, взывающая о пробуждении совести, страха Божия за своих погубленных нерожденных крошек…
Вот сколько Господь дал за столь малое время, прошедшее с начала восстановления храма; дал за великий труд, огромную отдачу физических сил, а кто мог – материальных средств для возрождения храма Преображения – первого екатеринбургского храма.
Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
В беседе с кандидатом философских наук, доцентом кафедры психологии и антропологии УГТУ-УПИ Еленой Германовной Поповой мы ведем разговор об актуальных проблемах духовного и нравственного воспитания молодежи. Формат газетной статьи не позволяет сразу полностью осветить заявленную тему – настолько важную и нужную сегодня, что мы еще продолжим разговор.
Гавана, 23 октября. ИНТЕРФАКС.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.